Игра - основной вид деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра - основной вид деятельности



Ведущим видом деятельности дошкольника является игра.

Насхемах4.18—4.20 дана характеристика игровой, как ведущей, деятель­ности дошкольника. Предпосылки игры закладываются в раннем возрасте. Игра становится возможной, поскольку ребенок уже овладел знаковой функ­цией сознания, использует предметы-заместители. Может переименовать себя в соответствии с ролью, сознательно подражать взрослым, копируя их дей­ствия и взаимоотношения. В процессе игры дети познают свойства предме­тов и действия с ними и отношения между людьми.

В игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление и др.), но глав­ным образом изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

Исполнение ребенком роли дает возможность ориентироваться на сверстников и согласовывать действия с ними.

175


Наличие образца поведения развивает произвольность психических функций. Образцом служит образ другого человека, чье поведение копи­рует ребенок, а не те или иные требования взрослых или моральные нор­мы.

Затем развивается способность к сопереживанию и формируются кол­лективистские качества. В игре ребенок легче отрешается от своих мимо­летных желаний. Его поведение контролируется другими детьми, он обя­зан следовать определенным правилам, вытекающим из роли. И, наконец, удовлетворяется потребность в признании (статусная роль), самопозна­нии, рефлексии.

Следует подчеркнуть, что игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения. Структурные компоненты сюжетной игры: сюжет, который ребенок берет из жизни: бытовой; общественный; содержание игры: действия взрослых; взаимоотношения взрослых; роли, усваиваемые ребенком, разнообразные:

эмоционально-привлекательные (мама, доктор, учитель, капитан и др.); значимые для игры, малопривлекательные для ребенка (директор школы, магазина и др.);

правила определяются в процессе игры самими детьми. Например, учи­тель не бегает на перемене;

176


игровые действия как обязательные компоненты игры;

могут быть выражены символически (как будто понарошку); например, тушение пожаров, вождение машины и т. д. игрушки, используемые в игре, разнообразные: готовые; самоделки;

предметы-заместители. Дети могут играть и без игрушек, прибегая к воображению. На схеме (схема 4.19) сгруппированы особенности игровой деятельнос­ти младших и старших дошкольников.

Особенности взаимоотношений в играх детей от 2 до 7 лет представле­ны в обобщенном виде на схеме 4.20, которые могут быть игровыми и ре­альными.

Игровые отношения отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли. Например, дочка в игре слушает маму.

Реальные отношения отражают взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они возникают при распределе­нии ролей («сговор на игру»), в процессе игры, если не выполняются пра­вила, установленные самими детьми.


В игре возникают особые формы общения детей. От ребенка в игре тре­буется проявить инициативу, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, чтобы устанавливать и поддер­живать общение.

Двух-трехлетние дети играют в основном поодиночке («одиночные игры»). Ребенок сосредоточен на своих собственных действиях.

Интерес к игре сверстника приводит к попытке объединения для уста­новления определенных взаимоотношений по поводу игрушек.

Постепенно дети начинают играть рядом, объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка. Такие контакты не изменя­ют самой сути игры: каждый ребенок играет сам по себе.

В 3—5 лет ребенок активно ищет повода для совместной игры, для уста­новления отношений. Продолжительность общения зависит от умения со­здавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми дей­ствиями. Взаимодействие ребенка со сверстником носит еще кратковременный характер. Содержание игры еще не способствует устой­чивому общению.

К 4—6 годам с развитием игровых умений и усложнением игровых за­мыслов дети начинают объединяться для игры и общения на более дли­тельное время. Сама игра требует этого и способствует этому.

Ребенок стремится воспроизвести в игре действия взрослых и их взаи­моотношения. Это приводит к необходимости иметь партнера для игры, а для этого нужно договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.

178


Взаимоотношения у дошкольников строятся постепенно:

1. Усваиваются правила и распределение игрового материала и действий с ним.

2. Усваиваются средства воздействия на партнера и рефлексия самого себя как субъекта общей деятельности.

3. Осваивается пространство взаимодействия, самовыражения и решения вопроса совместимости.                                                                                                                     .^»

4. Отрабатываются средства реализации взаимодействий:                          ^Н

настраивание на позицию партнера;

согласование действий с ним;

при необходимости помощь и т. п.
В совместной игре дети учатся:                                       .

языку общения;

согласовывать свои действия с действиями другого;

взаимопониманию и взаимопомощи. Усложнение содержания игр ведет к усложнению реальных взаимоот­ношений между детьми.

Реальные взаимоотношения детей:

могут совпадать с логикой сюжетных отношений игры (инициатор игры получает возможность руководить другими детьми); могут не совпадать с логикой сюжетных отношений (инициатор игры сам берет на себя подчиненную роль);

могут осложняться игровыми отношениями (если инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально старается руководить игрой).

Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки. Если по какой-то причине распадается игра, разлаживается и процесс общения.

Кроме игры дошкольники занимаются продуктивными видами деятель­ности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.009 с.)