Интеллектуальное развитие ребенка , по Ж . Пиаже 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллектуальное развитие ребенка , по Ж . Пиаже



Опираясь на теорию биологической эволюции Ч. Дарвина, Жан Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации (при­способления) к окружающему миру.

Для характеристики функционирования механизма развития Ж. Пиа­же применил модель взаимодействия и единства двух функций: ассими­ляция и аккомодация, взятых из биологии.

Схема 3.24

Ребенок владеет определенными схемами действий, позволяющими ему решать разные задачи. Младенец решает относительно простые задачи (по­иск утерянного предмета), а школьник — с помощью формальной логики.

Для решения задачи ребенок использует два основных механизма — ассимиляцию, аккомодацию. При объединении этих действий устанавли­вается равновесие. Это происходит при установлении соответствия меж­ду требованиями задачи и схемой действий, которыми владеет ребенок.

К стабильному равновесию стремится интеллектуальное развитие. На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается, и полная логическая уравновешенность достигается на уровне формальных операций.

Интеллектуальное развитие ребенка спонтанно, оно проходит ряд ста­дий, порядок следования которых всегда остается неизменным.

Задача. Ребенок впервые увидел помидор. Как ребенок должен осуществлять действия ассимиляции и акко­модации? (По П. Пиаже)

Ответ. Ребенок, впервые увидев помидор, может принять его за мяч (круглый, катится), включив его тем самым в категорию знакомых пред­метов (ассимиляция). Однако, убедившись, в том, что помидор не отска­кивает от пола и что им нельзя играть, он соотносит имеющуюся у него мыслительную схему со свойствами реального предмета. И вырабаты­вает новые представления (т. е. осуществляет аккомодацию) и таким образом достигает равновесиясоответствия своих мыслительных структур с объектами реальности.


До 7—8 лет действуют законы биологического приспособления. Ребе­нок, взаимодействуя с миром вещей и людей, должен реализовать свои биологические возможности. Средний возраст стадии зависит от уровня активности самого ребенка, его спонтанного опыта, кругозора семьи, со­циальной среды.

К 7—8 годам к биологическим факторам присоединяются социальные, благодаря которым у ребенка вырабатываются нормы мышления и пове­дения.

Социализация, процесс адаптации к социальной среде, приводит к тому, что ребенок переходит от своей субъективной позиции к объективной, учитывает точки зрения других людей и может сотрудничать с ними.

Стадииэто уровни развития, последовательно сменяющие друг дру­га. На каждом уровне достигается относительно стабильное равнове­сие, которое затем снова нарушается.

Интеллектуальное развитие ребенка представляет собой переход от низших стадий к высшим, но при этом каждая последующая стадия под­готавливает следующую, перестраивается на более высоком уровне.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трех периодов, в течение которых происходит становление основных интеллектуальных структур (схема 3.2 5).

1. Первоначально формируются сенсомоторные структуры (до двух лет).
Поведение строится на основе координации восприятия и движения.
На основе восприятия и действия ребенок понимает мир. Происходит
упражнение условных рефлексов, развиваются навыки, координиру­
ются зрение и хватание. Моторные способности расширяются. Средства
и цели разделяются. Начинает развиваться простейший интеллект.
Схема действий начинает интериоризироваться. Практические за­
дачи решаются путем дедукции. К двум годам формируется внутрен­
ний план действий.

Задача. Митя снова и снова дергает шнур. Ему это доставляет удоволь­ствие.

На какой стадии развития интеллекта (по Ж. Пиаже) находится Митя?

Каков его примерный возраст?

Ответ. Митя находится на стадии элементарных навыков, по Ж. Пи­аже. Ему нравится сам процесс повторения действия. Такие действия подкрепляются собственной активностью ребенка ради удовольствия. Мите примерно 34 месяца.

2. Затем возникают структуры конкретных операций. Развивается
мышление с помощью образов-представлений. Помогает нагляд­
ность. Сильное образное начало при недостаточном развитии словес­
ного мышления приводит к своеобразной детской логике. Мысль от­
личается эгоцентризмом. На этапе предоперационного интеллекта
ребенок не способен к доказательству, рассуждению.

