Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудовая деятельность дошкольников
На схеме 4.27 представлена характеристика овладения дошкольниками начальными формами трудовой деятельности. Трудовая деятельности дошкольника формируется в процессе всех видов деятельности, а именно в игровой, продуктивной и учебной, которые находятся в тесной взаимосвязи, что в схеме подчеркнуто взаимно заходящими друг на друга секторами. Каждая деятельность, в свою очередь, преимущественно формирует определенные элементы трудовой деятельности. Именно в игре ребенок учится воспроизводить труд взрослых и их взаимоотношения в процессе труда, приобретает представления о необходимости труда, его общественной значимости и. коллективном его характере. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) способствует формированию умения ставить цель, затрачивать определенные усилия, получать соответствующие результаты, которые должны сверяться с заранее поставленной целью. В процессе учебной деятельности у ребенка формируется понимание общественной значимости труда, а также умение планировать деятельность и достигать в ней результаты. В процессе учебной деятельности происходит ознакомление с трудом взрослых, чему способствуют рассказы, экскурсии, беседы, чтение книг и рассматривание иллюстраций, что показано в средней части схемы. В целом трудовая деятельности дошкольника имеет свои особенности. Именно она (ее тесная связь с игрой) не имеет общественно-значимого результата, а служит средством развития личности ребенка. 184
Потребность трудиться надо воспитывать. Пусть ребенок произнесет: «Я хочу», прежде чем услышит: «Ты должен». Работа разная, какая-то хорошо удается, какая-то — нет. Поэтому надо отдать ребенку ту часть работы, которую он предпочитает. Должно быть удовлетворение потребности. Но часто необходимо лавировать между «хочется» и «надо». Для трудовой деятельности нужна организация детей, которая различается в зависимости от возраста и от уровня развития трудовых умений и содержания трудовых заданий (см. предпоследний блок схемы 4.27). Для того чтобы трудовая деятельность оказывала необходимое влияние на развитие личности дошкольника, необходима соответствующая организация труда и руководство им со стороны взрослого. Взрослый формирует мотивы работы (придает им смысл), соответствующие навыки и умения, обучает способам работы, обучает планированию и согласованию действий в процессе труда.
Овладение начальными элементами трудовых действий способствует правильному психическому развитию ребенка и готовит его к школьному обучению. Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития ребенка (схема 4.28): развитие органов чувств, овладение сенсорными эталонами и способами обследования предметов. В процессе сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями по обследованию предметов, их свойствами, отношениями. Это происходит наиболее эффективно в продуктивных видах деятельности. При этом у ребенка развивается острота зрения, точность цветоразличия, фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. Схема 4.28 Для полноценного развития ощущения, восприятия необходимо: созревание анализаторов (слух, зрение и др.) как органических предпосылок сенсорного развития; сенсорное развитие на основе чувственного опыта; связь с процессами мышления, речи. Сенсорное развитие является основой чувственного познания мира и развития психических функций и свойств личности. В дошкольном возрасте психический процесс восприятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования предметом без попытки его обследования в 3 года через рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков в 4 года к систематическому, планомерному рассматриванию объекта к 7 годам. Следует особо подчеркнуть роль сенсорных эталонов (мерок) для развития органов чувств. Сенсорными эталонами для ребенка служат, например: система геометрических форм (треугольник, круг, квадрат и т. д.); основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.); звуки родного языка; звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми и т. д.) и др. ' Для сенсорного развития ребенка необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие восприятия:
