Раздел 1. Искусство - часть культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Искусство - часть культуры



Культура (от латинск. «возделывание», «воспитание»):

1) совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни;

2) сфера человеческой деятельности, связанная с духовной жизнью искусством, просвещением;

3) просвещенность, образованность, начитанность;

4) уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности или условий жизни;

5) исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Искусство:

1) образное осмысление действительности, особый способ её познания и отражения, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, результатом которого является художественное произведение;

2) высокая степень умения, мастерства в любой отрасли практической деятельности, прекрасное владение присущей ей системой приёмов и методов.

а) произведение искусства – вершина творчества

Произведение искусства[12] – материальное воплощение (звуковое, пластическое, словесное, цветовое и т.д.) духовного образа модели мира, художественная структура которого определяется особенным стилем и творческим методом художника. Искусство, с древних времён, является средством общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, общения людей и приобщения к накопленному человечеством опыту.

Искусство оценивает отношения общества и человека к окружающему миру с позиции основных эстетических категорий:

- «прекрасного»,

- «возвышенного»,

- «трагического» и

- «комического».

 Прекрасное - центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью; выступает принципиальным и основополагающим критерием в оценке отражаемой и преображаемой жизни.

Возвышенное - категория эстетики, характеризующая внутреннюю значительность, величие предметов и явлений; характерна для эстетики XVIII – начала XIXвв.

Трагическое – философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развёртывающийся в процессе противоборства героя обстоятельствам, сопровождающими его страданиями, гибелью, с заложенных в действии сложнейших вопросов бытия, мировых проблем; раскрывается в специальном виде драмы – трагедии.

Комическое (от греч. «весёлый, смешной», “komos”- весёлые ряженые на сельском празднестве Диониса в Древней Греции) – категория эстетики, означающая смешное и основанное на контрасте, «разладе», противоречии (безобразного-прекрасному, ничтожного-возвышенному, нелепого-рассудительному, ложного-значительному); на «комическом» основаны каламбур, гротеск, шарж, карикатура, анекдот, пародия, а также один из главных видов драмы – комедия. Виды: ирония, юмор, сатира.

 

б) функции искусства

Совокупность получаемых познаний и впечатлений от произведения искусства, обогащающих наш духовный мир называется эстетическим переживанием. Сложное по своей природе, эстетическое переживание рождается в сознании, в воображении человека под воздействием художественного произведения. Убедительность и правдивость искусства, заставляющие нас эстетически сопереживать, связаны с нравственными, психологическими ассоциациями, построенными на жизненном опыте человека. Изучая искусство, ещё Аристотель в теоретических разработках, выделял следующие его три функции:

1) познавательную: искусство познает мир через систему художественных образов, используя специфические средства и приемы;

2) воспитательную: основная по учению Аристотеля - теория «катарсиса», духовного очищения человека в процессе восприятия произведения искусства. Важнейшая роль при этом отводилась музыке, театру или литературе. Древнегреческий писатель Лукиан писал: «Душу мы, совершенствуем... обучая юношей музыке, счету и грамоте... затем они учат высказывания мудрецов и … полезные мысли». Так, веря в воспитательную силу искусства, А.Скрябин мечтал о создании «Мистерии» - сочетании видов искусства - музыки, поэзии, танца, архитектуры, и света, приведших бы к новой эре осознания мира.

3) эмоционального воздействия (гедонистическая)

Современная наука добавляет и другие функции:

4) компенсационная функция: искусство позволяет человеку компенсировать  впечатления, переживания, эмоции которые он не получает в реальности.

5) суггестивная функция: связана с определенным гипнотическим действием, оказывает влияние на человеческую психику. Так, суггестивной функцией в Средневековье было то, что благодаря искусству иконописи и архитектуры, «собор являлся Библией для неграмотного человека».

6) коммуникативная функция: феномен искусства во все исторические периоды коммуникативно преобладал над другими формами общественного сознания. Причём музыка, балет, скульптура, живопись коммуникативно доступны абсолютному большинству, а языковый барьер театра, кино, литературы ограничивает их воздействие.

