Культурно - историческая концепция Л . С. Выготского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно - историческая концепция Л . С. Выготского



Л.С.Выготский рассматривал сознание как «проблему структуры по­ведения», причем рассматривал сознание, его развитие в историческом плане.

Согласно Л.С.Выготскому человек в процессе своего исторического раз­вития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения.

109


Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развивались его Новые потребности, а его природные потребности изме­нились.

Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он ввел исторический прин­цип в исследование психической жизни человека.

Ребенок при рождении попадает в определенное культурно-историчес­кое пространство, в котором существуют не только материальные предме­ты, но и представления о них, идеи ценности и т.д. Есть особые предме­ты — знаки, — обладающие двойной (материальной и идеальной) природой, с одной стороны, материальной формой (зрительной, слуховой и т.д.), а с другой — они содержат значения, вбирающие в себя идеальные представления (образы) предметов или явлений, т.е. знаки служат заме­нителями реальности. Чаще всего такими знаками являются слова чело­веческой речи. Например, слово «колокольчик» имеет предметную фор­му (его можно увидеть, услышать, записать). Но суть этого слова не в сочетании конкретных звуков или букв, а в том, что оно вызывает в созна­нии совершенно определенный образ, который не связан с его звуковой или графической формой.

Л.С. Выготский считал, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психической жизни человека. По аналогии с орудиями труда знаки являются психоло­гическими орудиями, которые позволяют осознавать себя, свои действия и овладеть ими.

Человеческое поведение осуществляется посредствам знаков, систе­ма которых составляет речь. Речь освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным.

♦ Сказав, что и для чего мы делаем, мы можем осознать свое поведение и отнестись к нему.

♦ Исследования показывают, что любое речевое расстройство (афазии) повышает зависимость человека от ситуации. Он становится рабом зри­тельного поля.

Именно речь делает поведение человека свободным и осознанным. Кроме речи средствами осознания и поведения могут служить образ­цы, правила или способы действия.

Задача. Дима (5 л.) должен в игре выполнять роль шофера. Что необходимо сделать, чтобы образ шофера выступал для Димы как регулятор поведения?

Ответ. Необходимо, чтобы этот образ (шофера) стал образцом, с ко­торым ребенок мог бы сравнивать свое поведение. Это сравнение с образ­цом и есть осознание своего поведения и отношение к нему.

Образец ребенку может быть задан не только в виде игровой роли, но и в форме правила или поведения конкретного человека.

Сознание человека с позиций культурно-исторической концепции име­ет опосредованный характер.

Человек строит себя, свой внутренний мир, свои способности с помощью:

110


*- образцов человеческой деятельности;

*~ произведений искусства;

*- правил социального поведения;

*■ научных понятий.

Над «нижними этажами психики» (врожденными и приобретенными условными рефлексами) надстраиваются высшие психические функции, которые имеют основу той культуры, в которой воспитывается ребенок.

Высшие психические функции (ВПФ) по своей природе опосредован -ны и произвольны. Человек сам владеет ими: он может по своей воле заставить себя быть внимательным, вести себя соответствующим обра­зом и т.д.

Эти ВПФ и составляют сущность и своеобразие человеческой психики, отличной от психики животных.

Развитие ребенка является процессом развития и присвоения культур­но заданных средств или становления ВПФ.

Каким образом возможно это освоение?

Ведь сам ребенок не откроет функцию знаковых средств, не научит­ся говорить, не научится работать на компьютере и тем более не овла­деет своим поведением. Он может это сделать только с помощью взрос­лого человека, который является посредником между ним и окружаю­щим миром.

В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского подчеркивает­ся, что психическое развитие ребенка есть прежде всего культурное раз­витие. Носителем этой культуры для ребенка являются взрослые.

Стать человеком ребенок может только вместе со взрослыми, в процес­се совместной с ними жизнедеятельности.

Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально воз­никает в процессе взаимодействия со взрослыми {социальный план). И су­ществует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интер­психическую форму.

Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка (интериори-зируется), т.е. становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму (психологический план).

Сначала функция в социальном плане, а затем в психологическом.

