Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 5 готовность ребенка к обучению в школе⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе (схема 5.1). От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, которые во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности. Так, дети, имеющие завышенную самооценку, с трудом понимают критерии педагогических оценок. Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом валено развитие мелких групп мышц (мышц «ловких»). Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами. Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности и включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребенку валено уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни. 226
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в приобретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.
Хотя детям 6-летнего возраста и доступны логические формы мышления, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями. Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств. 227 Исходя из этого, взрослый должен: ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание ее достичь; направлять, помогать в достижении цели; приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их; воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п. 228 В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем. Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, недоступных для понимания детей. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически же ни за одним из этих трудных слов у детей нет представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления. В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Иначе отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, не ориентируются в тетради. Ошибки при написании букв Р, Я, Ь. Не различают геометрическую форму, если она в другом положении. Отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо. Читают справа налево. В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входят звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух. Иначе ребенок вместо слова рыба произносит лыба. Будут возникать ошибки на письме. Ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания. Плохо будет читать стихи.
У ребенка должна быть развита и разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретилось на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану. Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни. Все психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе, например, написании элементов буквы. Развитие восприятия, мышления позволяет ребенку систематическ и наблюдать изучаемые предметы и явления, выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы. Эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает: радостное ожидание начала обучения в школе; достаточно тонко развитые высшие чувства; сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.). Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. К б годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы; удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели определяется воспитанностью мотивов. 229 У ребенка должна быть сформирована организованность. Он дол: уметь организовать рабочее место, своевременно начинать работу, под, живать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы. Итак, подготовка ребенка к школе должна быть комплексной и ocj< ствляться на протяжении всего дошкольного детства. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ 1. Докажите взаимосвязь в развитии органов чувств и коры больших полушарий ребенка. 2. У новорожденного мало врожденных форм поведения. Это выражение силы или слабости развития ребенка? Докажите. 3. Безусловные рефлексы младенца: пищевые, оборонительные, ориентировочные. Раскройте их значение для дальнейшего психического развития младенца. 4. Первые условные рефлексы. Какие они? Раскройте особенности их образования. 5. Комплекс оживления как основное новообразование периода психического развития. 6. Опишите психическое развитие ребенка, который лишен взаимодействия со взрослым. Как будут развиваться двое близнецов, взаимодействующие только друг с другом? 7. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития младенца и покажите роль взрослого как посредника. 8. Охарактеризуйте особенности общения младенца со взрослым и покажите его значение для психического развития ребенка. 9. Раскройте основные закономерности развития сенсорных и моторных процессов младенца.
10. Охарактеризуйте развитие восприятия в младенческом возрасте. 11. Понаблюдайте за взаимосвязью перцептивных действий, хватательных движений и сенсорных процессов у младенца. Раскройте значение развития перцептивных процессов для психического развития младенца. 12. Проследите за характером манипуляций ребенка с предметом (хватание, манипулирование, повторные, соотнесенные, разученные действия). Докажите их значение для дальнейшего психического развития ребенка. 13. Раскройте влияние действий с предметами на развитие памяти и мышления ребенка РАННИЙ ВОЗРАСТ 1. Раскройте роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью. Как ребенок овладевает этой ведущей деятельностью? 2. Проведите наблюдение за предметной деятельностью ребенка и выделите: а) характер соотносящий действий; б) характер орудийных действий; в) наличие условий для перехода к продуктивной деятельности (изо и конструирование). 3. Понаблюдайте за свободной деятельностью ребенка (1 г. 6 мес. — 2 г. 6 мес): а) опишите увиденные орудийные действия с предметом; б) отметьте их роль в развитии мышления, сенсорики, для появления предпосылок изобразительной деятельности. 4. Охарактеризуйте предпосылки для возникновения игровой деятельности ребенка. В чем они проявляются и как развиваются? 5. Опишите необходимость внешних ориентировочных действий с предметами для развития восприятия ребенка. Раскройте важность взаимосвязи зрительного и слухового восприятия. 6. Понаблюдайте за процессом ознакомления ребенка с каким-либо новым для него 231 7. Докажите, что ранний возраст является сензитивным для развития речи ребенка. Дайте характеристику активной и пассивной речи ребенка. 8. Понаблюдайте за детьми раннего возраста и запишите их высказывания (или найдите в журналах «Семья и школа», «Дошкольное воспитание»). Дайте им психологический анализ. 9. Охарактеризуйте явления, называемые в психологии «чутье языка», словотворчество.
