Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игра - основной вид деятельности
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Насхемах4.18—4.20 дана характеристика игровой, как ведущей, деятельности дошкольника. Предпосылки игры закладываются в раннем возрасте. Игра становится возможной, поскольку ребенок уже овладел знаковой функцией сознания, использует предметы-заместители. Может переименовать себя в соответствии с ролью, сознательно подражать взрослым, копируя их действия и взаимоотношения. В процессе игры дети познают свойства предметов и действия с ними и отношения между людьми. В игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление и др.), но главным образом изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Исполнение ребенком роли дает возможность ориентироваться на сверстников и согласовывать действия с ними. 175 Наличие образца поведения развивает произвольность психических функций. Образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок, а не те или иные требования взрослых или моральные нормы. Затем развивается способность к сопереживанию и формируются коллективистские качества. В игре ребенок легче отрешается от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими детьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из роли. И, наконец, удовлетворяется потребность в признании (статусная роль), самопознании, рефлексии. Следует подчеркнуть, что игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения. Структурные компоненты сюжетной игры: сюжет, который ребенок берет из жизни: бытовой; общественный; содержание игры: действия взрослых; взаимоотношения взрослых; роли, усваиваемые ребенком, разнообразные: эмоционально-привлекательные (мама, доктор, учитель, капитан и др.); значимые для игры, малопривлекательные для ребенка (директор школы, магазина и др.); правила определяются в процессе игры самими детьми. Например, учитель не бегает на перемене; 176 игровые действия как обязательные компоненты игры; могут быть выражены символически (как будто понарошку); например, тушение пожаров, вождение машины и т. д. игрушки, используемые в игре, разнообразные: готовые; самоделки;
предметы-заместители. Дети могут играть и без игрушек, прибегая к воображению. На схеме (схема 4.19) сгруппированы особенности игровой деятельности младших и старших дошкольников. Особенности взаимоотношений в играх детей от 2 до 7 лет представлены в обобщенном виде на схеме 4.20, которые могут быть игровыми и реальными. Игровые отношения отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли. Например, дочка в игре слушает маму. Реальные отношения отражают взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они возникают при распределении ролей («сговор на игру»), в процессе игры, если не выполняются правила, установленные самими детьми.
В игре возникают особые формы общения детей. От ребенка в игре требуется проявить инициативу, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Двух-трехлетние дети играют в основном поодиночке («одиночные игры»). Ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Интерес к игре сверстника приводит к попытке объединения для установления определенных взаимоотношений по поводу игрушек. Постепенно дети начинают играть рядом, объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка. Такие контакты не изменяют самой сути игры: каждый ребенок играет сам по себе. В 3—5 лет ребенок активно ищет повода для совместной игры, для установления отношений. Продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями. Взаимодействие ребенка со сверстником носит еще кратковременный характер. Содержание игры еще не способствует устойчивому общению. К 4—6 годам с развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают объединяться для игры и общения на более длительное время. Сама игра требует этого и способствует этому. Ребенок стремится воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. Это приводит к необходимости иметь партнера для игры, а для этого нужно договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.
178 Взаимоотношения у дошкольников строятся постепенно: 1. Усваиваются правила и распределение игрового материала и действий с ним. 2. Усваиваются средства воздействия на партнера и рефлексия самого себя как субъекта общей деятельности. 3. Осваивается пространство взаимодействия, самовыражения и решения вопроса совместимости. .^» 4. Отрабатываются средства реализации взаимодействий: ^Н настраивание на позицию партнера; согласование действий с ним; при необходимости помощь и т. п. языку общения; согласовывать свои действия с действиями другого; взаимопониманию и взаимопомощи. Усложнение содержания игр ведет к усложнению реальных взаимоотношений между детьми. Реальные взаимоотношения детей: могут совпадать с логикой сюжетных отношений игры (инициатор игры получает возможность руководить другими детьми); могут не совпадать с логикой сюжетных отношений (инициатор игры сам берет на себя подчиненную роль); могут осложняться игровыми отношениями (если инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально старается руководить игрой). Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки. Если по какой-то причине распадается игра, разлаживается и процесс общения. Кроме игры дошкольники занимаются продуктивными видами деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.009 с.) |