Задача. Л.С. Выготский в своем исследовании предлагал ребенку отга­дать, под какой из двух чашек спрятан орех. Чашки различались только оттенками серого прямоугольника (светло-серый и темно-серый), накле­енного на крышке.

Орех каждый раз прятался под крышкой с темно-серым прямоуголь­ником. Однако ребенок этого не знал.

Сначала ребенок действовал наугад. Результаты разные. Условный реф­лекс не вырабатывался, так как сигнальный признак (цвет прямоуголь­ника) не выделялся ребенком.

После серии неудач взрослый выполнял решающее действие: он клал на глазах у ребенка орех в чашку, закрывал чашку крышкой и пальцем указывал на темно-серый прямоугольник.

111


Потом игра продолжалась. Уже при первой попытке ребенок выбрал чашку правильно и сказал: «Орех там, где темное пятно». С этого момента он уже не делал ошибок и выигрывал.

Что здесь произошло?

Ответ. Взрослый с помощью указательного жеста направил внимание ребенка на научный признак и тем самым «организовал» внимание ре­бенка.

Затем ребенок сам стал направлять свое внимание на этот темно-серый прямоугольник (признак).

Указательный жест взрослого трансформировался в собственный при­каз ребенка самому себе: «Смотри на пятнышко и выбирай то, которое темнее».

Таким образом, произошло рождение средствазнака в процессе общения и превращения его из внешней формы во внутреннюю (интеори-зация).

В результате стал возможен акт произвольного внимания.

Задание. Приведите пример интериоризации, имеющей место в обу­чении детей.

Ответ. Когда ученик пишет букву, он следит за линеечками в тетра­ди. Они служат ориентирами для написания буквы. Прежде чем писать, надо выделить ориентиры.

Потом ребенок сам учится. Обучение в результате интериоризации переходит в самообучение, воспитаниев самовоспитание.

Возрастная периодизация. В процессе развития ребенок проходит че­рез несколько возрастных периодов. Каждый из них характеризуется сво­ими психофизиологическими особенностями и определенной продолжи­тельностью.

Отечественная психология исходит из положения Л.С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности са­мого процесса развития. Имея в виду, что развитие ребенка — это присво­ение им социально-исторического опыта в ходе организованной взрослы­ми деятельности и общения, выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка:

принцип историзма;

принцип развития в деятельности.

Исторический характер возрастной периодизации заключается в том, что детство — это продукт эволюции, а человеческое детство — еще и результат исторического развития.

Человеческое дитя является на свет самым беспомощным по сравнению со всеми остальными детенышами, ему предстоит присвоить богатство культуры, накопленное человечеством. Чем выше стоит вид на эволюци­онной лестнице, тем длиннее период его детства.

112


В ходе исторического развития происходило удлинение детства путем надставки новых стадий и одновременное ускорение темпов психическо­го развития на более ранних стадиях.

От десятилетия к десятилетию рост, вес детей увеличивается, половое созревание наступает в более раннем возрасте. Более интенсивно осуще­ствляется психическое развитие. Это явление получило название акселе­рации.

Психическое развитие и ведущая деятельность. Возникновение но­вообразований в психическом развитии ребенка происходит в процессе его деятельности. В процессе разных видов деятельности ребенок развивает­ся, Особое значение имеет ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев ведущей называл только ту деятельность, в связи с которой происходят главней­шие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психи­ческие процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей сту­пени его развития.

Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу о периодичности процессов психи­ческого развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими (схема 3.14).

Схема 3.14

В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы:

1. Усвоение мотивов и задач деятельности.

2. Активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание.

113


3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение.

В процессе деятельности, общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности.

Переход личности в новую микросреду — сложный, противоречивый про­цесс. Здесь межличностная напряженность, конфликтность. Личности нуж­но адаптироваться в новой контактной группе. Поэтому необходимо:

подготовить личность к жизнедеятельности в новых коллективах,

соблюдать преемственность между контактными группами на ос­новных стадиях онтогенеза.

Эффективность ведущей деятельности для психического развития ре­бенка во многом зависит от места, занимаемого им в системе обществен­ных отношений (схема 3.15).

