Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика возрастных периодов
В соответствии с принятой возрастной классификацией в психическом развитии ребенка до поступления в школу выделяют следующие периоды: младенчество (от рождения до 1 года); раннее детство (от 1 до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до б —7 лет). В современных условиях особое внимание уделяется психическому развитию детей 6-летнего возраста в связи с поступлением в школу. При изучении конкретных вопросов темы следует иметь в виду: а) развитие психики ребенка с самого начала есть процесс социальный; б) развитие-психики осуществляется в процессе активной деятельнос в) деятельность ребенка по отношению к его среде всегда является опо Весь материал по стадиям развития ребенка представлен в виде обобщенных схематических моделей и краткого, обобщенного их описания. Применение метода моделирования учебного материала повышает эффективность осмысливания его и усвоение. Новорожденный (от рождения до 1,5—2 мес.) (схема 4.1). Рождение ребенка — тяжелый переломный момент в его жизни. Психоаналитики говорят, что это травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Кризис новорожденного заключается в том, что ребенок отделился от матери физически, но не отделился от нее биологически и психологически. С появлением на свет у ребенка много новых ощущений (от холода, яркого света, движения воздуха и др.), в которых ему трудно разобраться. Одновременно хочется есть, спать и оказаться на руках у матери. Ребенок должен взаимодействовать с близким человеком. А как взаимодействовать? Средством общения является только плач. Центральное новообразование этого этапа — формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии с матерью.
I Новорожденный очень беспомощен, полностью зависит от взрослого человека. Это и составляет специфику социальной ситуации развития младенца: ** обладает сравнительно ограниченным фондом безусловно-рефлекторных форм поведения (сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и другие рефлексы); *- органы чувств достаточно сформированы для функционирования, хотя и нет еще
согласованного движения глаз; *- кора больших полушарий еще не сформировалась. Нервные клетки (Н. кл.) без ответвлений, проводящие пути не покрыты миэли-новой оболочкой (роль изолятора). Это приводит к широкой иррадиации (распространению) возбуждения, обилию движений ребенка и затруднению образования условных рефлексов (У.Р.). ► ощущения недифференцированы и слиты с эмоциями. У новорожденного мало врожденных форм поведения. Это не слабость, а сила ребенка. Безграничные возможности приобретения новых форм поведения (усвоения опыта). Для нормального созревания мозга необходимо активное функционирование анализаторов (органов чувств). А развивающийся мозг, в свою очередь, будет способствовать развитию анализаторных систем. Если ребенок не имеет достаточного количества внешних впечатлений, его развитие резко замедляется. Внешние раздражители способствуют быстрому формированию анализаторных систем, особенно зрения и слуха. Соматические (телесные) движения формируются медленнее. • В первые два месяца происходит образование условных рефлексов со всех анализаторов: *• рефлекс на положение при кормлении (реакция на позу кормления);, *- ориентировочный рефлекс: j проявляется в зрительном сосредоточении (на 3—5-й нед.); проявляется в слуховом сосредоточении (на 2—3-й нед.); проявляется на голос человека (на 3—4-й нед.) *~ рефлекс на сон и бодрствование (важность режима!); постепенно сокращается время сна и увеличивается продолжительность бодрствования. Каждый из этапов изменения характера сна совпадает в онтогенезе с этапами" развития мышления. Активная интеллектуальная жизнь является определяющей в развитии функциональной асимметрии мозга. Задача. Ехавшие в автобусе обратили внимание на спокойную, румяную девочку, сосредоточенно посасывающую соску-пустышку. Ее модно одетая мама пояснила, что соска красивая, фасад не портит. ♦ Следует ли приучать ребенка к соске? Ответ. Рефлекс на соску у ребенка вырабатывается очень быстро. Ребенок успокаивается. Сосредотачивается на процессе сосания и отвлекается от окружающего его мира вещей. Выражение лица становится отрешенно-тупым. Ребенок не проявляет никакого интереса к «калей-
