Институт педагогики, психологии и социальных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт педагогики, психологии и социальных технологий



Кафедра педагогики и педагогической психологии

Вострокнутова Т.Ф.

Практикум по специальной педагогике и психологии

Ижевск, 2010


ББК

УДК

П

 

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом УдГУ

 

 

Рецензент:

 

Кандидат педагогических наук, доцент

Чиркова Э.Б.

 

 

Практикум по специальной педагогике и психологии: Учебно-методическое пособие / Т.Ф. Вострокнутова. – Ижевск: УдГУ, 2010. – 101 с.

 

 

Практикум по специальной педагогике и психологии предназначен для подготовки студентов-бакалавров – социальных педагогов, педагогов- психологов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Любой специалист, работающий в сфере образования, сфере социальной защиты должен владеть системой психолого-педагогических знаний о детях с атипией развития, о трудностях и особенностях их обучения и воспитания. Практико-ориентированные задания способствуют формированию у студентов-бакалавров компетенций, позволяющих квалифицированно решать проблемы воспитания, обучения, социализации, социальной адаптации и интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями, возникающие в профессиональной деятельности.

Бакалавры готовятся к психолого-педагогической деятельности в учреждениях образования и социальной защиты населения. Технология обучения ориентирована на формирование гуманистически направленного мировоззрения будущего специалиста, понимающего и принимающего проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья и содействующего решению этих проблем.

 

 

ББК

УДК

 

© Вострокнутова, 2010

© Удмуртский государственный университет, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Раздел 1. Программа практических занятий

1.1. Основные этапы становления и развития специальной

(коррекционной) педагогики и психологии

    1.2. Ребенок с отклонениями в развитии – объект и субъект

    педагогической деятельности

1.3. Дети с нарушением интеллектуального развития

1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей с

сенсорными нарушениями

1.5. Дети со сложными нарушениями развития

1.6. Понятие синдрома раннего детского аутизма

1.7. Профессиональная деятельность и личность педагога

системы специального образования

1.8. Дети с ограниченными возможностями в системе

семейных отношений

1.9. Модель образовательного учреждения для детей с

Ограниченными возможностями

1.10. Общение детей с ограниченными возможностями

1.11. Проблема интеграции в специальном образовании

1.12. Проблема дифференциации обучения в специальном

образовании

1.13. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании

1.14. Альтернативные системы обучения детей с

ограниченными возможностями

Раздел 2. Программа самостоятельной работы студентов

1.1. Понятийный аппарат специальной педагогики

1.2. Структура дефекта аномального развития

1.3. Причины нарушения развития ребенка

1.4. Психолого-педагогическая диагностика детей с

ограниченными возможностями

1.5. Система специальных учреждений для детей с

ограниченными возможностями

1.6. Специальное образование за рубежом

1.7. Истории развития детей с ограниченными

возможностями

1.8. Тематика реферативных и контрольных работ

Раздел 3. Список литературы

Раздел 4. Психолого-педагогические задачи

Раздел 5. Материалы для контроля и оценки уровня освоения учебного

    материала

Приложения

    Приложение 1. Рекомендации по подготовке памятки (или обзорного

    листа)

Приложение 2. Портреты слепоглухих. Тексты

Приложение 3. История развития ребенка с синдромом раннего

детского аутизма (РДА)

Приложение 4. Схема анализа индивидуального стиля

деятельности педагога

Приложение 5. Учебная деловая игра «Портрет идеального педагога»

Приложение 6. Проблемы интеграции в специальном образовании. Статьи

     Приложение 7. Истории развития детей с ограниченными возможностями

    (анамнезы)


ВВЕДЕНИЕ

В процессе профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования одно из ключевых мест занимает подготовка к такому виду деятельности как психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании.

Педагоги и психологи системы образования нередко встречаются в своей профессиональной деятельности с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и поэтому им необходимы знания, позволяющие дифференцировать виды нарушений, выявлять причины их вызывающие, определять способы предупреждения и коррекции нарушений.

Изучение курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» обеспечивает будущим специалистам возможность интеграции психологического и педагогического знания, формирования представлений о социальном значении специальной педагогики и психологии, их месте и функциях в обществе, об основных особенностях рассматриваемых ими теоретических и практических проблем.

Учебно-методическое пособие «Практикум по специальной педагогике и психологии» является частью материалов к курсу «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» и содержит следующие разделы:

Раздел «Разработка практических занятий» состоит из четырнадцати тем, изучаемых студентами в ходе семинарских занятий. К каждой теме предложены задания для студентов, определен ход проведения семинарского занятия, а также список рекомендуемой литературы.

Раздел «Программа самостоятельной работы студентов» содержит задания для самостоятельного изучения и анализа студентами по семи основным проблемам и список литературы.

Раздел «Психолого-педагогические задачи» состоит из текстов, которые содержат реальные случаи (наблюдения), характеризующие особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Также в конце каждого текста имеются вопросы, направленные на осмысление и анализ наблюдений.

Раздел «Материалы для контроля и оценки уровня освоения учебного материала» содержит экзаменационные вопросы и тестовые   задания, позволяющие проверить уровень сформированности профессиональных компетенций бакалавра психолого-педагогического образования.

Список литературы состоит из основной и дополнительной литературы, рекомендуемой по изучаемому курсу.

Также в учебно-методическом пособии имеется приложение, содержащее материалы для изучения и обсуждения на семинарских занятиях и в ходе самостоятельной работы.

Учебно-методическое пособие «Практикум по специальной педагогике и психологии» поможет студентам в самостоятельной работе в процессе изучения курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», подготовит к практической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Цели курса:

- сформировать гуманистически ориентированное профессиональное мировоззрение будущего бакалавра психолого-педагогического образования, понимающего и принимающего проблемы людей с ограниченными возможностями и содействующего решению этих проблем;

- помочь студентам на основе активной самостоятельной работы систематизировать, уточнить и расширить знания основ коррекционной педагогики и специальной психологии, приобрести профессиональные умения для практического решения проблем лиц с отклонениями в развитии;

- ориентировать студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы.

В результате изучения курса студент должен:

Иметь представление:

- о специальной педагогике и психологии как о науке и психолого-педагогической практике, имеющей важное социальное значение;

- о психологических проблемах развития и образования личности ребенка с ограниченными возможностями;

- об особенностях педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями.

Знать:

- особенности психофизического и личностного развития детей с ограниченными возможностями;

- методы, формы и средства специальной педагогики и психологии;

- основные закономерности развития и формирования личности ребенка с ограниченными возможностями в педагогическом процессе.

Уметь:

- выявлять, устранять и предотвращать дисбаланс между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями;

- работать с научной литературой по проблемам специальной педагогики и психологии;

- формулировать и обосновывать свою точку зрения по проблемам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями;

- применять основные коррекционно-развивающие технологии;

- решать психолого-педагогические задачи и ситуации;

- проявлять педагогическую культуру и педагогический такт в общении с людьми с ограниченными возможностями.

Обладать следующими профессиональными компетенциями:

Общими для всех видов профессиональной деятельности:

- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

- готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;

- способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства.

 В области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании:

- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;

- готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;

- способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями;

- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития;

- способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности;

- способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.022 с.)