Каков современный ребенок ? Что думают Ваши знакомые о совре - 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каков современный ребенок ? Что думают Ваши знакомые о совре -



Насколько Вы удовлетворены                                                                     менных детях?

Работой в детском саду?                            Предположим, что Ваш знакомый занят

Вполне удовлетворен.                                  выбором специальности, посоветовали

Скорее да, чем нет.                                                       ли Вы ему свою специальность?

Нет.                                                                                                                                                  Да.

Не знаю.                                                                                                                                       Нет.

Не знаю. Согласны ли Вы с утверждением, что

Нравится ли Вам профессия                  профессия воспитателя одна из лучших?

воспитателя?                                                                                                    Да; нет; не знаю.
Да; нет; не знаю

ШКАЛИРОВАННЫЕ ВОПРОСЫ

Отвечающий лишь выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов. Например: «Какие мотивационные сред­ства в руководстве дошкольниками Вы считаете эффективными?»

№            Мотивационные средства                    Очень   Достаточно        Мало-

п/п                                                                               эффективно эффективно эффективно

1 Поручение ответственных заданий

2 Требование самостоятельности в вы­полнении заданий

3 Советы по выполнению задания

4 Указание на определенные возможно­сти и способности ребенка

5 Знакомство с работами других детей

6 Популяризация успехов отдельных детей

7 Общественная похвала

8 Собственный пример взрослого

9 Другие средства (какие?)

В вопросах анкеты могут быть использованы разные шкалы ответов.

Например: «Трудно ли Вам заговорить с незнакомым?»

Да                                          Очень трудно                              Да

Нет                                        Достаточно трудно                    Скорее да, чем нет

Не очень трудно                         Скорее нет, чем да

Не очень легко                            Нет

Достаточно легко                       Не могу сказать

Очень легко

32


Вопросы, могут быть сконструированы в виде поперечных профилей.

Например: «Как вы относитесь к новациям в воспитании детей?»

1 Проявляю очень большой интерес 5 4321  Совсем не проявляю интереса

2 Очень стараюсь их применить          5 4 3 2 1  Совсем не применяю в своей работе

3 Очень стараюсь сам предложить   5 4 3 2 1   Совсем не предлагаю новые формы работы

Примечание. В шкале: от 5 максимально выраженного качества, свой-и т.п. до минимального 1.

Например: «Оцените качества характера Вашего товарища».

1 Настойчивый                                      5 4 3 2 1                       Ненастойчивый

2 Самостоятельный                             5 4 3 2 1                       Несамостоятельный

3 Аккуратный                                          5 4 3 2 1                       Небрежный

4 Организованный                                5 4 3 21                        Неорганизованный

5 Трудолюбивый                                   5 4 3 2 1                       Ленивый

6 Ответственный                                  5 4 3 2 1                       Безответственный

7 Принципиальный                              5 4321                        Беспринципный

8 Правдивый                                          5 4321                        Лицемерный

9 Спокойный                                           5 4321                        Беспокойный

* * *

Некоторые вопросы могут быть оформлены в виде рисунков.

Иллюстрации могут выполнять психофизиологические функции: сни­мать утомление, переключать внимание опрашиваемого на новую тему, пояснять содержание вопроса.

Например: «Какое выражение лица соответствует Вашему настроению в данный момент?»

(• •)(• •)(• •)(• • ](• • И • • и • •)

а            б            в            г           д            еж

* * А

Вопросы о социальном окружении опрашиваемого о коллективе, се­мье, круге общения могут быть изображены в виде концентрических окружностей. Например: приведенные круги представляют собой твор­ческую деятельность коллектива.

2 Детская психология                                                                                                                                                                               .                      33


ж * я

Вопросы можно сопроводить двумя колонками ответов, составленных на основе принципа противоположности.

Например: «Что Вам нравится или не нравится в Вашей будущей спе­циальности?»

Что мне нравится:                                                Что мне не нравится:

а) возможность учить, воспитывать;               а) необходимость учить, воспитывать;

б) общественное значение труда;                  б) низкая общественная оценка труда;

в) разнообразная деятельность.                    в) однообразная деятельность.

к •к - к

Положительные и отрицательные суждения должны быть сбалан­сированы при формулировании оценочных ответов.

Например: «Что Вам нравится и что не нравится на родительских со­браниях в детском саду?»

Что мне нравится                                                        Что мне не нравится

а) возможность получить конкретный совет;       а) не дается конкретных советов;

б) возможность творческого обмена опытом.  б) нет обсуждений опыта родителей.

•к - к - к

Вопросы могут быть ориентированны на анализ специфических ситуаций. Например: «Опишите ситуацию, в которой Вы принимали участие, ис­ход ее»:

а) самую трудную и легкую ситуацию;

б) самую эффективную и наименее эффективную.