136




 


I — прямая операция.

N — обратная операция.

R — операция реципроктности.

С — коррелятивная операция

Задача. Ж. Пиаже анализировал выполнение операции сериации (упо рядочение), например, палочек, начиная с самой короткой и кончая са мой длинной.

У детей эта операция формируется постепенно, проходя ряд этапов.

1-я группа. Утверждают, что все палочки одинаковой длины.

2-я группа. Делят палочки на большие и маленькие без упорядочени: элементов.

3-я группа. Говорят о большой, средней и маленьких палочках.

4-я группа. Реконструируют серию эмпирически, путем проб и ошибок

5-я группа. Открывают метод построения серии. Выбирают самую боль шую из всех и кладут ее на стол, затем берут самую большую из оставших ся и т. д. Это уже пример структуры. ♦ Определите примерный возраст детей по группам и их стадии раз

вития (по Ж. Пиаже).

Ответ.


Сериация — это не только установление ассиметрических отношений между объектами, но и отношение транзитивности, переходности: если а > Ь, Ъ > с, то а > с.

Понимает ли ребенок эти отношения?

Выполните задание (с ребенком). Возьмите 3 палочки разной длины.

Сравните 1-ю со 2-й и 1-ю спрячьте под стол.

Сравните 2-ю палочку с 3-й. Скажите ребенку: «Вначале ты видел, что 1-я палочка больше 2-й, а теперь ты видишь, что 2-я больше 3-й. Какой окажется та палочка, которая под столом, если сравнить ее с 3-й?»

Определите, в каком возрасте дети понимают отношение транзи­
тивности. Смогут ли они применить дедуктивный метод?

Ответ. Отношение транзитивности дети начинают понимать к 8 го­дам в результате образовательной структуры.

Прежде чем у ребенка установятся логические операции, он выполня­ет группировкиобъединяет действия и объекты.

Задание. Предложите детям примерно 8-летнего возраста решить зада­чу, по Ж. Пиаже: у Саши было 3 брата: Ваня, Коля, Петя. Сколько брать­ев у Вани? А у Коли? А у Пети?

Почему ребенку данного возраста трудно давать определения для
относительных понятий?

Ответ. Ж. Пиаже это объясняет неумением детей производить логи­ческое сложение и умножение. Возникают противоречия, которые разре­шаются с появлением обратимости мысли у ребенка, с появлением осоз­нания самих мыслительных операций.

Задача. Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из плас­тилина. И, убедившись в том, что дети считают их одинаковыми, у них на глазах изменяли форму одного шарика — раскатывали его «в колбаску».

Спрашивали: «Одинаковое ли количество пластилина в шарике и кол­баске?»

Дети отвечали, что неодинаковое: в колбаске больше, так как она длин­нее.

О чем говорит данный эксперимент Ж. Пиаже?

ОТВЕТ. Ребенок до определенной стадии развития рассматривает предмет таким, каким их дает непосредственно восприятие, т. е. он не видит вещи в их внутренних отношениях.

Дети до определенного возраста не умеют отличать субъективный и внутренний мир. Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира (по Ж. Пиаже«реализм»). И лишь постепенно приходит к их различению.

Реализм бывает двух типов: интеллектуальный (ребенок уверен, что ветви деревьев делают ветер) и моральный (ребенок судит о поступке по внешнему материальному результату).

139


Исследования показали, что на разных стадиях интеллектуального развития объекты представляются ребенку тяжелыми или легкими со­гласно непосредственному восприятию. Большие вещи ребенок также счи­тает тяжелыми, а маленькиелегкими.

Для ребенка, имеющего дооперационные представления, характерно отсутствие связей между суждениями, переход от частного, минуя об­щее и др.

Такая специфика детской логики, так же как и реализм, связана с его эгоцентризмом. Это особая интеллектуальная позиция, когда ребенок рас­сматривает весь мир со своей собственной точки зрения.

Задача. В эксперименте — горы на макете разной высоты со своими от­личительными признаками: домиком, рекой, снежной вершиной и др.

Экспериментатор давал ребенку несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с разных сторон.

Требовалось выбрать фотографию, где горы изображены именно так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе.