1) выделяет эталоны словом. Слово обобщает, т. е. вносит то, что дает чувственный опыт и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении; 2) учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Но всегда обращает внимание: на целостный облик предмета; на вычисление основных частей предмета и определенные их свойства (величина, форма и т. д.) на определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т. д.) на выделение более мелких частей предмета; на целостный облик предмета (повторно). 3) учит сравнивать предмет с эталоном. При обследовании предмета Очень образно Н. Абрамцева передает особенности цветов-красок, оттенков в своих сказках. «...Цветы-краски живут в мире и согласии. Дружат, помогают друг другу. Друг друга дополняют, оттеняют, подчеркивают красоту каждого. Темно-зеленый, почти малахитовый цвет старых елок, просто зеленый цвет травы, бледно-зеленый (его называют фисташковым) цвет молодых листочков так привязаны друг к другу, что трудно решить, давние ли они друзья или близкие родственники. Вот еще два цвета: Желтый и Лиловый. Такие разные...А поссорились хоть раз? Думаю, нет. Иначе могла ли быть такой красивой клумба, на которой вперемежку растут ярко-желтые и темно-лиловые тюльпаны. И откуда бы взялся наполовину желтый, наполовину лиловый цветок иван-да-марья? 187 Цветы-краски знают о том, что от ссор можно побледнеть, потускнеть, стереться. Да и просто не хотят, не любят цвета ссориться, поэтому и живут спокойно и вечно. Такие уж они есть. Все, кроме двух — Синего и Красного. А эти чудесные цвета очень нужны, очень красивы. Это правда, это все краски и оттенки знают. Но никто не стремится узнать: Красный ярче Синего или Синий краснее Красного? Зачем? Поэтому со всеми другими цветами Синий и Красный живут в полном согласии. Но между собой... — Я!.. — Нет я! — А я утверждаю, что я! О чем они спорят? Обо всем, по порядку, по очереди, каждый день, каждый час. Очень сердито. — Я, Красный цвет, нужнее людям, чем Вы, Синий! — распалялся Красный. — Нужнее потому, что само солнце красное! — Желтый, Оранжевый, Рыжий, Золотой, Розовый, Багряный и множество других цветов промолчали из вежливости, хотя были дружны с солнцем не меньше цвета Красного. — Нет, — возмутился Синий. — Нет. Не вы, цвет Красный, а я, Синий, важнее людям! Потому, что само небо синее! И т. д.». Важно выработать способность к выражению функции цвета: в утилитарных вещах (одежда, жилище); в процессах труда; в индивидуальной и общественной. Значение цвета в одежде, в восприятии пищи и т. д. Зрительные способности связаны с духовным мировоззрением. Понимать красоту как жизнь, так и искусство нельзя без переживания, наслаждения от самого процесса любования красотой. С помощью правильно организованного обследования и сравнения с эталоном дошкольники овладевают умением воспринимать важнейшие свойства предметов и явлений. Учатся ощупывать, рассматривать предмет и т. д. Восприятие ребенка приобретает способность все более полно отражать окружающую действительность, черты целенаправленности, произвольности.
Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности: манипуляций с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной и т. д. Тренировка сенсорных процессов не должна быть изолирована от жизненного опыта, впечатлений детей. Проводить сенсорное воспитание необходимо в системе общего умственного развития. Особое внимание в дошкольный период необходимо обратить на развитие восприятия пространства. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали. Развивается глазомер дошкольника и в аппликациях, рисовании, бытовых действиях, играх, упражнениях в бросании, метании и т. д. Значительные трудности для дошкольника представляет восприятие времени, так как оно не имеет наглядной формы. А выделение временных эталонов вызывает определенные трудности. | 188 Формированию представления о временных интервалах способствуют систематические наблюдения в природе, быту и др. Особое значение для развития личности дошкольника имеет восприятие ими художественных произведений. Это сложный психический процесс. Он предполагает способность узнать, понять изображенное. Здесь имеет место и эмоциональная окрашенность воспринятого, выражения отношения к нему. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаясь сами непосредственно воздействовать на ход событий, например сказки и т. д. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого. Оценки еще примитивны («Как красиво!» и др.) Восприятие художественных произведений дошкольников будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности (цвет, цветовое сочетание, форму, композицию и др.). Характер восприятия картины изменяется с возрастом (схема 4.29). В 3 года дети перечисляют отдельные предметы, изображенные на картине (1-я ступень). В 5 лет дети пытаются описать предметы и установить первые связи (2-я ступень). В 7 лет могут объяснить содержание картины (3-я ступень). Следует учитывать, что восприятие ребенка существенно изменяется в зависимости от постановки вопроса (схема 4.30). На вопрос «Что нарисовано?» дети отвечают перечислением. На вопрос «Что делают?» пытаются описывать изображенное. И на вопрос «О чем?» пытаются понять и дать истолкование. Схема 4.29
