Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоционально-волевая сфера личности
Говоря об эмоционально-волевой сфере личности, было бы правильно изучить по отдельность волевую и эмоциональную сферу, а также проследить их взаимосвязь. Рассмотрим далее волю как психический процесс. Как и все, что касается психики, стоит подойти к изучению данного понятия с разных сторон, далее приведу далее пару определений понятия. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. (Селиванова, Иванников, Платонов) Воля – это форма психического отражения, где отражаемым является цель, способы ее достижения, а также проблемы[47]. С появлением социальных общностей, возникшем в них трудовой деятельности как мы это осознаем сейчас, появилось и качество сознания и деятельности - воля - это важный компонент психики человека, связанный с эмоциями и познавательной деятельностью. Множество ученых использовали термин “регуляция” при изучении такого понятия, как воля, из чего следует предположение о том, что эти процессы достаточно близки. И.М. Сеченов неоднократно подчеркивал в качестве главной особенности воли регулирование поведения. «Воля не есть какой- то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это и деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения»[45]. Волевая регуляция представляет собой побудительную функцию, человек сознательно делается выбор, контролирует поведение.В.К. Калин рассматривает особенности воли в регулировке человеком собственных психических процессов и перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта.Главная задача, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить человеку овладение собственным поведением и психическими функциями. Волевое регулирование и саморегуляция таким образом, как понятия тесно связаны между собой. Элементом управления у индивида является эмоции и воля, считает Е.П. Ильин. Когда речь заходит о волевых свойствах личности (волевые качества личности), говорят про специфику волевой активности индивида, которые помогают справляться с внешними и внутренними преградами и проблемами, а иногда даже выражается как устойчивые личностные черты. Волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности[9].
В научном труде Б. Ф. Ломова «Человек и техника» рассматривается вопрос устройства устойчивости, заостряет внимание не только на возможности психической регуляции, но и на необходимость сознательной регуляции трудовых действий. При этом высокую надежность человеческого мозга он предлагает искать в специфике его отражательных и регулятивных функций. Именно механизмы психической регуляции определяются Б. Ф. Ломовым в качестве основы проблемы надежности. В соответствии с такой постановкой вопроса надежность эмоциональных состояний обеспечивается регулятивными механизмами психики, а также компетентностью, выраженной в способности к эмоционально-волевой саморегуляции. Это позволяет субъекту когнитивно оценить эмоциональные сигналы и создать волевое усилие, направленное на конструктивное преодоление отрицательной среды. Эмоции, которые индивид испытывает в данный момент подавляются в волевом акте, таким образом властвуя над собственными эмоциями, поведением и своими ответными реакциями на ситуации. Величина и мощность данной власти обусловлено психорегуляционными качествами. Воля также выступает в качестве осознанной регуляция жизнедеятельности, а движет этим чувство социально ответственного поведения. В структуре волевых качеств выделяют следующие компоненты: ● Мотивационный; ● Моральный; ● Психофизиологический; ● Специфические горизонтальную и вертикальную структуры; ● Гностический; ● Операционный. Дело в том, что воля есть саморегуляции, представляя собой субъективное отражения действительности. Для того, чтобы лучше понимать, что есть воля, как психический процесс, далее рассмотрим какие функции выполняет: ● Побудительная функция; ● Тормозная функция; ● Регулирующая функция; ● Развивающая функция. Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и торможения. Если немного углубиться в психофизиологию, то отметим, что механизм волевого действия работает на основе первой и второй сигнальных систем.