10. Охарактеризуйте особенности появления и проявления кризиса 3 лет. 11. Наблюдая за ребенком 3 лет, отметьте: а) проявления самостоятельности («Я сам!»); б) заметны ли в его поведении признаки переживаемого им кризиса, в чем они выражаются? в) дайте совет родителям по развитию самостоятельности ребенка и преодолению кризисных явлений.
12. Наблюдая за маленькими детьми (от 0 до 3 лет) обратите внимание, в каких ситуациях и каким образом они обращаются за помощью? Заботятся о других? Слушаются или не слушаются взрослых? 13 Какого типа доводы чаще применяются воспитателем для достижения желаемых результатов? Зависит ли это от того, к кому обращаются? Какого рода оценки используются? 14. Попробуйте заметить, чем вы аргументируете для себя необходимость выполнения того или иного действия, насколько уверенно себя чувствуете? Каковы ваши ожидания по поводу реакции окружающих на ваши поступки? ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 1. Постройте логическую модель социальной ситуации развития дошкольника. 2. Раскройте социальную природу детской игры. 3. Докажите необходимость формирования сюжетно-ролевой игры с раннего возраста. 4. Выделите основные показатели, характеризующие сюжетно-ролевую игру и раскройте их содержание и значение для психического развития ребенка. 5. Дайте психологический анализ изменения сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста. 6. Раскройте основные виды взаимоотношений детей в игре. В процессе наблюдения за игрой определите наличие этих видов взаимоотношений и их взаимосвязь. Докажите важность взаимоотношений на психическое развитие ребенка. 7. Дайте характеристику изобразительной деятельности дошкольников разных возрастов. Покажите взаимосвязь развития восприятия и детского рисунка. 8. О каких сторонах детской психики может рассказать детский рисунок? Покажите это на детских рисунках. 9. Предложите детям выразить свое отношение к чему-либо (школе, семье и др.) в рисунке. Дайте психологический анализ.
10. Изобразите схематически разные типы конструирования и докажите важность конструктивной деятельности по условию для психического развития ребенка. 11. Понаблюдайте и сделайте зарисовки детских построек. Определите, соответствуют ли содержание построек и конкретные умения детей требованиям возраста. 12. Раскройте влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника. 13. Выделите основные психологические характеристики трудовой деятельности дошкольников. 14. Покажите роль и влияние предметных видов деятельности детей на их представления о труде взрослых. 232 15. Понаблюдайте за детьми разных возрастов и выделите признаки, характеризующие появление у детей учебных интересов. 16. Изобразите в виде схемы основные показатели, характеризующие учебную деятельность дошкольника. 17. Раскройте суть сенсорного развития ребенка. Докажите необходимость сенсорного воспитания. 18. Раскройте взаимосвязь сенсорных процессов с характером деятельности ребенка. 19. Схематически изобразите взаимодействие взрослого с ребенком в процессе овладения им сенсорными эталонами и способами обследования предмета.
20. Проведите наблюдения за детьми с целью выяснения: а) различий восприятия разных по содержанию картин у одного и того же ребенка; б) различий в восприятии какой-либо определенной картины у детей разных возрастов; в) как будет изменяться восприятие картины ребенком в зависимости от характера вопросов к нему («Что нарисовано?», «Что делают действующие лица?», «Что было до того, как художник нарисовал и что будет потом?» и др.). 21. Охарактеризуйте основные особенности внимания дошкольника и раскройте особенности его в разных видах деятельности. 22. Охарактеризуйте особенности разных видов памяти в дошкольном возрасте. С чем связана перестройка памяти? 23. Проведите индивидуальные опыты с дошкольниками для изучения непроизвольного и произвольного запоминания. Сопоставьте результаты обоих видов запоминания у детей разных возрастных групп. 24 Проведите эксперимент по выявлению продуктивности запоминания дошкольниками словесного материала: а) в игровой деятельности; б) при занятии конструктивной деятельностью; в) при занятиях учебной деятельностью. 25. Охарактеризуйте основные закономерности мышления в дошкольном возрасте. Покажите на примерах взаимосвязь видов мышления. 