Восприятие ребенка изменяется в зависимости от постановки вопроса (схема 4.30). \ 189
Ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассматривать детали в определенном порядке. Итак, восприятие дошкольника становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок учится выделять для себя свойства предметов, их состояние, связи, действия сними и т. д. На развитие восприятия большое влияние оказывает речь — то, что ребенок начинает использовать названия качеств, признаков, состояний различных предметов (явлений) и отношений между ними. В тесной связи с совершенствованием восприятия развивается мышление ребенка. На схеме 4.31 показано, как мышление качественно изменяется на протяжении дошкольного возраста. На схеме тремя блоками показаны виды мышления, которые развиваются у дошкольников 4—7 лет. Наглядно-действенное мышление развивается в процессе предметных действий с последующим высказыванием по поводу решений практических задач. Позднее формируется наглядно-образное мышление, которое становится основным видом дошкольного периода детства. При формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществлявшиеся с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, т. е. на уровне представлений. Этот отрыв облегчается, если действия совершать не с реальными предметами, а с их заместителями — моделями. Дети быстро усваивают, что действия с моделью необходимо соотносить с оригиналом. 190 Например, обучение детей рассказам на основе составленной ими самими модели. Так проводилась итоговая беседа об осени. Дети схематически обозначали основные признаки осени: «Птицы улетают», «Деревья без листьев», «Идет дождь» и т. д. Затем, глядя на эту модель составляли рассказ, опираясь на образное мышление и собственные действия. Схема 4.31 К 5 годам речевое действие предваряет практическое. Ребенок способен планировать предстоящее действие. Промежуточным звеном между образным и логическим мышлением является образно-схематическое. В процессе различных видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он овладевает построением особого вида знаков — наглядно-пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе определенных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Ребенок может обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в уме. Это происходит благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, сами по себе приобретают обобщенный характер.
К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на понятие. Понятия формируются в том случае, если организован переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям во внутреннем плане. При этом внешние средства заменяются 191 словесными обозначениями, что дает возможность перенести действия на различные ситуации. Важное значение в развитии мышления дошкольника имеет знаково-символическая деятельность. Схема 4.32 Логическое мышление старшего дошкольника характеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на понятие; при этом ребенок в состоянии продумать план действия в уме и затем выполнить соответствующее действие. При развитии мышления большую роль играет речевая деятельность самого ребенка и речь взрослого. Последняя направляет мыслительную деятельность ребенка и помогает формировать обобщение, что способствует лучшему усвоению понятий. Дети легче усваивают понятия, связанные с предметным миром, труднее — абстрактные, моральные. Моральные понятия дети обычно «привязывают» к конкретному поступку определенных людей. Процесс формирования понятий включает следующие этапы: *- восприятие отдельных предметов, явлений; *~ выделение множества признаков предметов и явлений; ► выделение существенных признаков с переходом к обобществлениям; *- обозначение их словом. Основные этапы образования понятий можно проследить на примере понятия «кукла» (схема 4.33). 