155 доскопу» картин окружающего мира. А это должно определять его психическое развитие. ♦ Особые формы реагирования на взрослого. Ребенок выделяет взрослого: как необходимого посредника при контакте с окружающим миром; как источник удовлетворения потребностей. В первые недели, месяцы играет мать (вместо ребенка). Она опытно определяет ту форму привлечения внимания ребенка, которая вызывает ответную реакцию, сопровождающуюся эмоциями. На появление взрослого у ребенка вырабатывается эмоционально-двигательная реакция, так называемый комплекс оживления: бурное движение ручек и ножек. Ребенок сосредотачивает взгляд, улыбается взрослому. Появление комплекса оживления считается началом периода младенчества. Задача. Может ли имя воздействовать на судьбу своего носителя, его психическое развитие? Ответ. Да, может. Человек чувствует особую значимость своего имени, имен окружающих его людей. Наблюдения показывают, что люди с забавными (странными) именами в 4 раза больше предрасположены к психологическим комплексам. Ребенок с именем, вызывающим насмешку, находится в оборонительной позиции, что формирует определенные черты характера. Мы, сами того не замечая, проводим мгновенный анализ имени собеседника по таким характеристикам: обычность — необычность имени; однозначность принадлежности к мужчине или женщине (или двойное имя); гармония имени с личностью, фамилией; принадлежность к определенной национальности, современности, культуре; закрепленность имени в этой культуре. Выбирая имя ребенку, надо учитывать, что: имя мальчика должно подчеркивать его мужественность, а девочки — женственность; имя не должно быть слишком длинным и трудным для произношения; имя должно сочетаться с отчеством; хорошо образовывать уменьшительно-ласкательные имена. Младенец Его психическое развитие представлено на схемах 4.2 и 4.3. Контакт ребенка с окружающим миром осуществляется через взрослого (схема 4.2). Взрослый является своеобразным посредником между ребенком и предметным миром, тем, что привлекает его внимание к предметам, наглядно 156
демонстрирует способы действия с ними, а ребенок всегда готов вступить в общение с ним. С одной стороны, совместная деятельность стимулирует появление потребности в общении, а с другой — она (совместная деятельность) сама удовлетворяет эту потребность в общении. Общение взрослого с ребенком на этом этапе носит ситуативно-эмоциональный и деловой характер. Потребность в общении является психическим новообразованием этого возраста. Задача. Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что-то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова: это поощряет его к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает. ♦ Как взрослый должен повторять слова ребенка: как тот произносит или как надо взрослому? Ответ. Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из-за несовершенства речедвигательного аппарата.
В ходе общения начинает развиваться речь ребенка, которая в своем развитии проходит несколько последовательных этапов (см. схему 4.2). К концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможности общения ребенка со взрослым. Важно подчеркнуть мысль Л.С. Выготского о том, что ребенок с самого рождения является существом социальным, противопоставив взглядам других психологов, которые утверждали, что ребенок в первые месяцы жизни — существо асоциальное, живущее в своем замкнутом мире. Только благодаря взаимодействию социального окружения и обучения из ребенка формируется личность, способная мыслить и чувствовать по-человечески. Рассмотрим развитие двигательной сферы ребенка и формирование его психических процессов (схема 4.3). На протяжении первого года ребенок добивается больших успехов, овладевая передвижением в пространстве: держит голову (3—4 мес, шейный изгиб), ползает, садится (6—7 мес, грудной изгиб), встает на ноги (8—9 мес, поясничный изгиб), принимает вертикальное положение и делает первые шаги. Ходьбе должно обязательно предшествовать активное ползанье. Нельзя разрешать ребенку вставать в манеже, если он не научился ползать. Возможно нарушение осанки с неправильной постановкой стопы. Ползанье способствует: формированию правильной координации походки; укреплению мышц спины и живота. Особое место занимает развитие движений рук (хватательные движения, манипулирование, действия двумя предметами, нанизывание и др.). 158
Для двигательной активности ребенка в первые шесть месяцев характерны нерасчлененные действия, которые затем становятся ориентировочными. При этом нужно иметь в виду, что у малыша не сразу формируются согласованные действия руки, глаза и предмета. На 3—4-м месяце начинается развитие хватания. При этом возникают большие трудности выделения предметов в зрительном поле, определения направления, в котором они расположены и расстояния до них и в попытке схватить, что не всегда удается. Как только ребенок оказывается в состоянии удерживать в ручке предмет, он начинает им манипулировать. Развитие манипулирования состоит в переходе от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий. Хватательные движения и манипулирование с предметом формирует двигательный навык, происходит знакомство ребенка со свойствами вещей, что ведет к развитию предметности и константности восприятия. Это существенно изменяет характер психической активности ребенка.
