Раздел 5 готовность ребенка к обучению в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5 готовность ребенка к обучению в школе



Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе (схема 5.1).

От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим до­школьным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психоло­гическое самочувствие.

Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребен­ка, которые во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.

Так, дети, имеющие завышенную самооценку, с трудом понимают кри­терии педагогических оценок.

Готовность организма определяется морфологическим и функциональ­ным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет со­хранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом валено развитие мелких групп мышц (мышц «ловких»). Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.

Кроме физической готовности к школе необходима общая психологи­ческая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Состав­ными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе вклю­чает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, зани­мающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учеб­ной деятельности и включает формирование у детей таких качеств, кото­рые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребенку валено уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным ус­ловиям школьной жизни.

226


Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в приоб­ретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний; в понима­нии общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.

Хотя детям 6-летнего возраста и доступны логические формы мышле­ния, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схе­мами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формиро­вание у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учеб­ную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать при­чины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

227


Исходя из этого, взрослый должен:

ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и

принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание ее достичь;

направлять, помогать в достижении цели;

приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности

в рисовании, играх-головоломках и т. п.

228


В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые долж­ны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уро­вень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем.

Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, недоступных для понимания детей. И в результате детям кажет­ся, что они все знают. Фактически же ни за одним из этих трудных слов у детей нет представлений о тех вещах, о которых они говорят.

Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, уста­навливать зависимость между причиной и следствием явления.

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Иначе отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, не ориентируются в тетради. Ошибки при написании букв Р, Я, Ь. Не различают геометрическую форму, если она в другом по­ложении. Отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо. Чи­тают справа налево.

В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая куль­тура речи. Сюда входят звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух. Иначе ребенок вместо слова рыба произносит лыба. Будут возникать ошибки на письме. Ребе­нок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усво­ению знаков препинания. Плохо будет читать стихи.

У ребенка должна быть развита и разговорная речь. Он должен выра­жать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретилось на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан ин­терес к новым фактам, явлениям жизни.

Все психические процессы (внимание, память, мышление, воображе­ние) должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредото­чить внимание на разной работе, например, написании элементов буквы. Развитие восприятия, мышления позволяет ребенку систематическ и наблюдать изучаемые предметы и явления, выделять в предметах и яв­лениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

Эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает:

радостное ожидание начала обучения в школе;

достаточно тонко развитые высшие чувства;

сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувство­вать, сопереживать и др.).

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятель­ностью.

К б годам происходит оформление основных компонентов волевого дей­ствия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выде­ляемые цели не всегда осознанны и устойчивы; удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели определяется воспитанностью мотивов.

229


У ребенка должна быть сформирована организованность. Он дол: уметь организовать рабочее место, своевременно начинать работу, под, живать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Итак, подготовка ребенка к школе должна быть комплексной и ocj< ствляться на протяжении всего дошкольного детства.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

1. Докажите взаимосвязь в развитии органов чувств и коры больших полушарий ребенка.

2. У новорожденного мало врожденных форм поведения. Это выражение силы или слабости развития ребенка? Докажите.

3. Безусловные рефлексы младенца: пищевые, оборонительные, ориентировочные. Раскройте их значение для дальнейшего психического развития младенца.

4. Первые условные рефлексы. Какие они? Раскройте особенности их образования.

5. Комплекс оживления как основное новообразование периода психического разви­тия.

6. Опишите психическое развитие ребенка, который лишен взаимодействия со взрослым. Как будут развиваться двое близнецов, взаимодействующие только друг с другом?

7. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития младенца и покажите роль взрос­лого как посредника.

8. Охарактеризуйте особенности общения младенца со взрослым и покажите его значение для психического развития ребенка.

9. Раскройте основные закономерности развития сенсорных и моторных процессов младенца.

 

10. Охарактеризуйте развитие восприятия в младенческом возрасте.

11. Понаблюдайте за взаимосвязью перцептивных действий, хватательных движений и сенсорных процессов у младенца. Раскройте значение развития перцептивных процессов для психического развития младенца.