Говоря о воле, стоит упомянуть про взаимосвязь с потребностями, например, С. Л. Рубинштейн считает, что волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Здесь важна способность к рефлексии, понимания собственных сил и конечного результата действия. Сохраняется важность и мотивации, с помощью которой индивид достигает своих целей, то есть осознаваемых потребностей. Сам путь преодоления цели, его субъективная сложность зависит от личностных характеристик. У воли, как психического процесса, есть свои качественные показатели: сила, устойчивость и широта. ● Сила воли - степень возбуждения волевого усилия. ● Устойчивость воли - постоянство проявления в однотипных ситуациях. ● Широта воли - количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), в которых проявляется воля. Волевая активность имеет сложную психологическую структуру, а также имеет к объективной и субъективной обстановке ситуации и саморегуляции индивида. Действие волевой активности происходит по-простому и сложному сценарию.Простой волевой акт характеризуется неосознанным переходом к непосредственному действию достижения цели, а вот в сложном проходит определенные осознаваемые этапы: 1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели 2. Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений. 3. Принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения - это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения; 4. Исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности). Согласно теории И.П. Павлова, только человек обладает возможностями волевого торможения своей деятельности. В данном случае термин торможение рассматривается как более сложное волевое усилие, чем активизация. Если человек может мобилизовать свои физические и моральные силы на борьбу с трудностями, то он обладает высокоразвитой, сильной волей. Сила или недостаточность отдельных волевых качеств личности и определяют своеобразие его волевой регуляции, что в свою очередь определяет качество адаптации личности в обществе и продуктивность ее поведения и деятельности. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и максимально усилить действие других мотивов. А такая необходимость волевых усилий возрастает в сложных ситуациях и во многом зависит от противоречивости внутреннего мира самого человека. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность. Все эти навыки в дальнейшем облегчают осознанные усилияв процессе трудовой деятельности, ибо умение себя организовать благоприятно влияет во время рабочего процесса.
Как уже упоминалось ранее, воля не является изолированным свойством психики человека, ровно как с потребностями, воля связана с мотивами.Такой психолог как Ю.Ю. Палайма, исследовавший мотивацию спортивной деятельности, считает, что сила воли есть сила мотива и что индивид имеющий сильную волю это тот, кто имеет высокую мотивацию для достижения определенной цели. Здесь еще стоит учитывать тот факт, что есть более сильные мотивы, то есть конкурирующие, а значит, нужно иметь не только сильную волю и мотивацию, но еще и устойчивость волевых функций, и осознанное понимание важности потребности[29]. Человек в своей трудовой деятельности подавляет одни свои мотивы и ради того, чтобы иметь возможность претворить в жизнь другие. Можно сказать, что воля заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления. Элементы мышления и воли в процессе сознательной саморегуляции выполняют важную контролирующую функцию, которой Е.П. Ильин отводил значимое место в анализе психических механизмов воли. Иначе говоря, эмоциональная регуляция - бессознательная функция психики. И только в совокупности с механизмами воли и мышления психические эмоциональные процессы могут контролироваться, самоорганизовываться, управляться и регулироваться. Волевые процессы формируются прижизненно, в ходе целенаправленного воспитания. Воля непосредственным образом связана с эмоциями. Некоторые ученые высказывая свое мнение об эмоциях говорят, как об организующих, мотивирующих и обосновывающих человеческое поведение. Но также имеет место быть и противоположное мнение о том, что поведение индивида дезорганизуется эмоциями, и отсюда вытекает предположение о появлениях из-за эмоций психосоматических болезней. Эмоциональные состояния - состояния, вызванные переживанием человека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. тесно связаны с индивидуальной семантической. Эмоция - психический процесс средней продолжительности, отражающийсубъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими внервной,эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений. Эмоциональные реакции представляют собой врожденные формы реагирования, необходимые для адаптации в агрессивной природной среде.
Если говорить о структуре эмоциональных процессов, то здесь идет речь об отражении переживаний индивида, связанными с познавательным процессом, а также об их состоянии организма на данный момент. Эмоции также связаны с потребностями. Главное здесь то, что они характеризуют потребности человека и те предметы, на которые они направлены, и это то, благодаря чему в процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. То, каким образом человек проявляет эмоции зависит во многом от конкретной ситуации и от конкретной личности. Выражение эмоций различаются и по продолжительности: от кратковременной обратной связи на обстоятельства, да дительных, устоявшихся реакций, в данном случае речь идет об эмоциональных свойствах личности. Сейчас для более полного понимания природы эмоций, стоит отдельно отметить, какие функции они выполняют: ● Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта). ● Оценочная функция (эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий, а также служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение тех потребностей, которые являются актуальными в данный момент). ● Регуляторная функция (способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили). ● Предвосхищающая функция (прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий). ● Экспрессивно-коммуникативная функция (способность вызывать и испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства других людей). ● Мотивационная функция (способность эмоций побуждать человека к действиям). ● Активационная функция (обеспечение оптимального уровня возбуждения центральной нервной системы). Анализируя историю изучаемого вопроса, я решила обратиться к ученым с разными подходами и взглядами. Начну с У. Мак-Дугалл, который рассматривал в своей теории эмоцию, как аффективный аспект инстинктивного процесса, рудимент. Схожей позиции придерживался Ч. Дарвин. В своей книге «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) он доказал, что во внешнем выражении эмоциональных отношений у человека и животных много общего.