Рекомендуется, чтобы первые игрушки-погремушки были сложной формы, яркие, из разных материалов, звучащие. Необходимо развивать концентрацию взгляда, слуха. Важен речевой ритм, который играет большую роль в формировании фонем, интонаций. Отрабатываются фонемы, свойственные родному языку. Словесная ритмика воспринимается и усваивается раньше речи. Нервная система и мускулы обладают высокой степенью усвоения ритма. (Звук и кинестезия.) Национально-культурная принадлежность предопределяется ритмическим фоном той среды, которая воздействует на него тогда, когда он еще не умеет говорить. Задача. Можно ли предположить, что няня Арина Родионовна сделала из Пушкина русского поэта? Ответ. Да, можно. Рассказывая народные сказки и напевая колыбельные песенки, няня «заложила» в будущего гения программу ритмики русского языка. Звук, слово и речь формируются в онтогенезе синхронно и последовательно на разных стадиях развития. М.М. Кольцова рекомендует совершенствовать речевую область ребен Регулярное стимулирование речевой зоны коры головного мозга положительно сказывается на общем развитии речи. Совершенствуются психические процессы. В дальнейшем облегчается усвоение навыков письма, рисования. В этот период основными показателями развития интеллекта являются предметные действия ребенка и его способность к подражанию действиям взрослого. В действии ребенок учится мышлению, подражая своим собственным и чужим движениям. Все эти факты говорят о том, что к концу младенчества на основе организованной взрослыми системы движений и действий ребенка у него складываются первоначальные представления об окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта, что и происходит в раннем детстве. Задача. У каждого человека есть жизненное пространство, которое он подсознательно ощущает частью себя. ♦ Надо ли у ребенка воспитывать ощущение собственного «угла»? Ответ. У ребенка есть потребность в жизненном пространстве. С начала это кроватка, потом манеж. С 4 — 6 месяцев дети начинают ползать. Появляется потребность в строительстве убежищ из подручных средств, куда можно спрятаться, «укрыться» под столом, между стульями, в шкафу, из подушек дивана. Сооружение покрывают тканью. В уютном «гнездышке» дети спокойно играют со своими игрушками, наедине с собственным внутренним миром. Подмечено, что ребенок, выросший без ощущения собственного «угла», не признает право другого человека на неприкосновенность его личных границ, ведет себя бесцеремонно, не понимает, почему нельзя брать вещи без спроса.
Дети, выросшие в домах с просторными залами и высоким потолком, чувствуют себя менее защищенными, чем их сверстники из «малогабариток». Г Ранний возраст Огромные успехи в психическом развитии ребенка раннего возрастают 1 года до 3 лет изображены на схемах 4.5—4.13. На схеме 4.5 представлены основные факторы развития (прямая походка, предметные действия, речь), которые последовательно раскрываются з следующих трех схемах. Подчеркнем, что психическими новообразованиями этого возраста являются речь и наглядно-действенное мышление. К 3 годам ребенок умеет вступать во взаимоотношения со взрослыми, способен к элементарному самообслуживанию, владеет элементарными формами поведения. Воспитатели, родители должны знать, что развитие ребенка происходит быстрыми темпами, нервная система его очень пластична, что позволяет обучать его. И в то же время она ранима. Поэтому важен четкий режим. Недопустимы резкие изменения условий жизни, особенно для детей I 161 Щ 6 Детская психология первого года. Нельзя допускать дефицита общения детей и взрослых, иначе возможно возникновение так называемого госпитализма (см. Словарь). Учитывая, что у ребенка раннего возраста развита подражательность действиям, словам взрослых, необходимо активное ознакомление его с окружающим миром.. Схема 4.6 Темп развития ребенка раннего возраста очень индивидуален. В схеме 4.6 дается анализ одного из основных факторов развития, а именно овладения прямой походкой (имеет символическое значение) и то, как она влияет на психическое развитие ребенка. Обращается особое внимание на преодоление страха потери равновесия при первых шагах и то, как на овладение ходьбой влияет одобрение взрослых, появление мышечного чувства и возникающие при этом эмоции, а также достижение желаемой цели. На втором году способность ребенка к передвижению и преодолению различного рода препятствий способствует развитию самостоятельности при общении с внешним миром. Особенно развивается мышечное чувство, являющееся совместной функцией зрения, кинестезии и осязания, которое становится, с одной стороны (см. схему 4.6), мерой отсчета расстояния, а с другой — определения положения предметов в пространстве. Ориентировка в пространстве в значительной мере расширяет круг обследуемых объектов внешнего мира. На схеме 4.7 показано, как ребенок переходит от манипулятивной деятельности к предметной. Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов. Они выступают для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. В человеческой деятельности закреплено строго определенное, фиксированное значение предмета. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа: установление связи предмета с его назначением. Это происходит в результате прямого обучения или подражания действиям взрослого; использование предмета строго по назначению. Это происходит в 2— 2,5 года; более свободная связь действия с предметом. В 3 года ребенок, зная, для чего служит предмет, использует его и для других целей. Причесывается палочкой вместо расчески. Это является предпосылкой развития игры. Действия с предметами разделяются на соотносящие и орудийные. Соотносящие: закрывание коробки крышкой, нанизывание колец пирамидок, складывание матрешки и т. п. Орудийные: есть ложкой, рисовать карандашом, насыпать песок совочком и т. п. Для того чтобы предметная деятельность способствовала развитию психики ребенка, нужно, чтобы он усвоил различные способы действий с одним и тем же предметом. Поэтому нецелесообразно детям раннего возраста давать большое количество игрушек. В этот период происходит отождествление живого объекта с неживым. человека — с макетом-куклой. Кукла выступает в качестве выразителя «альтер Эго» себя или другого человека для ребенка в разыгрываемых сюжетах. В играх ребенок усваивает общечеловеческие навыки и элементы культуры. Для полноценного формирования ребенка кукла и кукольный 163
домик должны быть современными по дизайну, материалу, техническим элементам, т. е. нести сведения научно-технического прогресса. Предпосылками игры является предметно-игровая активность (схема 4.8). Овладение предметными действиями создает условия для появления новых видов деятельности: игровой и продуктивных (рисование, лепка, конструирование). На схеме 4.9 представлено развитие речи ребенка на основе накопленных впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности. Ранний возраст — это период формирования активной речи ребенка. Схема 4.8 Перенос предметов и любование ими: укладывает куклу на ковер, приносит зайчика, приговаривая: «Так, так». Соединение предметов друг с другом: предмет помещает в коробочку, завязывает ленточкой. Придание предмету необычного функционального значения: «Это сумочка у тебя?... Ах какая шляпа!» Придание предмету ролевых значений: пуговицу везет на машине в гости. Одушевление предмета, словесное обращение к нему: «Куда ты покатился?.. Иди, иди, топ-топ...». С помощью предмета развитие кожно-мышечных ощущений: предметом гладит по плечу, устанавливает на ноге... Многофункциональное использование предмета — подготовка к функции замещения. Речевые моменты придают игре сюжетное значение. ВНУТРИ ПРЕДМЕТНОЙ ИГРЫ ЗАРОЖДАЕТСЯ ИГРА СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ 165
Активная речь формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый должен побуждать ребенка высказывать свои желания, говорить при этом ясно, иначе не разовьется потребность говорить. Лишь когда за каждым конкретным словом стоят образы реального мира, усвоение этого слова идет успешно. Совершенствуется понимание речи взрослых, с одной стороны, и формируется собственная активная речь ребенка — с другой. Скорее учатся говорить дети младшие, так как с ними говорят и родители и их старшие братья и сестры. Задержка речевого развития наблюдается в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке. К трем годам последовательно происходит развитие активной речи, в частности переход от автономной к связной речи и развитие «чувства языка» (схема 5.0). Автономная речь мало похожа на речь взрослого. Употребляются ребенком слова, позаимствованные от мам и нянь, искаженные слова и придуманные самим ребенком. При правильном воспитании автономная речь быстро исчезает. В связи с недостатками развития речевого (артикуляционного) аппарата и деятельности мозга речь несовершенна в фонетическом отношении. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приобретением раннего возраста. Появляется возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Речь постепенно становится средством 166 передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Под влиянием речи совершенствуются ощущение, восприятие, мышление, память ребенка. Становление цветоощущений у девочек и мальчиков возникает в разные сроки. У девочек ощущение красного появляется в 14 мес, ощущение зеленого — в 16 мес, синего в 18 мес У мальчиков этот процесс запаздывает на 2 месяца+ 15 дней. Появление цветоощущения характеризуется несколькими периодами: до 14 мес у девочек и до 16 мес у мальчиков наблюдается период полного невосприятия цветов. Затем появляется ощущение красного, спустя 2 месяца возникает ощущение зеленого, еще спустя 2 месяца появляется ощущение синего цвета. Схема 4.11 Между 14 и 16 месяцами и 2 годами происходит резкое повышение цветоощущения, а после 20—24 месяцев цветоощущение нарастает медленнее. Заканчивается становление цветоощущения в 7,5 года у девочек и в 8 лет — у мальчиков. Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка, которое показано на схеме 4.12. Схема 4.12 На основе игровой, предметной и речевой деятельности у ребенка формируются новые виды действий восприятия (левая часть схемы) и мыслительных действий (правая часть схемы). Восприятие ребенка непроизвольное. Он выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки предмета, часто несущественные. Форма служит ребенку основанием для узнавания предмета. Надо знакомить ребенка с основными разновидностями цветов, форм, соотношениями предметов по величине. Дети могут различать 5—6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Но не всегда правильно их называют. И не следует искусственно снижать их возможности. Восприятие ребенка является доминирующим в развитии других психических процессов. Наблюдаемые ребенком предметы притягивают его своей яркостью, окрашенностью, вызывая яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Восприятие ребенка непроизвольное. Он выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки, часто несущественные. 168 Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия (подбор предметов по форме, величине, цвету) при практическом и зрительном соотнесении, сравнении предметов. При этом взрослый должен давать правильные названия признаков предметов и способов действий с. ними. В этот период большую роль приобретают автодидактические, т. е. самообучающие игрушки (матрешки, пирамидки, вкладыши и т. д.). Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Опыт предшествующего действия отражается в последующем. Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Например, Миша говорит: «Мама, конфеты «Слива» делают из слив, «Коровка» — из коров, а «Кис-кис» — из кошек?». Поэтому взрослый должен предоставить ребенку возможность активно действовать с разными предметами, создавая элементы проблемных ситуаций. Например, предложить накормить куклу из тарелочки, не дав при этом ложки. Подвести к необходимости найти ложке замену (схема 4.12). В практике действий с предметами ребенок усваивает, что разные предметы могут употребляться по сходным признакам и по сходству деятель- ' ности. Это приводит к усвоению обобщенного знания. Овладение практической деятельностью, с одной стороны, и приобщение к речи и словесным обобщениям — с другой, приводит к качественным изменениям мышления ребенка. В раннем возрасте формируются элементы наглядно-образного мышления. На третьем году жизни в умственном развитии ребенка начинает формироваться знаковая (символическая) функция сознания, имеющая большое значение для последовательного овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности. Знаковая функция сознания позволяет выполнять действия не с предметами, а с их заместителями. Знаковая функция не открывается, а усваивается ребенком с помощью взрослого. Она перестраивает все виды деятельности ребенка. Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны (развитие наглядно-действенного и наглядно-образ- ' ного мышления, формирование и обобщение, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания — с другой) пока еще разобщены, не связаны между собой. Дети допускают ошибки при сравнении предметов, их обобщении и др. Память ребенка непроизвольна. Ребенок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания. Поэтому необходимо часто повторять действия, слова. Внимание ребенка также непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета, действия с ним. Ребенок раннего возраста еще плохо переключает свое внимание, легко отвлекается. Задача. Можно ли прогнозировать дальнейшее поведение ребенка: ♦ Будет ли он расти покладистым, общительным, жизнерадостным? * Или будет чрезмерно возбудимым, взрывным, импульсивным и т.д.? 169 Ответ. Знать новорожденного, конечно, надо. Но это еще не все для прогноза, как сложатся его жизненные обстоятельства. Очень многое зависит от того, какими будут его родители как посредники ребенка с окружающим миром. Родители могут быть «легкими» (любящими, терпеливыми, спокойными), создающими в доме теплую, доброжелательную обстановку. Родители могут быть «трудными» (нервными, раздражительными, очень строгими и требовательными), создающими в доме напряженность, отрицательное отношение или чрезмерную опеку. •к -к -к В развитии ребенка раннего возраста большая роль по-прежнему принадлежит взрослому (схема 4.13). При положительном отношении взрослого его, уважительном отношении к личности ребенка активность последнего возрастает, и он, чувствуя его расположение, быстро вступает в общение и со сверстниками, готов им сопереживать, любить их. В противном случае (при отрицательном отношении взрослого) социальная активность ребенка затухает. Он не об- Схема4.13 щается с детьми. Нелюбовь к себе переносит на всех детей («Все плохие»). Ребенок замыкается в себе. Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (ровесника). Образцы поведения, вербальные объяснения и эмоциональное одобрения окружающих способствуют усвоению правил поведения. Ранний возраст — это начальный этап формирования личности ребенка. На схеме 4.14 показано, как в совместной деятельности с ребенком взрослый определяет характер сотрудничества в предметной деятельности, руководит коммуникацией и организует взаимопонимание. В этот период дети стремятся узнавать названия окружающих предметов. Следуя за взрослыми, дети начинают называть себя по имени в именительном падеже («Миша упал!»). Только к трем годам малыш начинает Схема 4.14 относиться к себе как к самостоятельному Я, т. е. у него начинают возникать начальные формы самосознания. Успехи в развитии приводят к качественным изменениям поведения. Ребенок стремится самостоятельно удовлетворять свои потребности («Я сам!»). Взрослый должен поощрять разумную самостоятельность. Если же он сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка, то-возникает так называемый «кризис трехлеток». Взрослый в этот период испытывает значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкивается с его упрямством, негативизмом. Активная проба сил проявляется по-разному (схема 4.15). Схема 4.15 Взрослому важно уметь руководить, не подавляя активную самостоятельность ребенка, умело направляя ее. Например, если ребенок капризничает во время одевания, то целесообразно спросить его: «А ты с какой 172 ноги будешь надевать ботиночки, с правой или с левой?». Этот вопрос создает для ребенка ситуацию выбора, и таким образом легче снимается состояние каприза. Задача. В кризисные периоды очень ярко проявляется двойственность отношений к ребенку. С одной стороны, раздражает упрямство трехлетнего малыша, а с другой — пугает («Какой вредный»). ♦ Какова должна быть тактика поведения взрослого? Ответ. Основная задача не объяснять и не искоренять упрямство, а переводить его в настойчивость. Направлять активность ребенка в правильное русло деятельности. Взрослый не имеет права стоять стеной на пути детской самостоятельности. Ребенок растет, отстаивает свою самостоятельность, свое право на действия по собственным решениям. Иначе возникнет чувство вины, которое он пронесет через всю жизнь. Нравственное воспитание начинается с усвоения ключевых слов: «надо» и «нельзя». Это развивает ориентировку малыша в окружающем мире и обязывает его. Запретов должно быть мало, но высказывать их нужно твердо! Тянется к очкам бабушки... Нельзя! Не послушался. Опустите на пол. Или переключите озорной жест на ласковый: «Поправь у бабушки очки, погладь ее». Каждому «нельзя» противопоставляйте альтернативное «можно». Кризис трех лет — явление преходящее, однако связанное с ним новообразование — отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми — важный шаг в психическом развитии. Кризис трех лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. Обратим внимание, что в этот период у ребенка имеется очень сильная потребность в положительном образе Я. Дошкольный возраст Этот возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка (схема 4.16). У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей, с одной стороны, под руководством взрослого, который создает условия и обучает, а с другой — под воздействием «детского общества». Дошкольники общаются между собой, действуют совместно, в процессе этой деятельности создается их общественное мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен. Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Социальная ситуация развития выражается во всех видах деятельности, и прежде всего в сюжетно-ролевой игре. 173 Большая роль для развития дошкольника принадлежит системе дошкольного воспитания. Психическими новообразованиями этого возраста являются: становление иерархии мотивов деятельности; возникновение потребности в общественно-значимой деятельности. Взаимодействие дошкольника с окружающей средой осуществляется в процессе различных видов деятельности (схема 4.17): игры, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования), а также элементов трудовой и учебной деятельности, которыми ре- 174
бенок овладевает. Закладываются основы для появления новых видов деятельности: учебной и трудовой.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.118 с.) |