Тема 1. Введение в психологию высшей школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в психологию высшей школы.



Понятие о педагогике и психологии высшей школы. Методы психологии высшей школы: наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование и др.

Понятие о личности.   Понятие о личности в отечественной психологии. Основные теории личности в зарубежной психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивные теории, гуманистические теории. Индивид, личность, индивидуальность. Социальная среда и личность. Социализация личности и периодизация ее развития. Деятельность как основа становления личности. Структура личности. Мотивы и потребности личности: их соотношение, функции. Иерархия мотивов, направленность личности, личностный смысл - соотношение и “место” в характеристике личности. Движущие силы развития личности. Диагностика особенностей личностного развития.

 Развитие личности в юношеском возрасте и молодости.Особенности студенческого возраста, его место в общей периодизации психического развития человека и ведущая деятельность. Новообразования студенческого возраста. Нравственное и интеллектуальное развитие в студенческом возрасте. Юношеский возраст как период кризиса идентичности. Адаптация студента в вузе. Типология студентов по отношению их к учебе. Личностно-ориентированный контекст образования студента.

Профессиональное самоопределение: понятие, сущность. Базовые модели профессионального самоопределения человека: модель адаптивного поведения, модель профессионального развития (Л.М.Митина).

Тема 2. Психологическая характеристика студента. Факторы социализации личности студента. Индивидуально-типологические особенности личности студента Общее понятие о темпераменте как характеристике динамической стороны деятельности человека. Теории темперамента: гуморальная (Гиппократ), конституциональная (Кречмер, Шелдон), зависимость темперамента от свойств нервной системы (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын). Типы темпераментов и их характеристика через общую двигательную активность, речевую активность и особенности эмоциональной сферы. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности.

Понятие о характере как содержательной основы личности человека. Из истории характерологических учений: физиогномика, френология. Структура характера. Биологическое и социальное в структуре характера. Связь характера и темперамента. Поступок как проявление характера. Диагностика характера. Акцентуации черт характера

Понятие о способностях. Качественная характеристика способностей. Количественная характеристика способностей. Биологическое и социальное в структуре способностей. Задатки как природные предпосылки способностей. Диагностика способностей. Исследования Бине, Симона, Кеттелла и др. ученых. Коэффициент умственной одаренности. Структура способностей. Общие и специальные способности. Теория А.Н. Леонтьева о двух родах способностей. Способности и типология людей. Способности, одаренность, талант, гениальность – понятия и соотношения.

Тема 3. Профессиональное становление личности студента. Методологический аспект психологии профессионального развития личности. Психологические особенности взаимодействия личности и профессии. Теоретический анализ концепций профессионального становления личности. Взаимосвязь индивидного, личностного и профессионального развития личности. Становление профессионального сознания личности. Самосознание. Профессионально обусловленная структура деятельности: концептуальная модель. Формирование профессионального сознания личности (самосознания) в психологии и педагогики. Профессиональное развитие через призму семейного воспитания. Модель профессионального самоопределения. Профессиональный цикл. Постоянство и перемены в профессиональной жизни. Прекращение профессионального пути. Прикладная психология профессионального развития личности. Практическая помощь и психологическое сопровождение профессионального развития личности. Современное общество, рынок труда и сфера профессионального развития личности. Профессиональная подготовка и основы ее исследования. Структура профессионального консультирования и психологические действия в ходе решения профессиональных задач. Культура профессионального самообразования и саморазвития.

Тема 4. Психология студенческой группы Личность студента и коллектив: социально-психологические закономерности взаимодействия и взаимовлияния. Студенческий коллектив как малая группа. Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии (социологический, групподинамический, интеракционисткий, психоаналитический, социометрический, деятельностный). Динамические особенности малой группы. Стадии и уровни развития малой группы. Модели коллектив ообразования, двухмерные модели развития, временные модели групповой динамики. Механизмы группового развития. Основные феномены динамики малой группы. Структура малой группы: поуровневый и многомерный анализ. Модели групповой структуры (статические и динамические). Различные аспекты измерения групповой структуры: формально-статусный, социометрический, коммуникативный, лидерский, властный и др. Феномен внутригруппового давления. Феномен групповой сплоченности. Признаки сплоченности. Феномен группового единомыслия в сплоченных группах.

Тема 5. Психологические основы управления учебным процессом в высшем учебном учреждений Управление познавательной деятельностью студентов. Формы организации обучения. Средства обучения. Условия эффективного их использования.