Обычно ребенок выбирал правильную фотографию. Затем ему показыва­ли куклу (без лица). Игрушка ставилась на другую сторону горы макета. Нужно было выбрать снимок, где горы изображены так, как видит их кукла.

Ребенок выбирал снимки, где горы изображены так, как он видит их сам.

Так поступали большинство испытуемых дошкольного возраста.

Объясните результаты эксперимента Ж. Пиаже.

Свойственен ли эгоцентризм взрослому человеку?

Ответ. В этом эксперименте дети становились жертвой субъектив­ной иллюзии. Они не подозревали о существовании другой оценки вещей и не соотносили их со своей собственной.

Эгоцентризм означает, что ребенок не учитывает свое объективное положение мыслящего человека. Эгоцентризм означает смещение субъек­та и объекта в процессе акта познания.

Эгоцентризм— это спонтанная позиция с психической активностью ребенка в ее истоках. Такая позиция сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития.

Ж. Пиаже в своих экспериментах показал, что дети до определенного возраста не могут встать на другую, чужую точку зрения.

Задача. Наблюдения показывают, что коэффициенты эгоцентрической речи ребенка возрастают:

а) когда в семье господствует авторитет взрослого и авторитет принуж­
дения;

б) когда в среде сверстников отсутствуют дискуссии и споры;

в) когда ребенок предоставлен сам себе.

Дайте психологическое объяснение этим случаям.

Ответ. Во всех этих случаях у ребенка отсутствуют потребности го­ворить, быть понятым. При разрешении этого противоречия (эгоцент­ризма речи и потребности быть понятым) происходит развитие речи.

140


Обычно в 3 года эгоцентризм достигает наибольшей величины. К 6 го­дам эгоцентризм речи постепенно убывает, а после 7 лет исчезает.

Эгоцентризм уступает место децентризму, более совершенной позиции. Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимо:

осознать свое Я в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; координировать собственную точку зрения с другими, а не рассматри­вать ее как единственно возможную. Ж. Пиаже назвал это законом раз­вития, поскольку происходит смена умственной позиции и качествен­ное изменение детского ума.

Сейчас проблема теории стадий — это механизм перехода от одной стадии к другой.

Если в ранних работах Ж. Пиаже стадии развития описывались, то в последних работах он считал, что необходимо понять процессы, благода­ря которым они были сформированы.

Задачи развивающего обучения:

в активизации функционирования познавательных структур, которы­ми ребенок уже владеет;

в создании конфликтов (с помощью задач) между уже сформированны­ми ребенком и результатами его эксперементирования.

Гуманистическая психология тесно связана с экзистенциализмом*: стремление человека найти смысл своего личного существования и жить свободно и ответственно в соответствии с этими принципами.

Гуманистическая психология отвергает детерминизм влечений и ин­стинктов, считает, что люди должны сами выбирать, как им жить; выше всего ставит человеческий потенциал; придает одинаковое значение со­знательному и бессознательному.

А. Маслоу в своей теории Я важную роль придает врожденным потреб­ностям самореализации — полного развития своего потенциала. Это мо­жет осуществиться при удовлетворении потребностей.


*0т лат. — существование.


А. Маслоу представил потребности в виде пирамиды:


Потребности должны удовлетворяться, начиная с низших. Голодный ребенок не может сосредоточится на учебе, пока его не на­кормят.

Потребность в безопасности — быть защищенным (не должно быть тре­воги).

Потребность в принадлежности — любить и чувствовать себя. Потребность в уважении — положительные реакции окружающих, бла-

;   ГОПОЛуЧИЄ.

После этого люди готовы к самоактуализации — полному развитию сво­ей потенции. «Человек должен стать тем, кем он может стать».

ПРОВЕДИТЕ НАБЛЮДЕНИЯ

1. Проведите наблюдения за активностью ребенка. Выявите факторы, повышающие (снижающие) активность ребенка. Опишите случаи руководства взрослым активностью ребенка.