192 Таким образом, переход от практического действия к умственному про- \ ходит ряд этапов (схема 4.34). ' Схема 4.34 I і і I На схеме 4.35 в обобщенном виде показано развитие мышления в различных видах деятельности. При этом подчеркивается роль взрослого, который обучает ребенка, как обследовать предмет, планировать действия, использовать мерки, символы, знаки. Эталоны — это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов процесс восприятия действительности начинает становится опосредованным. Эталоны позволяют переходить от субъективной оценки воспринимаемого к его объективной характеристике. Усвоение общественно выработанных эталонов, мерок, системы ориентиров (ООД) изменяет характер мышления дошкольника. Это подводит ребенка к объективному восприятию окружающего мира. І 7 /Зетская психология _ 1Уо Взрослый учит приобретать знания в системе, выявляя общие связи и закономерности явлений; обучает обобщенным формам рассуждений. По характеру детских вопросов можно судить о развитии словесно-логического мышления (схема 4.36). Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблемности мышления, так как в нем отражается возникшая перед ребенком проблемная задача. Вопросы ребенка отражают его интересы и особое видение мира. Возникают они по разным причинам: при встрече с чем-то неизвестным; при попытке понять название; при осмысливании нового. За простыми вопросами детей стоит стремление узнать сложные проблемы бытия. Так, Кирил (5 лет) спрашивает: «Откуда взялась луна? Кто ее подвесил? Как она устроена?». Отношение взрослого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность найти ответ, может быть, с помощью взрослого или сверстников. Главное — научить ребенка думать, рассуждать, находить ответ. Взрослый должен развить у ребенка самостоятельность мышления, любознательность. В дошкольном возрасте можно наблюдать алогичность мышления в следующих ситуациях (схема 4.37): 194 Дошкольный возраст сензитивен к обучению, особенно опирающемуся на образы. Зависимость развития ребенка, его мышления от обучения позволяет целенаправленно управлять этим процессом, строить обучение так, чтобы оно совершенствовало способы мышления, помогало приобретению новых типов его, заменяло и расширяло круг мыслительных задач. Основным видом мышления является наглядно-образное.
Неправомерные обобщения дошкольники часто делают из-за того, что они недостаточно учитывают особенности объектов, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет, значит, легкий: тяжелый — тонет в воде и т. д.). Для правильного решения мыслительных задач необходимо так организовать действия ребенка, чтобы он делал соответствующие выводы под руководством взрослого на основе собственного опыта (взвешивания, измерения и т. д.). И дети начинают рассуждать логично. У них появляется способность к простейшим формам индукции и дедукции. Рекомендации по развитию творческого мышления и воображения средствами ТРИЗа смотрите в приложении. Развитие речи дошкольника идет в нескольких направлениях (схема 4.38): совершенствуется ее практическое употребление; речь становится основой перестройки психических процессов. В этот период продолжает расти словарный запас за счет местоимений, числительных, соединительных слов (увеличивается в 3 раза). Наблюдаются большие индивидуальные различия. Ребенок усваивает строение родного языка, типы склонений, спряжений. При этом наблюдается большая активность ребенка. Это выражается в словообразованиях, словоизменениях, которые ребенок строит по образцам (удеру — придеру, ногти — рукти, вазелин — мазелин и др.). В этом возрасте ребенок проявляет наибольшую чуткость к языку («чутье языка»). Продолжает развиваться фонематический слух. Ребенок хорошо дифференцирует слова, звуки. Осознание речи происходит к концу дошкольного возраста с помощью специального обучения. Оптимально обучать: — В 5 лет. Формирование у детей звукового анализа слова. — В 6 лет. Усвоение детьми гласных и согласных звуков и освоение способов чтения. По мере расширения круга общения изменяются и функции речи. Среди них — коммуникативная функция, которая осуществляется с помощью ситуативной и контекстной речи. Особое значение для развития дошкольника имеет объяснительная речь. Этот тип речи только начинает развиваться. Ребенку хочется начать действовать, при этом он отвлекается от объяснения и подменяет ее (объясняющую речь) ситуативной. Планирующая функция сливается с мышлением. Взрослый должен развивать эту функцию: рассказывать о ходе выполнения действий, задавать вопросы о последовательности выполнения и оценивать действия, деятельность ребенка. Ребенок, в свою очередь, сопровождает свои действия речью. К 5—6 годам ребенок учится планировать предстоящие действия и выражать это в речи. Старший дошкольник