Психического развития ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психического развития ребенка



-

Проблема психического развития детей, подростков, становления лич­ности человека является одной из центральных в возрастной психологии.

Развитие человека не завершается с окончанием школьной жизни, юности. Психика изменяется на протяжении всей жизни человека.

С рождения ребенок развивается очень интенсивно. И чем он моложе, тем выше темпы его физического и психического развития, (схема 3.1).

Схема 3.1 УВЕЛИЧЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА С ВОЗРАСТОМ

Схема 3.2 УВЕЛИЧЕНИЕ ВЕСА ГОЛОВНОГО МОЗГА С ВОЗРАСТОМ

Очень интенсивно ребенок развивается в первые три года. Трехлетний малыш многое умеет:

► он способен к самообслуживанию;

76


*• вступает во взаимоотношения;

*!■ усвоил речь и хорошо ее чувствует;

•^заявляет о своей личности;

+~ демонстрирует на что способен («Я сам!»).

Именно в дошкольном возрасте:

► активно развиваются все психические процессы; *■ появляются тонкие переживания;

► рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, ин-

теллектуальные);

*~ складываются интересы;

+■ развиваются способности, закладываются основы характера.

Следует помнить, что чем выше темпы развития ребенка, тем бо­лее он раним, тем легче можно повредить его физическое и психичес­кое здоровье. Возрастает необходимость квалифицированного и продуман­ного воспитания на основе единства требований к ребенку тех, кто его окружает, воспитывает.

Становление психики не простое сцепление случайностей, а процесс закономерный. Люди стремились изучить эти закономерности. В филосо­фии известны два противоположных подхода к проблеме развития: мета­физический и диалектический.

Неравномерные темпы роста и развития отдельных частей тела ребен­ка приводят к изменению его пропорций. Так, рост мозга и размеры голо­вы с возрастом относительно уменьшаются. У новорожденного голова со­ставляет 1/4 длины тела, а у взрослого — только 1/8. Новорожденный имеет относительно большую голову, туловище, маленькие руки и совсем маленькие ноги. С возрастом происходит изменение абсолютной и отно­сительной длины конечностей, главным образом длины ног. Увеличение длины ног — своеобразный барометр физического развития.

В психическом развитии также проявляются количественно-каче­ственные изменения. В младших возрастах быстро увеличивается коли­чественный состав слов (схема 3.3).

Схема 3.3

11


То же самое и с другими психическими процессами.

Развитие отдельных органов и психических функций происходит не изолированно друг от друга, а взаимосвязанно и обусловленно. Одни органы влияют на развитие других. Так, развитие двигательного анализа­тора влияет на сердечно-сосудистую систему, головной мозг; предметные действия — на развитие восприятия, мышление и др.

Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций про­текают не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности. Каж­дая функция мозга имеет строго определенное время начала и время за­вершения своей эволюции. Так, развитие воображения не совпадает с развитием функций волевых действий. В подростковый период рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, сердце увеличивается быстрее, чем сосуды; сила растет, а координация движений ухудшается и др.

Есть периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, определенного рода влияниям окружающей действи­тельности. Эти периоды называют сензитивными (схема 3.4).

Схема 3.4

Задача. Петя (2 г. 7 мес.) много болел, подолгу находился в больнице, практически не разговаривал.

В дальнейшем маме пришлось потратить много сил, для того чтобы Петя нормально говорил.

Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей.

Ответ. Основная причина: у Пети упущен сензитивный период усвое­ния речи (1,53 г.). Именно в этот период ребенок наиболее легко усва­ивает речь.

78


Задача. Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые ті старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, ают порой более примитивно, чем младшие по возрасту дети, которые?ещали детский сад давно. Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование.

Ответ. Упущен сензитивный период развития игры. Дома в семье не Щучили ребенка играть.

Задача. Исследователи отмечают, что если глухонемых детей начинать: Зучать речи после 3 лет, то происходит отставание во многих видах дея­тельности и в развитии психических процессов: не возникает сюжетно-I ролевая игра, задерживается развитие воспитания, мышления. Проанализируйте развитие речи глухонемого ребенка. Как устранить недостатки в развитии речи ребенка? Раскройте взаимосвязь речи с другими сторонами психики ребенка (психические процессы, свойства, состояния).

