Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно - историческая концепция Л . С. Выготского
Л.С.Выготский рассматривал сознание как «проблему структуры поведения», причем рассматривал сознание, его развитие в историческом плане. Согласно Л.С.Выготскому человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения. 109 Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развивались его Новые потребности, а его природные потребности изменились. Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он ввел исторический принцип в исследование психической жизни человека. Ребенок при рождении попадает в определенное культурно-историческое пространство, в котором существуют не только материальные предметы, но и представления о них, идеи ценности и т.д. Есть особые предметы — знаки, — обладающие двойной (материальной и идеальной) природой, с одной стороны, материальной формой (зрительной, слуховой и т.д.), а с другой — они содержат значения, вбирающие в себя идеальные представления (образы) предметов или явлений, т.е. знаки служат заменителями реальности. Чаще всего такими знаками являются слова человеческой речи. Например, слово «колокольчик» имеет предметную форму (его можно увидеть, услышать, записать). Но суть этого слова не в сочетании конкретных звуков или букв, а в том, что оно вызывает в сознании совершенно определенный образ, который не связан с его звуковой или графической формой. Л.С. Выготский считал, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психической жизни человека. По аналогии с орудиями труда знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознавать себя, свои действия и овладеть ими. Человеческое поведение осуществляется посредствам знаков, система которых составляет речь. Речь освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным. ♦ Сказав, что и для чего мы делаем, мы можем осознать свое поведение и отнестись к нему. ♦ Исследования показывают, что любое речевое расстройство (афазии) повышает зависимость человека от ситуации. Он становится рабом зрительного поля. Именно речь делает поведение человека свободным и осознанным. Кроме речи средствами осознания и поведения могут служить образцы, правила или способы действия.
Задача. Дима (5 л.) должен в игре выполнять роль шофера. ♦ Что необходимо сделать, чтобы образ шофера выступал для Димы как регулятор поведения? Ответ. Необходимо, чтобы этот образ (шофера) стал образцом, с которым ребенок мог бы сравнивать свое поведение. Это сравнение с образцом и есть осознание своего поведения и отношение к нему. Образец ребенку может быть задан не только в виде игровой роли, но и в форме правила или поведения конкретного человека. Сознание человека с позиций культурно-исторической концепции имеет опосредованный характер. Человек строит себя, свой внутренний мир, свои способности с помощью: 110 *- образцов человеческой деятельности; *~ произведений искусства; *- правил социального поведения; *■ научных понятий. Над «нижними этажами психики» (врожденными и приобретенными условными рефлексами) надстраиваются высшие психические функции, которые имеют основу той культуры, в которой воспитывается ребенок. Высшие психические функции (ВПФ) по своей природе опосредован -ны и произвольны. Человек сам владеет ими: он может по своей воле заставить себя быть внимательным, вести себя соответствующим образом и т.д. Эти ВПФ и составляют сущность и своеобразие человеческой психики, отличной от психики животных. Развитие ребенка является процессом развития и присвоения культурно заданных средств или становления ВПФ. Каким образом возможно это освоение? Ведь сам ребенок не откроет функцию знаковых средств, не научится говорить, не научится работать на компьютере и тем более не овладеет своим поведением. Он может это сделать только с помощью взрослого человека, который является посредником между ним и окружающим миром. В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского подчеркивается, что психическое развитие ребенка есть прежде всего культурное развитие. Носителем этой культуры для ребенка являются взрослые. Стать человеком ребенок может только вместе со взрослыми, в процессе совместной с ними жизнедеятельности. Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми {социальный план). И существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму.
Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка (интериори-зируется), т.е. становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму (психологический план). Сначала функция в социальном плане, а затем в психологическом. Задача. Л.С. Выготский в своем исследовании предлагал ребенку отгадать, под какой из двух чашек спрятан орех. Чашки различались только оттенками серого прямоугольника (светло-серый и темно-серый), наклеенного на крышке. Орех каждый раз прятался под крышкой с темно-серым прямоугольником. Однако ребенок этого не знал. Сначала ребенок действовал наугад. Результаты разные. Условный рефлекс не вырабатывался, так как сигнальный признак (цвет прямоугольника) не выделялся ребенком. После серии неудач взрослый выполнял решающее действие: он клал на глазах у ребенка орех в чашку, закрывал чашку крышкой и пальцем указывал на темно-серый прямоугольник. 111 Потом игра продолжалась. Уже при первой попытке ребенок выбрал чашку правильно и сказал: «Орех там, где темное пятно». С этого момента он уже не делал ошибок и выигрывал. ♦ Что здесь произошло? Ответ. Взрослый с помощью указательного жеста направил внимание ребенка на научный признак и тем самым «организовал» внимание ребенка. Затем ребенок сам стал направлять свое внимание на этот темно-серый прямоугольник (признак). Указательный жест взрослого трансформировался в собственный приказ ребенка самому себе: «Смотри на пятнышко и выбирай то, которое темнее». Таким образом, произошло рождение средства — знака в процессе общения и превращения его из внешней формы во внутреннюю (интеори-зация). В результате стал возможен акт произвольного внимания. Задание. Приведите пример интериоризации, имеющей место в обучении детей. Ответ. Когда ученик пишет букву, он следит за линеечками в тетради. Они служат ориентирами для написания буквы. Прежде чем писать, надо выделить ориентиры. Потом ребенок сам учится. Обучение в результате интериоризации переходит в самообучение, воспитание — в самовоспитание. Возрастная периодизация. В процессе развития ребенок проходит через несколько возрастных периодов. Каждый из них характеризуется своими психофизиологическими особенностями и определенной продолжительностью. Отечественная психология исходит из положения Л.С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Имея в виду, что развитие ребенка — это присвоение им социально-исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения, выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма; принцип развития в деятельности. Исторический характер возрастной периодизации заключается в том, что детство — это продукт эволюции, а человеческое детство — еще и результат исторического развития. Человеческое дитя является на свет самым беспомощным по сравнению со всеми остальными детенышами, ему предстоит присвоить богатство культуры, накопленное человечеством. Чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период его детства.
112 В ходе исторического развития происходило удлинение детства путем надставки новых стадий и одновременное ускорение темпов психического развития на более ранних стадиях. От десятилетия к десятилетию рост, вес детей увеличивается, половое созревание наступает в более раннем возрасте. Более интенсивно осуществляется психическое развитие. Это явление получило название акселерации. Психическое развитие и ведущая деятельность. Возникновение новообразований в психическом развитии ребенка происходит в процессе его деятельности. В процессе разных видов деятельности ребенок развивается, Особое значение имеет ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев ведущей называл только ту деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими (схема 3.14). Схема 3.14 В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы: 1. Усвоение мотивов и задач деятельности. 2. Активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание. 113 3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение. В процессе деятельности, общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности. Переход личности в новую микросреду — сложный, противоречивый процесс. Здесь межличностная напряженность, конфликтность. Личности нужно адаптироваться в новой контактной группе. Поэтому необходимо: ♦ подготовить личность к жизнедеятельности в новых коллективах, ♦ соблюдать преемственность между контактными группами на основных стадиях онтогенеза. Эффективность ведущей деятельности для психического развития ребенка во многом зависит от места, занимаемого им в системе общественных отношений (схема 3.15). Схема 3.15 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (по Д.Б. Эльконину) Схема 3.15 устанавливает связи между периодами; выделяет значение предыдущего периода; расчленяет развитие на эпохи, периоды, что соответствует внутренним законам развития; дает путь к решению проблемы сензитивности отдельных периодов детского развития. На схеме видны три наиболее острых переломных момента, знание которых может способствовать предупреждению кризисов в возрасте 3, 12 и 17 лет, сглажи-
114 вание возможных негативных моментов кризисных перестроек, выделенных еще Л.С. Выготским. Д.И Фельдштейн полагает, что социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям: социализации (овладения общественным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономии) (см. схему 3.15а). Но личностью ребенок становится в результате самоуправления (вначале с помощью взрослых, а затем самостоятельно). Схема 3.15а Развитие личности — высшая цель и высший уровень психического развития растущего человека, кумулирующего результаты развития и познавательной, и социальной активности. Поэтому Д.И. Фельдштейн считает, что при изучении психического развития ребенка (имея в виду воспитание его как личности) не следует отделять психическое развит::- 115 от развития личности, а нужно рассматривать психическое развитие в единстве с развитием личности. Социально-психологическую периодизацию формирования личности предлагает и А.В. Петровский (схема 3.16). Он указывает, что для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) деятельности, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа, и общение, которое в ней складывается. Соответственно внутри каждого периода А.В. Петровский предлагает выделить три следующие друг за другом микрофазы (МФ). Это: адаптация — усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности; индивидуализация — поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности; интеграция — общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям, и т.д. Эти фазы могут протекать как последовательно, так и параллельно, а также с частичным наложением друг на друга. Схема 3.16 В схемах периодизации Выготского—Эльконина и А.В. Петровского признается центральное положение социальной ситуации развития в характеристике возрастного периода. Однако если Л.С. Выготский делает акцент на самодвижение развития, то А.В. Петровский — на социальный процесс социализации и соответствующие изменениях личности, что приводит к анализу отношений «индивид — группа». Признавая доминанту 116 возрастного развития, А.В. Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду, в то время как для Л.С. Выготского определяющими могли быть лишь факторы, ставшие уже достоянием личности (схема 3.17).