 

в) о взаимосвязи искусства и коммерции

Искусство существует столько, сколько существует общество. Искусство, с появлением в обществе иерархии и власти (с Месопотамии и Древнего Египта[13]), становится на службу богатства и религии. Лучшие художники Древнего искусства, мастерски изображавшие богов, птиц и животных, пользовались известностью и славой за свои творения (например, Пракситель около IVв. до н.э.). Позднее появляется новые классы потребителей искусства. Знать для украшения своих жилищ использовала различные работы художников: пейзажи, портреты, натюрморты, изображения животных и сюжеты из мифологии (сохранились лишь мозаики, фрески). Христианская религия с IVв. преобразовывает византийское искусство.

Искусство Западной Европы постепенно изменяется с ХII по ХIIIвв. Всё более изысканной живописью и скульптурой украшаются храмы, соборы. Заказчиками предметов искусства в городах становятся крупные торговцы. На смену религиозным темам приходит мифология и изображение роскоши. Картины, которые начинают писать маслом, становятся равноценны гобеленам.   

Эпоха Возрождения XV-XVI вв. приносит разнообразие в технику живописи, появляется метод линейной перспективы. Именитые и богатые жители городов покровительствуют знаменитым творцам – гениям искусства. Ещё большего разнообразия стилей живопись достигает в период Ренессанса и Реформации. Подчёркнутая театральность Барокко рождает новые яркие индивидуальности  (поздний Рембрант(1606-69), Караваджо(1571-1610)).

В Европе XVIII-XIX веков современные художники стремятся подражать Мастерам прошлого. На фоне происходящей промышленной революции, искусство наполняется идеями романтизма. Появляется и класс продавцов произведений искусства и мир критики. Постепенно творцы искусства начинают всё больше зависеть от заказчиков, вынуждающих художников имитировать тот или иной стиль: от примитивизма до авангарда. На вкусы заказчиков влияет экзотика стран разных континентов. Возникшая связь Искусства и коммерции и опасна и благотворна.

Наконец, крушение всех художественных границ происходит в западно-европейском искусстве в начале ХХ века с помощью нового в искусстве (кубизм, старт абстракционизма), нового в технике (появление кино, развитие и наступление автомобилестроения, электроприборов, авиации). Расширяется и разнообразие стилей: искусство модерна становится символом капиталистической демократии. Новая столица мирового искусства после Второй мировой войны из Парижа «переезжает» в Нью-Йорк.

Позже «перфоманс» и концептуальное искусство со своими беспредметными произведениями помпезно выходят на сцену, демонстрируя «обработанные» и уже существующие в истории произведения (таков Э.Уорхолл, 1928-1987). Такая форма, как «инсталляция» позволяет добиться быстрого успеха и популярности у множества зрителей. Некоторым художникам нравится положение звёзд масс-культуры, приносящее скандальную известность и деньги. Ещё знаменитый английский критик Х1Хв. Дж.Рескин[14] прозорливо заметил: «Общество получает искусство, которое оно заслуживает».   

 

г) задачи и цель исполнительского искусства и выдающегося мастера-исполнителя

Воспринимая художественнее произведение, зритель становится сопричастным к творческому акту, воплощаемому творческой личностью художника. С одной стороны, зритель получает чувство духовного обогащения, эстетической радости, с другой стороны, от реакции зрителя зависит успех или провал спектакля, пьесы, музыкальной постановки. Между искусством и зрителем появляется «мост», посредник, передающий энергию автора – Исполнитель. Но и от зрителя требуется умение, почти талант – услышать и увидеть в исполнении смысл задуманного.

Задачи исполнительского искусства:

- развитие новых творческих моделей, создание произведений искусства;

- удовлетворение духовных потребностей зрителей в пространственно-временных видах искусства;

- пропаганда высоких моральных, гражданских и духовных идей и ценностей средствами искусства;

К целямисполнительского искусства относятся:

- возвышение духовной жизни общества

- формирование высоких моральных, нравственных качеств

- совершенствование и развитие исполнительного искусства

д) роль исполнительского искусства на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Все более заметной становится роль исполнительства в развитии мирового искусства, расширяется его воздействие на различные социально-культурные процессы. Помимо творцов и создателей произведений искусства высоко оценивается и творчество исполнителей во всех сферах искусства, индивидуальных и коллективных (театральных, балетных трупп, оркестров, народных ансамблей). Выступление исполнителей перед массовой аудиторией повышает ответственность артиста перед обществом в целом.