26. На каком возрастном новообразовании основывается наглядно-образное мышление? Докажите необходимость этого вида мышления для дальнейшего психического развития ребенка. 27. На каком возрастном новообразовании основывается словесно-логическое мышление? Докажите необходимость этого вида мышления для дальнейшего психического развития ребенка. 28. Раскройте исследования детского мышления Ж. Пиаже и дайте его психологический анализ. Понятие инвариантности и его интерпретация. Раскройте влияние характера обучения на развитие детского мышления. 29. Запишите высказывания и вопросы ребенка в процессе его занятий каким-либо видом деятельности и сделайте вывод о развитии его мышления. 30. Раскройте основные направления в развитии детской речи: а) как происходит практическое овладение речью; б) как изменяются функции речи. 31. Понаблюдайте за детьми в процессе их общения со взрослыми и сверстниками и сделайте вывод о зависимости между развитием речи и характером общения со взрослыми и сверстниками. 32. Раскройте особенности воображения дошкольника и проиллюстрируйте это примерами. 33. Докажите неправомерность суждения о том, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого. Подтвердите примерами. 34. Предложите детям разных возрастов нарисовать рисунки на темы: «Смешное», «Грустное», «Радость», «Счастье», «Горе» и др. Запишите высказывания по поводу нарисованного. Дайте психологический анализ детских рисунков с точки зрения особенностей их воображения. Что оказывает влияние на развитие разных видов воображения дошкольника? 233 35. Раскройте изменение потребности ребенка в общении на протяжении дошкольного детства и докажите влияние общения на развитие личности ребенка. 36. Докажите объективность появления «Детского сообщества» и охарактеризуйте его влияние на развитие детей. 37. Проведите наблюдения за взаимоотношениями взрослого и дошкольника, определите стиль руководства. Сделайте вывод о характере влияния взрослого на формирование личности ребенка.
38 Проведите исследование межличностных взаимоотношений в одной из групп детского сада: а) используя метод наблюдения и беседы, б) используя метод социометрии. Сопоставьте результаты и сделайте вывод. 39 Спланируйте работу по оптимизации системы межличностных отношений в группе, где был проведен эксперимент.
40. Охарактеризуйте особенности развития самосознания и самооценки дошкольника и отметьте роль взрослого в этом процессе. 41. Раскройте основные новообразования, связанные с мотивационной сферой дошкольника. Приведите примеры. 42. Охарактеризуйте особенности протекания чувств детей дошкольного возраста и основные направления их развития. 43. Побеседуйте с родителями дошкольника, соберите и проанализируйте факты проявления ребенком эмоций и чувств в общении с близкими. 44. Используя метод изучения продуктов деятельности, проанализируйте рисунка детей, в которых отражается смысл эмоционального отношения к разнообразным жизненным ситуациям. 45. Выявите с помощью наблюдения и беседы основные мотивы, побуждающие ребенка осуществить волевое поведение. 46. Дайте психологическое обоснование своеобразия обучения и воспитания детей 6 лет. 47. Изобразите схематически перечень основных показателей, определяющих готовность ребенка к школе. 48. Проведите беседу с ребенком 6—7 лет о школе, проанализируйте детские ответь с точки зрения готовности их к школе. Подготовьте необходимые рекомендации родителям этого ребенка. 52. Понаблюдайте за первоклассником (в первые недели учебного года) на уроке, на перемене, в ГПД и дайте анализ положительных качеств и недостатков подготовка их к школе. Разработайте тематику консультаций для родителей, детей, которые психологически еще не готовы к школе. Подберите научно-популярную литератур;, по этой проблеме. 1 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте. 2. Предметная деятельность — ведущая деятельность детей раннего возраста. 3. Значение игры для психического развития ребенка. 4. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников. 5. Психологический анализ коллективных форм трудовой деятельности дошкольников. 6. Формирование социально-психологической готовности к труду у дошкольников. 7. Формирование у дошкольников мотивов трудовой деятельности. 8. Проблема формирования познавательных интересов дошкольников. 9. Моделирование как средство развития речи.
