Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Искусство - часть культуры
Культура (от латинск. «возделывание», «воспитание»): 1) совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни; 2) сфера человеческой деятельности, связанная с духовной жизнью искусством, просвещением; 3) просвещенность, образованность, начитанность; 4) уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности или условий жизни; 5) исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Искусство: 1) образное осмысление действительности, особый способ её познания и отражения, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, результатом которого является художественное произведение; 2) высокая степень умения, мастерства в любой отрасли практической деятельности, прекрасное владение присущей ей системой приёмов и методов. а) произведение искусства – вершина творчества Произведение искусства[12] – материальное воплощение (звуковое, пластическое, словесное, цветовое и т.д.) духовного образа модели мира, художественная структура которого определяется особенным стилем и творческим методом художника. Искусство, с древних времён, является средством общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, общения людей и приобщения к накопленному человечеством опыту. Искусство оценивает отношения общества и человека к окружающему миру с позиции основных эстетических категорий: - «прекрасного», - «возвышенного», - «трагического» и - «комического». Прекрасное - центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью; выступает принципиальным и основополагающим критерием в оценке отражаемой и преображаемой жизни. Возвышенное - категория эстетики, характеризующая внутреннюю значительность, величие предметов и явлений; характерна для эстетики XVIII – начала XIXвв. Трагическое – философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развёртывающийся в процессе противоборства героя обстоятельствам, сопровождающими его страданиями, гибелью, с заложенных в действии сложнейших вопросов бытия, мировых проблем; раскрывается в специальном виде драмы – трагедии.
Комическое (от греч. «весёлый, смешной», “komos”- весёлые ряженые на сельском празднестве Диониса в Древней Греции) – категория эстетики, означающая смешное и основанное на контрасте, «разладе», противоречии (безобразного-прекрасному, ничтожного-возвышенному, нелепого-рассудительному, ложного-значительному); на «комическом» основаны каламбур, гротеск, шарж, карикатура, анекдот, пародия, а также один из главных видов драмы – комедия. Виды: ирония, юмор, сатира.
б) функции искусства Совокупность получаемых познаний и впечатлений от произведения искусства, обогащающих наш духовный мир называется эстетическим переживанием. Сложное по своей природе, эстетическое переживание рождается в сознании, в воображении человека под воздействием художественного произведения. Убедительность и правдивость искусства, заставляющие нас эстетически сопереживать, связаны с нравственными, психологическими ассоциациями, построенными на жизненном опыте человека. Изучая искусство, ещё Аристотель в теоретических разработках, выделял следующие его три функции: 1) познавательную: искусство познает мир через систему художественных образов, используя специфические средства и приемы; 2) воспитательную: основная по учению Аристотеля - теория «катарсиса», духовного очищения человека в процессе восприятия произведения искусства. Важнейшая роль при этом отводилась музыке, театру или литературе. Древнегреческий писатель Лукиан писал: «Душу мы, совершенствуем... обучая юношей музыке, счету и грамоте... затем они учат высказывания мудрецов и … полезные мысли». Так, веря в воспитательную силу искусства, А.Скрябин мечтал о создании «Мистерии» - сочетании видов искусства - музыки, поэзии, танца, архитектуры, и света, приведших бы к новой эре осознания мира. 3) эмоционального воздействия (гедонистическая) Современная наука добавляет и другие функции:
4) компенсационная функция: искусство позволяет человеку компенсировать впечатления, переживания, эмоции которые он не получает в реальности. 5) суггестивная функция: связана с определенным гипнотическим действием, оказывает влияние на человеческую психику. Так, суггестивной функцией в Средневековье было то, что благодаря искусству иконописи и архитектуры, «собор являлся Библией для неграмотного человека». 6) коммуникативная функция: феномен искусства во все исторические периоды коммуникативно преобладал над другими формами общественного сознания. Причём музыка, балет, скульптура, живопись коммуникативно доступны абсолютному большинству, а языковый барьер театра, кино, литературы ограничивает их воздействие.