12. Проследите за характером манипуляций ребенка с предметом (хватание, манипу­лирование, повторные, соотнесенные, разученные действия). Докажите их значе­ние для дальнейшего психического развития ребенка.

13. Раскройте влияние действий с предметами на развитие памяти и мышления ребенка

РАННИЙ ВОЗРАСТ

1. Раскройте роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью. Как ребенок овладевает этой ведущей деятельностью?

2. Проведите наблюдение за предметной деятельностью ребенка и выделите: а) характер соотносящий действий; б) характер орудийных действий; в) наличие условий для перехода к продуктивной деятельности (изо и конструирование).

3. Понаблюдайте за свободной деятельностью ребенка (1 г. 6 мес. — 2 г. 6 мес): а) опишите увиденные орудийные действия с предметом; б) отметьте их роль в развитии мышления, сенсорики, для появления предпосылок изобразительной деятельности.

4. Охарактеризуйте предпосылки для возникновения игровой деятельности ребенка. В чем они проявляются и как развиваются?

5. Опишите необходимость внешних ориентировочных действий с предметами для развития восприятия ребенка.

Раскройте важность взаимосвязи зрительного и слухового восприятия.

6. Понаблюдайте за процессом ознакомления ребенка с каким-либо новым для него
предметом (может быть игрушка): а) дайте характеристику суждений и обобщений
ребенка; б) докажите необходимость развития наглядно-действенного мышления
в раннем возрасте; в) докажите необходимость формирования знаковой функции
сознания.

231


7. Докажите, что ранний возраст является сензитивным для развития речи ребенка. Дайте характеристику активной и пассивной речи ребенка.

8. Понаблюдайте за детьми раннего возраста и запишите их высказывания (или найдите в журналах «Семья и школа», «Дошкольное воспитание»). Дайте им психологический анализ.

9. Охарактеризуйте явления, называемые в психологии «чутье языка», словотворче­ство.

 

10. Охарактеризуйте особенности появления и проявления кризиса 3 лет.

11. Наблюдая за ребенком 3 лет, отметьте: а) проявления самостоятельности («Я сам!»); б) заметны ли в его поведении признаки переживаемого им кризиса, в чем они выражаются? в) дайте совет родителям по развитию самостоятельности ре­бенка и преодолению кризисных явлений.

12. Наблюдая за маленькими детьми (от 0 до 3 лет) обратите внимание, в каких ситуациях и каким образом они обращаются за помощью? Заботятся о других? Слушаются или не слушаются взрослых?

13 Какого типа доводы чаще применяются воспитателем для достижения желаемых результатов? Зависит ли это от того, к кому обращаются? Какого рода оценки используются?

14. Попробуйте заметить, чем вы аргументируете для себя необходимость выполнения того или иного действия, насколько уверенно себя чувствуете? Каковы ваши ожидания по поводу реакции окружающих на ваши поступки?

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1. Постройте логическую модель социальной ситуации развития дошкольника.

2. Раскройте социальную природу детской игры.

3. Докажите необходимость формирования сюжетно-ролевой игры с раннего возра­ста.

4. Выделите основные показатели, характеризующие сюжетно-ролевую игру и рас­кройте их содержание и значение для психического развития ребенка.

5. Дайте психологический анализ изменения сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.

6. Раскройте основные виды взаимоотношений детей в игре.

В процессе наблюдения за игрой определите наличие этих видов взаимоотноше­ний и их взаимосвязь. Докажите важность взаимоотношений на психическое развитие ребенка.

7. Дайте характеристику изобразительной деятельности дошкольников разных воз­растов. Покажите взаимосвязь развития восприятия и детского рисунка.

8. О каких сторонах детской психики может рассказать детский рисунок? Покажите это на детских рисунках.

9. Предложите детям выразить свое отношение к чему-либо (школе, семье и др.) в рисунке. Дайте психологический анализ.

 

10. Изобразите схематически разные типы конструирования и докажите важность конструктивной деятельности по условию для психического развития ребенка.

11. Понаблюдайте и сделайте зарисовки детских построек. Определите, соответству­ют ли содержание построек и конкретные умения детей требованиям возраста.