Схема 3.15

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

(по Д.Б. Эльконину)

Схема 3.15 устанавливает связи между периодами; выделяет значение предыдущего периода; расчленяет развитие на эпохи, периоды, что соот­ветствует внутренним законам развития; дает путь к решению проблемы сензитивности отдельных периодов детского развития. На схеме видны три наиболее острых переломных момента, знание которых может спо­собствовать предупреждению кризисов в возрасте 3, 12 и 17 лет, сглажи-

114


вание возможных негативных моментов кризисных перестроек, выделен­ных еще Л.С. Выготским.

Д.И Фельдштейн полагает, что социальное развитие личности проис­ходит по двум взаимосвязанным линиям: социализации (овладения об­щественным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобрете­ния самостоятельности, относительной автономии) (см. схему 3.15а).

Но личностью ребенок становится в результате самоуправления (вна­чале с помощью взрослых, а затем самостоятельно).

Схема 3.15а

Развитие личности — высшая цель и высший уровень психического развития растущего человека, кумулирующего результаты развития и познавательной, и социальной активности. Поэтому Д.И. Фельдштейн считает, что при изучении психического развития ребенка (имея в виду воспитание его как личности) не следует отделять психическое развит::-

115


от развития личности, а нужно рассматривать психическое развитие в единстве с развитием личности.

Социально-психологическую периодизацию формирования личности предлагает и А.В. Петровский (схема 3.16). Он указывает, что для каждо­го возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ве­дущей) деятельности, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотно­шений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа, и об­щение, которое в ней складывается.

Соответственно внутри каждого периода А.В. Петровский предлагает выделить три следующие друг за другом микрофазы (МФ). Это:

адаптация — усвоение действующих в общности норм и овладение со­ответствующими формами и средствами деятельности;

индивидуализация — поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности;

интеграция — общность одобряет и культивирует лишь те индивиду­альные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям, и т.д.

Эти фазы могут протекать как последовательно, так и параллельно, а также с частичным наложением друг на друга.

Схема 3.16

В схемах периодизации Выготского—Эльконина и А.В. Петровского признается центральное положение социальной ситуации развития в ха­рактеристике возрастного периода. Однако если Л.С. Выготский делает акцент на самодвижение развития, то А.В. Петровский — на социальный процесс социализации и соответствующие изменениях личности, что при­водит к анализу отношений «индивид — группа». Признавая доминанту

116


возрастного развития, А.В. Петровский считает, что детерминантой пере­хода на новый этап развития личности являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду, в то время как для Л.С. Выготского определяющими могли быть лишь факторы, ставшие уже достоянием лич­ности (схема 3.17).

Схема 3.17

Движущие силы психического развития ребенка, развиваясь на каж­дом этапе, приобретают новое содержание и новые проявления. Разви­тиекак самодвижение.

Развитие ребенка — постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кри­зисные периоды.

Причина первых кризисов — назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, кото­рые его уже не устраивают.

117


Переходу к следующему возрастному периоду предшествует появление неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди лю­дей и стремится это место изменить.

После кризиса 1 года могут быть кризисы в 3,7,13,17 лет (схема 3.18).

Схема 3.18

Развитие ребенка протекает и литически (спокойно), и критически (с кризисами).

Обычно наступает момент, когда развитие на данном этапе приводит к тому, что возросшие возможности ребенка (его знания, умения, психичес­кие качества) вступают в противоречия со старым образом жизни, стары­ми видами деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми.

Ребенок чувствует свои новые возможности, например, застегнуть пу­говичку и заявляет: «я сам!». Он стремится к новым взаимоотношениям со взрослыми.

Если на просьбу ребенка: «Ясам!» взрослый отвечает: «Нельзя!», не раз­решает проявления самостоятельности, то возникают негативные прояв­ления (упрямство, негативизм) и ребенок вырастает безвольным, малоини­циативным либо упрямым и жестоким (схемы 3.19, 3.20).

•к - к * к

Взрослый должен уметь руководить активностью ребенка:

•*• изменить свое отношение к ребенку;

*- предоставить разумную самостоятельность;

*~ признать его возросшие возможности;

•* дать образцы нового вида деятельности, в которой потребности ре­бенка могут быть удовлетворены.