Ответ. Если ребенок рождается глухим, то он говорить не научится, так как не слышит речи других и не ощущает процесса произнесения зву-! ков. Его надо обучать речи специально, включая другие (кроме слуха) ана­лизаторные системы (осязание, зрение и др.). Нужна обратная связь.

Начинать такое обучение надо до 3 лет, так как сензитивный пери­од развития речи ребенка приходится 1,53 года.

Решающее значение имеет формирование у ребенка потребности в речевом общении. Овладение речью создает основу для усвоения значе­ния слов, связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

Психологическое развитие ребенка осуществляется успешно, когда усилия педагогов направлены не только на обучение речи, но и на другие стороны его развития: предметную деятельность, физическое, сенсорное развитие.

Задача. Некоторые ученые утверждают, что неиспользованные возмож­ности, заложенные в организме, довольно быстро угасают. Выскажите свое отношение к данному суждению. Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.

Ответ. Сторонники данного суждения основываются на сензитивнос-ти ребенка в определенные периоды его жизни.

Малыши очень быстро учатся плавать и нырять, даже раньше, чем ходить. Установлено, что при погружении в воду дыхание у них рефлек­торно останавливается и перекрываются воздушные ходы в ушах. Но через несколько месяцев это свойство исчезает, если им не воспользовать­ся. Необходимо вовремя «включить» каждую возможность организма, не позволяя ей угаснуть.

79


Каждая функция имеет ограниченное время для своего развития. За­дача той или иной функции — помочь ребенку устанавливать связь со сре­дой, обеспечивать себе жизнеспособность в ней, познавать окружающий мир. Функция развивается по мере ее привлечения и активизации.

Функции входят в свои фазы развития в разное календарное время с индивидуальными различиями для каждого ребенка.

В сензитивный период можно достичь предельного развития той иной функции, иначе эта возможность будет «похоронена» в детстве. Приро­дой определено календарное время индивидуально для каждого ребенка. Это значит, что, скажем, какая-то функция у этого ребенка войдет в свою наиболее интенсивную фазу развития в возрасте двух лет и, постепенно замедляя темп, завершит эту фазу до 9—11 лет.

Несмотря на то, что различные органы, системы, психические функ­ции развиваются с присущими им особыми закономерностями, рост и раз­витие являются единым целостным процессом.

Деятельность развития органов, систем психических функций регули­руется центральной нервной системой (ЦНС) и ее высшим отделом — ко­рой головного мозга.

В целом развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит:

+- от наследственности,

*- от среды,

*- от обучения и воспитания,

*- от активности самого ребенка.

Роль и соотношение внутренних (наследственность) и внешних (среда, воспитание) факторов в становлении личности человека, движущих сил его психического развития по-разному рассматриваются представителя­ми разных теорий.

ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

воспитание и обучение     активность ребенка        среда       наследственность

Воспитание и обучение как специально организованные способы пере­дачи общественно-исторического опыта представлены на схеме 3.5.

Развитие человека происходит в ходе овладения общественно-истори­ческим опытом (миром человеческих предметов и миром человеческих отношений). Именно этому социальному наследованию и обязана эволю­ция человека:

изменению общей структуры его поведения;

появлению новых его форм и видов структур отражения действитель­ности.

Психика ребенка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. В совместной деятельности ребенка и взрослого с предметами внешнего мира формируется психика ребенка. Деятельностью ребенка взрослый руководит с помощью специально орга­низованных способов передачи общественно-исторического опыта — вос­питания и обучения.

80



Схема 3.5


Опосредствуют деятельность и процесс обучения знаки и речь как сред­ство фиксации и передачи опыта.

Задача. Представим ситуацию, предложенную французским психоло­гом А. Пьероном.

Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. В живых остались только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материаль­ные и культурные ценности сохранились.

Что в этом случае стало бы с человечеством, с историей челове­
чества?

* Как будет проходить психическое развитие детей?

Ответ. Самым главным результатом будет то, что хотя род челове­ческий и не прекратится, история человечества прервется.

Хотя и останется материальная и духовная культура, но ею дети не смогут воспользоваться, оценить по достоинству, так как необходима активная передача опыта старшего поколения новому.

Передача общественно-исторического опыта должна осуществлять­ся через обучение и воспитание.

■к •к -к

В процессе исторического развития психики ребенка развиваются сред­ства передачи общественно-исторического опыта. Овладение этими сред­ствами и определяет процесс психического развития ребенка, его индиви­дуальность.