12. Раскройте влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника.

13. Выделите основные психологические характеристики трудовой деятельности до­школьников.

14. Покажите роль и влияние предметных видов деятельности детей на их представле­ния о труде взрослых.

232


15. Понаблюдайте за детьми разных возрастов и выделите признаки, характеризую­щие появление у детей учебных интересов.

16. Изобразите в виде схемы основные показатели, характеризующие учебную дея­тельность дошкольника.

17. Раскройте суть сенсорного развития ребенка. Докажите необходимость сенсорно­го воспитания.

18. Раскройте взаимосвязь сенсорных процессов с характером деятельности ребенка.

19. Схематически изобразите взаимодействие взрослого с ребенком в процессе овла­дения им сенсорными эталонами и способами обследования предмета.

20. Проведите наблюдения за детьми с целью выяснения: а) различий восприятия разных по содержанию картин у одного и того же ребенка; б) различий в восприя­тии какой-либо определенной картины у детей разных возрастов; в) как будет изменяться восприятие картины ребенком в зависимости от характера вопросов к нему («Что нарисовано?», «Что делают действующие лица?», «Что было до того, как художник нарисовал и что будет потом?» и др.).

21. Охарактеризуйте основные особенности внимания дошкольника и раскройте осо­бенности его в разных видах деятельности.

22. Охарактеризуйте особенности разных видов памяти в дошкольном возрасте. С чем связана перестройка памяти?

23. Проведите индивидуальные опыты с дошкольниками для изучения непроизвольно­го и произвольного запоминания. Сопоставьте результаты обоих видов запомина­ния у детей разных возрастных групп.

24 Проведите эксперимент по выявлению продуктивности запоминания дошкольни­ками словесного материала: а) в игровой деятельности; б) при занятии конструк­тивной деятельностью; в) при занятиях учебной деятельностью.

25. Охарактеризуйте основные закономерности мышления в дошкольном возрасте. Покажите на примерах взаимосвязь видов мышления.

26. На каком возрастном новообразовании основывается наглядно-образное мышле­ние? Докажите необходимость этого вида мышления для дальнейшего психичес­кого развития ребенка.

27. На каком возрастном новообразовании основывается словесно-логическое мыш­ление? Докажите необходимость этого вида мышления для дальнейшего психи­ческого развития ребенка.

28. Раскройте исследования детского мышления Ж. Пиаже и дайте его психологичес­кий анализ. Понятие инвариантности и его интерпретация. Раскройте влияние характера обучения на развитие детского мышления.

29. Запишите высказывания и вопросы ребенка в процессе его занятий каким-либо видом деятельности и сделайте вывод о развитии его мышления.

30. Раскройте основные направления в развитии детской речи: а) как происходит практическое овладение речью; б) как изменяются функции речи.

31. Понаблюдайте за детьми в процессе их общения со взрослыми и сверстниками и сделайте вывод о зависимости между развитием речи и характером общения со взрослыми и сверстниками.

32. Раскройте особенности воображения дошкольника и проиллюстрируйте это при­мерами.

33. Докажите неправомерность суждения о том, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого. Подтвердите примерами.

34. Предложите детям разных возрастов нарисовать рисунки на темы: «Смешное», «Грустное», «Радость», «Счастье», «Горе» и др. Запишите высказывания по поводу нарисованного. Дайте психологический анализ детских рисунков с точки зрения особенностей их воображения. Что оказывает влияние на развитие разных видов воображения дошкольника?

233


35. Раскройте изменение потребности ребенка в общении на протяжении дошкольно­го детства и докажите влияние общения на развитие личности ребенка.

36. Докажите объективность появления «Детского сообщества» и охарактеризуйте его влияние на развитие детей.

37. Проведите наблюдения за взаимоотношениями взрослого и дошкольника, опреде­лите стиль руководства. Сделайте вывод о характере влияния взрослого на фор­мирование личности ребенка.

 

38 Проведите исследование межличностных взаимоотношений в одной из групп детского сада: а) используя метод наблюдения и беседы, б) используя метод социометрии. Сопоставьте результаты и сделайте вывод.