Педагог должен уметь руководить самодвижением ребенка на основе знания общих законов развития и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В одних случаях следует учитывать характер противоречий, скла­дывающихся в ходе развития ребенка, и оказывать помощь в их разре­шении, в других — создавать условия для возникновения соответству­ющих противоречий:

** ставя перед ребенком новые цели и задачи;

118


і побуждая ребенка принять эти цели, переводя их в цель собственных действий;

могая нахождению средств достижения целей.

Схема 3.19

Задача. Может ли человеческая индивидуальность развиваться без обид, ссор, ошибок и разочарований? ♦ Охарактеризуйте кризисность периодов развития.

Ответ. Нет, не может. Основной движущей силой психического разви­тия являются внутренние противоречия.



 


Спокойные и покладистые дети вдруг начинают бунтовать. Чего они хотят? В разные периоды детстваразного! Но есть и что-то похо­жее.

В кризисный период происходит решительная смена всей социальной ситуации развития ребенка: вместо прежних возникает новый тип от­ношений ребенка и взрослого; происходит смена одних видов деятельнос­ти другими.

Переход этот нередко сопровождается проявлениями негативных черт поведения: упрямством, негативизмом и др.

Но если сами переходы закономерны и необходимы, то негативные про­явленияэто свидетельство трудностей перехода к новому периоду.

Задача. Некоторые родители полагают, что все происходит по расписа­нию. Год ребенку — значит кризис, два года — кризиса нет. Правы, ли эти родители?

Ответ. Нет, не правы. Границы возрастных кризисов очень условны. Они индивидуальны.

Только внимательный взгляд взрослого может уловить изменения в поведении ребенка. Надо уметь правильно на это реагировать. Упуще­ния одного этапа развития нельзя исправить ни на каком другом.

Задача. Охарактеризуйте кризис новорожденного. Каким должно быть поведение взрослого в этот период?

Ответ. Как только ребенок появляется на свет, его жизнь приобрета­ет новые качества. Не просто расстаться с комфортными условиями пребывания в утробе матери.

Кризис трехфазовый:

1) (03 часа)фаза стресса, когда ребенок защищен матерински­ми гормонами;

2) надпочечники ребенка начинают вырабатывать собственные гор­моны, которые помогают справляться с кризисом;

3) изменяется цвет кожи ребенка, появляются резкая тотальность звуков при плаче, припухлость век и т.п.

К концу месяца кризис проходит. Должно быть правильное поведение родителей: организация ухода за новорожденным; поведение, не удручающее своей беспомощностью;

не использовать яркий свет, громкие пугающие звуки. Ребенок все чув­ствует.

Задача. Появившись на свет, ребенок оказывается не в лучшем для него окружающем мире. Много новых ощущений, в которых трудно ра­зобраться.

Кризис новорожденного заключается в том, что ребенок отделился от матери физически, но не отделился от нее биологически и психологически. Ребенку нужно взаимодействовать с близким человеком — мамой. Но к

121


Как должно осуществляться взаимодействие мамы и ребенка?

Какое центральное новообразование формируется в этот период?

Ответ. Поведение новорожденного случайно и непредсказуемо. Сред­ством общения является плач. Матери трудно его понять. Но только она узнает этого конкретного ребенка больше других. Обоим (и ребенку и маме) придется многому научиться, прежде всего «полюбить телом» новорожденного. Это эмоционально приятно и ребенку и маме.

Центральное новообразование этого этапаформирование индиви­дуальной жизни при тесном взаимодействии с близким человеком.

Задача. Нина (1 год) требовательно и капризно произносит: «Ла, ла... ла», что на ее языке означает лампа. А мама, пытаясь угадать, чего она хочет, то зажжет лампу, то погасит ее...

Нина негодует, настаивает, обижается.

Ситуация, в которой мама не может угадать, чего хочет дочка, повто­ряется неоднократно.

С чем связано такое поведение Нины?

Как правильно вести себя в подобных ситуациях родителям?