На современном этапе развития науки и техники совершенствуются способы передачи общественного опыта молодому поколению. В связи с этим большое значение приобретает решение проблемы соотношения обу­чения и развития. В ее решении есть несколько направлений.

1. Жан Пиаже, Инельдер и др. считают, что развитие совершается само собой (спонтанно) и в соответствии со своей внутренней логикой.

81


А воспитание должно следовать за развитием. Оно как бы «идет в хвосте развития». Учитель должен считаться с тем уровнем разви­тия ребенка, которого тот достиг, и приспосабливать методику обу­чения к достигнутому уровню развития. Спонтанность развития, по Ж. Пиаже, в том, что существуют строго определенные стадии развития. Например, для возраста 7—10 лет харак­терен уровень конкретных операций с предметами. Лишь к 11—12 годам складываются словесные или формальные операции.

В.В. Давыдов показал возможность развития этих операций значитель­но раньше при соответствующем обучении с помощью мерок.

2. Торндайк, Уотсон и др. отождествляют обучение и развитие, считая,
что они совершаются параллельно, т.е. каждый шаг в обучении со­
ответствует шагу в развитии.

Л.С. Выготский, критикуя, писал, что развитие ребенка никогда не следует, как тень за отбрасывающим его предметом, за школьным обуче­нием.

3. Дж. Брунер считает, что обучение не зависит от развития. Поэтому
любому ребенку на любой стадии развития можно преподать любой
предмет. Все зависит от методики обучения. Правда, Дж. Брунер не
всегда последователен. В ряде высказываний он утверждает, что обу­
чение ведет за собой развитие.

Л.С. Выготский подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка, полагая, что обучение всегда должно идти впе­реди развития (схема 3.6). Но насколько впереди?

Схема 3.6

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

1. Уровень актуального развития. Это те наличные особенности пси­хических функций ребенка, которые сложились за сегодняшний день. Это то, чего ребенок уже достиг к моменту обучения.

2. Зона ближайшего развития. Это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным ру-

82


ководством, с его помощью. Иначе говоря, это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что — при помощи взрослого. Учитель может видеть завтрашний день развития ребенка, его ближай­шие возможности: то, что вчера делал ребенок с помощью взрослого, зав­тра он сможет выполнять сам.

Психологи (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Элько-нин и др.) доказали, что включение в содержание и обучение специаль­ных средств приводит к качественной перестройке психических процес­сов, к изменению тех стадий интеллектуального развития, процессов, которые считались неизменными. Что это за специальные средства?

A. Эталон: величины, цвета, формы при сенсорном развитии.
Б. Мерка: при обучении математике.

B. Модель: во всех видах обучения.

Г. Ориентировочная основа действий (ООД) (система ориентиров, по П.Я. Гальперину).

Задача. Есть задачи, которые ребенок не может решить с помощью об­разного мышления. Они требуют логического мышления, использования понятий. Это задачи, которые нельзя представить в наглядной форме, а можно только обозначить словами. Это «задачи Жана Пиаже», где от ре­бенка требуется установить, меняется ли количество жидкости, если из пробирки, в которой был одинаковый уровень жидкости с другой такой же пробиркой, перелить ее в пробирку, имеющую больший диаметр, то ребенок скажет, что воды стало меньше.

Ошибка ребенка объясняется тем, что он судит о количестве воды по высоте столба воды в пробирке. Дети не могут представить себе количе­ство воды отдельно от ее уровня.

Жан Пиаже утверждал, что детям младше 7 лет недоступны полноцен­ные действия с числом. Логические операции развиваются только к 11— 12 годам.

Можно ли опровергнуть утверждение Ж.Пиаже?

С помощью чего это можно сделать?

Ответ. Опровергнуть утверждение Жана Пиаже можно при обучении детей научным знаниям, применяя мерки.

В исследованиях В.В.Давыдова доказано, что детям более раннего воз­раста (5 лет) доступны обобщения и действия с числом, если применять мерки.

Задача. Алеша Панов в 4 года хорошо играл на фортепьяно. Каждый малыш в 3—5 лет владеет языком, так же свободно, как Алеша владеет языком музыки.

Отец был музыкантом. Язык музыки с колыбели сделался для Алеши естественным языком общения.

Каким образом отец Алеши добился такого результата?

Какую роль играет эталон и наличие обратной связи для разви­тия речи?