Технологии обучения. Понятие «технологии обучения». Развитие технологий обучения. Классификация образовательных технологий. Выбор технологий обучения. Основные виды проверки знаний, их задачи. Экзамены как форма проверки усвоения знаний студентов. Требования к вопросам и структуре экзаменационного билета. Требования к ответам студентов на экзамене. Методика ведения экзамена. Критерии оценки знаний студентов на экзамене

Тема 6. Психологический анализ обучения студентов. Психологическая структура деятельности и ее психологические компоненты. Структура и характеристики сознания. Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность. Функциональная структура познавательных процессов. Учение как деятельность. Формирование умственных действий и понятий. Методология научного творчества. Творческая деятельность. Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект. Социальные и индивидуально-психологические мотивы научного творчества. Методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания.

       Психология общения как основа творчества. Понятие, функции, виды и структура общения. Индивидуальные параметры общения. Общение и социально-психологическое воздействие в процессе обучения. Диалогичность общения.Педагогическая коммуникация. Стили педагогического общения. Основы коммуникативной культуры педагога. Психологические основы проектирования и организации ситуации совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов.

Тема 7. Психодиагностика в высшей школе. Системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов. Структура и методы психолого-педагогических исследований. Классификация психодиагностических методик. Малоформализованные и высокоформализованные методики. Тестирование. Тесты интеллекта. Тесты достижений. Тесты способностей. Личностные тесты. Проективные техники. Анкетирование и опросы. Социометрия.

Тема 8. Педагог как субъект педагогической деятельности. Общая характеристика преподавательской профессии. Преподаватель в сфере профессиональной деятельности. Представление об общих свойствах, качествах преподавателя. Объективная характеристика педагогических свойств преподавателя.

Профессиональное становление преподавателя высшей школы. Этапы профессионального становления. Проблемы, возникающие на первых этапах освоения педагогической деятельности. Строение педагогического действия. Педагогическое действие как посредническое (Б.Д. Эльконин).

Структура педагогических способностейпреподавателя: характеристика основных компонентов. Гностический компонент и его место в общей структуре педагогических способностей преподавателя. Коммуникативный компонент структуры педагогических способностей и его важнейшие характеристики: перцептивные способности, речевые способности, способности эмоционально-волевого влияния. Организаторский компонент общей структуры педагогических способностей преподавателя и его важнейшие характеристики.

Субъективные свойства педагога и их место в общей структуре педагогических способностей преподавателя. Характеристика психофизиологических свойства преподавательской деятельности. Природные способности преподавателя (свойства нервной системы) их значение для развития педагогической деятельности. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

       Взаимодействие преподавателя и студентов. Различение роли и позиции (В.И.Слободчиков). Конвенциональные отношения. Манипуляции во взаимодействиях преподавателя и студентов. Учебные отношения, учебное сотрудничество.

Тема 9. Воспитание личности студента как будущего специалиста. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность и понятие социализации. Этапы, агенты, средства, механизмы социализации. Составляющие процесса социализации. Соотношение понятий: воспитание, формирование, социализация, адаптация.

Воспитание как целенаправленная деятельность по передаче социального опыта. Основные компоненты транслируемого опыта: знаковая система, представления об окружающем мире месте в нем и предназначении человека, нормы, ценности, социальные образцы, приемы и способы трудовой деятельности, ролевая структура, принципы межличностного общения. Роль воспитания в сохранении целостности культурного пространства. Воспитание как инструмент поддержания стабильности и обеспечения изменчивости социума.

Механизмы воспитания. Событийная педагогика.

Связь типа воспитания с типом общества, особенностями социальной структуры и социальных отношений. Обусловленность социального воспитания типом и характером межкультурных контактов. Зависимость форм и средств социального воспитания от культурных традиций и особенностей. Современные тенденции к универсализации процесса социализации, тенденции к утрате национальной специфики. Особенности социализации в условиях аномии.

Влияние средств массовой информации на процесс формирования норм, ценностей, представлений о престиже различных видов трудовой деятельности, статусной и иной структуре общества у подрастающего поколения. Факторы, обуславливающие действенность средств массовой информации и коммуникации.    

Возможности средств массовой информации в сохранении и воспроизводстве ценностей национальной культуры. Внедрение в массовое сознание новых культурных стереотипов. Средства массовой информации как механизм социального манипулирования.

Проблемы диагностики в процессе социального воспитания.

