Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нравственное развитие дошкольника
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с культурно-гигиеническими навыками, соблюдением режима, правилами обращения с игрушками. Усваивая нравственные нормы, принятые в обществе, дошкольники учатся: *" оценивать поступки с точки зрения нравственных норм; +- подчинять свое поведение этим нормам; ► этическим переживаниям. 220 Стремясь овладеть этими правилами, дети обращаются к воспитателю с заявлениями и жалобами по поводу нарушения правил их сверстниками. Это своего рода просьбы подтвердить то или иное правило, указать на его обязательность для всех. В среднем, и особенно старшем дошкольном, возрасте дети усваивают правила взаимоотношений с другими детьми. Это задача нелегкая. Овладение правилами взаимоотношений происходит первоначально формально. И только под руководством взрослого в результате опыта, получаемого детьми на практике, усваивают эти правила. Сначала ребенок оценивает только чужие поступки: других детей, литературных героев. Оценивает их на основе эмоционального отношения глобально как хороших или плохих. Постепенно эмоциональное отношение и нравственная оценка начинают разделяться. Уже в среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится. Оценивает исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Старший дошкольник судит о поступках не только по их результатам, но и по мотивам. Затем приобретается возможность оценивать и свое поведение. В простых ситуациях проявляется чувство долга. Оно вырастает: ► из чувства удивления, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок; •*- из чувства неловкости после неодобрения действий окружающими.. Усвоение норм и правил, умение соотносить свои поступки с этими нормами является первым задатком произвольного поведения. Усвоение нравственных норм происходит в виде моральных представлений и оценок. У дошкольников появляется активное отношение к собственной жизни и формируются сочувствие, заботливость. Ребенок может помогать сверстникам, которым симпатизирует, может проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие. Усвоение нравственных норм происходит быстрее и легче: *■ при соответствующих условиях в семье. Дети охотно подражают заботливым родителям, часто с ними общающимися; +■ при подчеркивании, объясняя почему одни действия считаются хорошими, а другие — плохими. Это приводит к более раннему осознанию нравственного поведения.
На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у дошкольника развивается притязание на признание. Оно основано на стремлении получить высокую оценку своих достижений. Потребность в признании переносится и на отношения со сверстниками. Возникают сложные отношения: для взрослого ребенок должен быть лучшим; а для сверстников — «как все». Например, в игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет быть «как все»; а с другой — «лучше, чем все». С одной стороны, дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников, а с другой— «быть лучше», претендуя на статусную роль в игре. 221 Воспитателю нужно всегда иметь в виду две составляющие поведения ребенка: его притязания на значимую роль; и умение осознать возможность реализации этого притязания. Во взаимоотношениях нередко проявляется детская ложь (схема 4.53). Таблица 4.53 При несформированности у ребенка потребности в правдивом отношении к людям, при несформированности у ребенка честности как качества личности, у него может развиваться лживость. Приоритет должен быть отдан формированию положительных качеств личности, а не борьбе с недостатками. Воспитатель должен иметь в виду, что нравственное развитие ребенка определяется: Знанием норм общества. Через общение с окружающими людьми ребенок усваивает социальные нормы поведения; о нормах общества ребенку сообщает взрослый; Осмысливанием норм общества. Ребенок начинает понимать значение, необходимость той или иной нормы. Большое значение в усвоении образцов и правил поведения, их осмысливании имеет развитие у детей чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка соотносить свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых; Привычками нравственного поведения, которые формируются и закрепляются в общении с другими людьми. Привычка является эмоционально-побудительной силой, нарушение которой ведет к ощущению дискомфорта. Формирование привычек нравственного поведения осуществляется с помощью упражнений. При этом нужно иметь в виду, что упражнение — это не простое повторение действия. Воспитатель должен помочь ребенку после выполнения им действия осознать и скорректировать его для последующего выполнения;
Эмоциональным отношением к правилам поведения. Обращать внимание на переживание успеха и неуспеха ребенка, связанными с его поведением и деятельностью. 222 В нравственном развитии личности ребенка важна совместная деятельность его со взрослым. При этом ребенок и взрослый являются соучастниками, переживают, радуются, печалятся, сочувствуют и т. д. В совместной деятельности взрослый лучше узнает ребенка, что позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к нему. Таблица 4.54 Жалобы свидетельствуют: *- ребенок нуждается во взрослом, стремится к общению; *■ это сигнал о некотором неблагополучии ребенка; ► эмоционально окрашенные жалобы значимы для ребенка; *~ ребенок ищет сочувствия, сопереживания; *- ребенок уточняет, по каким правилам жить с окружающими. Участие взрослого: *~ поможет снять напряжение ребенка (тоска по ласке); *- удовлетворяет потребность в положительной оценке и уважительном к себе отношении; *- поможет овладеть нормами взаимоотношений с окружающими. Задача. У детей раннего возраста поведение жестко определяется воспринимаемой ими ситуацией. Каждый предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, пощупал. Предметы диктуют ему, что и как надо делать. Так, дверцу можно открывать и закрывать. Это продолжается примерно до 3—4 лет. ♦ Как же научить дошкольника выполнять предметное действие осознанно и произвольно? 223 Ответ. Крики и страх наказания не помогут научить ребенка владеть собой. Речь сама по себе в этом плане — побудитель слабый. Если конкретная ситуация диктует ребенку его поведение, то необходимо с его действиями соединить речь. Например: «Что ты будешь делать с машинкой дальше?» В играх, забавах, хороводах должны быть не только повторения действий, а главным образом действие как ответ на слово. Речь постепенно поможет планировать, организовывать действия. Произойдет рвзви-тие произвольности поведенияребенка.Аэто одна из центральных линий развития дошкольника. Психологические особенности детей 6 лет, начинающих обучение в школе (схема 4.55) существенно отличаются по сравнению с детьми 7 лет. Их индивидуальные различия значительнее; переход к учебной деятельности от игровой идет медленнее. Изменяется социальное положение ребенка в обществе. На схеме 4.55 перечислены основные особенности развития как физического (слева), так и психического (справа). Происходит дальнейшее развитие личности ребенка, его самосознания (см. схему 4.55). Самооценка в этом возрасте достаточно правильная и устойчивая. Однако возможно ее завышение, реже занижение. Представляется возможность объективнее оценивать результаты деятельности, нежели поведения. Раньше осознают те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивают взрослые.
Для формирования самооценки важны та деятельность, в которую включен ребенок, и оценка его достижений взрослым. Дети, выделяющие свое Я через деятельность, завышают самооценки. Дети, выделяющие свое Я через сферу отношений, чаще занижают самооценку Дети, которые любят выполнять поручения, помогают кому-либо, имеют низкую самооценку. Повышает ее успех в деятельности. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели. Все же 6-летний первоклассник по уровню психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности наглядно-образного мышления; у него преобладает непроизвольная память; особенности внимания, присущие дошкольному возрасту. Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы еще не устойчивы, ситуативны. Ребенок не всегда осознает изменения своего социального положения. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрешиться путем такого перехода. Заканчивая характеристику детей 6 лет, следует подчеркнуть роль взрослого в создании условий для их правильного психического развития. 224
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.014 с.) |