■ к - к - к

С помощью предлагаемых ситуаций может быть выявлено отношение к какой либо деятельности.

Например: «Выберите одно из приведенных суждений, в наибольшей степени отражающих Ваше отношение к профессии»:

A. Хороша любая работа, если она хорошо организована.
Б. Хороша лишь та работа, которая оплачивается.

B. Главная ценность труда — в его общественной пользе.

Г. Хороша та работа, где чувствуется поддержка работающих с тобой товарищей.

Д. При несогласии с суждениями выскажите свое (какое?).

34


Схема 2.31

Отношение к анкете определяется любознательностью опрашиваемо­го, его знакомством с темой опроса.

Чем выше оценивается анкета, тем больше к ней интереса.

Схема 2.32

35


Приводим основные требования к формулировке вопросов анкеты (схе­ма 2.33).

Схема 2.33

В анкете может быть использована кодировка ответов закрытых вопро­сов. Для этого все ответы обозначают трехзначным числом, в котором две первые цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа.

Вопросы могут быть закодированы, тогда все цифры служат для обо­значения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркнуть (обвести) коды выбранных ответов.

После составления анкета должна быть подвергнута логическому кон­тролю и опробована в предварительных исследованиях:

1. Достаточно ли ясно обоснована техника заполнения анкеты и каж­дого вопроса?

2. Все ли вопросы составлены стилистически грамотно?

3. Все ли термины понятны опрашиваемым?

4. Не следует ли добавить к некоторым вопросам позиции (другие отве­ты)?

5. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения?

6. Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемого (не­приятные ассоциации, негативные воспоминания и т. п.)?

7. Проверить композицию всей анкеты:

А. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее про­стых (контактных) в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым (разгрузочным) в конце анкеты?

36


Б. Нет ли влияния предыдущих вопросов на последующие? В. Нет ли скопления однотипных вопросов?

Г. Находятся ли особо значимые, целевые вопросы в середине анкеты? После логического контроля анкета проверяется в предварительных исследованиях.

Примечание. В пробной анкете могуть преобладать открытые вопросы.

Тест — это кратковременное задание, выполнение которого может слу­жить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уро­вень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т. д.

Если все методы исследования служат для получения каких-то новых данных, обогащающих психологическую науку, то тесты в основном слу­жат для испытания, чтобы выявить, насколько психические качества ис­пытуемого соответствуют уже ранее выявленным психическимлормам и стандартам (схема 2.34).

Схема 2.34

Схема 2.35

37





 


На результат теста влияют:

образовательный уровень;

социальный статус;

усвоенность терминов, понятий, умственных действий и др.

•к - к ' к

Для примера рассмотрим несколько тестов.

39


Проективный метод исследования. Испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение.

4 Исследователь управляет его действиями, т. е. ведет беседу, предъяв­ляет задания в определенной последовательности и т. д.

Для проективных тестов характерны:

неопределенность материала или инструкции к заданию;

открытость множества потенциальных ответов (принимаются все ре­акции испытуемого);

атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны исследователя;

измерение не психологической функции, а модуса личности в ее отно­шениях с социальной средой.

Эти особенности процедуры сближают проективные тесты с тестами креативности.

Тест незавершенных предложений. Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем чтобы их завершить по своему усмотрению за 15 с.

Предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать обследуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности (отношение к отцу и матери, родным, товарищам, коллективу, к успеху в учебе, работе, спорте, к самому себе: отношение к различным ценностям, ориентациям, к прошлому и будущему, к трудностям жизни).

Для каждой группы предложений выводится характеристика, опреде­ляющая данную систему отношений как положительную, отрицательную и безразличную.

Пример предложения и варианты ответов с оценками: Будущее кажется мне...

Мрачным, плохим, неприглядным........................................................... — 2

Туманным, странным............................................................................... — 1

Неясным, неизвестным................................................................................. О

Скорее хорошим.......................................,............................................... +1

Успешным, интересным, счастливым...................................................... +2

Обработка полученных результатов может быть как качественная, так и количественная. Достоинства метода:

а) допускается групповое обследование;

б) возможность приспособления к различным исследовательским задачам.

Приводим примеры незавершенных предложений.

А. Жизненные цели Я всегда хотел (хотела)...

Я мог (могла) бы быть очень счастливым (счастливой), если бы... Моим скрытым стремлением в жизни... Больше всего я хотел (хотела) бы в жизни...

Б. Отношение к будущему Будущее кажется мне...

40


Наступит тот день, когда... Надеюсь на..., Будущая работа кажется мне...

В. Отношение к мужчинам (женщинам) Идеальными женщинами (мужчинами) для меня являются... Считаю, что большинство девушек (юношей)... Мне очень нравится, когда юноша (девушка)... Мне очень не нравится, когда юноша (девушка)...