Лекции

№ п/п

Название темы

 ИПП,ФЕН,  ФФ, ИТОТТ, ИФМИТ
Очная форма
1. Предмет и задачи психологии высшей школы.  
2 Психологическая характеристика студента. Факторы социализации личности студента. Индивидуально-типологические особенности личности студента.      2
3. Профессиональное становление личности студента.  
4. Психология студенческой группы         2
5. Психологические основы управления учебным процессом в высшем учебном учреждений  
6. Психологический анализ обучения студентов.  
7. Психодиагностика в высшей школе.  
  8. Педагог как субъект педагогической деятельности.      2
9 Воспитание личности студента как будущего специалиста.      2

Итого

   8

Практические (семинарские) занятия

№ п/п

Название темы

ИПП, ФФ, ИТОТТ, ИФМИТ
Очная форма
1. Р азвитие личности в юношеском возрасте и молодости. Адаптация студентов к высшей школе.     2
2. Психологические основы управления учебным процессом в высшем учебном учреждений.    4
  Психодиагностика в высшей школе.    2
4. Педагог как субъект педагогической деятельности    4
5. Воспитание личности студента как будущего специалиста    4

Итого:

16

 

Самостоятельная работа студентов

№ п/п

Название темы

Вид СРС

ИПП, ФФ, ИТОТТ, ИФМИТ
Очная форма
1 Роль психолого-педагогической подготовки будущего преподавателя высшей школы.   -рецензирование статей;  -написание реферата. 7
2 Методология научно-психологических исследований. Классификация методов психологии высшей школы и их общая характеристика -написание резюме по проблемной статье; 7
3. Социализация личности: стадии, ведущая сторона социализации и ведущая деятельность. Адаптация студента первокурсника к обучению в высшей школе - разработать 10-15 тестовых заданий по выбранной теме; - аннотирование книг по проблеме; - выписать основные понятия и дать им определение. 6
4. Психологические особенности студенческой группы и её структура.   - написать характеристику на студенческую группу. 6
5 Психологические механизмы эффективного взаимодействия преподаватели с аудиторией.   -подготовка проекта 7
6. Психологические закономерности оптимизации учебного процесса - реферат 6
7 Самовоспитание и саморазвитие будущих специалистов с высшим образованием. - составление программы самовоспитания студента. 9

Итого:

  48

Форма контроля ‒ зачет.

 

7. Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1.  Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие для вузов / Отв.ред. С.И.Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

2.  Педагогика и психология высшей школы / Под ред. Булатовой-Топорковой М.П.., 2002.

3. Белин В. Л. Парадигмы и парадоксы гуманизации и гуманитаризации отечественного образования / В.Л. Белин // Образование и наука. - 2001. - №3(9). - С. 18-28.

4.  Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы / Л.Н.Куликова. - Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 2005. - 320 с.

5.  Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 3. Общие основы психологии. - 687 с.

6.  Попков В.А. Высшее профессиональное образование: критически-рефлексивный контекст / В.А. Попков. - М., 2001.

7.  Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: «Питер», 2003.- 512 с.

8.  Руденко В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования: / В.Н. Руденко // Педагогика. - № 1, 2004. - С. 42-48.

9.  Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Сенько. - М.: «Академия», 2000. - 240 с.

б) дополнительная литература:

1.  Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса / Г.И. Аксенова. - М.: Рязань, 1998.

2.  Амонашвили Ш.А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования: Педагогика / Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский. - №2, 2000. - С. 11-23.

3.  Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М.- Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

4.  Бондаревская Е.В.. Смыслы и стратегии личностно ориентированного образования: Педагогика / Е.В. Бондаревская. - №1, 2001. - С. 17-24.

5.  Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: Учеб.-методич. пособие / Н.М.Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 120 с.

6.  Волович Л.А. Формирование гуманитарной культуры специалиста / Л.А.Волович // Проф. образование. - 2001. - №1. - С. 23-31.

7.  Громкова М.Т. Образование взрослых здесь и теперь. - М., 1995.

8.  Зинченко В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Педагогика, 1997. - №5. - С.3-16.

9.  Лекторский. В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход в образовании / В.А. Лекторский // Вопросы философии, 1997. - №2. - С.4-16.

10.  Попков В.А. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения / В.А. Попков, А.В. Коржуев. - М.: Изд-во МГУ, 2000 - 429 с.

11.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Образовательные ресурсы Интернета - Психология, каталог образовательных Интернет-ресурсов http://www.psychol.ras.ru, Психологический каталог http://www.psy.msu.ru/, http://pirao.ru/;

Портал фундаментального психологического образования России http://www.rsuh.ru/win/ fac/psych/index.shtml;

Психологические серверы, http://www.nsu.ru/psych/internet/. http://www.psychology-online.ru/http://www.vspu.ac.ru/

Институт психологии Российской Академии наук http://www.ipran.ru http://ipras.ru/

Психологический институт Российской академии образования http://www.pirao.ru

Институт специальной педагогики и психологии http://walle.nberg.ru/

Группа компаний «ИМАТОН» http://www.imaton.ru

Институт групповой и семейной психологии и психотерапии http://www.igisp.ru

Европейская федерация ассоциаций студентов-психологов (EFPSA) http://www.efpsa.org/ Российское Психологическое Общество http://rpo.sfedu.ru/.

