Мес. — утвердительный жест, указательный, жест приветствия, пренебрежительный и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мес. — утвердительный жест, указательный, жест приветствия, пренебрежительный и др.



В 6—12 мес. ребенок усваивает жесты раньше, чем слова. Усваивает их, подражая взрослому, а затем сам начинает ими пользоваться.

Если удовлетворять потребности ребенка на основе языка жестов, то у него возможна задержка в освоении активной речи.

200


Задача. Сначала гуление наблюдается даже у глухих детей. Они лепе­чут так, словно эти дети с хорошим слухом. Но позднее многие из них пе­рестают произносить какие-либо звуки.

Объясните, с чем такое явление связано?

Ответ. Глухие дети просто теряют интерес к произношению звуков, так как не могут слышать ни собственного голоса, ни тех звуков, кото­рые издают другие.

Задача. Мама с присущей ей интонацией обращается к дочке (6,5 мес), спрашивает: «Где Миша?»

Оля быстро поворачивает голову к источнику голоса.

Мама показывает Мишу.

Оля заулыбалась, показывает пальцем:»Вот!»

Почему при формировании связи слова и предмета вначале важна интонация вопроса?

Какие еще условия необходимо соблюдать при обучении детей по­ниманию речи?

201


Ответ. Необходима многократность повторений взрослым, чтобы воз­никли связи произнесенного слова с предметом, на который указывают. Первоначально важно и постоянное местонахождение предмета. Инто­нация голосаэмоциональный тон.

Задача. Справедливо ли суждение «Дети, вплотную приблизившиеся к стадии освоения речи, могут вызвать изменение материнской речи?»

Дайте психологическое обоснование.

Ответ. Да, справедливо. В период освоенияречи ребенком родители ста­раются говорить при них очень отчетливо, употребляя больше вспомо­гательных глаголов. Родители обычно осознают, что им нужно улучшить свое произношение и знание грамматики, чтобы передать ребенку навы­ки правильной речи.

Задача. Плачущие, гулящие и лепечащие малыши издают одни и те же звуки, независимо от того, какой язык их станет родным.

Что же играет основную роль в усвоении ребенком родного языка?

Ответ. Основную роль должно сыграть социально-культурное окруже­ние ребенка. Имитируя людей из своего социально-культурного окруже­ния, дети вновь и вновь повторяют в процессе игры многие звуки, даже если не понимают их значения.

Это повторение, напоминающее эхо того, что дети слышат, ученые называют эхолалией.

Стадия усложнения лепета продолжается до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно употреблять свои первые слова (к 1 году). К этому времени они осваивают звуки языка и могут воспроизводить их по собственному усмотрению. Теперь можно сказать, что основа языка заложена в социальной среде, где и начинается его усвоение.

Потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через общение с взрослым по поводу предметной деятельности.

Одних жестов и мимики уже недостаточно, если обучать ребенка при­емам и правилам употребления предметов. Именно в предметной деятель­ности создается основа для усвоения значения слов и связывание их с образами предметов.

Ребенок открывает для себя, что каждый предмет имеет название. Воп­рос «Что это?» отражает особый интерес ребенка к миру вещей. (Полно­стью не осознается.)

Умение соотносить слова с обозначаемыми ими предметам к детям при­ходит не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие.

Если слово многократно повторяется в сочетании с определенными жестами, например, взрослый говорит: «Дай ручку» и сам делает соот­ветствующий жест, ребенок быстро научается соответствующему дей­ствию. При этом он реагирует не только на слова, а на всю ситуацию в целом.

202


Если предмета общения нет, а мать и ребенок удовлетворены друг дру­гом и ограничиваются лишь выражением взаимной любви, первые слова задерживаются, как бы много ни разговаривали мать с малышом.

В 2 года слово имеет более пусковое значение, чем тормозное. Ребенку ' легче начать какое-либо действие по словесному указанию, чем его пре­кратить. Слово на запрет еще не действует так, как хотелось бы.

К 3 годам речевое указание взрослого начинает регулировать поведе­ние ребенка в разных условиях по-настоящему: вызывать действие, пре­кратить действие.

Для начала речевого развития характерна автономная речь.

Употребляются облегченные слова (ав — ав), искаженные слова (моко — молоко), придуманные ребенком (топа-топа— пошел).

В общении со взрослым при правильном речевом воспитании автоном­ная речь быстро исчезает.

Задача. Дима и Митя — однояйцевые близнецы. И общаются они с по­мощью сложившейся у них автономной речи.

Сделайте прогноз развития речи Димы и Мити.

Ответ. Если взрослый не будет давать образцов правильной речи, то автономная речь у братьев будет долго сохраняться.

Задача. Какнадо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную, правильную?

Ответ. Если ребенок, увидев птицу, произносит: «Гули-гули», то взрос­лый должен поддержать его активно-радостное настроение и сказать: «Да, это птицыголуби». Не заостряя его внимание на неправильно произнесенных им словах, сразу произнести слово правильно.

Задача. Как должно осуществляться общение с ребенком 2—3 лет во время умывания, чтобы:

расширить его словарный запас;

воспитывать положительное отношение к водным процедурам?

Ответ. Во время умывания мама должна «озвучить» процесс умыва­ния так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Наприме-р,»Моемручки водичкой тепленькой...Она журчит, льется...Мыло пе-нится...Ручки будут чистые...»и т. д. Так как это происходит регулярно, словарный запас ребенка расширяется. А эмоционально ок­рашенная речь воспитывает положительное отношение к водным про­цедурам.

Осознание ребенком себя как Я может быть ранним или поздним. (Это зависит от культуры близких ребенку людей.)

203


Осознавая, ребенок сравнивает себя со взрослым. Он хочет быть таким, как взрослый. Возникает противопоставление своих желаний желаниям взрослого. Так начинается кризис 3 лет.

Кризис проявляется в отношении:

► к предметному миру;

*- к другим людям;

*- к себе.

Стремясь быть, как взрослый, ребенок хочет самзажечь свет и т. п.

Удовлетворить все потребности нереально! Потребности ребенка дол­жны удовлетворяться в игре. При правильных взаимоотношениях (об­щении) в игре период трудновоспитуемости проходит смягченно и со­кращается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.008 с.)