Г. Отношение к друзьям и знакомым
Думаю, что настоящий друг...
Больше всего люблю людей, которые...
Когда меня нет, мои друзья...
Когда у меня успех, мои товарищи...                                                            >

Д. Отношение к спорту Когда я впервые подумал о спорте... Если в спорте огромные трудности.... Спортивное достижение — это... Мой лучший успех на соревнованиях...

Е. Отношение к себе Если все против меня, то...

Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы... Моя наибольшая слабость заключается в том... Когда мне начинает не везти, я...

Часть предложений может касаться чувства осознания собственной вины, что свидетельствует об отношении к прошлому и будущему, спо­собствует выражению собственных жизненных целей.

Процедуре обследования предшествует установление контакта, резуль­татом которого будут естественные, искренние ответы.

Оценка результатов теста. По окончаниям предложений определяется отношение испытуемого к жизненной цели, к будущему, к мужчинам (женщинам), друзьям и знакомым, к спорту; к себе самому.

Тест «Рисование на заданную тему: "Рисунок семьи"»

изучение переживаний и восприятия ребенком своего места в семье; отношение его к семье в целом и к определенным ее членам.


Интерпретация рисунка условно делится на три части:

1) анализ структуры рисунка, сравнение с реальной семьей;

2) анализ процесса рисования;

3) интерпретация графических презентаций членов семьи.



 



 


Р.Ф. Беляускайте в статье «Рисунчатые пробы как средство диагностики развития личности ребенка» (Детский практический психолог. 1994. Ml) предлагает симптомокомплексы кинетического рисунк а семьи (схема 2.38).


44


Схема 2.38


Примечание. При отсутствии на рисунке указанных признаков ставится 0 бал­лов; 1, 2, 3 балла автор рисунка получает в зависимости от выраженности соответ­ствующего симптома.

Проективный тест «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)

Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции определяется имплицитными* структурами ин­дивидуального опыта испытуемого, определяющими процесс рисования.

Порождаемый образ фантазии связан с Я-образом субъекта.

Рисунок связан с метафорами речи. То, что содержится в рисунке (мес­то расположения, детали и их взаимоотношения), переносится на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания.

Трудностями при истолковании являются многозначность отдельных деталей и признаков.

* Имплицитный — совокупность неосознаваемых предположений о мотивах поведения в структуре личности.


Доказана связь образа несуществующего животного с Я-образом испы­туемого, опосредованности фантазии опытом и о наличии связей между уровнем притязания, самооценкой, установками реагирования в конфликт­ной ситуации и расположением рисунка на листе бумаги и его ориента­цией.


Первое впечатление позволяет получить первичное понимание:

индивидуальных эмоциональных реакций испытуемого,

степени его эмоциональной зрелости,

наличия (недостатка) внутреннего баланса.

От цельного впечатления перейти к интерпретации и вновь вернуться, пройдя этап анализа деталей изображения.

Любые отклонения и противоречия в толковании частного признака с целостным восприятием должны быть специально проанализированы. (Приоритет всегда за общим впечатлением.)

Все толкования частных признаков ценны как доступные формы осоз­нания и конкретизации общего целостного впечатления, как формы его вербализации.

В общем впечатлении учитывать, как сам испытуемый относится к ри­сунку.

АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РИСУНКА

1. Формальный:

а) семантика расположения в пространстве.

б) графологические признаки:
характеристики идеомоторных актов; анализ линий;

46


пространственно-символический аспект; направление линий и харак­тер контура. 2. Содержательный:

центральная смысловая часть фигуры;

несущая, опорная часть фигуры;

части, поднимающиеся над уровнем фигуры;

тематический аспект. Необычные детали. Название.


тт                          I

Проективное пространство рисунка является символом всех возмож­ных пространств, с помощью которых могут быть охарактеризованы лич­ность и характер индивида.

Чаще всего оно символизирует социальную среду в различных аспек­тах: ценностном, объективном, коммуникативном, временном, эмоцио­нальном и т.д.

В плане интерпретации эти аспекты играют роль контекстных рамок.

Интерпретируя пространство, обратите внимание на свои ощущения, вызванные рисунком. Например: шаткость — устойчивость, что относит­ся к самооценке, и пр.

Представьте, куда движется животное: вправо, влево, вверх, вниз, или оно остается на месте.

Определите, насколько противоречивы или одназначны движения жи­вотного.




 




 


Продолжение таблицы Дополнительные детали

Защита от агрессии. В сочетании с когтями, щетиной и пр.
Рога                                Характер агрессии: спонтанный или защитно-ответный.

Перья                             Самоукрашение и самооправдание, демонстративность.

Грива, шерсть,             Чувственность, подчеркивание своего пола (жен.)

подобие прически       Иногда — ориентация на свою сексуальную роль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.094 с.)