Схема 3.17 Движущие силы психического развития ребенка, развиваясь на каждом этапе, приобретают новое содержание и новые проявления. Развитие — как самодвижение. Развитие ребенка — постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды. Причина первых кризисов — назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают. 117 Переходу к следующему возрастному периоду предшествует появление неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей и стремится это место изменить. После кризиса 1 года могут быть кризисы в 3,7,13,17 лет (схема 3.18). Схема 3.18 Развитие ребенка протекает и литически (спокойно), и критически (с кризисами). Обычно наступает момент, когда развитие на данном этапе приводит к тому, что возросшие возможности ребенка (его знания, умения, психические качества) вступают в противоречия со старым образом жизни, старыми видами деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми. Ребенок чувствует свои новые возможности, например, застегнуть пуговичку и заявляет: «я сам!». Он стремится к новым взаимоотношениям со взрослыми. Если на просьбу ребенка: «Ясам!» взрослый отвечает: «Нельзя!», не разрешает проявления самостоятельности, то возникают негативные проявления (упрямство, негативизм) и ребенок вырастает безвольным, малоинициативным либо упрямым и жестоким (схемы 3.19, 3.20). •к - к * к Взрослый должен уметь руководить активностью ребенка: •*• изменить свое отношение к ребенку; *- предоставить разумную самостоятельность; *~ признать его возросшие возможности; •* дать образцы нового вида деятельности, в которой потребности ребенка могут быть удовлетворены. Педагог должен уметь руководить самодвижением ребенка на основе знания общих законов развития и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. В одних случаях следует учитывать характер противоречий, складывающихся в ходе развития ребенка, и оказывать помощь в их разрешении, в других — создавать условия для возникновения соответствующих противоречий: ** ставя перед ребенком новые цели и задачи; 118 і побуждая ребенка принять эти цели, переводя их в цель собственных действий; могая нахождению средств достижения целей. Схема 3.19 Задача. Может ли человеческая индивидуальность развиваться без обид, ссор, ошибок и разочарований? ♦ Охарактеризуйте кризисность периодов развития. Ответ. Нет, не может. Основной движущей силой психического развития являются внутренние противоречия.
Спокойные и покладистые дети вдруг начинают бунтовать. Чего они хотят? В разные периоды детства — разного! Но есть и что-то похожее. В кризисный период происходит решительная смена всей социальной ситуации развития ребенка: вместо прежних возникает новый тип отношений ребенка и взрослого; происходит смена одних видов деятельности другими. Переход этот нередко сопровождается проявлениями негативных черт поведения: упрямством, негативизмом и др. Но если сами переходы закономерны и необходимы, то негативные проявления — это свидетельство трудностей перехода к новому периоду. Задача. Некоторые родители полагают, что все происходит по расписанию. Год ребенку — значит кризис, два года — кризиса нет. ♦ Правы, ли эти родители? Ответ. Нет, не правы. Границы возрастных кризисов очень условны. Они индивидуальны. Только внимательный взгляд взрослого может уловить изменения в поведении ребенка. Надо уметь правильно на это реагировать. Упущения одного этапа развития нельзя исправить ни на каком другом. Задача. Охарактеризуйте кризис новорожденного. Каким должно быть поведение взрослого в этот период? Ответ. Как только ребенок появляется на свет, его жизнь приобретает новые качества. Не просто расстаться с комфортными условиями пребывания в утробе матери. Кризис трехфазовый: 1) (0 — 3 часа) — фаза стресса, когда ребенок защищен материнскими гормонами; 2) надпочечники ребенка начинают вырабатывать собственные гормоны, которые помогают справляться с кризисом; 3) изменяется цвет кожи ребенка, появляются резкая тотальность звуков при плаче, припухлость век и т.