Практикум по специальной педагогике и психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум по специальной педагогике и психологии



Вострокнутова Т.Ф.

Практикум по специальной педагогике и психологии

Ижевск, 2010


Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО Удмуртский государственный университет

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Кафедра педагогики и педагогической психологии

Вострокнутова Т.Ф.

Практикум по специальной педагогике и психологии

Ижевск, 2010


ББК

УДК

П

 

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом УдГУ

 

 

Рецензент:

 

Кандидат педагогических наук, доцент

Чиркова Э.Б.

 

 

Практикум по специальной педагогике и психологии: Учебно-методическое пособие / Т.Ф. Вострокнутова. – Ижевск: УдГУ, 2010. – 101 с.

 

 

Практикум по специальной педагогике и психологии предназначен для подготовки студентов-бакалавров – социальных педагогов, педагогов- психологов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Любой специалист, работающий в сфере образования, сфере социальной защиты должен владеть системой психолого-педагогических знаний о детях с атипией развития, о трудностях и особенностях их обучения и воспитания. Практико-ориентированные задания способствуют формированию у студентов-бакалавров компетенций, позволяющих квалифицированно решать проблемы воспитания, обучения, социализации, социальной адаптации и интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями, возникающие в профессиональной деятельности.

Бакалавры готовятся к психолого-педагогической деятельности в учреждениях образования и социальной защиты населения. Технология обучения ориентирована на формирование гуманистически направленного мировоззрения будущего специалиста, понимающего и принимающего проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья и содействующего решению этих проблем.

 

 

ББК

УДК

 

© Вострокнутова, 2010

© Удмуртский государственный университет, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Раздел 1. Программа практических занятий

1.1. Основные этапы становления и развития специальной

(коррекционной) педагогики и психологии

    1.2. Ребенок с отклонениями в развитии – объект и субъект

    педагогической деятельности

1.3. Дети с нарушением интеллектуального развития

1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей с

сенсорными нарушениями

1.5. Дети со сложными нарушениями развития

1.6. Понятие синдрома раннего детского аутизма

1.7. Профессиональная деятельность и личность педагога

системы специального образования

1.8. Дети с ограниченными возможностями в системе

семейных отношений

1.9. Модель образовательного учреждения для детей с

Ограниченными возможностями

1.10. Общение детей с ограниченными возможностями

1.11. Проблема интеграции в специальном образовании

1.12. Проблема дифференциации обучения в специальном

образовании

1.13. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании

1.14. Альтернативные системы обучения детей с

ограниченными возможностями

Раздел 2. Программа самостоятельной работы студентов

1.1. Понятийный аппарат специальной педагогики

1.2. Структура дефекта аномального развития

1.3. Причины нарушения развития ребенка

1.4. Психолого-педагогическая диагностика детей с

ограниченными возможностями

1.5. Система специальных учреждений для детей с

ограниченными возможностями

1.6. Специальное образование за рубежом

1.7. Истории развития детей с ограниченными

возможностями

1.8. Тематика реферативных и контрольных работ

Раздел 3. Список литературы

Раздел 4. Психолого-педагогические задачи

Раздел 5. Материалы для контроля и оценки уровня освоения учебного

    материала

Приложения

    Приложение 1. Рекомендации по подготовке памятки (или обзорного

    листа)

Приложение 2. Портреты слепоглухих. Тексты

Приложение 3. История развития ребенка с синдромом раннего

детского аутизма (РДА)

Приложение 4. Схема анализа индивидуального стиля

деятельности педагога

Приложение 5. Учебная деловая игра «Портрет идеального педагога»

Приложение 6. Проблемы интеграции в специальном образовании. Статьи

     Приложение 7. Истории развития детей с ограниченными возможностями

    (анамнезы)


ВВЕДЕНИЕ

В процессе профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования одно из ключевых мест занимает подготовка к такому виду деятельности как психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании.

Педагоги и психологи системы образования нередко встречаются в своей профессиональной деятельности с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и поэтому им необходимы знания, позволяющие дифференцировать виды нарушений, выявлять причины их вызывающие, определять способы предупреждения и коррекции нарушений.