83


Ответ. С колыбели Алеша слышал, как папа, придя с работы, проиг­рывал на пианино отрывки из классической музыки, демонстрируя язык музыкального общения, или включал пластинки с музыкальными запи­сями. Моцарт, Шопен разговаривали с Алешей языком музыки.

В 1 год Алеша был рядом с пианино, подражая отцу. Усвоил, что раз­ные голоса прячутся в разных клавишах (эталонах).

В 3 года под руководством отца освоил клавиатуру. И язык музыки для Алеши приобрел такой же смысл, как слова для речи. Он научился слышать в музыке те же самые интонации, что и в живых голосах людей.

Задача. Студентка педагогического училища выполняла курсовую ра­боту на тему «Формирование самостоятельности у детей дошкольного воз­раста». Она отметила, что в старшей группе было много детей, которые, собираясь на прогулку, забывали, в какой последовательности надевать вещи. Их родители (и воспитатели тоже) считали, что эти дети или лен­тяи, или невнимательные. Взрослые обычно торопили детей, собиравших­ся идти гулять. Студентка предложила следующее. Она нарисовала каж­дую вещь и на большом плакате расположила картинки в определенной последовательности. Ситуация с одеванием детей резко изменилась в луч­шую сторону.

Почему плакат с рисунками дал такой положительный эффект?

Ответ. В приведенном,примере дети не справлялись с возложенной на них задачей: быстро и умело одеваться. В виде картинок им были даны внешние ориентиры действий (ООД). Они отыскивали нужную вещь, которая указана на картинке. Постепенно это перешло во внутренний план. Чем полнее представляется система ориентиров во внешней фор­ме, тем успешнее идет процесс обучения.

Задача. Многие родители считают, что недостатки детского произноше­ния исправляются практикой, и заставляют детей по 100 раз в день твер­дить «Наташа-каша» или распевать «Шла Саша по шоссе и сосала суш­ку»!

Правильны ли действия родителей?

Ответ. «Это абсолютно неправильно!»предостерегает логопед Л.Г. Киктенко (Здоровье. 1999. №10.) Л.Г. Киктенко считает:

Родители могут помочь, если малыш:

** одни согласные звуки меняет на другие: вместо «ш» у него получа­ется «с», вместо «л»«в». (Насторожитесь и в тех случаях, ког­да правильный звук изредка все-таки появляется, но пропадает в сочетании с другими согласными.);

** путает твердые и мягкие согласные, например, смягчает «л», «о», «т» или, наоборот, не умеет произносить их мягко.

*■ заменяет звонкие согласные на глухие: «т» на «д», «б» на «п», «в» на «ф».

Следует обратиться к логопеду, когда малыш:

84


высовывает язык во время речи, говорит «смазанно», спотыкаясь; неправильно произносит многие звуки. Если ваш. малыш не справляется со свистящими звуками «с, «з», «ц», то можно воспользоваться уроком Л.Г. Киктенко (Здоровье. 1999. № 10. С. 75).

Обучение в игре с помощью логопедической сказки.

Долгое время проблема обучения и развития разрабатывалась в следу­ющих направлениях:

1) выявление условий, при которых обучение становится развивающим,

2) определение конкретных форм обучения, обеспечивающих более высо­кое умственное развитие детей различного возраста.

При этом:

*- решающее значение придается изменению содержания обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

** развивающий эффект обучения достигается главным образом посред­ством усовершенствования обучения (Л. В. Занков); +- эффективность усвоения повышается посредством изменения спо­собов умственной деятельности (Н.А. Менчинская, Д.И. Богоявленс­кий, Е.И. Кабанова-Меллер и др.);

исследовали влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

исследовали воздействие разных методов обучения (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская);

исследовали роль проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, A.M. Ma-

тюшкин).

Особую роль играет вопрос о воздействии различных форм обучения на развитие личности учащегося, на становление его мировоззрения, убеж­дений.

Задача. В приведенных ситуациях определите, у кого из детей ско­рее сформируется игра как деятельность.

Лена (3 г. 5 мес.) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 г. 6 мес), показывая девочке способы действий с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внима­тельная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы.

Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в по­стель, как это делает заботливая мама.

Ответ. У Нины формирование игры как деятельности будет проходить быстрее, так как у нее формировались не только игровые действия как таковые, но была вызвана потребность в доступной для нее форме вы­полнять функции мамы.

У Лены этого не сформировалось, так как требования мамы выпол­нять строго разученные под ее руководством действия не формируют об­раза мамы и не вызывают у девочки потребности играть в маму.

