Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Луганской народной республикиСтр 1 из 16Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт педагогики и психологии Кафедра психологии СОСТАВИТЕЛЬ: к.п.н., доцент кафедры психологии Ковалёва Антонина Валериевна Структура и содержание дисциплины «Психология высшей школы» Для студентов ИПП, ФЕН, ФФ, ИТОТТ, ИФМИТ 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Изучение данного курса призвано способствовать расширению теоретических основ психолого-педагогических знаний у будущих преподавателей высшей школы и формирование у них первоначальных навыков психологического анализа конкретных ситуаций процесса обучения и воспитания и профессиональной педагогической деятельности. Курс имеет большое значение в формировании личности специалиста, способного к инновационной работе, творческому поиску путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Задачи: 1. Ознакомить магистрантов с категориально-понятийным аппаратом современной психологии высшей школы. 2. Сформировать у магистрантов представления о личности обучаемых и преподавателя высшей школы. 3. Изучить основные механизмы и процессы социопсихического развития личности студента. 4. Сформировать у магистрантов представления о психологии общения в целом и о педагогическом общении как разновидности профессионального. 5. Способствовать формированию у магистрантов навыков профессионального общения. 6. Ознакомить магистрантов с вариантами психолого-педагогической диагностики субъектов образовательного процесса в высшей школе. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВО. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин гуманитарного цикла, ориентирующих на формирование целостного представления о психических особенностях человека как фактора успешности его деятельности, умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности.
3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины Магистранты, завершившие изучение дисциплины психология высшей школы, должны знать: - базовый понятийный аппарат, методологические основы и методы психологии высшей школы; - специфику педагогической деятельности в высшей школе и психологические основы педагогического мастерства преподавателя; - индивидуальные особенности студентов, психолого-педагогические особенности взаимодействия преподавателей и студентов - основы педагогического руководства деятельностью студенческих коллективов; - основные формы, технологии, методы и средства организации и осуществления процессов обучения и воспитания, в том числе методы организации самостоятельной работы студентов; Уметь: - использовать, творчески трансформировать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания студентов; - проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов; - организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных, гендерных, национальных особенностей студентов; - разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе обеспечение контроля за формируемыми у студентов умениями; - устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками образовательного процесса; - совершенствовать речевое мастерство в процессе преподавания учебных дисциплин; владеть: - психологическими подходами к обучению и воспитанию студентов; - психологическими способами организации учебного процесса и управления студенческой группой.
Лекции
Название темы |
ИПП,ФЕН, ФФ, ИТОТТ, ИФМИТ | ||||||
Очная форма | ||||||||
1. | Предмет и задачи психологии высшей школы. | |||||||
2 | Психологическая характеристика студента. Факторы социализации личности студента. Индивидуально-типологические особенности личности студента. | 2 | ||||||
3. | Профессиональное становление личности студента. | |||||||
4. | Психология студенческой группы | 2 | ||||||
5. | Психологические основы управления учебным процессом в высшем учебном учреждений | |||||||
6. | Психологический анализ обучения студентов. | |||||||
7. | Психодиагностика в высшей школе. | |||||||
8. | Педагог как субъект педагогической деятельности. | 2 | ||||||
9 | Воспитание личности студента как будущего специалиста. | 2 | ||||||
Итого
| 8 |
Практические (семинарские) занятия
№ п/п |
Название темы | ИПП, ФФ, ИТОТТ, ИФМИТ |
Очная форма | ||
1. | Р азвитие личности в юношеском возрасте и молодости. Адаптация студентов к высшей школе. | 2 |
2. | Психологические основы управления учебным процессом в высшем учебном учреждений. | 4 |
Психодиагностика в высшей школе. | 2 | |
4. | Педагог как субъект педагогической деятельности | 4 |
5. | Воспитание личности студента как будущего специалиста | 4 |
Итого: | 16 |
Самостоятельная работа студентов
№ п/п |
Название темы |
Вид СРС | ИПП, ФФ, ИТОТТ, ИФМИТ |
Очная форма | |||
1 | Роль психолого-педагогической подготовки будущего преподавателя высшей школы. | -рецензирование статей; -написание реферата. | 7 |
2 | Методология научно-психологических исследований. Классификация методов психологии высшей школы и их общая характеристика | -написание резюме по проблемной статье; | 7 |
3. | Социализация личности: стадии, ведущая сторона социализации и ведущая деятельность. Адаптация студента первокурсника к обучению в высшей школе | - разработать 10-15 тестовых заданий по выбранной теме; - аннотирование книг по проблеме; - выписать основные понятия и дать им определение. | 6 |
4. | Психологические особенности студенческой группы и её структура. | - написать характеристику на студенческую группу. | 6 |
5 | Психологические механизмы эффективного взаимодействия преподаватели с аудиторией. | -подготовка проекта | 7 |
6. | Психологические закономерности оптимизации учебного процесса | - реферат | 6 |
7 | Самовоспитание и саморазвитие будущих специалистов с высшим образованием. | - составление программы самовоспитания студента. | 9 |
Итого: | 48 |
Форма контроля ‒ зачет.
7. Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие для вузов / Отв.ред. С.И.Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
2. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. Булатовой-Топорковой М.П.., 2002.
3. Белин В. Л. Парадигмы и парадоксы гуманизации и гуманитаризации отечественного образования / В.Л. Белин // Образование и наука. - 2001. - №3(9). - С. 18-28.
4. Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы / Л.Н.Куликова. - Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 2005. - 320 с.
5. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 3. Общие основы психологии. - 687 с.
6. Попков В.А. Высшее профессиональное образование: критически-рефлексивный контекст / В.А. Попков. - М., 2001.
7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: «Питер», 2003.- 512 с.
8. Руденко В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования: / В.Н. Руденко // Педагогика. - № 1, 2004. - С. 42-48.
|
9. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Сенько. - М.: «Академия», 2000. - 240 с.
б) дополнительная литература:
1. Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса / Г.И. Аксенова. - М.: Рязань, 1998.
2. Амонашвили Ш.А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования: Педагогика / Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский. - №2, 2000. - С. 11-23.
3. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М.- Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
4. Бондаревская Е.В.. Смыслы и стратегии личностно ориентированного образования: Педагогика / Е.В. Бондаревская. - №1, 2001. - С. 17-24.
5. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: Учеб.-методич. пособие / Н.М.Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 120 с.
6. Волович Л.А. Формирование гуманитарной культуры специалиста / Л.А.Волович // Проф. образование. - 2001. - №1. - С. 23-31.
7. Громкова М.Т. Образование взрослых здесь и теперь. - М., 1995.
8. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Педагогика, 1997. - №5. - С.3-16.
9. Лекторский. В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход в образовании / В.А. Лекторский // Вопросы философии, 1997. - №2. - С.4-16.
10. Попков В.А. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения / В.А. Попков, А.В. Коржуев. - М.: Изд-во МГУ, 2000 - 429 с.
11.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Образовательные ресурсы Интернета - Психология, каталог образовательных Интернет-ресурсов http://www.psychol.ras.ru, Психологический каталог http://www.psy.msu.ru/, http://pirao.ru/;
Портал фундаментального психологического образования России http://www.rsuh.ru/win/ fac/psych/index.shtml;
Психологические серверы, http://www.nsu.ru/psych/internet/. http://www.psychology-online.ru/http://www.vspu.ac.ru/
Институт психологии Российской Академии наук http://www.ipran.ru http://ipras.ru/
Психологический институт Российской академии образования http://www.pirao.ru
Институт специальной педагогики и психологии http://walle.nberg.ru/
Группа компаний «ИМАТОН» http://www.imaton.ru
Институт групповой и семейной психологии и психотерапии http://www.igisp.ru
Европейская федерация ассоциаций студентов-психологов (EFPSA) http://www.efpsa.org/ Российское Психологическое Общество http://rpo.sfedu.ru/.
Санкт-Петербургское психологическое общество http http://www.spbpo.r://www.psychology.ru/rpo/
|
Американская Психологическая Ассоциация (АРА) http://www.apa.org/
Флогистон http://flogiston.ru/
Психология — Вся Россия http://www.psycho.all.ru/
Новости психотерапии и психологии http://marks.on.ufanet.ru
Сайт для учителей и родителей http://inter-pedagogika.ru
Психологические страницы и тесты http://psy.agava.ru
Психология: описание тестов и пр. http://azps.ru/
Библиотека Гумер-психология http://www.gumer.info/bibliote k_Buks/Psihol/dict/intro.php Психологическая библиотека http://psylib.org.ua/books/index.htm
Пси-диагноз http://www.psy-diagnoz.com/
Профессиональные психологические тесты http://vsetesti.ru/
Методические рекомендации по изучению учебного курса
«Психология высшей школы» является одним из основных курсов в системе подготовки магистрантов. Изучение данного курса призвано способствовать расширению теоретических основ психолого-педагогических знаний у будущих преподавателей высшей школы и формирование у них первоначальных навыков психологического анализа конкретных ситуаций процесса обучения и воспитания и профессиональной педагогической деятельности. Курс имеет большое значение в формировании личности специалиста, способного к инновационной работе, творческому поиску путей совершенствования учебно-воспитательного процесса (УВП).