Ответ. В данной ситуации проявляется кризис первого года. Мама дол­жна изменить свое отношение к дочке. Прежде дочка нуждалась только в эмоциональном общении (улыбка, интонация, ласковые прикосновения), теперь она хочет быть понятой, ищет отклик у мамы.

Мама должна предлагать дочке игрушки, предметы, с которыми мож­но действовать: разбирать, собирать, вкладывать одно в другое. При этом обязательно сопровождать и свои, и дочкины, действия словами. Стараться, чтобы и дочка говорила, не выполнять ее просьбы, если они не сопровождаются ее словами, которые она в состоянии произнести. Помогать ей произносить слоги, слова, понятные окружающим.

Задача. «Сегодня Саше исполнилось 1 год 5 мес. Многое нужно отме­тить в его поведении, что вновь появилось в последний период или приня­ло новые формы. В ответ на запрещение («нельзя») проявляет упрямство и упорно пытается повторить какую-нибудь шалость. Только путем отвле­чения удается прервать то или иное упрямое желание. Иногда в ответ на запрещение начинает капризно плакать, бросаться на пол, дергает рука­ми и ногами, но такие истерики бывают с ним нечасто. Его легко и быстро удается отвлечь от шалостей». (Из дневника A.M. Менчинской.)

Почему Саша «показывает характер»?

Какова основная причина первых кризисов?

Как должен вести себя взрослый в подобных ситуациях?

Ответ. Основная причина кризисаназревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворе­ния, которые его уже не устраивают. Саша «показывает характер», так как в этом проявляется его начинающееся стремление к самостоятель­ности, что ярко проявляется чуть позже, к 23 годам.

122


В описанных ситуациях взрослый поступает правильно, отвле­кая ребенка от шалости, иначе подобное поведение может закре­питься.

Задача. Из разговора двух молодых мам: «Моя Алена (2 года 10 мес.) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабуш­ке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отка­зывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала. Ей уступили. Но она не успокоилась. Ведь к бабуш­ке ей на самом деле хотелось.

В другой раз попробовали настоять на своем. Но она опять расплака­лась, повторяя: «Не хочу, не пойду».

Что случилось с девочкой? Объясните причину.

Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей.

Ответ. На третьем году у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, негативном отношении. Причем негативизм трехлетнего ребенка сложнее прежнего кризиса первого года.

В три года ребенок хочет признания самостоятельности. Но к такой форме поведения он еще не готов, что является противоречием, на осно­ве которого развивается кризис.

Если взрослый настаивает на своем, пытается «сломить» детское упрямство, возникает психологическая защита: а) ребенок привыкает к отрицательной оценке взрослого, б) перестает «слышать» замечания. Могут возникнуть невротические симптомы.

При «победе» взрослого над самостоятельностью ребенка он (ребенок) может вырасти безвольным, малоинициативным либо упрямым и жест­ким.

Задача. Охарактеризуйте кризис трех лет.

Какой должна быть стратегия поведения взрослого с ребенком?

Ответ. Трехлетние дети не только забавные и смышленые карапузы, но и самостоятельные, зрелые личности.

Кризис трех лет считается самым ярко выраженным. Ребенок начинает общаться с большим количеством людей. Его детская непосредственность может обернуться и агрессивностью. Донести до ребенка: «Никого нельзя обижать!»

При проступке научить искренне просить прощения («Извините»). В три года у ребенка обостряется чувство собственности. Не торопитесь обозвать его жадиной. Научите его делиться с други­ми: «Вот тебе синий совочек, а красным я хочу играть». Иначе, когда он вырастет, будет идти на поводу у более настойчивых детей. В три года ребенок должен знать, что у взрослых, мамы и папы есть своя территория и своя собственность:

а) время, которое он сможет потратить только на себя;

б) вещи, которыми он не захочет делиться никогда и ни при каких
условиях.

123


Ребенок должен помнить определенный свод правил, нарушать кото­рые нельзя нигде и никогда:

а) подходить к горячим предметам;

б) разговаривать с посторонними.

В общении с трехлетними следует вести себя очень корректно, ува­жая их мнение и выбор.

Планируя игру с ребенком, надо ставить перед ним лишь посильные задачи. Иначе появятся обида, неуверенность («У меня все равно ни­чего не получится»).