может рассказать, что он хотел делать, что он делал, и сопоставить с результатом исполнения. В дошкольном возрасте речь остается эгоцентрической, к концу дошкольного возраста она становится внутренней. На протяжении дошкольного детства монологическая речь сосуществует с диалогической. Каждая из форм употребляется в соответствующих условиях общения. Знаковая функция заключается в том, что слово является своеобразным знаком, который используется для хранения и передачи информации. Эта функция связана с развитием игры, рисования и предметной деятельности. Под руководством взрослого ребенок открывает для себя связь знаков и значений. Речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия. В прозносимых для самого себя монологах он отмечает затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи. На протяжении первых 6—7 лет жизни ребенка последовательно возникают и, сменяя друг друга, сосуществуют 4 формы общения (схемы 4.39, 4.40, 4.43 и табл. 4.44): непосредственно-эмоциональное (0—6 мес); ситуативно-деловое (6 мес, 2 г.); внеситуативно-познавательное (3—5 л.); внеситуативно-личностное (6 — 7л.). В первые 6 месяцев ведущей деятельностью является эмоционально-личностное общение. В первые месяцы у ребенка по отношению к-взрослому возникает чувство привязанности, которое делает его очень воспримчивым к общению. Любовь родителей к детям не инстинктивна, и дети также не инстинктивно «влюбляются» в своих родителей сразу после рождения. Новорожденный и родители настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками, звуками голоса. Мать начинает чувствовать любовь к своему малышу. У малыша теплые чувства к матери формируются в течение первого года жизни. В этот период у младенца появляется чувство доверия и формируется привязанность к любимому человеку. Взрослый, разговаривая с малышом, лаская его, воздействует на все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние. Ребенок, наблюдая за взрослым, стремится ему подражать. 198 Ц: - Только установив личностный контакт с ребенком, взрослый сможет влиять на его развитие. Задача. В первое время ребенок нуждается в теплом, дружеском общении с окружающими людьми, чтобы утвердиться в доверии к миру. ♦ Значит ли это, что необходимо удовлетворять любые потребности ребенка и крутиться около него, только бы он не плакал? Ответ. Нет, не значит. Удовлетворяя все потребности ребенка, мы тем самым задерживаем процесс психического развития. Не даем ему возможности самому включаться в действие по удовлетворению собственных потребностей. Исключение составляют потребности, связанные с охраной жизни и здоровья ребенка. Задача. Родители Нины заметили, что в первые 2—3 месяца их дочка легко вступала в контакт с любым человеком, а к 6 месяцам, узнавая знакомое лицо, отдавала ему некоторое предпочтение перед чужими. 199 После 6 месяцев девочка стала очень избирательна в своих контактах. Стала больше тянуться к родителям, неизменно отстраняясь от незнакомых людей. ♦ С чем связана такая метаморфоза? Ответ. Это свидетельствует о появлении у девочки чувства привязанности к родителям. У младенцев постепенно (к 6 мес.) формируются эмоционально-психологические связи с любящим их человеком. Задача. Охарактеризуйте элементы эмоционального общения взрослого с младенцем. Ответ. Элементы эмоционального общения: вглядывание в своего малыша; ласковые слова;; колыбельная песня; нежные прикосновения; зрительный контакт «глаза в глаза». Задача. Общение ребенка с близкими эмоционально укрепляет его. Общение с ровесниками закладывает социальные навыки. ♦ Необходимо ли ребенка учить быть одному? Ответ. Да, необходимо. Ребенок, который не умеет оставаться один, очень зависит от окружающих. Ребенка надо научить, чтобы он сам играл, слушал, созерцал, думал, сосредотачивался и т. д. К желанию ребенка побыть наедине с собой надо относиться уважительно. Освободившись от психической усталости, он сам позовет взрослого для общения с ним. Но одиночество нельзя превращать в наказание. 6 мес. 2 г. — ситуационно-деловое общение. Взрослый создает условия и руководит общением: разговаривает по поводу игрушек и предметов. Показывает способы действия с ними. Учит поведению и отношению к вещам. Все действия сопровождает речью и побуждает ребенка к словесному выражению. Ребенок усваивает способы общения, действия на основе подражания. С 5—6 мес. В общении ребенка со взрослым большую роль играют жесты: жесты привлечения внимания, игровые.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.115 с.) |