Психолого-педагогические основы методов обучения и воспитания, учет возрастных особенностей учащихся, социализация и индивидуализация, проблемы дифференциации, организация психолого-педагогического сопровождения УВП, вопросы специфики и особенности педагогической деятельности - это далеко не полный перечень ключевых вопросов данного курса.
Особое внимание уделяется современным подходам к пониманию и организации УВП в вузе и профессиональной педагогической деятельности. Достижение конечных результатов в изучении курса должно базироваться на знаниях студентов, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам без дублирования их содержания. Наиболее значимым для них является изучение и усвоение разделов и тем, направленных на изучение психологии личности и коллектива, деятельности в различных видах учебно-воспитательного процесса.
Методические рекомендации по выполнению практических работ и семинарских занятий.
Практические (семинарские) занятия предназначены для уточнения, более глубокой проработки и закрепления знаний, полученных на лекциях. Кроме того, на семинар могут быть вынесены вопросы, не затронутые лектором. Как правило, это вопросы, направленные на расширение исторического контекста, касающиеся биографий ученых и тому подобное. Информация подобного характера позволяет лучше усвоить материал, провести параллели истории и современного состояния методологии науки.
При подготовке к практическим занятиям желательно соблюдать следующую последовательность. Если тема семинара совпадает с темой лекции, необходимо в первую очередь внимательно прочитать конспект лекции. При чтении в конспекте выделяются (цветом, подчеркиванием и т.п.) основные смысловые блоки, ключевые термины, даты, фамилии ученых. Желательно постоянно пользоваться однотипной системой выделения – это облегчает последующую работу с текстом и запоминание информации. Как правило, лекция отражает основной смысл, «каркас» темы, и при подготовке к семинару его нужно просто дополнить.
|
Следующим этапом подготовки к семинару является работа с основной литературой. При этом ни один из источников, как правило, не содержит ответ на все вопросы семинара. Таким образом, для полного охвата темы необходимо работать одновременно с несколькими книгами.
После прочтения материала желательно составить краткий конспект или план ответа на каждый вопрос. Конспектирование параллельно с чтением не является целесообразным: в этом случае затруднено выделение главной мысли, в конспекте оказывается много второстепенной информации. При конспектировании необходимо указывать источник, из которого взята та или иная информация. Для более полного усвоения материала, охвата всех важных для будущего преподавателя- исследователя (магистранта) необходимо ознакомится с дополнительной литературой.
Помимо книг, указанных после каждой темы, желательно обращаться к журналам и Интернет-ресурсам, перечисленным в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины». При работе с дополнительной литературой желательно делать краткие выписки, дополняющие основной конспект. Таким образом, на подготовку одного вопроса семинара требуется не менее одного часа, а при работе с дополнительной литературой – порядка двух часов. При этом студент должен быть готов выступить по всем вопросам, отраженным в плане семинара.
Планы семинарских занятий
(для дист.курса – краткий конспект по любым двум вопросам каждого семинара)
План
План
1.Современные требования к личности специалиста с высшим образованием.
2. Цель и задачи воспитания студенческой молодежи.
3. Этапы становления нравственного самосознания и критерии нравственной воспитанности.
4.Основные цели реализации воспитательных функций в ВУЗе.
Литература:
1. Барабаш Н., Тульчинский М. Психофизиологические особенности студентов с различными типами «коронарного поведения» / Н. Барабаш, // Вестник высшей школы.– 2000. – № 3. С. 32 – 33.
2. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов/ Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука образование.-2004. – № 2.-С. 82 – 86.
3. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности студента / А. Н. Леонтьев // Психология в вузе. – 2003. – № 1 – 2. – С. 232 – 241.
4. Мещерякова И. А., Иванова А. В. Проблемное поле и переживания студентов / И. А. Мещерякова // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 2.-С. 6 – 10.
Вопросы к зачёту
1. Предмет психология высшей школы, его задания, основные категории.
2. Роль психолого-педагогической подготовки будущего преподавателя высшей школы.
3.Тенденции развития отечественной и зарубежной психологии высшей школы.
4. Методология научно-психологических исследований. Классификация методов психологии высшей школы и их общая характеристика.
5.Психологические принципы и механизмы эффективного учебного процесса.
6.Психологические особенности юношеского возраста.
7.Развитие личности студентов в процессе обучения и воспитания.
8.Возрастные закономерности юношеского развития. Периодизация юношеского возраста.
9.Социализация личности: стадии, ведущая сторона социализации и ведущая деятельность.