Изучение курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» обеспечивает будущим специалистам возможность интеграции психологического и педагогического знания, формирования представлений о социальном значении специальной педагогики и психологии, их месте и функциях в обществе, об основных особенностях рассматриваемых ими теоретических и практических проблем.

Учебно-методическое пособие «Практикум по специальной педагогике и психологии» является частью материалов к курсу «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» и содержит следующие разделы:

Раздел «Разработка практических занятий» состоит из четырнадцати тем, изучаемых студентами в ходе семинарских занятий. К каждой теме предложены задания для студентов, определен ход проведения семинарского занятия, а также список рекомендуемой литературы.

Раздел «Программа самостоятельной работы студентов» содержит задания для самостоятельного изучения и анализа студентами по семи основным проблемам и список литературы.

Раздел «Психолого-педагогические задачи» состоит из текстов, которые содержат реальные случаи (наблюдения), характеризующие особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Также в конце каждого текста имеются вопросы, направленные на осмысление и анализ наблюдений.

Раздел «Материалы для контроля и оценки уровня освоения учебного материала» содержит экзаменационные вопросы и тестовые   задания, позволяющие проверить уровень сформированности профессиональных компетенций бакалавра психолого-педагогического образования.

Список литературы состоит из основной и дополнительной литературы, рекомендуемой по изучаемому курсу.

Также в учебно-методическом пособии имеется приложение, содержащее материалы для изучения и обсуждения на семинарских занятиях и в ходе самостоятельной работы.

Учебно-методическое пособие «Практикум по специальной педагогике и психологии» поможет студентам в самостоятельной работе в процессе изучения курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», подготовит к практической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Цели курса:

- сформировать гуманистически ориентированное профессиональное мировоззрение будущего бакалавра психолого-педагогического образования, понимающего и принимающего проблемы людей с ограниченными возможностями и содействующего решению этих проблем;

- помочь студентам на основе активной самостоятельной работы систематизировать, уточнить и расширить знания основ коррекционной педагогики и специальной психологии, приобрести профессиональные умения для практического решения проблем лиц с отклонениями в развитии;

- ориентировать студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы.

В результате изучения курса студент должен:

Иметь представление:

- о специальной педагогике и психологии как о науке и психолого-педагогической практике, имеющей важное социальное значение;

- о психологических проблемах развития и образования личности ребенка с ограниченными возможностями;

- об особенностях педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями.

Знать:

- особенности психофизического и личностного развития детей с ограниченными возможностями;

- методы, формы и средства специальной педагогики и психологии;

- основные закономерности развития и формирования личности ребенка с ограниченными возможностями в педагогическом процессе.

Уметь:

- выявлять, устранять и предотвращать дисбаланс между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями;

- работать с научной литературой по проблемам специальной педагогики и психологии;

- формулировать и обосновывать свою точку зрения по проблемам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями;

- применять основные коррекционно-развивающие технологии;

- решать психолого-педагогические задачи и ситуации;

- проявлять педагогическую культуру и педагогический такт в общении с людьми с ограниченными возможностями.

Обладать следующими профессиональными компетенциями:

Общими для всех видов профессиональной деятельности:

- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

- готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;

- способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства.

 В области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании:

- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;

- готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;

- способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями;

- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития;

- способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности;

- способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

 


Ход занятия

Обсуждение и работа над схемой в микрогруппах. Представление схем каждой группой и их обоснование.

Общегрупповая дискуссия «Западная Европа и Россия: проблема милосердия».

 

Список литературы

    Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В.Калинникова. – М.: Аспект, 2005.

    Замский Ф.С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20-го века. – М.: Образование, 1995. – 400с.

    Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России //Дефектология. – 1997. - №4.

    Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия/Сост. Л.М. Шипицына. – СПб.: Дидактика Плюс, 1997.

    Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии. – СПб.: Речь, 2003.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004.

     Хрестоматия по истории тифлопедагогики/ Сост. В.А.Феоктистова.- М., 1987.

 

Ход занятия

 Индивидуальная работа со справочной литературой.