Под влиянием импрессионизма в живописи, направления созданного группой французских художников в 1874г. (Э.Л.Буден, Э.Дега, Э.Мане, К.О.Моне, К.Писарро, П.О.Ренуар, А.Сислей и др.) появляется и музыкальное направление с тем же названием (Э.Сати, Кл.Дебюсси, М.Равель). Много позже импрессионизм проявился в стилистике джаза середины ХХв.

На рубеже ХIХ-ХХ веков в академической музыке происходит переход от романтизму к модернизму и авангарду. Выразительные средства радикально обновлялись (отказ от традиционной мелодики, деструкция тонального плана и системы ладов). В этот период сосуществовали поздний романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм. На рубеже XIX-XX столетий творцы нового направления экспрессионизма (от лат. expressio - "выразительность") передавали трагичность, страх одиночества присущих человеку первой послевоенной эпохи. Другим музыкальным явлением оказался поздний романтизм. Произведения композиторов этого направления отличали грандиозные масштабы пьес и философские идеи, лежащие в основе их музыки.

е) многогранное использование исполнительского искусства в творчестве (синтез искусств)

Появление двух новых видов искусства: кино и джаза почти совпадает, также совпадает и их зависимость существования одного от другого. Немое кино стимулирует развитие сольного фортепианного исполнительства. Сопровождение киносеанса «провоцирует» появлению фигуры пианиста (органиста) – тапёра рядом с экраном.

 Пианисты делают шаги от привычного рэгтайма, записанного в нотах, к спонтанной переделке этого материала и добавления собственных интерпретаций. Это был «шаг» в новый фортепианный стиль – страйд. Талантливые исполнители Фэтс Уоллер, Лайон Смит и другие тапёры, присутствуя на сцене, рядом с экраном, доставляли огромное удовольствие зрителям.  

Именно начало ХХв. даёт «взлёт» гармоничному суммарному развитию отношений новых (кино и джаза) и существовавших (классич.музыки, балета, театра) пространственно-временных видов искусств.

В своём творчестве «совмещают» различные виды искусства (кино, танец, вокал, музыка):

- Чарли Чаплин: актёр, режиссёр, композитор, создавший трагикомический образ маленького человека; артистом-Чаплиным придумано огромное количество приёмов и находок для мим- и клоун- искусства; его бесценный творческий багаж продвигает искусство пантомимы и клоунады вот уже многие десятилетия;

- Мерэлин Монро: сексопильность, комедийный и драматический талант, эксцентричность;

- Джин Келли: танцор, певец, актёр;

- Фрэд Астер: топ-дансер, актёр, певец;

- Лайза Минелли: актриса, певица, танцовщица;

- Фрэнк Синатра: актёр, певец эстрадно-джазовый, секс-символ Америки 50-60-х гг. ХХ в.;

- Любовь Орлова: внешние данные, музыкальный, драматический талант, синтез жанров;

- Юрий Никулин: комедийный, драматический талант, буфф-клоунада;

- Людмила Гурченко: прирождённая артистка жанра мюзикл, блистательная драматическая актриса;

- Андрей Миронов: актёр широчайшего диапазона от комического до трагедийного, склонного к гротеску;

- Лариса Голубкина: музыкально-драматическая актриса;

- Владимир Трошин: вокальный, драматический талант;

- Стивен Сигал: знание восточных единоборств, актерский талант, музыкальность;

- Олег Ануфриев: певец, актёр, музыкант, актёр дубляжа мультфильмов;

 

Контрольные вопросы:

1. Сколько значений у слова «искусство» и его функции.

2. Задачи и роль исполнительского искусства ХIХ-ХХ вв.

3. Синтетизм в искусстве ХХ века.

4. Искусство и коммерция – первый опыт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.027 с.)