Эмоциональные состояния влияют на соматические и физиологические функции организма человека, ибо любая эмоция индивида меняет его гомеостаз в тем или иным образом. В том, что именно в этих физиологических изменениях и есть смысл эмоций, говорил филолог и психолог У. Джемс. В дальнейшем при изучении эмоций было выявлено, что, если убрать все физиологических проявлений, сами переживания индивида проявляются в полной мере. Исходя из этого можно заключить, что более важным в эмоциях непосредственно психологическая составляющая, потому что сильнее влияет на поведение человека. Зачастую происходят различные жизненные неурядицы и когда у человека случается эмоциональная перегрузка, что может быть поводом для появления стрессовой ситуации. Стресс - неспецифическая реакция организма на психологическое или физическое воздействие, нарушающая его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма. Это эмоциональное состояние, которое проявляется у человека, как нормальная реакция (бороться или бежать) на ненормальное обстоятельство. Стресс приводит к дезорганизации деятельности человека, к нарушению обычного протеканию его жизни, его поведения. Частые и длительные стрессы приводят к расстройствам как психологического состояния, так и физического здоровья человека. Они являются главными причинами развития многих сердечнососудистых и желудочно-кишечных заболеваний человека. В определение стресса положена категория психического состояния, которое возникает как ответная реакция на различные запредельные воздействия на организм, это интегральная ответная реакция как организма, так и личности на эти запредельные воздействия и чрезмерную нагрузку.Но здесь нужно уточнить, что повторяющемся воздействии может стать причиной появление иммунитета к подобному воздействию. А также значительным фактом является предсказуемость воздействия. Стресс может усилиться или ослабиться в зависимости от того, как человек собирается справится с ним. Стрессогенное событие, по мнению Г. Селье, это то непосредственное событие, которое вызывает стресс; это та ситуация, при которой действующие нагрузки превышают и не соответствуют адаптивным возможностям. Ситуация, при этом, может иметь субъективную и объективную оценку (так, когда нарастают субъективные ощущения стресса, может происходить изменение обстоятельств, при которых они и действительно могут оцениваться как стрессогенные). Не менее важным является изучение такого состояния, как тревога, что находится рядом со стрессом. Итак, тревога, по мнению Н.Д. Левитова, является психическим состоянием, которое выражается в глубоком переживании страха того, что покой может быть нарушен и что возможны неприятности, что, в свою очередь, может, привести к задержке желаемого и приятного[25]. Тревога иногда рассматривается как особая форма адаптации в период стресса, в острой и хронической форме. Хотя тревога скорее является не столько формой психической адаптации, сколько мерой активизации адаптивных механизмов. Рассуждая об этом стоит отметить, что тревога играет роль охраны и мотивации. Интенсивность проявления эмоциональной тревожности зависит в большей мере от личных особенностей субъекта, нежели от реальной значимости угрозы.Непосредственно то направление исследований, которое выделило личностные факторы, и разделило тревогу на черту личности и актуальную тревогу. Где черта личности обусловливает готовность к реакциям тревоги, а актуальная тревога, которая входит, в настоящее время, как структурный элемент психического состояния. Тревога является основой любого (адаптивного и неадаптивного) изменения поведения и психического состояния субъекта. Самым выявленной формой тревоги - состояние паники, которая может рассматриваться как стадия тревоги, характеризующаяся полной дезорганизацией поведения человека. Паника бывает кратковременной, достаточно длительную, длительностью до нескольких часов, пролонгированную - длиться от нескольких дней до нескольких недель[20]. Таким образом можно заключить, что эмоции появились как приспособление к многообразию жизненных ситуаций, здесь скорее можно говорить про адаптацию. Эмоции в свою очередь тесно взаимосвязаны с волей, контролируются и регулируются волевыми усилиями осознанного и неосознанного характера. Приобретая жизненный опыт, человек приобретает навыки, помогающие контролировать эмоциональное поведение, вырабатывает иммунитет к стрессовым ситуациям.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.027 с.) |