Глава 1 Исследование эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях социального взаимодействия в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Исследование эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях социального взаимодействия в организации



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….5

1. Исследование эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях социального взаимодействия в организации …………10

 1.1. Понятие социального взаимодействия …………………………10

 1.2. Понятие эмоционально-волевой сферы личности……………...15

 1.3. Понятие эмоционально-волевой устойчивости личности……..25

 1.4. Критические жизненные ситуации……………………………...29

Выводы по теоретической части исследования……………………..36

2. Программа исследования эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях социального взаимодействия в организации …………………………………………………………...38

2.1. Основные понятия, описание эмпирического исследования, цель, задачи, гипотезы исследования………………………………………38

2.2. Предмет, объект, методы исследования, выборка……………..40

3. Результаты изучения особенностей эмоционально-волевой устойчивости личности в социальном взаимодействии в организации у сотрудников МЧС России пожарного караула города Переславля-Залесского

3.1. Исследование выраженности компонентов жизнестойкости сотрудников с помощью теста жизнестойкости С. Мадди

3.2. Изучение изменчивости признаков с помощью опросника Самочувствие, активность, настроение - В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевский

3.3. Изучение изменчивости признаков с помощью опросника Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности - А. Леонова и С. Величковская

3.4. Интерпретация результатов ежедневного мониторинга КЖС сотрудников организации А.Беккера

3.5. Сопоставительный анализ полученных результатов………...….51

Выводы по эмпирической части исследования ……………………...53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………...…...56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...57

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Аннотация

Выпускная квалификационная работа по теме «Психологическое исследование эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях социального взаимодействия в организации» содержит страницу текстового документа, 1 таблица, 11 рисунков, 53 использованных источника.

В работе проанализирована литература по теме исследования, рассмотрены психологические особенности социального взаимодействия; охарактеризованы понятие и компоненты эмоционально-волевой сферы личности, раскрыты психологические особенности критических ситуаций, понятия стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.

Проведено эмпирическое исследование. В результате исследования гипотеза подтвердилась.

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема социального взаимодействия в течении последних лет стремительно набирает обороты, в мире с большой скоростью растет население, урбанизация в большинстве стран за последнее время достигла невиданных ранее результатов, а значит плотность населения в городах растет. Каждый день современный человек сталкивается с огромным количеством случайных прохожих, а также многие сейчас занимают должности, которые обязывают их общаться ежедневно с множеством людей и с их многочисленными запросами. Темп жизни неумолимо растет, а значит растет и количество ежедневных задач (дел). Подобное порой приводит к эмоциональному истощению и стрессовым ситуациям[40].

Я выбрала эту тему, потому что мы живем во время достатка, во время быстрого тепла жизни, а, следовательно, нетерпения и нетерпеливости так таковой. Когда нам (стоит рассматривать “нам” как общности, т.е. людям, и как отдельной личности) нужно всё и сразу. И вдруг, неожиданно, независимыми от людей обстоятельствами, этот быстрый темп замедляется и человек, который привык постоянно быть чем-то занят, вдруг предоставлен сам себе. Не секрет, что это серьезное для многих потрясение. При этом некоторые социальные и государственные службы продолжают работать, а многие работают в новом, непривычном режиме.

Для меня лично подобные обстоятельства лишь помогли взглянуть на мир с другой стороны. Изначально, я ставила себе задачу изучить эмоционально-волевую устойчивость в сфере услуг и розничной торговле. По моему мнению, до недавнего времени именно там концентрировалось межличностное взаимодействие в виде исполнитель (работник) - потребитель (клиент) и коллега - коллега. Во время выполнения практической части собственного исследования я столкнулась с тем, что межличностное взаимодействие стало скорее радостью и желанным свершением, нежели поводом к стрессу или эмоциональной усталости. Всем привычный образ жизни с толпами в метро и торговых центрах становится закрытым, организации приостанавливают свою деятельность, а люди остаются дома. Несмотря на это есть большое количество государственных и социально значимых служб, которые продолжают работать, работать по-новому, работать больше или дольше, зачастую в режиме повышенной готовности.