85


Задача. Проанализируйте следующие суждения с точки зрения разви­тия личности ребенка:

«Девочка потому становится мамой, что у нее в руках кукла»; «Девочка потому берет куклу, что ей хочется быть как мама.

Какое суждение правильное?

В чем принципиальное различие в развитии ребенка в условиях игры?

Ответ. Правильно второе суждение, так как в основе действий этой девочки лежит потребность быть мамой, быть взрослой и поступать, как мама, как взрослые. В играх таких детей отмечается бережное об­ращение к кукле, «мама» шепчет ласковые слова своей «дочке» и т. д.

Первое суждение неверно, так как в основе действия этой девочки не лежит потребность стать мамой. В играх таких детей можно отме­тить небрежное отношение к кукле, бедность игровых действий и т.д.

Задача. Проанализируйте суждения:

«Через послушание ребенок овладевает собственным поведением»;

«Овладение действиями развивает послушание».

Ответ. По мнению Л.С. Выготского, неверно думать, что ребенок через послушание овладевает собственным поведением. Наоборот, послушание становиться возможным после того, как ребенок овладеет собственным поведением.

Задача. «Как мне трудно со своим сыном Колей (4 г.)! Мне кажется, что он любознателен не в меру. Он уже читает, считает, пишет. Если мы ему что-то не отвечаем, он спрашивает, где это можно прочитать? А ему только 4 года. Может быть, это ненормально. Что же мне с ним де­лать?»

Раннее развитиечто это?

Как воспитывать такого ребенка?

Ответ. Волнения родных в подобных ситуациях оправданны: они не хо­тят навредить своему ребенку.

Не надо учить школьным премудростям до школы. Этими знаниями он овладеет легко в свое время. Сейчас же надо уделять внимание разви­тию познавательных способностей. А наиболее эффективно они разви­ваются в дошкольном возрасте: в рисовании, конструировании, игре. Од­нако не надо давать пространных, абстрактных объяснений, в случаях затруднений использовать наглядно-образные средства:рисунки, схемы, которые обеспечат лучшее понимание.

Так вы превратите детскую любознательность в познавательную ак­тивность, в радость от узнавания нового.

Надо считаться с физиологическими особенностями дошкольника. Считать это ранним развитием, а тем более ненормальным не надо. Но желательно проконсультироваться со специалистами, возможно, это действительно раннее развитие.

86


Задача. Если ребенок рождается слепым и глухим, он отличается от здорового тем, что у него отсутствует связь мозга с окружающим миром через органы чувств (слух, зрение).

Научится ли такой ребенок звуковой речи, будет ли он говорить?

Если предположить, что наследственность запрограммирована внутри организма, будет ли ребенок, предоставленный сам себе, нормальным человеком в силу проявления наследственных при­знаков?

Ответ. Если ребенок, глухой от рождения, не будет слышать своего процесса говорения, то он и говорить не научится. Такой ребенок будет глухонемым. При отсутствии зрения связь с окружающим миром еще более затрудняется.

Исследования показывают, что психика сама собой не может возник­нуть, пока ребенок не начнет своими руками осваивать внешний мир. Но пока нет потребностиребенок не проявит активности. Только в совместно-разделительной деятельности ребенка и взрослого с предме­тами внешнего мира формируются психика, человеческое поведение.

Личность ребенка не запрограммирована внутри организма, она запрог­раммирована в социальном опыте, который ребенок должен присвоить.

Задача. Женщина (25 лет) говорит: «Я считаю себя застенчивой. Я так не думала, пока в 7 классе учитель не назвал меня «тихой». С тех пор я почувствовала, что способности к общению низкие. Боялась, что меня бу­дут отвергать».

Дайте психологический анализ данной ситуации.

Ответ. Часто мы навешиваем ярлыки на других людей («тихий», «не­решительный») и на себя («Я гадкий» и т.п.). Такой ярлык внушает нам соответствующее поведение. Ярлык может приклеиваться независимо от того, что человек реально собой представляет.

Застенчивые винят себя в тех или иных трудностях, а незастенчивыеобстоятельства. При публичных выступлениях возникает дискомфорт:

Застенчивый объясняет: «От этого никуда не денешься».

Незастенчивый говорит: «Разве кому-либо нравится выступать на людях?»

С.Я. Рубинштейн показал, что воспитание и развитие — это две сторо­ны единого процесса. Ребенок не обучается и развивается, но развивает­ся, воспитываясь и обучаясь.