10. Адаптация студента первокурсника к обучению в высшей школе.
11.Требования к личности специалиста с высшим образованием.
12.Психологические особенности студенческой группы и её структура.
13.Психологические механизмы эффективного взаимодействия преподаватели с аудиторией.
14.Психологические технологии коррекции неэффективной деятельности преподавателя высшей школы.
15.Психологические закономерности оптимизации учебного процесса.
16.Психологические компоненты деятельности студента, реализуемые в учебном процессе.
17.Формирование жизненной перспективы студенческой молодежи.
18.Научное творчество студентов.
19. Вузовская лекция: требования к ней.
20. Система практической подготовки студента в ВУЗе.
21. Самостоятельная работа студента в ВУЗе.
22. Контроль знаний студентов в учебном процессе ВУЗа.
23. Самоконтроль студентов в учебном процессе ВУЗа.
24. Профессиональная и педагогическая культура преподавателя ВУЗа.
25. Основные направления реализации воспитательных функций в высшей школе.
26.Мотивация обучения студента.
ТВОРЧЕКАЯ РАБОТА:
Вариант 1
1. Продолжите предложение:
Предметом изучения психологии является…
а) сознание
б) душа
в) психика
г) поведение
2. Соедините название метода психологии и его определение:
1) наблюдение
2) опрос
3) эксперимент
4) тестирование
а) метод психологического исследования, при помощи которого целенаправленно и продуманно создаётся ситуация, когда изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается
б) метод психологического исследования, использующий стандартизованные задачи и вопросы, имеющие определённую шкалу значений
в) преднамеренное и целенаправленное зрительное восприятие психологических особенностей и поведения человека
г) метод исследования, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов
3. Продолжите предложение
Сознание – это…
а) наивысшая форма отражения в животном мире, которая позволяет представить объект целиком и полностью
б) высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям
в) функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах
4. Продолжите предложение
Восприятие – это…
а) процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой
б) процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации
в) процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире
5. Выберите свойства восприятия
а) категориальность
б) устойчивость
в) предметность
г) целостность
д) константность
6. Продолжите предложение
Воображение – это…
а) процесс создания представлений (образов) и ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности
б) высший познавательный процесс, итогом которого является не образ, а мысль, идея
в) процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой
7. Продолжите предложение
Память – это…
а) высший познавательный процесс, итогом которого является не образ, а мысль, идея
б) процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации
в) процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой
8. Продолжите предложение
Внимание – это…
а) процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой
б) процесс приёма и преобразования информации
в) процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации
9. Продолжите предложение
Мышление – это…
а) процесс создания представлений (образов) и ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности
б) процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации
в) высший познавательный процесс, итогом которого является не образ, а мысль, идея
10. Выберите формы мышления а) умозаключение
б) суждение
в) ощущение
г) понятие
11. Соедините название эмоционального процесса и его определение:
1) эмоции
2) настроение
3) аффекты
4) чувства
а) сложные соединения разнообразных соединений и аффектов, связанные у человека с различными событиями в его жизни, с людьми и предметами
б) особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека
в) сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела
г) переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия
Вариант 2
1. В инновационных учебных заведениях повышенная эффективность достигается за счет…
- селекции учителей и учащихся
- повышения нагрузок на учителей и учащихся
- увеличения длительности обучения
- внедрения более совершенных технологий
- смены названий и ориентации
2. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются…
значительные инвестиции
- полная перестройка педагогической системы
- желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, видение перспектив улучшения
- согласие учителей и родителей
- административный нажим
3. Движущими силами процесса обучения является(ются) …
- образовательная активность ученика
- закономерности и принципы его построения
- противоречия, возникающие в ходе обучения
- профессионализм педагога
4. Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется …
- непрерывным образованием
- образованностью
- образованием
- системой образования
5. Учебное занятие, организуемое в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, называется …
- семинаром
- беседой
- уроком систематизации и обобщения знания
- факультативом
6. Содержание образования как общественного явления определяется …
- социально-экономическим и политическим строем данного общества, уровнем его материально-технического и культурного развития
- совокупностью знаний, умений и навыков, составляющих государственные стандарты образования
- уровнем развития общественных наук
- уровнем развития педагогической науки и педагогической деятельности
7. Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика, называется …
- игнорирующим
- демократическим
- авторитарным
- попустительским
8. Основным заказчиком образовательных учреждений выступает(ют)…
- родители учащихся
- государство и его ведомства
- педагогический коллектив
- учащиеся
9. К эмпирическим (практическим) методам педагогического исследования относится …
- наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент
- беседа, классификация, синтез, шкалирование
- эксперимент, моделирование, рейтинг, тестирование
- наблюдение, анализ, эксперимент, интервьюирование
Проект «Преподаватель глазами студента». (выполнение для дист. Курса- письменно!)