Этот возраст хорош для начального обучения (стишки, скороговор­ки, песенки, музыка, рисование).

Задача. Андрюша (6 лет 5 мес), закатив истерику, еще помнит, что де­лает это, чтобы не пить горькое лекарство. Затем поток эмоций захлесты­вает его, он требует купить машинку. Это требование возникает лишь для того, чтобы продлить возникшую эмоциональную бурю.

Допустим, машинку ему купили. Тотчас возникает новый повод для криков и слез.

Чем объяснить подобное поведение Андрюши?

Спрогнозируйте поведение ребенка, если ему постоянно будут ус­тупать.

Ваши действия в этой ситуации?

Ответ. Такое поведение свойственно детям 6 лет. Конец дошкольного возраста и начало школьного характеризуется кризисом.

В данной ситуации Андрюше нужна не машинка. Ему нужна победа над взрослым, необходимо внимание окружающих.

Если взрослый будет подстраиваться под ребенка, исполняя все его при­хоти, то такое поведение ребенка будет закрепляться. Ребенок все боль­ше и больше будет поглощен своими эмоциями.

В этот кризисный период страдает и сам ребенокот невозможности сделать свой внутренний мир доступным и понятным для окружающих.

Взрослый должен помочь ребенку преодолеть несоответствие внеш­него и внутреннего, несовпадение желаний и их внешнего выражения.

Задача

Витя (13 лет) успешно учится в 7 классе, в Доме техники строил модели кораблей. А к концу учебного года его работоспособность резко снизи­лась, появились плохие оценки, да и Дом техники перестал посещать. Интерес к кораблям исчез.

Катя, девочка-подросток, вдруг «ни с того ни с сего» в ответ на просьбу учительницы подобрать бумажки вокруг парты, грубит. Дима (12 лет 11 мес.) на мимолетное замечание отца о том, что задачу можно решить короче, краснеет, кричит: «Вас учили так, а нас не так!». Раньше отец был авторитетом для Димы, а сейчас он перестал доверять отцу. В семье Вани (12 лет 6 мес.) отношения формировались на основе ува­жения, ответственности, самостоятельности. Конфликтов с родителя­ми не было.

124


А сейчас проблем у Вани много, и все надо решать самому. Трудно спро­сить у отца по поводу девочки, которая ему нравится. И как трудно себя уважать, когда появляется неверие в собственные силы. Возникают внутренние конфликты Я с Я.

Что объединяет эти, казалось бы, разные случаи?

Что происходит с подростками?

Ответ. Во всех случаяхпроявления кризисного периода. В подрост­ковый период возникают конфликты с учителями, родителями, взрос­лыми; вспышки гнева в ответ на самые безобидные, с точки зрения взрос­лого замечания. Оценки взрослых, которые относятся к подростку, как к ребенку, им не принимаются.

В подростковом периоде личность дисгармонична, поэтому этот пе­риод является и этапом самопостижения и началом самостоятельной работы по созданию собственной индивидуальности, по проектированию будущей жизни. Как подросток выйдет из противоречий? Обретет ли уверенность? Или возникнет ощущение собственной никчемности? В ка­кой социальной группе подросток самоутвердится?

Труднее выходить из кризиса подросткам, которых искусственно ос­вобождали от сложных проблем, которых излишне оберегали от трудно­стей жизни.

Задача. Проведите психологический анализ особенностей воспитания детей двумя мамами.

Первая старается во всем помогать своей четырехлетней дочери Оле, заранее выбирает для нее игрушки, одежду, еду и др. Ей кажется, что она лучше знает, что в каждом конкретном случае необходимо ее дочери. На­пример: «Вот тебе, — говорит мама, — новая игрушка, она хорошая и тебе понравится».

Вторая мама в воспитании Нины (4 г. 5 мес.) старается создать ситуа­ции, где бы дочь могла сама себе выбирать игрушки, еду, одежду. Напри­мер, она говорит дочери: «Сегодня можно надеть яркое, красивое платье, но оно будет быстро пачкаться. А можно надеть другое, не очень наряд­ное, но не маркое».