В этом сложном процессе обучения и развития выступает новый фак­тор — активность самого ребенка (схема 3.7).

Активность ребенка формируется на всех этапах его психического раз­вития в разных видах деятельности. Главное условие эффективности дея­тельности — ее личностная значимость для ребенка.

Развивающие возможности каждого вида деятельности — в их содер­жании и способах организации.

Новые знания, навыки, умения взрослый вводит в процессе обучения ребенка, используя разнообразные методы (схема 3.8).

87




 


Задача. Накануне 1 сентября Мище исполнилось 5 лет 11 месяцев. Он в школу не пошел и остался в детском саду. Вите и Васе исполнилось 6 лет, и они пошли в школу. Все мальчики одинаково развивались.

Через год было проведено повторное обследование этих детей. Оно вы­явило, что развитие Вити и Васи, обучавшихся в школе, было значитель­но выше, чем Миши, который продолжал посещать детский сад. При срав­нении психического развития мальчиков, посещавших школу, более высокие показатели развития были обнаружены у Вити.

Назовите возможные причины разного психического развития
этих мальчиков при условии, что они не болели и их физическое
развитие было примерно одинаковым.

I

     Ответ. Более высокое психическое развитие Вити и Васи связано с тем,

что они поднялись на новую социальную ступеньстали школьниками. У них появились новые интересы, заботы, отношения, изменилась форма основной их деятельности:, она стала учебной. А Миша, находясь, по-пре­жнему в детском саду, задержался в периоде дошкольного детства. Он, конечно, тоже развивался, но не так, как школьники Витя и Вася.

Что касается Вити и Васи, то к концу учебного года стала заметна разница в их развитии. Более активный Витя, который много читал, наблюдал, решал, к концу года самостоятельно осваивал учебный ма­териал: он оказался более развитым.

Задача. Одна родительница вспоминает: «Я своих родителей очень не­навидела за то, что они чрезмерно опекали меня. А сейчас очень даже им благодарна. Благодаря им со мной ничего не случилось. Руки-ноги целы». Далее с вызовом добавила: «Я и со своим сыном буду обращаться так же. У меня всего один ребенок. Я рисковать не хочу».

Какие факторы, влияющие на развитие ребенка, не используют­ся мамой?

Каковы возможные последствия подобного воспитания?

Ответ. Разрешить ребенку быть самостоятельнымэто риск, и не­редко огромный риск. Конечно, надзор отнимает время, но зато обеспе­чивает спокойную жизнь.

Исходя из лучших намерений мать стала диктатором, навязывая ре­бенку свою волю. Вспоминая особенности своей жизни в детстве, она пря­мо переносит их на жизнь своего ребенка, не учитывая его индивидуаль­ных особенностей, изменения социальной среды.

Сын вырастет совсем другим человеком, может, даже наперекор же­ланиям матери, стать или очень жестким, агрессивным или пассивным, бездеятельным человеком.

Чрезмерная опека может сделать ребенка нервным и застенчивым, ему будет труднее адаптироваться к окружающей обстановке.

Задача. Света (6 лет) длительное время проводит в больнице: она вы­нуждена все время находиться в лежачем положении.

89


Повлияет ли длительное лежачее положение девочки на ее ум­ственное развитие?

Как организовать жизнь Светы, чтобы обеспечить ей нормаль­ное развитие?

Ответ. Повлияет. Из-за снижения двигательной активности у девоч­ки задержится приобретение знаний на основе чувствительного опыта. Болезни ребенка, если они часто повторяются, оказывают определенное влияние на содержание и характер общения с ним взрослых людей. Болез­ни скажутся и на образе жизни ребенка, на характере его активности, на его взаимодействии с окружающим миром.

Жизнь Светы надо организовать так, чтобы, по возможности, были включены все анализаторные системы, чтобы она могла активнее дей­ствовать с предметами.

* * *

Активная деятельность самого ребенка в условиях присвоения обще­ственно-исторического опыта под руководством взрослого, применяюще­го все более совершенные методы обучения, способствует его психическо­му развитию.

В развитии активности ребенка большую роль играет взрослый (схе­ма 3.9).

90


Схема 3.9


Задача. Ученик 2 класса Костя (9 лет) внешне выглядит лет на 6. Стоит одиноко, съежившись. Чувствуется какая-то неуверенность... Безысход­ность...