Санкт-Петербургское психологическое общество http http://www.spbpo.r://www.psychology.ru/rpo/

Американская Психологическая Ассоциация (АРА) http://www.apa.org/

Флогистон http://flogiston.ru/

Психология — Вся Россия http://www.psycho.all.ru/

Новости психотерапии и психологии http://marks.on.ufanet.ru

Сайт для учителей и родителей http://inter-pedagogika.ru

Психологические страницы и тесты http://psy.agava.ru

Психология: описание тестов и пр. http://azps.ru/

Библиотека Гумер-психология http://www.gumer.info/bibliote k_Buks/Psihol/dict/intro.php Психологическая библиотека http://psylib.org.ua/books/index.htm

Пси-диагноз http://www.psy-diagnoz.com/

Профессиональные психологические тесты http://vsetesti.ru/

 

                  

             Методические рекомендации по изучению учебного курса

«Психология высшей школы» является одним из основных курсов в системе подготовки магистрантов. Изучение данного курса призвано способствовать расширению теоретических основ психолого-педагогических знаний у будущих преподавателей высшей школы и формирование у них первоначальных навыков психологического анализа конкретных ситуаций процесса обучения и воспитания и профессиональной педагогической деятельности. Курс имеет большое значение в формировании личности специалиста, способного к инновационной работе, творческому поиску путей совершенствования учебно-воспитательного процесса (УВП).

Психолого-педагогические основы методов обучения и воспитания, учет возрастных особенностей учащихся, социализация и индивидуализация, проблемы дифференциации, организация психолого-педагогического сопровождения УВП, вопросы специфики и особенности педагогической деятельности - это далеко не полный перечень ключевых вопросов данного курса.  

Особое внимание уделяется современным подходам к пониманию и организации УВП в вузе и профессиональной педагогической деятельности. Достижение конечных результатов в изучении курса должно базироваться на знаниях студентов, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам без дублирования их содержания. Наиболее значимым для них является изучение и усвоение разделов и тем, направленных на изучение психологии личности и коллектива, деятельности в различных видах учебно-воспитательного процесса.

 

Методические рекомендации по выполнению практических работ и семинарских занятий.

  Практические (семинарские) занятия предназначены для уточнения, более глубокой проработки и закрепления знаний, полученных на лекциях. Кроме того, на семинар могут быть вынесены вопросы, не затронутые лектором. Как правило, это вопросы, направленные на расширение исторического контекста, касающиеся биографий ученых и тому подобное. Информация подобного характера позволяет лучше усвоить материал, провести параллели истории и современного состояния методологии науки.

  При подготовке к практическим занятиям желательно соблюдать следующую последовательность. Если тема семинара совпадает с темой лекции, необходимо в первую очередь внимательно прочитать конспект лекции. При чтении в конспекте выделяются (цветом, подчеркиванием и т.п.) основные смысловые блоки, ключевые термины, даты, фамилии ученых. Желательно постоянно пользоваться однотипной системой выделения – это облегчает последующую работу с текстом и запоминание информации. Как правило, лекция отражает основной смысл, «каркас» темы, и при подготовке к семинару его нужно просто дополнить.

  Следующим этапом подготовки к семинару является работа с основной литературой. При этом ни один из источников, как  правило, не содержит ответ на все вопросы семинара. Таким образом, для полного охвата темы необходимо работать одновременно с несколькими книгами.

  После прочтения материала желательно составить краткий конспект или план ответа на каждый вопрос. Конспектирование параллельно с чтением не является целесообразным: в этом случае затруднено выделение главной мысли, в конспекте оказывается много второстепенной информации. При конспектировании необходимо указывать источник, из которого взята та или иная информация. Для более полного усвоения материала, охвата всех важных для будущего преподавателя- исследователя (магистранта) необходимо ознакомится с дополнительной литературой.

   Помимо книг, указанных после каждой темы, желательно обращаться к журналам и Интернет-ресурсам, перечисленным в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины». При работе с дополнительной литературой желательно делать краткие выписки, дополняющие основной конспект. Таким образом, на подготовку одного вопроса семинара требуется не менее одного часа, а при работе с дополнительной литературой – порядка двух часов. При этом студент должен быть готов выступить по всем вопросам, отраженным в плане семинара.

 

                              Планы семинарских занятий

(для дист.курса – краткий конспект по любым двум вопросам каждого семинара)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.066 с.)