Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт педагогики, психологии и социальных технологий
Кафедра педагогики и педагогической психологии Вострокнутова Т.Ф. Практикум по специальной педагогике и психологии Ижевск, 2010 ББК УДК П
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом УдГУ
Рецензент:
Кандидат педагогических наук, доцент Чиркова Э.Б.
Практикум по специальной педагогике и психологии: Учебно-методическое пособие / Т.Ф. Вострокнутова. – Ижевск: УдГУ, 2010. – 101 с.
Практикум по специальной педагогике и психологии предназначен для подготовки студентов-бакалавров – социальных педагогов, педагогов- психологов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Любой специалист, работающий в сфере образования, сфере социальной защиты должен владеть системой психолого-педагогических знаний о детях с атипией развития, о трудностях и особенностях их обучения и воспитания. Практико-ориентированные задания способствуют формированию у студентов-бакалавров компетенций, позволяющих квалифицированно решать проблемы воспитания, обучения, социализации, социальной адаптации и интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями, возникающие в профессиональной деятельности. Бакалавры готовятся к психолого-педагогической деятельности в учреждениях образования и социальной защиты населения. Технология обучения ориентирована на формирование гуманистически направленного мировоззрения будущего специалиста, понимающего и принимающего проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья и содействующего решению этих проблем.
ББК УДК
© Вострокнутова, 2010 © Удмуртский государственный университет, 2010 СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Программа практических занятий 1.1. Основные этапы становления и развития специальной (коррекционной) педагогики и психологии 1.2. Ребенок с отклонениями в развитии – объект и субъект педагогической деятельности 1.3. Дети с нарушением интеллектуального развития 1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей с сенсорными нарушениями 1.5. Дети со сложными нарушениями развития 1.6. Понятие синдрома раннего детского аутизма 1.7. Профессиональная деятельность и личность педагога
системы специального образования 1.8. Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений 1.9. Модель образовательного учреждения для детей с Ограниченными возможностями 1.10. Общение детей с ограниченными возможностями 1.11. Проблема интеграции в специальном образовании 1.12. Проблема дифференциации обучения в специальном образовании 1.13. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании 1.14. Альтернативные системы обучения детей с ограниченными возможностями Раздел 2. Программа самостоятельной работы студентов 1.1. Понятийный аппарат специальной педагогики 1.2. Структура дефекта аномального развития 1.3. Причины нарушения развития ребенка 1.4. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями 1.5. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями 1.6. Специальное образование за рубежом 1.7. Истории развития детей с ограниченными возможностями 1.8. Тематика реферативных и контрольных работ Раздел 3. Список литературы Раздел 4. Психолого-педагогические задачи Раздел 5. Материалы для контроля и оценки уровня освоения учебного материала Приложения Приложение 1. Рекомендации по подготовке памятки (или обзорного листа) Приложение 2. Портреты слепоглухих. Тексты Приложение 3. История развития ребенка с синдромом раннего детского аутизма (РДА) Приложение 4. Схема анализа индивидуального стиля деятельности педагога Приложение 5. Учебная деловая игра «Портрет идеального педагога» Приложение 6. Проблемы интеграции в специальном образовании. Статьи Приложение 7. Истории развития детей с ограниченными возможностями (анамнезы) ВВЕДЕНИЕ В процессе профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования одно из ключевых мест занимает подготовка к такому виду деятельности как психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании. Педагоги и психологи системы образования нередко встречаются в своей профессиональной деятельности с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и поэтому им необходимы знания, позволяющие дифференцировать виды нарушений, выявлять причины их вызывающие, определять способы предупреждения и коррекции нарушений.
Изучение курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» обеспечивает будущим специалистам возможность интеграции психологического и педагогического знания, формирования представлений о социальном значении специальной педагогики и психологии, их месте и функциях в обществе, об основных особенностях рассматриваемых ими теоретических и практических проблем. Учебно-методическое пособие «Практикум по специальной педагогике и психологии» является частью материалов к курсу «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» и содержит следующие разделы: Раздел «Разработка практических занятий» состоит из четырнадцати тем, изучаемых студентами в ходе семинарских занятий. К каждой теме предложены задания для студентов, определен ход проведения семинарского занятия, а также список рекомендуемой литературы. Раздел «Программа самостоятельной работы студентов» содержит задания для самостоятельного изучения и анализа студентами по семи основным проблемам и список литературы. Раздел «Психолого-педагогические задачи» состоит из текстов, которые содержат реальные случаи (наблюдения), характеризующие особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Также в конце каждого текста имеются вопросы, направленные на осмысление и анализ наблюдений. Раздел «Материалы для контроля и оценки уровня освоения учебного материала» содержит экзаменационные вопросы и тестовые задания, позволяющие проверить уровень сформированности профессиональных компетенций бакалавра психолого-педагогического образования. Список литературы состоит из основной и дополнительной литературы, рекомендуемой по изучаемому курсу. Также в учебно-методическом пособии имеется приложение, содержащее материалы для изучения и обсуждения на семинарских занятиях и в ходе самостоятельной работы. Учебно-методическое пособие «Практикум по специальной педагогике и психологии» поможет студентам в самостоятельной работе в процессе изучения курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», подготовит к практической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цели курса: - сформировать гуманистически ориентированное профессиональное мировоззрение будущего бакалавра психолого-педагогического образования, понимающего и принимающего проблемы людей с ограниченными возможностями и содействующего решению этих проблем; - помочь студентам на основе активной самостоятельной работы систематизировать, уточнить и расширить знания основ коррекционной педагогики и специальной психологии, приобрести профессиональные умения для практического решения проблем лиц с отклонениями в развитии; - ориентировать студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы. В результате изучения курса студент должен: Иметь представление: - о специальной педагогике и психологии как о науке и психолого-педагогической практике, имеющей важное социальное значение;
- о психологических проблемах развития и образования личности ребенка с ограниченными возможностями; - об особенностях педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями. Знать: - особенности психофизического и личностного развития детей с ограниченными возможностями; - методы, формы и средства специальной педагогики и психологии; - основные закономерности развития и формирования личности ребенка с ограниченными возможностями в педагогическом процессе. Уметь: - выявлять, устранять и предотвращать дисбаланс между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями; - работать с научной литературой по проблемам специальной педагогики и психологии; - формулировать и обосновывать свою точку зрения по проблемам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями; - применять основные коррекционно-развивающие технологии; - решать психолого-педагогические задачи и ситуации; - проявлять педагогическую культуру и педагогический такт в общении с людьми с ограниченными возможностями. Обладать следующими профессиональными компетенциями: Общими для всех видов профессиональной деятельности: - способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях; - способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики; - готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов; - способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства. В области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании: - способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями; - готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа; - способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями; - способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития; - способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности; - способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.022 с.) |