А. Где и как часто проявляется активность ребенка:

Б. Как проявляется моторная, двигательная активность ребенка:

самостоятельность;

свободно и правильно;

по указанию;

обращается за помощью. В. Как проявляется коммуникативная активность ребенка:

быстрота вступления в коммуникации;

частота коммуникаций;

межличностная дистанция с детьми, взрослыми. Г. Как проявляется познавательная активность ребенка:

сосредоточенность внимания на чем-либо, ком-либо;

любознательность, познавательный интерес;

«исследовательское» поведение;

частота и характер вопросов. Д. Как проявляется эмоциональная активность ребенка:

радость и огорчение;

успехи и неудачи;

адекватность реакций;

смена настроений. Е. Как проявляется волевая активность ребенка:

самостоятельность выбора деятельности;

постановка цели действий;

наличие личной заинтересованности;

достижение результата. Ж. Как взрослый руководит активностью ребенка:

создает положительную (отрицательную) мотивацию активности ре­бенка;

142


пользуется дисциплинарными установками; обосновывает (не обосновывает) запреты;

делает замечания, тормозящие двигательную, речевую активность ребенка;

информирует ребенка о его успехах, что все у него хорошо, оценивает результат, способы достижения, личностные качества.

2. Проведите наблюдение за особенностями стилей родительского вос­
питания:

демократический;

авторитарный;

гиперпротекция («самостоятельный ребенок»);

потворствующий;

доминирующая гиперопека («кумир семьи»);

эмоциональное отвержение («золушка»);

в условиях жестких отношений между родителями;

какие роли ребенок усваивает в семье;

какие роли ребенок усваивает в детском саду, школе.

3. Проведите наблюдение за особенностями взаимоотношений ребен­
ка со сверстниками:

положение ребенка в группе, его статус, эмоциональное благополучие; характер общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми; манера разговора со сверстниками (уверенно/неуверенно, быстро, громко, медленно, спокойно и пр.).

4. Проведите наблюдение за особенностями реакций на замечания
взрослого:

слушает, но не исполняет; не слушает, делает по-своему; бурно реагирует; выслушивает спокойно; характер переживания.

5. Проведите наблюдение за взаимоотношениями детей в игре:
стремится к главной роли или нет;

предпочитает играть вместе с детьми; выбирает постоянного партнера; играет один.

6. Проведите наблюдения за особенностями учебной деятельности ре­
бенка:

желание ребенка познавать новое; особенности принятия цели деятельности; наличие умения учиться; быстрота усвоения информации; добивается результата или нет; оценивает свои действия или нет.

7. Проведите наблюдения за особенностями поведения детей, имеющих какие-либо недостатки развития (слух, зрение, заикание, движения, внешний вид и пр.) в разных ситуациях общения и деятельности.

8. Проведите наблюдения за поведением детей в периоды кризиса в возрасте 1 год, 2—3 года, 6—7, 13—15 лет:

143


характерно ли оно для поведения в кризисных возрастах? в чем и как ярко проявляется поведение ребенка?

9. Проведите анализ своего отношения к ребенку:
не слишком ли вы его опекаете?

предоставляете ли ему возможность выполнять самому то, что он уже умеет делать?

предоставляете ли самостоятельность в выборе игр, занятий? каким образом и что вы оцениваете?

10. Проведите наблюдения за игровыми действиями ребенка:
действует ли он только по подсказке или добавляет что-то свое;
может ли переносить разученное действие с одной игрушки на другую,
сходную;

может ли «представить» и использовать вместо мыла кубик; вместо градусника — палочку и т. д.


ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА

1. Вставьте пропущенное слово:

Чем моложе ребенок, тем... темпы его физического и психического развития.

2. Вставьте пропущенные слова:

Чем выше темпы развития ребенка, тем... повредить его физическому и... здоровью.

3. Вставьте пропущенное слово:

Рост и развитие отдельных органов, систем и психических функций протекает не... и не с одинаковой степенью интенсивности.

4. Вставьте пропущенное слово:

«Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита "..."».

5. Вставьте пропущенные слова:

. Есть периоды онтогенетического развития, в которых организм? бывает осо­бенно... к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называют...

6. Вставьте пропущенные слова:

Сензитивность возрастных периодов: это... детей к обучению и... активности.