 Работа в микрогруппах: выработка и обоснование групповой позиции.

Результат проведенной работы представить в устной форме с иллюстративным сопровождением (схема, таблица, рисунок и т.д.).

Список литературы

    Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М.: ВЛАДОС, 2003.

    Дефектологический словарь: В 2 т./ Под ред. В. Гудониса, Б.П.Пузанова. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2007.

    Дефектологический словарь / Под ред. А.И.Дьяченкова.- М.: Педагогика, 1970.

    Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. В.П. Пузанова.- М., 1996.

    Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

     Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь / Сост. Н.В.Новотворцева. – СПб.: КАРО, 2006.

    Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006.

     Специальная педагогика/ Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2004.

     Хрестоматия. Дети с нарушениями развития /Сост. В. Астапов. – М., 1995.

Список литературы

    Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.

    Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

    Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика)./ Под. Ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.

    Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986.

    Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М.: Академия, 1995.

    Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006.

    Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

    Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с немецкого. – М.: Академия, 2003.

Ход занятия

Микрогруппами производится обмен составленными памятками (обзорными листами).

Работа в микрогруппах над обсуждением составленных обзорных листов.

К обзорным листам пишутся  рецензии, которые выносятся на групповое обсуждение.

Список литературы

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001.

    Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М.: Просвещение, 1983.

    Богданова Т.Г. Сурдопсихология.- М.: Академия, 2002.

    Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.- М.: ВЛАДОС, 2000.

    Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005.

    Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики. – М.: Загрей, 1997.

    Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. проф. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007.

     Психология глухих детей/ Под ред. И.Н. Соловьева и др., М.: Педагогика, 1971.

    Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. – М.: Полиграф сервис, 1997.

    Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2009.

     Сурдопедагогика/ Под ред. Е.Г. Речицкой.- М.: ВЛАДОС, 2004.

 

Список литературы

    Мещеряков АИ. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Просвещение, 1974.

    Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – М.: Педагогика, 1990.

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

    Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И.Селиверстова, О.А.Денисовой, Л.М.Кобриной. – М.: ВЛАДОС, 2009.

    Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005.

 

Список литературы

    Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицына. – СПб.: Питер, 2001.

    Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2001.

    Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

   Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.И. Аутичный ребенок: пути помощи. – М.: ТЕРЕВИНФ, 1997.

    Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Академия, 2002.

    Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

    Приложение 3.

 

Тема 7. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

    Задания

    Составить психолого-педагогический портрет педагога специальной школы.

    Ответить на вопросы:

- Какие педагогические специальности можно сегодня получить для работы в системе специального образования;

- Какие противопоказания существуют для работы педагогом специальной школы.

 

    Ход занятия

    Используя полученные в процессе педагогической практики при помощи наблюдения, беседы, диагностического метода данные, составить портрет педагога, по предложенной схеме (Приложение 4). Работа проходит в микрогруппах.

    В ходе общегруппового обсуждения составляется обобщенный портрет педагога специальной школы.

    Вариант занятия. Занятие проходит в форме учебной деловой игры «Портрет идеального педагога» (Приложение 5).

 

Список литературы

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001.

    Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. – М.: московский психолого-социальный институт, 2004.

    Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. – М.: МГУ; Академия, 2004.

    Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004.

    Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на Дону, 1996.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004.

    Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. – М.: «Дашков и К»: МАН ИПТ, 2002.

    Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с немецкого. – М.: Академия, 2003.

Список литературы

    Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: ВЛАДОС, 2003.

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: академия, 2001.

    Карпунина О.И., Рябова Н.В. специальная педагогика в опорных схемах. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

    Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Академия, 2003.

    Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – М.: Флинта, 2008.

    Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

    Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2009.

    Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

    Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с немецкого. – М.: Академия, 2003.

Тема 9. Модель образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями.                                                                                        

    Задания

Разработать проект учреждения для детей с ограниченными возможностями с учетом следующих требований:

- для какой категории детей с ограниченными возможностями создается учреждение;

-идея, согласно которой организуется жизнь детей в учреждении;

-модель образовательно-воспитательного процесса;

-структура учреждения;

- формы обучения и воспитания;

- способы развития личности ребенка;

- подготовка и подбор педагогических кадров;

- специфика и результативность собственного проекта учреждения.