п. К концу месяца кризис проходит. Должно быть правильное поведение родителей: организация ухода за новорожденным; поведение, не удручающее своей беспомощностью; не использовать яркий свет, громкие пугающие звуки. Ребенок все чувствует. Задача. Появившись на свет, ребенок оказывается не в лучшем для него окружающем мире. Много новых ощущений, в которых трудно разобраться. Кризис новорожденного заключается в том, что ребенок отделился от матери физически, но не отделился от нее биологически и психологически. Ребенку нужно взаимодействовать с близким человеком — мамой. Но к 121 ♦ Как должно осуществляться взаимодействие мамы и ребенка? ♦ Какое центральное новообразование формируется в этот период? Ответ. Поведение новорожденного случайно и непредсказуемо. Средством общения является плач. Матери трудно его понять. Но только она узнает этого конкретного ребенка больше других. Обоим (и ребенку и маме) придется многому научиться, прежде всего «полюбить телом» новорожденного. Это эмоционально приятно и ребенку и маме. Центральное новообразование этого этапа — формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии с близким человеком. Задача. Нина (1 год) требовательно и капризно произносит: «Ла, ла... ла», что на ее языке означает лампа. А мама, пытаясь угадать, чего она хочет, то зажжет лампу, то погасит ее... Нина негодует, настаивает, обижается. Ситуация, в которой мама не может угадать, чего хочет дочка, повторяется неоднократно. ♦ С чем связано такое поведение Нины? ♦ Как правильно вести себя в подобных ситуациях родителям? Ответ. В данной ситуации проявляется кризис первого года. Мама должна изменить свое отношение к дочке. Прежде дочка нуждалась только в эмоциональном общении (улыбка, интонация, ласковые прикосновения), теперь она хочет быть понятой, ищет отклик у мамы. Мама должна предлагать дочке игрушки, предметы, с которыми можно действовать: разбирать, собирать, вкладывать одно в другое. При этом обязательно сопровождать и свои, и дочкины, действия словами. Стараться, чтобы и дочка говорила, не выполнять ее просьбы, если они не сопровождаются ее словами, которые она в состоянии произнести. Помогать ей произносить слоги, слова, понятные окружающим. Задача. «Сегодня Саше исполнилось 1 год 5 мес. Многое нужно отметить в его поведении, что вновь появилось в последний период или приняло новые формы. В ответ на запрещение («нельзя») проявляет упрямство и упорно пытается повторить какую-нибудь шалость. Только путем отвлечения удается прервать то или иное упрямое желание. Иногда в ответ на запрещение начинает капризно плакать, бросаться на пол, дергает руками и ногами, но такие истерики бывают с ним нечасто. Его легко и быстро удается отвлечь от шалостей». (Из дневника A.M. Менчинской.) ♦ Почему Саша «показывает характер»? ♦ Какова основная причина первых кризисов? ♦ Как должен вести себя взрослый в подобных ситуациях? Ответ. Основная причина кризиса — назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают. Саша «показывает характер», так как в этом проявляется его начинающееся стремление к самостоятельности, что ярко проявляется чуть позже, к 2 — 3 годам. 122 В описанных ситуациях взрослый поступает правильно, отвлекая ребенка от шалости, иначе подобное поведение может закрепиться. Задача. Из разговора двух молодых мам: «Моя Алена (2 года 10 мес.) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала. Ей уступили. Но она не успокоилась. Ведь к бабушке ей на самом деле хотелось. В другой раз попробовали настоять на своем. Но она опять расплакалась, повторяя: «Не хочу, не пойду». ♦ Что случилось с девочкой? Объясните причину. ♦ Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей. Ответ. На третьем году у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, негативном отношении. Причем негативизм трехлетнего ребенка сложнее прежнего кризиса первого года. В три года ребенок хочет признания самостоятельности. Но к такой форме поведения он еще не готов, что является противоречием, на основе которого развивается кризис. Если взрослый настаивает на своем, пытается «сломить» детское упрямство, возникает психологическая защита: а) ребенок привыкает к отрицательной оценке взрослого, б) перестает «слышать» замечания. Могут возникнуть невротические симптомы. При «победе» взрослого над самостоятельностью ребенка он (ребенок) может вырасти безвольным, малоинициативным либо упрямым и жестким. Задача. Охарактеризуйте кризис трех лет. ♦ Какой должна быть стратегия поведения взрослого с ребенком? Ответ. Трехлетние дети не только забавные и смышленые карапузы, но и самостоятельные, зрелые личности. Кризис трех лет считается самым ярко выраженным. Ребенок начинает общаться с большим количеством людей. Его детская непосредственность может обернуться и агрессивностью. Донести до ребенка: «Никого нельзя обижать!» При проступке научить искренне просить прощения («Извините»). В три года у ребенка обостряется чувство собственности. Не торопитесь обозвать его жадиной. Научите его делиться с другими: «Вот тебе синий совочек, а красным я