7. Вставьте пропущенные слова:

Обучение оказывает наибольшее влияние на те психические функции, кото­рые...... развиваться.

8. Вставьте пропущенное слово:

Ускорение физического и психического развития называется...

9. Вставьте пропущенные слова:

Обучаемость — индивидуальные показатели... и... усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения.

10. Вставьте пропущенные слова:

«Учебная деятельность — вид деятельности, особая форма социальной актив­ности личности, специально направленная на овладение... предметных и позна­вательных действий... знаний, являющихся условием и средством психического развития».

11. Вставьте пропущенные слова:

«Зона ближайшего развития — понятие, объясняющее связь обучения и психичес­кого развития ребенка и их зависимость от ведущей роли взрослого» (Л.С. Выгот­ский). Зона ближайшего развития определяется теми возможностями ребенка, которые он реализовать САМ в настоящий период еще не может, но использует с помощью... и которые благодаря сотрудничеству со взрослыми будут его... достоянием в ближайшее время.

12. Вставьте пропущенные слова:

«Зона ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) — это то, что ребенок может сделать в условиях... со взрослым под его непосредственным руковод­ством, с его помощью.

13. Вставьте пропущенные слова:

Уровень актуального развития (по Л.С. Выготскому) — это те наличные особен­ности психических функций, которые... на сегодняшний день. Это то, чего ребенок уже... к моменту обучения.

14. Вставьте пропущенные слова:

Активность ребенка развивается на... этапах его психического развития в................

деятельности.

15. Вставьте пропущенные слова:

Главным успехом любой деятельности является ее... значимость для ребенка.


16. Вставьте пропущенные слова:

В процессе взросления ребенок включается в различные системы................ соци­
альных отношений, которые определяют процесс формирования личности.

17. Вставьте пропущенные слова:

Личностные качества ребенка при определенной наследственности формиру­
ются в процессе....... взаимодействия ребенка со... при... деятельности в ней.

18. Вставьте пропущенное слово:

Способность живых организмов передавать свои признаки и свойства потом­ству есть...

19. Вставьте пропущенные слова:

Изменчивость обеспечивает более... приспособление к... существования.

20. Вставьте пропущенные слова:

Чем выше развитие организма, тем... его взаимодействие со средой, тем большую роль играет...

21. Вставьте пропущенные слова:

Все факторы психического развития <...> действуют в... Нет ни одного психи­ческого качества, развитие которого зависело бы только от...

22. Вставьте пропущенные слова:

Переход от одной возрастной ступени к другой совершается через...

23. Вставьте пропущенные слова:

Кризис возрастной — период, характеризующийся... изменениями... для нор­мального развития.

24. Вставьте пропущенные слова:

Переходу к следующему возрастному периоду предшествует появление... ре­бенка тем... которое он занимает среди людей и стремится его...

25. Вставьте пропущенные слова:

Развитие —... и... изменения, происходящие в организме, психике.

26. Вставьте пропущенные слова:

Индивидуальный подход — ориентация на... и... особенности, использования специальных способов воздействия, соответствующих особенностям.

ПРОВЕРЬТЕ ОТВЕТЫ

1. выше. 2. легче, психическому. 3. параллельно. 4. воспитания. 5. чувствителен. 6. чувствительность, направлять. 7. только начинают. 8. акселерация. 9. скорость, качества, 10. способами, обобщенных. 11. взрослого, собственным. 12. сотрудниче­ства. 13. сложились, достиг. 14. различных видах. 15 личностная. 16. различных для него. 17. обучения, воспитания, средой, активной. 18 наследственность. 19. эффективное, условиям. 20. сложнее, изменчивость. 21. комплексе, одного из факторов. 22. кри­зисные периоды. 23. разными, необходимыми. 24. неудовлетворенность, изменить. 25. качественные, количественные. 26. психические, физические.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Чем определяется эффективность исследований в возрастной психологии?

2. Раскройте методологические принципы применительно к исследованиям в возраст­ной психологии.

3. Охарактеризуйте специфику детерминант психического развития ребенка.

4. Раскройте практическое осуществление принципа объективности при исследова­нии взаимоотношений подростка с учителем.

5. Покажите взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.

