Тема 7. Истории развития детей с ограниченными возможностями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Истории развития детей с ограниченными возможностями.



    Задания

    Изучить истории развития (анамнезы) детей с ограниченными возможностями разных категорий.

    Выделить особенности развития детей с ограниченными возможностями, ориентируясь на имеющиеся подходы в решении проблемы «норма – патология».

    Определить, в чем заключаются достоинства и недостатки гуманистического подхода к решению проблемы «норма – патология».

 

Список литературы

    Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. – СПб.: СПбГУ, 1999.

    Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Питер, 2002.

    Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

    Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003.

    Приложение 7.

 


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТИВНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Школьная неуспеваемость и средства повышения уровня овладения знаниями в классах коррекции.

2. Психолого-педагогическая коррекция внимания у детей с ЗПР.

3. Нарушение письменной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

4. Дислалия у детей и методы ее устранения.

5. Общее недоразвитие речи, его выявление и пути преодоления.

6. Нарушение мышления у детей с ЗПР.

7. Коррекционная работа по развитию памяти у детей с нарушением интеллекта.

8. Методы развития творческих способностей у детей с нарушением зрения.

9. Психокоррекция эмоциональных нарушений с помощью сказок.

10. Использование сказкотерапии для коррекции отклонений и обучения ребенка новому эмоциональному опыту.

11.Специфика деятельности классного воспитателя в классах коррекции.

12.Социальная реабилитация детей с ДЦП на основе иппотерапии.

13.Роль педагога в художественном развитии детей с ограниченными возможностями.

14.Виды арттерапии и их коррекционное и терапевтическое воздействие.

15.Коррекция воображения детей с ЗПР средствами изобразительного искусства.

16.Методика «психодрама» (Дж.Морено) в работе с аутичными детьми.

17. Особенности наглядно-действенного мышления глухих детей.

18.Методы формирования устной речи у детей с нарушением слуха.

19.Роль матери в семье умственно отсталого ребенка.

20.Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах.

21.Реабилитационные службы помощи детям с ограниченными возможностями.

22.Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности.

23.Холдинг-терапия как средство коррекции в работе с аутичным ребенком.

24.Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

25.История становления и развития специального образования в России.

26.Система социальных институтов для оказания помощи людям с ограниченными возможностями.

РАЗДЕЛ 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М., 2003.

2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001.

3. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль /Берковец Л. – М., 2001.

4. Введение в специальную психологию /Авторы-составители: Г.М.Льдокова, А.З.Минахметова, А.Н.Панфилов, О.М.Штерц. – Елабуга, 2007.

5. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Выготский Л.С. – СПб., 2003.

6. Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В Гудониса, Б.П. Пузанова. – М. – Воронеж, 2007.

7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей /Под ред. С.Г.Шевченко. – М., 2001.

8. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию /Забрамная С.Д. – М., 1998.

9. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) /Змановская Е.В. – М., 2003.

10. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005.

11. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста /Исаев Д.Н. – СПб., 2001.

12. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии /Кисова В.В., Конева И.А. – СПб., 2006.

13. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности детей при психологическом сопровождении школьников /Коновалова Н.Л. – СПб., 2000.

14. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / Коробейников И.А. – М., 2002.

15. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику /Локалова Н.П. – М., 2001.

16. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии /Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. – Ростов-на-Дону, 2000.

17. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии /Мамайчук И.И. – СПб., 2003.

18. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для педагогов и психологов /Никишина В.Б. – М., 2003.

19. Новотворцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь. – СПб., 2006.

20. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой – М., 2003.

21. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия /Сост. и общ. Редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе – СПб., 2002.

22. Реут М.Н. Психологическая и психотерапевтическая коррекция при нарушениях развития детей /Реут М.Н. – Казань, 1997.

23. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст /Семаго Н.Я., Семаго М.М. – СПб., 2005.

24. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте /Семенович А.В. – М., 2002.

25. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2006.

26. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под ред. Л.М.Шипицыной – СПб., 2003.

27. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2001.

28. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2004.

29. Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.

30. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова, О.А.Денисовой, Л.М.Кобриной. – М., 2009.

31. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание психологической помощи детям с проблемами в развитии /Ульенкова У.В., Лебедева О.В. – М., 2002.

32. Усанова О.Н. Специальная психология /Усанова О.Н. – СПб., 2006.

33. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе /Шипицына Л.М. – СПб., 2002.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е.А.Медведева и др. – М:, 2001.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002.

3. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. – СПб., 2005.

4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

5. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.

6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова.- М., 2005.

7. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой.- М., 2006.

8. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.- М., 2000.

9. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

10. Зверева Н. Ю. Тренинт социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. – СПб., 2008.

11. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики. – М., 1997.

12. Йокубаускайте И.К. Диагностика особенностей агрессивного поведения детей 7-9 лет с задержкой психического развития //Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2004». – СПб., 2004.

13. Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах. – М., 2002.

14. Компенсирующее обучение в России: сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. – М., 1997.

15. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред Б.П. Пузанова – М., 1998.

16. Мустаева Ф. А. Социальная педагогика. – М. – Екатеринбург, 2003.

17. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – М., 2008.

18. Никольская О.С., Баенская Е.Ф., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М., 1997.

19. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.

20. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. Сост. Л.М.Шипицына, СПб., 1997.

21. Петрова В.Г, Белякова И.В. Психология умственно-отсталых школьников. – М., 2002.

22. Психология глухих детей/ Под ред. И.М. Соловьева и др. М., 1971.

23. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплект рабочих материалов /Под общей ред. М.М.Семаго. – М., 1999.

24. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С.А.Беличевой. – М., 1997.

25. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. проф. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.

26. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2003.

27. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии /Сост. Н.В.Новотворцева. – Ярославль, 1999.

28. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста.- М., 1997.

29. Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации// Материалы научно-практической конференции 16-17 декабря 2005 года. – Ижевск, 2005.

30. Сурдопедагогика / Под ред. Е.Г.Речицкой.- М., 2004.

31. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб., 2005.

32. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М., 1995.

33. Усанова О.Н. Комплект практических материалов «Лилия» для прфилактики, диагностики и коррекции психического развития детей /Усанова О.Н. – М., 1994.

34. Шаповал И.А. Специальная психология. – М., 2005.

35. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус. Текста Н.М.Назарова. – М., 2003.

36. Ясюкова Л.А. психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб., 2003.

37. http: //www. specialneeds. ru/ Дети с особенностями развития. В основе Интернет-проекта – база данных образовательных и развивающих учреждений г. Москвы, работающих в области специальной педагогики и психологии. Для родителей предоставляется возможность обменяться информацией, обратиться за помощью к специалистам. Специалисты (педагоги, психологи, логопеды, дефектологи) найдут на сайте материалы и статьи.

38. http: // www. ikprao.ru/ index_ center. html Институт коррекционной педагогики РАО. Официальный сайт. Содержит информацию об истории института, его лабораториях и центрах, приоритетных направлениях исследований.

39. http: // window.edu.ru/ window Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Свободный доступ к интегральному каталогу образовательных Интернет – ресурсов, электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.019 с.)