хочу играть». Иначе, когда он вырастет, будет идти на поводу у более настойчивых детей. В три года ребенок должен знать, что у взрослых, мамы и папы есть своя территория и своя собственность: а) время, которое он сможет потратить только на себя; б) вещи, которыми он не захочет делиться никогда и ни при каких 123 Ребенок должен помнить определенный свод правил, нарушать которые нельзя нигде и никогда: а) подходить к горячим предметам; б) разговаривать с посторонними. В общении с трехлетними следует вести себя очень корректно, уважая их мнение и выбор. Планируя игру с ребенком, надо ставить перед ним лишь посильные задачи. Иначе появятся обида, неуверенность («У меня все равно ничего не получится»). Этот возраст хорош для начального обучения (стишки, скороговорки, песенки, музыка, рисование). Задача. Андрюша (6 лет 5 мес), закатив истерику, еще помнит, что делает это, чтобы не пить горькое лекарство. Затем поток эмоций захлестывает его, он требует купить машинку. Это требование возникает лишь для того, чтобы продлить возникшую эмоциональную бурю. Допустим, машинку ему купили. Тотчас возникает новый повод для криков и слез. ♦ Чем объяснить подобное поведение Андрюши? ♦ Спрогнозируйте поведение ребенка, если ему постоянно будут уступать. ♦ Ваши действия в этой ситуации? Ответ. Такое поведение свойственно детям 6 лет. Конец дошкольного возраста и начало школьного характеризуется кризисом. В данной ситуации Андрюше нужна не машинка. Ему нужна победа над взрослым, необходимо внимание окружающих. Если взрослый будет подстраиваться под ребенка, исполняя все его прихоти, то такое поведение ребенка будет закрепляться. Ребенок все больше и больше будет поглощен своими эмоциями. В этот кризисный период страдает и сам ребенок — от невозможности сделать свой внутренний мир доступным и понятным для окружающих. Взрослый должен помочь ребенку преодолеть несоответствие внешнего и внутреннего, несовпадение желаний и их внешнего выражения. Задача Витя (13 лет) успешно учится в 7 классе, в Доме техники строил модели кораблей. А к концу учебного года его работоспособность резко снизилась, появились плохие оценки, да и Дом техники перестал посещать. Интерес к кораблям исчез. Катя, девочка-подросток, вдруг «ни с того ни с сего» в ответ на просьбу учительницы подобрать бумажки вокруг парты, грубит. Дима (12 лет 11 мес.) на мимолетное замечание отца о том, что задачу можно решить короче, краснеет, кричит: «Вас учили так, а нас не так!». Раньше отец был авторитетом для Димы, а сейчас он перестал доверять отцу. В семье Вани (12 лет 6 мес.) отношения формировались на основе уважения, ответственности, самостоятельности. Конфликтов с родителями не было. 124 А сейчас проблем у Вани много, и все надо решать самому. Трудно спросить у отца по поводу девочки, которая ему нравится. И как трудно себя уважать, когда появляется неверие в собственные силы. Возникают внутренние конфликты Я с Я. ♦ Что объединяет эти, казалось бы, разные случаи? ♦ Что происходит с подростками? Ответ. Во всех случаях — проявления кризисного периода. В подростковый период возникают конфликты с учителями, родителями, взрослыми; вспышки гнева в ответ на самые безобидные, с точки зрения взрослого замечания. Оценки взрослых, которые относятся к подростку, как к ребенку, им не принимаются. В подростковом периоде личность дисгармонична, поэтому этот период является и этапом самопостижения и началом самостоятельной работы по созданию собственной индивидуальности, по проектированию будущей жизни. Как подросток выйдет из противоречий? Обретет ли уверенность? Или возникнет ощущение собственной никчемности? В какой социальной группе подросток самоутвердится? Труднее выходить из кризиса подросткам, которых искусственно освобождали от сложных проблем, которых излишне оберегали от трудностей жизни. Задача. Проведите психологический анализ особенностей воспитания детей двумя мамами. Первая старается во всем помогать своей четырехлетней дочери Оле, заранее выбирает для нее игрушки, одежду, еду и др. Ей кажется, что она лучше знает, что в каждом конкретном случае необходимо ее дочери. Например: «Вот тебе, — говорит мама, — новая игрушка, она хорошая и тебе понравится». Вторая мама в воспитании Нины (4 г. 5 мес.) старается создать ситуации, где бы дочь могла сама себе выбирать игрушки, еду, одежду. Например, она говорит дочери: «Сегодня можно надеть яркое, красивое платье, но оно будет быстро пачкаться. А можно надеть другое, не очень нарядное, но не маркое». Каждый раз мама и дочь вместе в