6. Укажите сильные и слабые стороны сравнительного («поперечных срезов») и лонгитюдного («продольного» изучения) методов исследования.

7. Всегда ли необходим комплексный метод исследования?

8. Охарактеризуйте особенности количественной и качественной обработки данных проведенного исследования. Всегда ли качественная обработка данных необходи­ма?

9. Всегда ли возникает необходимость определения проблемы исследования, ее осознания? В каком соотношении находится проблема и задач и исследования?

 

10. Что такое гипотеза? Зачем необходимо ее формулировать, организуя исследова­ние? Сформулируйте гипотезу при изучении проблемы конфликтных ситуаций учителя с учениками.

11. Что значит подобрать методы исследования? Какими критериями необходимо руководствоваться?

12. Охарактеризуйте основные виды экспериментального исследования в возрастной психологии.

13. Укажите отличительные особенности формирующего эксперимента и констатиру­ющего, обучающего и воспитывающего.

14. Охарактеризуйте особенности количественного и качественного анализа данных исследования.

15. Охарактеризуйте особенности неравномерного развития ребенка, его отдельных психических функций.

16. В чем проявляется сензитивность возрастных периодов? Что должен при этом учитывать взрослый?

17. Перечислите основные факторы психического развития. Покажите их роль и место в психическом развитии ребенка.

18. Охарактеризуйте психическое развитие как процесс овладения ребенком обще­ственно-историческим опытом. Докажите специфичность развития человека в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

19. Проанализируйте процесс совершенствования способов передачи общественно-исторического опыта молодому поколению.

20. Как соотносится обучение и развитие? Раскройте возможные подходы к решению этой проблемы.

21. Охарактеризуйте положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития».

22. Раскройте связь содержания обучения и психического развития, по Д.Б. Элькони-ну и В.В. Давыдову.

23. Докажите на конкретных примерах важность применения эталонов, мерок, моде­лей и др. в обучении.

24. Раскройте суть развивающего обучения и основные направленияя его исследования.

25. Докажите необходимость активности ребенка для его психического развития.

26. Докажите необходимость активной позиции взрослого (воспитателяя, учителя, родителя) по отношению к ребенку.

27. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития ребенка, подростка, взрослого.

147


28. Докажите, что ребенок не пассивный объект внешних воздействий и что его личностные качества не привносятся извне.

29. Докажите роль статуса ребенка в группе, характера его общения и взаимодей­ствия на эмоциональное благополучие и психическое развитие.

30. Раскройте влияние семьи, ее структуры и психологического климата в ней на психическое развитие ребенка.

31. Докажите, что наследственные особенности, врожденные свойства организма являются предпосылками психического развития ребенка.

32. Докажите взаимосвязь наследственности и развития высших психических функ­ций. Раскройте суть учения Л.С. Выготского о развитии высших психических функций.

33. Постройте логическую схему, раскрывающую внутриутробный период развития ребенка; влияния внешних условий на организм матери, ее состояний на появле­ние прирожденных особенностей организма ребенка.

34. В чем проявляется исторический принцип возрастной периодизации?

35. Охарактеризуйте основные признаки ведущей деятельности.

36. Чем определяется переход ребенка от одного возрастного периода к следующе­му? Раскройте основной механизм смены возрастных периодов развития.

37. Охарактеризуйте основные особенности периодизации психического развития, по Д. Б. Эльконину.

38. Охарактеризуйте социально-психологическую периодизацию формирования лич­ности, предлагаемую А. В. Петровским.

Сопоставьте концепцию, выдвинутую А. В. Петровским, со взглядами Д. Б. Элько-нина — Л. С. Выготского.

39. Охарактеризуйте движущие силы психического развития ребенка.

40. Возможно ли бескризисное развитие человеческой индивидуальности, когда ребенок спокойно переходит с одной возрастной ступени на другую? Обоснуйте свой ответ.

41. Назовите критические периоды развития ребенка.

42. Что усугубляет кризис возрастного периода и можно ли облегчить выход ребенка из кризисного состояния?

43. Что должен уметь педагог, чтобы грамотно руководить самодвижением ребенка?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.125 с.)