 

Ход занятия

    Каждая микрогруппа представляет разработанный проект и проводит его защиту.

 

Список литературы

     Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001.

    Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Трикста, 2005.

     Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования.- М., 1992.

     Обучение детей с проблемами в развитии в разных станах мира: Хрестоматия /состав. Л.М. Шипицына. – СПб., 1997.

    Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. проф. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007.

    Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 16-17 декабря 2004 года / Под ред. Т.Ф.Вострокнутовой, А.С.Сунцовой. – Ижевск, 2005.

    Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Список литературы

    Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности. – СПб.: КАРО, 2005.

    Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.

    Зверева Н.Ю. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. – СПб.: Речь, 2008.

    Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С.А.Беличевой, В.Н.Раскина. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1997.

    Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М.: Просвещение, 1985.

    Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003.

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

    Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006.

Тема 11. Проблема интеграции в специальном образовании.

    Задания

Дать определение понятий «интеграция», «дифференциация» в образовании, «включенное образование».

Выявить каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе.

Проанализировать как развивались интеграционные процессы за рубежом и в чем особенность развития интеграционных процессов в России.

Охарактеризовать процесс дифференциации в системе массового образования и определить причины его возникновения.

Определить перспективы развития дифференцированной и интегрированной моделей образования в России.

 

Ход занятия

В ходе обсуждения в микрогруппах составляется таблица, в которую заносятся данные об особенностях дифференцированной и интегрированной моделей образования.

В ходе общегруппового обсуждения составляется единая таблица.

 

Список литературы

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001.

    Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова.- М.: Аспект, 2005.

    Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб.: Питер, 1996.

    Компенсирующее обучение в России //Действующие нормативные документы и учебно-методические материалы. – М., 1997.

    Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Под ред. В.И.Слободчикова. – М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1996.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004.

    Приложение 6.

 

Тема 12. Проблема дифференциации обучения в специальном образовании.

    Задания

    Подготовить аргументированные ответы на вопросы:

- Что такое дифференциация обучения?

- Какие цели преследует педагогическая дифференциация?

- Какие примеры педагогической дифференциации Вам известны?

-Кто из отечественных дефектологов занимался проблемой дифференцированного подхода в обучении школьников?

- Что позитивного следует отметить во внутренней и внешней дифференциации?

- С помощью каких психолого-педагогических средств и приемов может осуществляться дифференциация обучения?

- Чем отличаются дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении детей с ограниченными возможностями?

 

    Ход занятия

    Проводится дискуссия по проблеме «Индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении детей с ограниченными возможностями».

    В ходе дискуссии составляется таблица сравнения индивидуального и дифференцированного подходов в обучении детей с ограниченными возможностями (обосновываются положительные и отрицательные стороны обоих подходов).

 

Список литературы

    Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: Аспект, 2005.

     Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004.

     Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

     Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2 ч. – М.: Владос, 1996.    

    Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. Сост. Л.М.Шипицына, СПб.: Речь, 1997.

    Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Ин-т пед. инноваций, 1996.

Тема 13. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании.

    Задания

    Сравнить и раскрыть сущность понятий «артпедагогика» и «арттерапия».

    Дать характеристику основным методам артпедагогики.

    Раскрыть содержание и средства художественного развития детей с ограниченными возможностями.

    Обозначить роль педагога в художественном развитии детей с ограниченными возможностями.

    Показать, какое место в системе психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями занимают арттерапевтические методики.

    На основе анализа статей в журналах «Дефектология», «Коррекционная педагогика» подготовить аннотацию на одну из статей по теме «Художественно-эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями».

 

    Ход занятия

    Представление и обсуждение подготовленных аннотаций в форме круглого стола.

    В микрогруппах подготовить конспект занятия с использованием средств искусства в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями (с учетом нарушения развития, возраста детей). Провести фрагмент занятия, привлекая в качестве участников членов других микрогрупп.

 

Список литературы

    Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Академия, 2001.

    Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Трикста, 2005.