каждом случае определяют преимущества и недостатки той или иной вещи, той или иной ситуации. ♦ В чем принципиальная разница в подходах к воспитанию детей с точки зрения руководства самодвижением ребенка? ♦ Что является движущей силой психического развития ребенка? Ответ. В воспитании у первой мамы нет противоречивых ситуаций. Она все сама решает за ребенка. Вторая мама старается создать такие ситуации, чтобы дочери пришлось самой решать эти противоречия. Противоречие является источником самодвижения и развития объективного мира и познания, а умение с ними «работать» — важнейшая составляющая творческого мышления. Мама учит Нину выявлять противоречия свойств предметов и яег ний окружающего мира. А это шаг к решению конкретной проблемы. Мама Оли щадит психику дочери, уводит ее от противоречий. Это грубая ошибка. ■к ■& * Учет рассмотренных закономерностей психического развития человека является необходимым при целенаправленном формировании всесторонне развитой личности. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как биологическое существо, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, и его предел одаренности. Среда, в которой ребенок воспитывается, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано до его рождения. В рамках этого направления создана теория рекапитуляции, основная, идея которой заимствована из эмбриологии. Во время своего внутриутробного существования эмбрион (зародыш) проходит путь от простейшего организма до человека. У месячного зародыша крупная голова, жабры и хвост; в два месяца он начинает приобретать вид человека, на его ластооб-разных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4-го месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица. Э. Геккель в своем законе подчеркивает, что онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию биогенетический закон развития психики представляет как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культуры историю развития человечества. Представитель теории рекапитуляции В. Штерн пишет, что ребенок в первые месяцы жизни находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны, затем — начальных ступеней человеческого состояния, развития первобытных народов и т.д. Другое направление — социологизаторское. Его представитель Джон Локк считал, что ребенок появляется на свет с душой, чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть воспитатели. Психическое развитие исходя из этого заключается в накоплении социально приемлемых норм поведения и выработке полезных привычек и навыков. Представление о больших возможностях формирования личности получило широкое распространение в педагогической литературе 80-х годов. В настоящее время редко кто из психологов придерживается этих взглядов в чистом виде. Оба подхода — и биологизаторский, и социолОгизатор-ский — страдают односторонностью. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий — развитие ребенка немыслимо вне его собственной активности и в том или ином виде деятельности. 126 ТЕОРИЯ ТРЕХ СТУПЕНЕЙ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ К. Бюлер, проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В. Келер проводил на шимпанзе, заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, предложил 3 ступени детского развития. Основная движущая сила развития поведения — переход удовольствия «с конца на начало». Взгляды К. Бюлера — проявление концепции рекапитуляции, так как этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных. К. Лоренц указывал, что надстройка филогенеза высших ступеней над низшими противоречит истине. По его мнению, 3 независимые друг от друга линии развития, возникающие на определенном этапе животного царства. Инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует интеллекту. Спор психологов о том, что же определяет процесс детского развития;— наследственность или среда, — привел к возникновению теории конвергенции (от лат. приближаться, сходиться). В.Штерн считал, что психическое развитие — результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Действует то и другое, только в разных соотношениях. Он считал, что оба фактора значимы для психического развития ребенка. И определяют его две линии. Одна — созревание наследственных данных, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка — пересекаются, т.е. происходит конвергенция. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических процессов ребенка, но имеет как бы разный удельный вес.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.165 с.) |