39 Спланируйте работу по оптимизации системы межличностных отношений в группе, где был проведен эксперимент.

 

40. Охарактеризуйте особенности развития самосознания и самооценки дошкольника и отметьте роль взрослого в этом процессе.

41. Раскройте основные новообразования, связанные с мотивационной сферой до­школьника. Приведите примеры.

42. Охарактеризуйте особенности протекания чувств детей дошкольного возраста и основные направления их развития.

43. Побеседуйте с родителями дошкольника, соберите и проанализируйте факты проявления ребенком эмоций и чувств в общении с близкими.

44. Используя метод изучения продуктов деятельности, проанализируйте рисунка детей, в которых отражается смысл эмоционального отношения к разнообразным жизненным ситуациям.

45. Выявите с помощью наблюдения и беседы основные мотивы, побуждающие ре­бенка осуществить волевое поведение.

46. Дайте психологическое обоснование своеобразия обучения и воспитания детей 6 лет.

47. Изобразите схематически перечень основных показателей, определяющих готов­ность ребенка к школе.

48. Проведите беседу с ребенком 6—7 лет о школе, проанализируйте детские ответь с точки зрения готовности их к школе. Подготовьте необходимые рекомендации родителям этого ребенка.

52. Понаблюдайте за первоклассником (в первые недели учебного года) на уроке, на перемене, в ГПД и дайте анализ положительных качеств и недостатков подготовка их к школе. Разработайте тематику консультаций для родителей, детей, которые психологически еще не готовы к школе. Подберите научно-популярную литератур;, по этой проблеме.

1


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте.

2. Предметная деятельность — ведущая деятельность детей раннего возраста.

3. Значение игры для психического развития ребенка.

4. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.

5. Психологический анализ коллективных форм трудовой деятельности дошкольников.

6. Формирование социально-психологической готовности к труду у дошкольников.

7. Формирование у дошкольников мотивов трудовой деятельности.

8. Проблема формирования познавательных интересов дошкольников.

9. Моделирование как средство развития речи.

 

10. Моделирование в учебной деятельности дошкольника.

11. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

12. Приемы и способы управления вниманием детей раннего и дошкольного возраста.

13. Зависимость запоминания от характера деятельности дошкольника.

14. Роль образной основы в развитии мышления у дошкольников.

15. Значение общения со взрослыми и сверстниками для развития активной -речи детей дошкольного возраста.

16. Влияние деятельности на развитие личности дошкольника.

17. Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте.

18. Эмоционально-волевые особенности дошкольника.

19. Индивидуальный подход к детям в процессе формирования их личности.

20. Проблема кризиса детей седьмого года жизни в работах отечественных психологов.

21. Проблема развития мышления в работах отечественных психологов.

22. Школа творческой личности в детском саду (ТРИЗ).

23. Педагогическая оценка и ее влияние на психическое развитие дошкольника.

24. Развитие речи в раннем и дошкольном возрасте.

25. Психическое развитие детей шести лет, начинающих обучение в школе.

26. Сенсорное развитие в работах отечественных психологов.

27. Развитие фантазии у детей дошкольного возраста.

28. Пути формирования творческих путей дошкольника в процессу конструктивной деятельности.

29. Зарождение игры в раннем возрасте.

30. Почему дети лгут?

31. Анализ детских рисунков в связи с познавательной деятельностью.

32. Учет индивидуальных особенностей детей в работе воспитателя.

33. Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте.

t

235


ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.

Агеева £ Сверхподвижные дети // Дошкольное воспитание. 1994. № 3.

Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1972.

Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1986.

Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания //Избран­ные психологические труды. М., 1980. Т. 2.

Арушанова А. Формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспи­тание. 1993. № 9.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979. • Белова Е, Ищенко И. Одаренный ребенок: что могут сделать для него родители // Дошкольное воспитание. 1992. № 7—8.

Бережковская Е. О. О кризисах и развитии детей // Дошкольное воспитание. 1991. № 3.

Беляускайте Р. Ф. Рисунчатые пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Детский практический психолог. 1994. № 1.

Березин Ф. Б., Мирошников М. П. Методики многостороннего исследования лично­сти., М., 1994.

БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Богат, Нюкомов. Развивать творческое мышление // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1979.

Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к систематическому обуче­нию // Дошкольное воспитание. 1988. № 9.

Венгер Л. А. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. № 1, 4.

Венгер Л. А. По ступеням детства //Дошкольное воспитание. 1991. № 11.

Венгер Л. А. Старший дошкольник // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.

Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. М., 1967.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. М., 1984.

Волков Б. С, Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991.

Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой, М., 1981.

Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.

Выготский Л. С. Воображение и его развитие // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2.

ВыготскийЛ. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 6.

Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб, 1991.

ГаспароЗа £ Шустрики и мямлики // Дошкольное воспитание. 1990. № 4.

ГодовикоЗа Д. Б. Общение ребенка со взрослыми //Дошкольное воспитание. 1986. №5.

ГорбатовД. С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2000.

Гуревич К. М. Что такое психологическая диагностика?. М., 1991.

Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. М., 1986.

ДавидчукА. Н. Развитие у дошкольников конструкторского творчества. М., 1976.

Демина И. Трудный ребенок // Дошкольное воспитание. 1990. № 3.

Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под. ред. Т.А. Репиной. М., 1988.

Детская психология / Под. ред. Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 1988.

Диагностика умственного развития дошкольника / Под. ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмоновской, М., 1985.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под. ред. С.Л. Новосе­ловой. М., 1985.

236


Доронина Н. Роль условно-схематических изображений в развитии образной памя­ти // Дошкольное воспитание. 1990. № 4.

Доронова Т., Якобсон С. Использование игровых методов при обучении дошколь­ников // Дошкольное воспитание. 1988. № 2.

Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей //. Дошкольное воспитание. 1992. № 9—10.

Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М., 1997.

Диагностика готовности детей к обучению в школе. Анализ поведения / Под ред. В.М.Астапова. М., 1993.

Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб, 1994.

Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 1993. № 8.

Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. 1993. № 11.

Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрас­те //Избр. психол. труды. М., 1986. Т. 1.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие до­школьников. М., 1983.

Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверст­никами // Дошкольное воспитание. 1990. № 7.

Козлова С. Воспитание положительного отношения к взрослым // Дошкольное воспитание. 1990. № 8.

Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. 1986. № 5.

Комарова Т. С. Изобразительное творчество в детском саду. М., 1984.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М., 1997.

Кольцова М. Ребенок учится говорить. М., 1973.

Кольцова М. Медлительные дети // Дошкольное воспитание. 1984. № 2.

Кольцова М. Особенности процесса торможения у медлительных детей // До­школьное воспитание. 1985. № 12.

Курбатова Л. ТРИЗ — в повседневную жизнь // Дошкольное воспитание. 1993. № 4.

Кравцов Г. Царевна Несмеяна и другие, или Воспитание произвольности // Дошкольное воспитание. 1991. № 11.. Кравцов Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. 1991. № 2.

Куликов Л. В. Введение в психологическое исследование. СПб, 1994.

Лейтес Н. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверст­никами // Дошкольное воспитание. 1990. № 7.

Лисина М., Авдеева Н., Мещерякова С. Организация общения взрослых с детьми // Дошкольное воспитание. 1985. № 2.

Лисина М. Н. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Локоть Н. Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1991. № 1.

Луговая Л. Роль взрослого в воспитании малыша // Дошкольное воспитание. 1991. №3.

Лучанская Л. С. Сознательное принятие учебной ситуации детьми 6 — 7 лет // Вопросы психологии. 1988. № 3.

Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971.

Маханева М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка // Дошкольное воспитание. 1992. № 2.

237


Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994. № 4.

Михайлова А. Попробуем сочинять сказки // Дошкольное воспитание. 1993. № 6.

Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // До­школьное воспитание. 1998-12-03. № 1.

Мухина B. C. Детская психология. М., 1985.

Мухина B. C. Возрастная психология. М., 1998.

Мухина B. C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социаль­ного опыта. М., 1981.

Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.

Новлянская З. Н. Почему дети[фантазируют. М., 1978.

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. М., 1985.

ОбуховаЛ. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.