Каждый раз мама и дочь вместе в каждом случае определяют преиму­щества и недостатки той или иной вещи, той или иной ситуации.

В чем принципиальная разница в подходах к воспитанию детей с точки зрения руководства самодвижением ребенка?

Что является движущей силой психического развития ребенка?

Ответ. В воспитании у первой мамы нет противоречивых ситуаций. Она все сама решает за ребенка.

Вторая мама старается создать такие ситуации, чтобы дочери при­шлось самой решать эти противоречия. Противоречие является источни­ком самодвижения и развития объективного мира и познания, а умение с ними «работать»важнейшая составляющая творческого мышления.

Мама учит Нину выявлять противоречия свойств предметов и яег ний окружающего мира. А это шаг к решению конкретной проблемы.


Мама Оли щадит психику дочери, уводит ее от противоречий. Это грубая ошибка.

■к ■& *

Учет рассмотренных закономерностей психического развития челове­ка является необходимым при целенаправленном формировании всесто­ронне развитой личности.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как биологическое существо, наделенное от природы определенными спо­собностями, чертами характера, формами поведения. Наследствен­ность определяет весь ход его развитияи его темп, и его предел ода­ренности.

Среда, в которой ребенок воспитывается, становится всего лишь усло­вием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляю­щим то, что дано до его рождения.

В рамках этого направления создана теория рекапитуляции, основная, идея которой заимствована из эмбриологии. Во время своего внутриутроб­ного существования эмбрион (зародыш) проходит путь от простейшего организма до человека. У месячного зародыша крупная голова, жабры и хвост; в два месяца он начинает приобретать вид человека, на его ластооб-разных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4-го месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Э. Геккель в своем законе подчеркивает, что онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой повторение филогенеза (исторического раз­вития). Перенесенный в возрастную психологию биогенетический закон развития психики представляет как повторение основных стадий биологи­ческой эволюции и этапов культуры историю развития человечества.

Представитель теории рекапитуляции В. Штерн пишет, что ребенок в первые месяцы жизни находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны, за­тем — начальных ступеней человеческого состояния, развития первобыт­ных народов и т.д.

Другое направление — социологизаторское.

Его представитель Джон Локк считал, что ребенок появляется на свет с душой, чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске вос­питатель может написать все что угодно, и ребенок, не отягощенный на­следственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть воспитатели.

Психическое развитие исходя из этого заключается в накоплении со­циально приемлемых норм поведения и выработке полезных привычек и навыков.

Представление о больших возможностях формирования личности полу­чило широкое распространение в педагогической литературе 80-х годов.

В настоящее время редко кто из психологов придерживается этих взгля­дов в чистом виде. Оба подхода — и биологизаторский, и социолОгизатор-ский — страдают односторонностью. Кроме того, процесс развития лиша­ется присущих ему качественных изменений и противоречий — развитие ребенка немыслимо вне его собственной активности и в том или ином виде деятельности.

126


ТЕОРИЯ ТРЕХ СТУПЕНЕЙ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

К. Бюлер, проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В. Келер проводил на шимпанзе, заметил сходство примитивного упот­ребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, предложил 3 сту­пени детского развития.

Основная движущая сила развития поведения — переход удовольствия «с конца на начало».

Взгляды К. Бюлера — проявление концепции рекапитуляции, так как эта­пы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных.

К. Лоренц указывал, что надстройка филогенеза высших ступеней над низшими противоречит истине. По его мнению, 3 независимые друг от друга линии развития, возникающие на определенном этапе животного царства. Инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшеству­ет интеллекту.

Спор психологов о том, что же определяет процесс детского развития;— наследственность или среда, — привел к возникновению теории конверген­ции (от лат. приближаться, сходиться). В.Штерн считал, что психическое развитие — результат конвергенции внутренних задатков с внешними усло­виями жизни. Действует то и другое, только в разных соотношениях.

Он считал, что оба фактора значимы для психического развития ребен­ка. И определяют его две линии. Одна — созревание наследственных дан­ных, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка — пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в разви­тии всех психических процессов ребенка, но имеет как бы разный удель­ный вес.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.165 с.)