в) о взаимосвязи искусства и коммерции Искусство существует столько, сколько существует общество. Искусство, с появлением в обществе иерархии и власти (с Месопотамии и Древнего Египта[13]), становится на службу богатства и религии. Лучшие художники Древнего искусства, мастерски изображавшие богов, птиц и животных, пользовались известностью и славой за свои творения (например, Пракситель около IVв. до н.э.). Позднее появляется новые классы потребителей искусства. Знать для украшения своих жилищ использовала различные работы художников: пейзажи, портреты, натюрморты, изображения животных и сюжеты из мифологии (сохранились лишь мозаики, фрески). Христианская религия с IVв. преобразовывает византийское искусство. Искусство Западной Европы постепенно изменяется с ХII по ХIIIвв. Всё более изысканной живописью и скульптурой украшаются храмы, соборы. Заказчиками предметов искусства в городах становятся крупные торговцы. На смену религиозным темам приходит мифология и изображение роскоши. Картины, которые начинают писать маслом, становятся равноценны гобеленам. Эпоха Возрождения XV-XVI вв. приносит разнообразие в технику живописи, появляется метод линейной перспективы. Именитые и богатые жители городов покровительствуют знаменитым творцам – гениям искусства. Ещё большего разнообразия стилей живопись достигает в период Ренессанса и Реформации. Подчёркнутая театральность Барокко рождает новые яркие индивидуальности (поздний Рембрант(1606-69), Караваджо(1571-1610)). В Европе XVIII-XIX веков современные художники стремятся подражать Мастерам прошлого. На фоне происходящей промышленной революции, искусство наполняется идеями романтизма. Появляется и класс продавцов произведений искусства и мир критики. Постепенно творцы искусства начинают всё больше зависеть от заказчиков, вынуждающих художников имитировать тот или иной стиль: от примитивизма до авангарда. На вкусы заказчиков влияет экзотика стран разных континентов. Возникшая связь Искусства и коммерции и опасна и благотворна. Наконец, крушение всех художественных границ происходит в западно-европейском искусстве в начале ХХ века с помощью нового в искусстве (кубизм, старт абстракционизма), нового в технике (появление кино, развитие и наступление автомобилестроения, электроприборов, авиации). Расширяется и разнообразие стилей: искусство модерна становится символом капиталистической демократии. Новая столица мирового искусства после Второй мировой войны из Парижа «переезжает» в Нью-Йорк.
Позже «перфоманс» и концептуальное искусство со своими беспредметными произведениями помпезно выходят на сцену, демонстрируя «обработанные» и уже существующие в истории произведения (таков Э.Уорхолл, 1928-1987). Такая форма, как «инсталляция» позволяет добиться быстрого успеха и популярности у множества зрителей. Некоторым художникам нравится положение звёзд масс-культуры, приносящее скандальную известность и деньги. Ещё знаменитый английский критик Х1Хв. Дж.Рескин[14] прозорливо заметил: «Общество получает искусство, которое оно заслуживает».
г) задачи и цель исполнительского искусства и выдающегося мастера-исполнителя Воспринимая художественнее произведение, зритель становится сопричастным к творческому акту, воплощаемому творческой личностью художника. С одной стороны, зритель получает чувство духовного обогащения, эстетической радости, с другой стороны, от реакции зрителя зависит успех или провал спектакля, пьесы, музыкальной постановки. Между искусством и зрителем появляется «мост», посредник, передающий энергию автора – Исполнитель. Но и от зрителя требуется умение, почти талант – услышать и увидеть в исполнении смысл задуманного. Задачи исполнительского искусства: - развитие новых творческих моделей, создание произведений искусства; - удовлетворение духовных потребностей зрителей в пространственно-временных видах искусства; - пропаганда высоких моральных, гражданских и духовных идей и ценностей средствами искусства; К целямисполнительского искусства относятся: - возвышение духовной жизни общества - формирование высоких моральных, нравственных качеств - совершенствование и развитие исполнительного искусства д) роль исполнительского искусства на рубеже ХIХ-ХХ веков. Все более заметной становится роль исполнительства в развитии мирового искусства, расширяется его воздействие на различные социально-культурные процессы. Помимо творцов и создателей произведений искусства высоко оценивается и творчество исполнителей во всех сферах искусства, индивидуальных и коллективных (театральных, балетных трупп, оркестров, народных ансамблей). Выступление исполнителей перед массовой аудиторией повышает ответственность артиста перед обществом в целом. Под влиянием импрессионизма в живописи, направления созданного группой французских художников в 1874г. (Э.Л.Буден, Э.Дега, Э.Мане, К.О.Моне, К.Писарро, П.О.Ренуар, А.Сислей и др.) появляется и музыкальное направление с тем же названием (Э.Сати, Кл.Дебюсси, М.Равель). Много позже импрессионизм проявился в стилистике джаза середины ХХв.