Важным в этой исследовательской работе является тот факт, что субъекты социально-трудовых отношений в современной России все еще накапливают опыт деятельности в новых социально-экономических условиях, то есть не всегда или не до конца понимая устройство рабочего процесса. Здесь еще имеет место быть тому факту, что человеку и без того обычно трудно настраиваться на новый лад, так зачастую незнание усугубляет этот процесс протестом против нового. И несмотря на то, что необходимые теоретические знания дают нам фундамент для собственных рассуждений, очень важно оставаться актуальным сейчас. В теоретическом исследовании социального взаимодействия я обращаюсь к таким ученым, как Сорокин П.А., который делит его на явления и процессы взаимодействия; Т. Парсонс и Р. Миртон, которые изучают Социальное взаимодействие с точки зрения статусов и позиций; Э. Гуссерль и А. Щуц, что рассматривают данное как созидание социальной реальности, обращенное к социальным и культурным межличностным структурам. Я начинала свое теоретическое исследование еще до того, как весь мир сменил тенденцию к ускорению темпа жизни на неожиданное и резкое ее замедление и ограничение социального взаимодействия очной формы, в большей части своем перейдя в онлайн.

В изучении эмоционально-волевой сферы в контексте социального взаимодействия в организации я начала с определения Эмоционально-волевой сферы личности. В отечественной психологии понятие «воля» разрабатывали А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Е. П. Ильин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и другие ученые, они смотрели на данное понятие с позиции высших психических функций, позволяющих освоение своим поведением и собственными психическими процессами. Рассмотрела такие такие качества воли как сила, устойчивость и широта, а также немаловажный в теме данной работы, по моему мнению, вопрос мотивации с помощью интересной работы психолога Ю.Ю. Палайма. Эмоциональная составляющая данного раздела изучения не менее интересна, ведь здесь имеет место быть влияние эмоциональных состояний на соматическую и физиологическую функцию. И в первую очередь стоит к рассмотрению понятие стресса в учении Г. Селье и близкое к этому состояние тревоги в работе Н.О. Левинова. Считаю важным сразу же отметить тот факт, что для выгодной регуляции важно равновесие эмоциональных и волевых компонентов системы.

А также в работе рассмотрены такие понятия как эмоционально-волевая устойчивость и ее существенная связь с критическими жизненными ситуациями. Теоретическое исследование эмоционально-волевой устойчивости с точки зрения структурно-динамической концепции К. Левина, О.А. Сиротина, что объясняет ее природу сочетанием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и нравственных компонентов. А теория Е.П. Крупника и Л.В. Куликова, что определяют устойчивость как категорию психических проявлений индивида в изменчивости и стабильности. Изучила вопрос формирование профессиональных компетенций, сопряженное с понятием эмоционально-волевой устойчивости личности, а также вопрос ее взаимосвязи к подверженности критическим жизненным ситуациям. Исследовала тему наиболее частых поводов критических ситуаций в профессиональной деятельности, определение ситуаций, приводящих к стрессу на рабочем месте и актуальность непосредственно социального взаимодействия, как причину расстройств.

Цель исследования - изучить особенности эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях социального взаимодействия в организации.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы эмоционально-волевой устойчивости в постоянном межличностном взаимодействии на рабочем месте.
  2. Определить особенности эмоционального реагирования при помощи Опросника «Самочувствие, активность, настроение» и Теста жизнестойкости С. Мадди.
  3. Определить особенности работоспособности сотрудников при помощи Опросника «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности».
  4. Изучить особенности критических жизненных ситуаций на рабочем месте при помощи Ежедневного мониторинга КЖС сотрудников организации
  5. Провести сопоставительный анализ полученных результатов.

Объект исследования - сотрудники МЧС (три пожарных караула) в городе Переславле-Залесском.

Предмет исследования - психология эмоционально-волевой устойчивости личности.

Гипотеза исследования: мы предположили, что

1. существует взаимосвязь между жизнестойкостью и уровнем снижения работоспособности сотрудников, при этом чем выше уровень жизнестойкости, тем слабее проявляется снижение работоспособности;

2. существует взаимосвязь между особенностями эмоционального реагирования и особенностями отношения к сложной рабочей ситуации, при этом чем выше эмоциональная устойчивость сотрудников (жизнестойкость, САН), тем корректнее они воспринимают КЖС, возникающие в профессиональной деятельности;

3. существуют различия эмоционально-волевой устойчивости личности в зависимости от сферы профессиональной деятельности сотрудников.