ОбуховаЛ. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. Ростов-на-Дону, 1996.

Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.

Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.Д. Репиной. М., 1990.

Панько Е. А. Детские рисунки как средство изучения микросреды ребенка // Генетические проблемы социальное психологии. Минск, 1985.

Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.

Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание дошкольника // Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1980.

Понаморенко Т. Ю. Взаимосвязи этических представлений и поступков у детей // Дошкольное воспитание. 1992. № 3—4.

Популярная психология для родителей /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1988.

Практическая психодиагностика: методы и тесты / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1998.

Программа «Раззитие» //Дошкольное воспитание. 1994. № 2.

Пиаже Ж. Психология интеллекта //Избр. психол. произв. М., 1967.

Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

Психология совместного труда детей /Под. ред. Я.Л. Коломинского. Мн. 1987.

Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М., 1978.

Романова £ С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагнос­тике. М., 1992.

Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.

Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесо-вой. 2-е изд. М., 1981.

Сафонова О. Принципы формирования самостоятельного конструирования // Дошкольное воспитание. 1991. № 1.

Сербина £ Активные дети // Дошкольное воспитание. 1993. № 10.

Сербина £ Современные формы проявления госпитализма // Дошкольное воспи­тание. 1991. № 9.

Смолярчук И. Развивать творческие способности детей // Дошкольное воспита­ние. 1993. № 8.

Социальная адаптация детей в дошкольном учреждении. М., 1980.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

238


Телеску Р. Психологические условия адаптации // Дошкольное воспитание. 1982. №6.

Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. М., 1996.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

Усова А. П. Обучение в детском саду. М., 1981.

Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.

Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.

Флейк - Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.

Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе /Принцип раз­вития в психологии. М., 1978.

Чиркова Т. Учет индивидуально-типологических особенностей детей //Дошколь­ное воспитание. 1986. № 5.

Шатанкова Л. Учимся играя //Дошкольное воспитание. 1993. № 1.

Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. 1992. № 7 — 8; 1992. №9-10.

Щербакова ЕЙ. Формирование взаимоотношений детей 3—5 лет в игре. М., 1984.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996.

Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985.

Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1985.

Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции пове­дения //Психология формирования и развития личности / Под. ред. Л.И. Анциферо­вой. М., 1981.



 



 



 



 


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Анализ — расчленение целого на части и выделение этих частей.

Анализатор — нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздра­жителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Аффект — сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание.

Адаптация — приспособление, привыкание организма к новым условиям.

Безусловный рефлекс — наследственно закрепленная стереотипная форма реагиро­вания на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма.

Вариация — изменение.

Ведущая деятельность — деятельность, определяющая характер психического разви­тия на том или ином этапе детства.

Внимание — направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем.

Возбуждение — свойство живых организмов, активный ответ возбуждаемой ткани на раздражение.

Воля — сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.

Воображение — психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти.

Восприятие — целостное отражение предметов, событий, возникающее при непосред­ственном воздействии раздражителя на рецепторные поверхности органов чувств.

Воспитание — целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения и умственных спо­собностей.

Генетический — относящийся к происхождению.

Госпитализм — синдром патологии психического и личностного развития, являющий­ся резулыа-зм отделения младенца от матери.

Готовность к школьному обучению — желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.

Деятельность — активное отношение к окружающей действительности, выражающее­ся в воздействии на нее. Деятельность складывается из действий.

Дифференциация — разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени.

Знак — элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности (язык, письмо, счет, рисование)

Знаковая функция — способность использовать знаки.

Идеомоторный — переход представлений о движении мышц в реальное выполнение этого движения.

Иерархия мотивов — система побудительных сил поведения, в которой менее значи­мые побужле-.-я подчинены более значимым.

Имплицитный — совокупность неосознаваемых предположений о мотивах поведения и структуре личности.

Интеллект — оті-оси,те".ано устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благс-даря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Иррадиация — способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.

Каприз — негативная реакция, проявляющаяся в стремлении настоять на своем вопре­ки доводам разума.

248


Кинестезия — ощущение движения, положения частей собственного тела и проводи­мых мышечных усилий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.208 с.)