На рубеже ХIХ-ХХ веков в академической музыке происходит переход от романтизму к модернизму и авангарду. Выразительные средства радикально обновлялись (отказ от традиционной мелодики, деструкция тонального плана и системы ладов). В этот период сосуществовали поздний романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм. На рубеже XIX-XX столетий творцы нового направления экспрессионизма (от лат. expressio - "выразительность") передавали трагичность, страх одиночества присущих человеку первой послевоенной эпохи. Другим музыкальным явлением оказался поздний романтизм. Произведения композиторов этого направления отличали грандиозные масштабы пьес и философские идеи, лежащие в основе их музыки. е) многогранное использование исполнительского искусства в творчестве (синтез искусств) Появление двух новых видов искусства: кино и джаза почти совпадает, также совпадает и их зависимость существования одного от другого. Немое кино стимулирует развитие сольного фортепианного исполнительства. Сопровождение киносеанса «провоцирует» появлению фигуры пианиста (органиста) – тапёра рядом с экраном. Пианисты делают шаги от привычного рэгтайма, записанного в нотах, к спонтанной переделке этого материала и добавления собственных интерпретаций. Это был «шаг» в новый фортепианный стиль – страйд. Талантливые исполнители Фэтс Уоллер, Лайон Смит и другие тапёры, присутствуя на сцене, рядом с экраном, доставляли огромное удовольствие зрителям. Именно начало ХХв. даёт «взлёт» гармоничному суммарному развитию отношений новых (кино и джаза) и существовавших (классич.музыки, балета, театра) пространственно-временных видов искусств. В своём творчестве «совмещают» различные виды искусства (кино, танец, вокал, музыка): - Чарли Чаплин: актёр, режиссёр, композитор, создавший трагикомический образ маленького человека; артистом-Чаплиным придумано огромное количество приёмов и находок для мим- и клоун- искусства; его бесценный творческий багаж продвигает искусство пантомимы и клоунады вот уже многие десятилетия; - Мерэлин Монро: сексопильность, комедийный и драматический талант, эксцентричность; - Джин Келли: танцор, певец, актёр; - Фрэд Астер: топ-дансер, актёр, певец; - Лайза Минелли: актриса, певица, танцовщица; - Фрэнк Синатра: актёр, певец эстрадно-джазовый, секс-символ Америки 50-60-х гг. ХХ в.; - Любовь Орлова: внешние данные, музыкальный, драматический талант, синтез жанров; - Юрий Никулин: комедийный, драматический талант, буфф-клоунада; - Людмила Гурченко: прирождённая артистка жанра мюзикл, блистательная драматическая актриса; - Андрей Миронов: актёр широчайшего диапазона от комического до трагедийного, склонного к гротеску; - Лариса Голубкина: музыкально-драматическая актриса; - Владимир Трошин: вокальный, драматический талант; - Стивен Сигал: знание восточных единоборств, актерский талант, музыкальность; - Олег Ануфриев: певец, актёр, музыкант, актёр дубляжа мультфильмов;
Контрольные вопросы: 1. Сколько значений у слова «искусство» и его функции. 2. Задачи и роль исполнительского искусства ХIХ-ХХ вв. 3. Синтетизм в искусстве ХХ века. 4. Искусство и коммерция – первый опыт.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.027 с.) |