10. Моделирование в учебной деятельности дошкольника. 11. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. 12. Приемы и способы управления вниманием детей раннего и дошкольного возраста. 13. Зависимость запоминания от характера деятельности дошкольника. 14. Роль образной основы в развитии мышления у дошкольников. 15. Значение общения со взрослыми и сверстниками для развития активной -речи детей дошкольного возраста. 16. Влияние деятельности на развитие личности дошкольника. 17. Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте. 18. Эмоционально-волевые особенности дошкольника. 19. Индивидуальный подход к детям в процессе формирования их личности. 20. Проблема кризиса детей седьмого года жизни в работах отечественных психологов. 21. Проблема развития мышления в работах отечественных психологов. 22. Школа творческой личности в детском саду (ТРИЗ). 23. Педагогическая оценка и ее влияние на психическое развитие дошкольника. 24. Развитие речи в раннем и дошкольном возрасте. 25. Психическое развитие детей шести лет, начинающих обучение в школе. 26. Сенсорное развитие в работах отечественных психологов. 27. Развитие фантазии у детей дошкольного возраста. 28. Пути формирования творческих путей дошкольника в процессу конструктивной деятельности. 29. Зарождение игры в раннем возрасте. 30. Почему дети лгут? 31. Анализ детских рисунков в связи с познавательной деятельностью. 32. Учет индивидуальных особенностей детей в работе воспитателя. 33. Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте. t 235 ЛИТЕРАТУРА Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997. Агеева £ Сверхподвижные дети // Дошкольное воспитание. 1994. № 3. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1972. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1986. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания //Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 2. Арушанова А. Формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1993. № 9. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979. • Белова Е, Ищенко И. Одаренный ребенок: что могут сделать для него родители // Дошкольное воспитание. 1992. № 7—8. Бережковская Е. О. О кризисах и развитии детей // Дошкольное воспитание. 1991. № 3. Беляускайте Р. Ф. Рисунчатые пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Детский практический психолог. 1994. № 1. Березин Ф. Б., Мирошников М. П. Методики многостороннего исследования личности., М., 1994. БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Богат, Нюкомов. Развивать творческое мышление // Дошкольное воспитание. 1994. № 1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1979. Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. 1988. № 9. Венгер Л. А. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. № 1, 4. Венгер Л. А. По ступеням детства //Дошкольное воспитание. 1991. № 11. Венгер Л. А. Старший дошкольник // Дошкольное воспитание. 1994. № 1. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. М., 1967. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. М., 1984. Волков Б. С, Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой, М., 1981. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Выготский Л. С. Воображение и его развитие // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2. ВыготскийЛ. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 6. Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб, 1991. ГаспароЗа £ Шустрики и мямлики // Дошкольное воспитание. 1990. № 4. ГодовикоЗа Д. Б. Общение ребенка со взрослыми //Дошкольное воспитание. 1986. №5. ГорбатовД. С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2000. Гуревич К. М. Что такое психологическая диагностика?. М., 1991. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. М., 1986. ДавидчукА. Н. Развитие у дошкольников конструкторского творчества. М., 1976. Демина И. Трудный ребенок // Дошкольное воспитание. 1990. № 3. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под. ред. Т.А. Репиной. М., 1988. Детская психология / Под. ред. Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 1988. Диагностика умственного развития дошкольника / Под. ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмоновской, М., 1985. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под. ред. С.Л. Новоселовой. М., 1985. 236 Доронина Н. Роль условно-схематических изображений в развитии образной памяти // Дошкольное воспитание. 1990. № 4. Доронова Т., Якобсон С. Использование игровых методов при обучении дошкольников // Дошкольное воспитание. 1988. № 2. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей //. Дошкольное воспитание. 1992. № 9—10. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М., 1997. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Анализ поведения / Под ред. В.М.Астапова. М., 1993. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб, 1994. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 1993. № 8. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. 1993. № 11. Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте //Избр. психол. труды. М., 1986. Т. 1. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. 1990. № 7. Козлова С. Воспитание положительного отношения к взрослым // Дошкольное воспитание. 1990. № 8. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. 1986. № 5. Комарова Т. С. Изобразительное творчество в детском саду. М., 1984. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М., 1997. Кольцова М. Ребенок учится говорить. М., 1973. Кольцова М. Медлительные дети // Дошкольное воспитание. 1984. № 2. Кольцова М. Особенности процесса торможения у медлительных детей // Дошкольное воспитание. 1985. № 12. Курбатова Л. ТРИЗ — в повседневную жизнь // Дошкольное воспитание. 1993. № 4. Кравцов Г. Царевна Несмеяна и другие, или Воспитание произвольности // Дошкольное воспитание. 1991. № 11.. Кравцов Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. 1991. № 2. Куликов Л. В. Введение в психологическое исследование. СПб, 1994. Лейтес Н. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. 1990. № 7. Лисина М., Авдеева Н., Мещерякова С. Организация общения взрослых с детьми // Дошкольное воспитание. 1985. № 2. Лисина М. Н. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. Локоть Н. Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1991. № 1. Луговая Л. Роль взрослого в воспитании малыша // Дошкольное воспитание. 1991. №3. Лучанская Л. С. Сознательное принятие учебной ситуации детьми 6 — 7 лет // Вопросы психологии. 1988. № 3. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971. Маханева М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка // Дошкольное воспитание. 1992. № 2. 237 Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994. № 4. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки // Дошкольное воспитание. 1993. № 6. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание. 1998-12-03. № 1. Мухина B. C. Детская психология. М., 1985. Мухина B. C. Возрастная психология. М., 1998. Мухина B. C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982. Новлянская З. Н. Почему дети[фантазируют. М., 1978. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. М., 1985. ОбуховаЛ. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. ОбуховаЛ. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. Ростов-на-Дону, 1996. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.Д. Репиной. М., 1990. Панько Е. А. Детские рисунки как средство изучения микросреды ребенка // Генетические проблемы социальное психологии. Минск, 1985. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977. Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание дошкольника // Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1980. Понаморенко Т. Ю. Взаимосвязи этических представлений и поступков у детей // Дошкольное воспитание. 1992. № 3—4. Популярная психология для родителей /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1988. Практическая психодиагностика: методы и тесты / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1998. Программа «Раззитие» //Дошкольное воспитание. 1994. № 2. Пиаже Ж. Психология интеллекта //Избр. психол. произв. М., 1967. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Психология совместного труда детей /Под. ред. Я.Л. Коломинского. Мн. 1987. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М., 1978. Романова £ С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988. Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесо-вой. 2-е изд. М., 1981. Сафонова О. Принципы формирования самостоятельного конструирования // Дошкольное воспитание. 1991. № 1. Сербина £ Активные дети // Дошкольное воспитание. 1993. № 10. Сербина £ Современные формы проявления госпитализма // Дошкольное воспитание. 1991. № 9. Смолярчук И. Развивать творческие способности детей // Дошкольное воспитание. 1993. № 8. Социальная адаптация детей в дошкольном учреждении. М., 1980. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991. 238 Телеску Р. Психологические условия адаптации // Дошкольное воспитание. 1982. №6. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. М., 1996. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995. Усова А. П. Обучение в детском саду. М., 1981. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. Флейк - Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе /Принцип развития в психологии. М., 1978. Чиркова Т. Учет индивидуально-типологических особенностей детей //Дошкольное воспитание. 1986. № 5. Шатанкова Л. Учимся играя //Дошкольное воспитание. 1993. № 1. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. 1992. № 7 — 8; 1992. №9-10. Щербакова ЕЙ. Формирование взаимоотношений детей 3—5 лет в игре. М., 1984. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1985. Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения //Психология формирования и развития личности / Под. ред. Л.И. Анциферовой. М., 1981.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Анализ — расчленение целого на части и выделение этих частей. Анализатор — нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Аффект — сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание. Адаптация — приспособление, привыкание организма к новым условиям. Безусловный рефлекс — наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма. Вариация — изменение. Ведущая деятельность — деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства. Внимание — направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем. Возбуждение — свойство живых организмов, активный ответ возбуждаемой ткани на раздражение. Воля — сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Воображение — психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти. Восприятие — целостное отражение предметов, событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на рецепторные поверхности органов чувств. Воспитание — целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения и умственных способностей. Генетический — относящийся к происхождению. Госпитализм — синдром патологии психического и личностного развития, являющийся резулыа-зм отделения младенца от матери. Готовность к школьному обучению — желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка. Деятельность — активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Деятельность складывается из действий. Дифференциация — разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени. Знак — элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности (язык, письмо, счет, рисование) Знаковая функция — способность использовать знаки. Идеомоторный — переход представлений о движении мышц в реальное выполнение этого движения. Иерархия мотивов — система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побужле-.-я подчинены более значимым. Имплицитный — совокупность неосознаваемых предположений о мотивах поведения и структуре личности. Интеллект — оті-оси,те".ано устойчивая структура умственных способностей индивида. Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благс-даря усвоению структур внешней социальной деятельности. Иррадиация — способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы. Каприз — негативная реакция, проявляющаяся в стремлении настоять на своем вопреки доводам разума. 248 Кинестезия — ощущение движения, положения частей собственного тела и проводимых мышечных усилий.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.208 с.) |