Выборка - 27 сотрудников МЧС России пожарного караула г. Переславля-Залесского, мужской пол, средний возраст 25-40 лет.

Методы исследования:

1. Опросник Самочувствие, активность, настроение - В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевский методика;

2. Опросник Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности - А. Леонова С. Величковская;

3. Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптированный Леонтьевым Д.А. и Рассказовой Е.И.);

4. Ежедневный мониторинг КЖС сотрудников организации - А.Беккер.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, рекомендаций, списка литературы, четырех приложений.



Основные понятия, описание эмпирического исследования, цель, задачи, гипотезы исследования

Социальное взаимодействие - это способ социального бытия, который базируется на диалогическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегий единых действий отдельных личностей, социальных групп и общностей.

Воля – это форма психического отражения, в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели.

Волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Эмоциональные состояния - состояния, вызванные переживанием человека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. тесно связаны с индивидуальной семантической.

Эмоция - психический процесс средней продолжительности, отражающийсубъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Стресс - неспецифическая реакция организма на психологическое или физическое воздействие, нарушающая его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма.

Эмоционально-волевая устойчивость - способность психики сохранять высокую функциональнуюактивировать в условиях воздействия стрессоров, фрустраторов как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.

Критическая жизненная ситуация – это эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложнуюпсихологическую проблему, трудность, требующую своего решения или преодоления.

Сама по себе работа в МЧС предполагает наличие мужества, спокойствия и терпения. Кадровый состав складывается из военных должностей и гражданских. В основном и те, и другие в пожарной части занимаются одной и той же работой, выполняя одни и те же поручения. Вполне вероятно, что в коллективе доброжелательная атмосфера, которая поддерживает оптимизм иподъем духа,потому что на мой взгляд, несмотря на нынешнюю обстановку в мире и достаточно высокий пожароопасный сезон, сотрудники выглядят доброжелательно.

Я проводила сопоставительный анализ по основным показателям: утомляемость, самочувствие, стресс, настроение и тд. При помощи опросника САН сравнивала показатели в начале и конце рабочего дня. Предполагаю, что в начале рабочего дня результаты будут положительными, человек отдохнувшим, а в конце рабочего дня ожидаются низкие показатели по самочувствию и активности.

Аналогично я провела сопоставительный анализ в начале первой рабочей недели и в конце второй рабочей недели, при помощи опросника ДОРС. Ожидаю разницу в показаниях, которая будет проявляться в низких показателях утомления и стресса, монотонии и пресыщения относительно показателей первого рабочего дня, который предполагает наличие энтузиазма и отсутствия пресыщения от работы. Считаю возможным, что показания 1 караула будут отличаться от показаний 3 и 4 караула, потому что первый караул вышел в режим повышенной готовностипосле обычных смен, а вот 3 и 4 караулы вышли после двух недель выходных.

Цель исследования - изучить особенности эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях социального взаимодействия в организации.

Задачи исследования:

1. Определить особенности эмоционального реагирования при помощи Опросника «Самочувствие, активность, настроение» и Теста жизнестойкости С. Мадди.

2. Определить особенности работоспособности сотрудников при помощи Опросника «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности».

3. Изучить особенности критических жизненных ситуаций на рабочем месте при помощи Ежедневного мониторинга КЖС сотрудников организации

4. Провести сопоставительный анализ полученных результатов.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….5

1. Исследование эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях социального взаимодействия в организации …………10

 1.1. Понятие социального взаимодействия …………………………10

 1.2. Понятие эмоционально-волевой сферы личности……………...15

 1.3. Понятие эмоционально-волевой устойчивости личности……..25

 1.4. Критические жизненные ситуации……………………………...29

Выводы по теоретической части исследования……………………..36

2. Программа исследования эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях социального взаимодействия в организации …………………………………………………………...38

2.1. Основные понятия, описание эмпирического исследования, цель, задачи, гипотезы исследования………………………………………38