    Зигфрид М., Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. – М.: Институт психотерапии, 2000.

    Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

    Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С.А.Беличевой. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1997.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.

Список литературы

    Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003.

    Монтессори М. О принципах моей школы. – М.: Академия, 1999.

    Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия/ Сост. Л.М.Шипицына.- СПб.: Питер, 1997.

    Скворцова В.О.Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

    Специальная педагогика/ Под ред. Н.М.Назаровой.- М.: Академия, 2004.

    Титов В.А. Специальная педагогика. – М.: Приор-издат, 2004.

    Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. – Спб.: Дидактика Плюс, 2002.

    Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. – М.: Академия, 1994.

 

РАЗДЕЛ 2. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Тема 1. Понятийный аппарат специальной педагогики.      

 

    Задания

    Работа со словарями. Определение понятия «параллельная терминология».     Составление глоссария по курсу «Специальная (коррекционная) педагогика с основами специальной психологии». Глоссарий используется студентами во время лекционных занятий и при подготовке к семинарским занятиям на протяжении всего курса.

 

Список литературы

    Дефектология. Словарь – справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996.

    Дефектологический словарь / Под ред. А.И.Дьяченкова. – М.: Просвещение, 1970.

    Дефектологический словарь: В 2 т./ Под ред. В. Гудониса, Б.П.Пузанова. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2007.

     Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь / Сост. Н.В.Новотворцева. – СПб.: КАРО, 2006.

 

Тема 2. Структура дефекта аномального развития.          

 

    Задания

    Изучение статей Л.С. Выготского:

- «К психологии и педагогике детской дефективности»;

- «Дефект и сверхкомпенсация».

    Выполнятся конспект статей. Полученные в ходе изучения знания используются при проведении дискуссии в ходе семинарского занятия.

 

Список литературы

    Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.

    Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Просвещение, 1983. – Т.5.

Список литературы

    Астапов В.И. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. – М.: Международная академия, 2000.

    Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П.Григорьевой. – М.: Экзамен, 2006.

    Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-центр, 2001.

    Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Академия, 1999.

    Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Академия, 1999.

    Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М.: ВЛАДОС, 1997.

    Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. – СПб,: Речь, 2007.

    Самсонов Ф.А. Основы генетики в дефектологии. – М.: Просвещение, 1980.

 

 

Список литературы

    Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. – М.: Педагогика, 1982.

    Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

    Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Трикста, 2005.

    Венгер А.А., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

    Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – СПб.: КАРО, 2004.

    Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

    Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003.

 

 

Тема 5. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями.                                                                        

    Задания

    Раскрыть содержание следующих принципов построения системы специального образования:

- всеобщности и доступности специального образования;

- обязательности специального образования;

- единства специального образования;

- цензовости специального образования;

- дифференцированности системы специальных учреждений;

- гуманистического характера специального образования и воспитания;

- сотрудничества школы, семьи и общественности в образовании детей с ограниченными возможностями.

    На основе анализа литературы заполнить таблицу:

Система специальных учреждений

для детей с ограниченными возможностями

   

                                                                        

Министерство Решаемые задачи Сеть учреждений
Министерство образования и науки РФ    
Министерство здравоохранения и социального развития РФ    

   

Список литературы

    Закон Российской Федерации «Об образовании».

    Закон «О социальной защите инвалидов в РФ».

    Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: Аспект, 2005.

    Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. – М.: Новая школа, 1994.

   Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2000.

    Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х ч. – М.: Владос, 1996.

     Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. Сост. Л.М.Шипицына, СПб.: Речь, 1997.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2004.

    Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993г.

 

 

Тема 6. Специальное образование за рубежом.

    Задания

 На основе анализа литературы сравнить системы образования в США, Швеции, Японии по предложенной схеме:

- развитие специального образования;

- структура специального образования;

- содержание специального образования;

- направление и отбор для специального обучения;

- взаимодействие специального образования с массовым;

- педагогические кадры в специальном образовании.

Выделить положительные и отрицательные аспекты каждой из рассмотренных систем, опираясь на собственную точку зрения.

Список литературы

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001.

    Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Трикста, 2005.

    Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

    Обучение детей с проблемами в р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.267 с.)