На основе наблюдения за педагогической деятельностью наилучшего, по вашему мнению, преподавателя университета, определите особенности его индивидуальности и педагогического мастерства, которые наиболее благоприятно влияют на профессиональное обучение студентов».
Конспекты лекций.
План
1. Предмет и задачи психологии в высшей школе.
2. Методология и методика психологических исследований в высшей школе.
3. Связь психологии высшей школы с другими дисциплинами.
Практические задачи.
Среди актуальных научно-исследовательских задач психологии высшей школы можно выделить следующее:
-психологическое обоснование профессиограмы современного специалиста высокой квалификации (инженера, учителя, менеджера, врача, юриста, агронома и т. д.), на основе
Среди актуальных научно-исследовательских задач психологии высшей школы можно выделить следующее:
-психологическое обоснование профессиограмы современного специалиста высокой квалификации (инженера, учителя, менеджера, врача, юриста, агронома и т. д.), изучение психологических основ научного творчества, усовершенствования профессионализма и повышения педагогического мастерства преподавателей.
К диагностико-коррекционным задачам психологии высшей школы относятся:
-диагностика установок студентов на формирование позитивной «Я-концепции». «Яконцепция» – это динамичная, более или менее осознанная система представлений человека о себе;
-определение уровня психологической готовности первокурсников к обучению в высшей
в высшей школе и выработка предпосылок для успешной их адаптации;
-изучение состояния взаимоотношений преподавателей и студентов, с целью установления оптимального педагогического взаимодействия;
-психологический анализ деятельности студентов. Изучение функционирования и проявления психики студентов, психологии их коллективов во всех видах деятельности, на различных курсах и с учётом профиля вуза, необходимо для успешного управления процессом особенности профессионально-педагогического общения и взаимоотношений преподавателя и студентов. Таким образом, можно сказать, что предметом психологии высшей школы являются индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в деятельности и поведении преподавателей студентов.
Предметом науки выступает та сторона, или свойство объекта которые надлежит исследовать. Следовательно, объект науки представляет собой понятие более широкое, чем предмет, поскольку один и тот же объект может относиться сразу к нескольким наукам. Например, студент или преподаватель как человек может быть объектом для изучения с позиций педагогики, медицинских наук, антропологии и т.д. Предмет же науки, как правило, присущ только данной науке и никакой другой. Так, психология высшей школы, направляя свою деятельность на студента и преподавателя как объекты исследования, изучает
План
1. Психологическая характеристика студенчества как период поздней юности или ранней взрослости.
2. Противоречия и кризис студенческого возраста.
3. ВУЗ- один из основных факторов социализации личности студента как специалиста.
4. Адаптация студента к обучению в высшей школе, её виды и условия эффективности.
5. Типологические особенности современных студентов.
Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
В переводе с латыни слово \"студент\" означает \"добросовестно работает\", \"тот, кто желает знания\" В древнем Риме и в средние века студентом называли каждого, кто был занят процессом познания. С появлением университетов термин «студент» стали использовать для характеристики лиц, которые учились в высших учебных заведениях.
Считается, что студентов, в сравнении с другими группами молодежи этого возраста, отличают такие черты:
-высокий образовательный уровень;
-большое стремление к знаниям;
-высокая социальная активность;
-высокое гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.
А.С. Власенко определяет: «студенчество - это особая социальная группа, которая формируется из разных социальных образований общества и характеризуется особыми условиями жизни, труда, быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы в общественном производстве, науке и культуре является главным и в основном единственным занятием».
Студенчество - это в первую очередь особый возрастной период, период перехода \"от старшего школьного возраста к взрослости\", мостик между детством и взрослой жизнью. Этот период характеризуется наступлением психологической и физической зрелости. Однако личностное формирование молодого человека происходит достаточно сложно, имеет свои противоречия и трудности, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе.
Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются "ножницы" между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.
Студенчество – золотая пора человека, сензитивный период для развития основных социогенных потенций человека как личности.
-формирование профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств будущего специалиста;
-развитие профессиональных способностей;
-центральный период становления интеллекта и стабилизация черт характера;
-изменение мотивации и всей системы ЦО;
-интенсивно формируются социальные ценности в связи с профессионализацией.
Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В. Т. Лисовским, лишь 64% старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов - от восторженного в первые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т.п.
Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Поэтому профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими в высшую школу, чрезвычайно важна.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.17 с.)