2.2. Предмет, объект, методы исследования, выборка……………..40

3. Результаты изучения особенностей эмоционально-волевой устойчивости личности в социальном взаимодействии в организации у сотрудников МЧС России пожарного караула города Переславля-Залесского

3.1. Исследование выраженности компонентов жизнестойкости сотрудников с помощью теста жизнестойкости С. Мадди

3.2. Изучение изменчивости признаков с помощью опросника Самочувствие, активность, настроение - В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевский

3.3. Изучение изменчивости признаков с помощью опросника Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности - А. Леонова и С. Величковская

3.4. Интерпретация результатов ежедневного мониторинга КЖС сотрудников организации А.Беккера

3.5. Сопоставительный анализ полученных результатов………...….51

Выводы по эмпирической части исследования ……………………...53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………...…...56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...57

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Аннотация

Выпускная квалификационная работа по теме «Психологическое исследование эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях социального взаимодействия в организации» содержит страницу текстового документа, 1 таблица, 11 рисунков, 53 использованных источника.

В работе проанализирована литература по теме исследования, рассмотрены психологические особенности социального взаимодействия; охарактеризованы понятие и компоненты эмоционально-волевой сферы личности, раскрыты психологические особенности критических ситуаций, понятия стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.

Проведено эмпирическое исследование. В результате исследования гипотеза подтвердилась.

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема социального взаимодействия в течении последних лет стремительно набирает обороты, в мире с большой скоростью растет население, урбанизация в большинстве стран за последнее время достигла невиданных ранее результатов, а значит плотность населения в городах растет. Каждый день современный человек сталкивается с огромным количеством случайных прохожих, а также многие сейчас занимают должности, которые обязывают их общаться ежедневно с множеством людей и с их многочисленными запросами. Темп жизни неумолимо растет, а значит растет и количество ежедневных задач (дел). Подобное порой приводит к эмоциональному истощению и стрессовым ситуациям[40].

Я выбрала эту тему, потому что мы живем во время достатка, во время быстрого тепла жизни, а, следовательно, нетерпения и нетерпеливости так таковой. Когда нам (стоит рассматривать “нам” как общности, т.е. людям, и как отдельной личности) нужно всё и сразу. И вдруг, неожиданно, независимыми от людей обстоятельствами, этот быстрый темп замедляется и человек, который привык постоянно быть чем-то занят, вдруг предоставлен сам себе. Не секрет, что это серьезное для многих потрясение. При этом некоторые социальные и государственные службы продолжают работать, а многие работают в новом, непривычном режиме.

Для меня лично подобные обстоятельства лишь помогли взглянуть на мир с другой стороны. Изначально, я ставила себе задачу изучить эмоционально-волевую устойчивость в сфере услуг и розничной торговле. По моему мнению, до недавнего времени именно там концентрировалось межличностное взаимодействие в виде исполнитель (работник) - потребитель (клиент) и коллега - коллега. Во время выполнения практической части собственного исследования я столкнулась с тем, что межличностное взаимодействие стало скорее радостью и желанным свершением, нежели поводом к стрессу или эмоциональной усталости. Всем привычный образ жизни с толпами в метро и торговых центрах становится закрытым, организации приостанавливают свою деятельность, а люди остаются дома. Несмотря на это есть большое количество государственных и социально значимых служб, которые продолжают работать, работать по-новому, работать больше или дольше, зачастую в режиме повышенной готовности.

Важным в этой исследовательской работе является тот факт, что субъекты социально-трудовых отношений в современной России все еще накапливают опыт деятельности в новых социально-экономических условиях, то есть не всегда или не до конца понимая устройство рабочего процесса. Здесь еще имеет место быть тому факту, что человеку и без того обычно трудно настраиваться на новый лад, так зачастую незнание усугубляет этот процесс протестом против нового. И несмотря на то, что необходимые теоретические знания дают нам фундамент для собственных рассуждений, очень важно оставаться актуальным сейчас. В теоретическом исследовании социального взаимодействия я обращаюсь к таким ученым, как Сорокин П.А., который делит его на явления и процессы взаимодействия; Т. Парсонс и Р. Миртон, которые изучают Социальное взаимодействие с точки зрения статусов и позиций; Э. Гуссерль и А. Щуц, что рассматривают данное как созидание социальной реальности, обращенное к социальным и культурным межличностным структурам. Я начинала свое теоретическое исследование еще до того, как весь мир сменил тенденцию к ускорению темпа жизни на неожиданное и резкое ее замедление и ограничение социального взаимодействия очной формы, в большей части своем перейдя в онлайн.