В семье Кости мама, бабушка, дедушка. Отец ушел. Никаких сканда­лов, драк,пьяниц.

Костя родился здоровым, воспитывался в семье.

Беседуем с Костей:

— Кем ты, Костя, будешь, когда вырастешь?

— Кем-нибудь буду, конечно... Ведь все взрослые кем-то бывают... Мо­жет быть, буду слесарем... или улицы подметать... но не знаю, не уверен...

— Как ты учишься?

— Слабый я, часто болею. По всем предметам 2. Очень боюсь, когда к доске вызывают... Стою и смотрю на всех: стыдно мне, что сказать ничего не могу. И все забываю вовсе, что и знал...

— А ты хочешь, чтобы были отметки?

— Нет, не хочу. Если бы их не было, никто бы не знал, что я такой пло­хой, что совсем глупый, ничего не умею...

 

Откуда такая безысходность?

Какие факторы психического развития и каким образом могли повлиять на психическое развитие Кости?

Проведите психологический анализ ситуации психического раз­вития Кости.

Ответ. По свидетельству мамы, родился Костя крепким и горластым. Своим визгом он изводил своих родных. И мама, чтобы он больше спал, пеленала его, затемняла комнату.

Со своим сыном мама не разговаривала, не играла, считая, что в этом возрасте он ничего не понимает, да и некогда былонадо было стирать пеленки.

9"


Кричать, к своей радости,говорила мама,его отучила. И стал он абсолютно тихим, спокойным. Сидит себе на одном месте и тихо пере­бирает игрушки. Он маме не мешал, чем она была очень довольна.

С полутора лет начал часто болеть, стал каким-то нудным. Ходить начал в 1 год. Не бегал, так как мама сразу его отучила. До 3 лет не гово­рил, а потом понемногу разговорился... Книги его не интересуют. Посмот­рит картинки и бросит.

Таким образом, анамнез свидетельствует, что Костя, хотя и родил­ся здоровым, крикливым, активным, был лишен нормального общения с мамой и, главное, подавлена его активность. Отсутствовало руковод­ство взрослого активностью Кости. Мама не руководила активностью Кости, а подавляла ее.

Лишение активности ребенка и нормальной социальной среды с дет­ском обществом и общением главным образом и повлияло на психическое развитие Кости.

Задача. Учительница 1 класса М.И. очень эмоционально переживала неуспехи своих учеников, стараясь исправить их ошибки. При этом на­граждала их эпитетами: «бестолковый», «неуч», «растяпа», «неряха» и т.д. Да при этом еще прибавляла: «Ты всегда...», «Вечно ты...», «Ты вооб­ще...».

Другая учительница 1 класса Ю.Н. видела в своих учениках одарен­ных мальчиков и девочек. И если даже что-то у них не получалось, она старалась подчеркнуть, сообразительность, ум, догадливость и т.д., даже если до успеха было еще далеко.

Дайте психологический анализ действий учителей.

Ответ. Дети (особенно 68 лет) очень внушаемы, они видят себя в зеркале слов учителей: у М.И.в зеркале недостатков, а у Ю.Н.дос­тоинств. Важно повышение самооценки ученика. Успех активностиисточник детской радости, вдохновляющий детей на новые успехи, без которых они теряют веру в себя.

В целях развития познавательной, коммуникативной, моторной актив­ности необходимы:

1) свободный выбор деятельности ребенком.

Если игра есть свободный выбор, то ребенок будет играть до тех пор, пока он выбирает эту игру;

личностная значимость той или иной деятельности — залог актив-нрсти ребенка;

2) положительная мотивация.

Для достижения положительной мотивации существенны: и объективные успехи в деятельности (игре, учении и др.); и субъективное восприятие детьми этих успехов; их уверенность, что они хорошо и правильно действуют, что они ум­ные, догадливые, сообразительные.

Дети должны постоянно получать информацию, подтверждающую, что у них все идет хорошо.

92


Проведите исследование

Во время самостоятельной работы:

► детей, сидящих в первом ряду, несколько раз похвалите (за акку­ратность, прилежание и пр.); *- сидящих во втором ряду несколько раз поругайте; +■■ к сидящим в третьем ряду ни разу не подходите. Сделайте выводы: какой ряд справился с заданием лучше? Почему?

3) в ходе обучения дети должны осознавать то, что подлежит усвоению.

Проведите исследование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.169 с.)