В изучении эмоционально-волевой сферы в контексте социального взаимодействия в организации я начала с определения Эмоционально-волевой сферы личности. В отечественной психологии понятие «воля» разрабатывали А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Е. П. Ильин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и другие ученые, они смотрели на данное понятие с позиции высших психических функций, позволяющих освоение своим поведением и собственными психическими процессами. Рассмотрела такие такие качества воли как сила, устойчивость и широта, а также немаловажный в теме данной работы, по моему мнению, вопрос мотивации с помощью интересной работы психолога Ю.Ю. Палайма. Эмоциональная составляющая данного раздела изучения не менее интересна, ведь здесь имеет место быть влияние эмоциональных состояний на соматическую и физиологическую функцию. И в первую очередь стоит к рассмотрению понятие стресса в учении Г. Селье и близкое к этому состояние тревоги в работе Н.О. Левинова. Считаю важным сразу же отметить тот факт, что для выгодной регуляции важно равновесие эмоциональных и волевых компонентов системы.

А также в работе рассмотрены такие понятия как эмоционально-волевая устойчивость и ее существенная связь с критическими жизненными ситуациями. Теоретическое исследование эмоционально-волевой устойчивости с точки зрения структурно-динамической концепции К. Левина, О.А. Сиротина, что объясняет ее природу сочетанием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и нравственных компонентов. А теория Е.П. Крупника и Л.В. Куликова, что определяют устойчивость как категорию психических проявлений индивида в изменчивости и стабильности. Изучила вопрос формирование профессиональных компетенций, сопряженное с понятием эмоционально-волевой устойчивости личности, а также вопрос ее взаимосвязи к подверженности критическим жизненным ситуациям. Исследовала тему наиболее частых поводов критических ситуаций в профессиональной деятельности, определение ситуаций, приводящих к стрессу на рабочем месте и актуальность непосредственно социального взаимодействия, как причину расстройств.

Цель исследования - изучить особенности эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях социального взаимодействия в организации.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы эмоционально-волевой устойчивости в постоянном межличностном взаимодействии на рабочем месте.
  2. Определить особенности эмоционального реагирования при помощи Опросника «Самочувствие, активность, настроение» и Теста жизнестойкости С. Мадди.
  3. Определить особенности работоспособности сотрудников при помощи Опросника «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности».
  4. Изучить особенности критических жизненных ситуаций на рабочем месте при помощи Ежедневного мониторинга КЖС сотрудников организации
  5. Провести сопоставительный анализ полученных результатов.

Объект исследования - сотрудники МЧС (три пожарных караула) в городе Переславле-Залесском.

Предмет исследования - психология эмоционально-волевой устойчивости личности.

Гипотеза исследования: мы предположили, что

1. существует взаимосвязь между жизнестойкостью и уровнем снижения работоспособности сотрудников, при этом чем выше уровень жизнестойкости, тем слабее проявляется снижение работоспособности;

2. существует взаимосвязь между особенностями эмоционального реагирования и особенностями отношения к сложной рабочей ситуации, при этом чем выше эмоциональная устойчивость сотрудников (жизнестойкость, САН), тем корректнее они воспринимают КЖС, возникающие в профессиональной деятельности;

3. существуют различия эмоционально-волевой устойчивости личности в зависимости от сферы профессиональной деятельности сотрудников.

Выборка - 27 сотрудников МЧС России пожарного караула г. Переславля-Залесского, мужской пол, средний возраст 25-40 лет.

Методы исследования:

1. Опросник Самочувствие, активность, настроение - В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевский методика;

2. Опросник Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности - А. Леонова С. Величковская;

3. Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптированный Леонтьевым Д.А. и Рассказовой Е.И.);

4. Ежедневный мониторинг КЖС сотрудников организации - А.Беккер.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, рекомендаций, списка литературы, четырех приложений.



Глава 1 Исследование эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях социального взаимодействия в организации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.061 с.)