Луганской народной республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Луганской народной республики



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики и психологии

Кафедра психологии

СОСТАВИТЕЛЬ: к.п.н., доцент кафедры психологии Ковалёва Антонина Валериевна

Структура и содержание дисциплины «Психология высшей школы»

Для студентов ИПП, ФЕН, ФФ, ИТОТТ, ИФМИТ

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Изучение данного курса призвано способствовать расширению теоретических основ психолого-педагогических знаний у будущих преподавателей высшей школы и формирование у них первоначальных навыков психологического анализа конкретных ситуаций процесса обучения и воспитания и профессиональной педагогической деятельности. Курс имеет большое значение в формировании личности специалиста, способного к инновационной работе, творческому поиску путей совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

1. Ознакомить магистрантов с категориально-понятийным аппаратом современной психологии высшей школы.

2. Сформировать у магистрантов представления о личности обучаемых и преподавателя высшей школы.

3. Изучить основные механизмы и процессы социопсихического развития личности студента.

4. Сформировать у магистрантов представления о психологии общения в целом и о педагогическом общении как разновидности профессионального.

5. Способствовать формированию у магистрантов навыков профессионального общения.

6. Ознакомить магистрантов с вариантами психолого-педагогической диагностики субъектов образовательного процесса в высшей школе.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВО. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин гуманитарного цикла, ориентирующих на формирование целостного представления о психических особенностях человека как фактора успешности его деятельности, умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности.

3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Магистранты, завершившие изучение дисциплины психология высшей школы, должны

 знать:

- базовый понятийный аппарат, методологические основы и методы психологии высшей школы;

- специфику педагогической деятельности в высшей школе и

психологические основы педагогического мастерства преподавателя;

- индивидуальные особенности студентов, психолого-педагогические особенности взаимодействия преподавателей и студентов

- основы педагогического руководства деятельностью студенческих коллективов;

- основные формы, технологии, методы и средства организации и осуществления процессов обучения и воспитания, в том числе методы организации самостоятельной работы студентов;

Уметь:

- использовать, творчески трансформировать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания студентов;

- проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов;

- организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных, гендерных, национальных особенностей студентов;

- разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе обеспечение контроля за формируемыми у студентов умениями;

- устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми

участниками образовательного процесса;

- совершенствовать речевое мастерство в процессе преподавания учебных дисциплин;

владеть:

- психологическими подходами к обучению и воспитанию студентов;

- психологическими способами организации учебного процесса и управления студенческой группой.

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

 


Лекции

№ п/п

Название темы

 ИПП,ФЕН,  ФФ, ИТОТТ, ИФМИТ
Очная форма
1. Предмет и задачи психологии высшей школы.  
2 Психологическая характеристика студента. Факторы социализации личности студента. Индивидуально-типологические особенности личности студента.      2
3. Профессиональное становление личности студента.  
4. Психология студенческой группы         2
5. Психологические основы управления учебным процессом в высшем учебном учреждений  
6. Психологический анализ обучения студентов.  
7. Психодиагностика в высшей школе.  
  8. Педагог как субъект педагогической деятельности.      2
9 Воспитание личности студента как будущего специалиста.      2

Итого

   8

Практические (семинарские) занятия

№ п/п

Название темы

ИПП, ФФ, ИТОТТ, ИФМИТ
Очная форма
1. Р азвитие личности в юношеском возрасте и молодости. Адаптация студентов к высшей школе.     2
2. Психологические основы управления учебным процессом в высшем учебном учреждений.    4
  Психодиагностика в высшей школе.    2
4. Педагог как субъект педагогической деятельности    4
5. Воспитание личности студента как будущего специалиста    4

Итого:

16

 

Самостоятельная работа студентов

№ п/п

Название темы

Вид СРС

ИПП, ФФ, ИТОТТ, ИФМИТ
Очная форма
1 Роль психолого-педагогической подготовки будущего преподавателя высшей школы.   -рецензирование статей;  -написание реферата. 7
2 Методология научно-психологических исследований. Классификация методов психологии высшей школы и их общая характеристика -написание резюме по проблемной статье; 7
3. Социализация личности: стадии, ведущая сторона социализации и ведущая деятельность. Адаптация студента первокурсника к обучению в высшей школе - разработать 10-15 тестовых заданий по выбранной теме; - аннотирование книг по проблеме; - выписать основные понятия и дать им определение. 6
4. Психологические особенности студенческой группы и её структура.   - написать характеристику на студенческую группу. 6
5 Психологические механизмы эффективного взаимодействия преподаватели с аудиторией.   -подготовка проекта 7
6. Психологические закономерности оптимизации учебного процесса - реферат 6
7 Самовоспитание и саморазвитие будущих специалистов с высшим образованием. - составление программы самовоспитания студента. 9

Итого:

  48

Форма контроля ‒ зачет.

 

7. Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1.  Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие для вузов / Отв.ред. С.И.Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

2.  Педагогика и психология высшей школы / Под ред. Булатовой-Топорковой М.П.., 2002.

3. Белин В. Л. Парадигмы и парадоксы гуманизации и гуманитаризации отечественного образования / В.Л. Белин // Образование и наука. - 2001. - №3(9). - С. 18-28.

4.  Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы / Л.Н.Куликова. - Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 2005. - 320 с.

5.  Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 3. Общие основы психологии. - 687 с.

6.  Попков В.А. Высшее профессиональное образование: критически-рефлексивный контекст / В.А. Попков. - М., 2001.

7.  Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: «Питер», 2003.- 512 с.

8.  Руденко В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования: / В.Н. Руденко // Педагогика. - № 1, 2004. - С. 42-48.

9.  Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Сенько. - М.: «Академия», 2000. - 240 с.

б) дополнительная литература:

1.  Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса / Г.И. Аксенова. - М.: Рязань, 1998.

2.  Амонашвили Ш.А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования: Педагогика / Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский. - №2, 2000. - С. 11-23.

3.  Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М.- Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

4.  Бондаревская Е.В.. Смыслы и стратегии личностно ориентированного образования: Педагогика / Е.В. Бондаревская. - №1, 2001. - С. 17-24.

5.  Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: Учеб.-методич. пособие / Н.М.Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 120 с.

6.  Волович Л.А. Формирование гуманитарной культуры специалиста / Л.А.Волович // Проф. образование. - 2001. - №1. - С. 23-31.

7.  Громкова М.Т. Образование взрослых здесь и теперь. - М., 1995.

8.  Зинченко В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Педагогика, 1997. - №5. - С.3-16.

9.  Лекторский. В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход в образовании / В.А. Лекторский // Вопросы философии, 1997. - №2. - С.4-16.

10.  Попков В.А. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения / В.А. Попков, А.В. Коржуев. - М.: Изд-во МГУ, 2000 - 429 с.

11.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Образовательные ресурсы Интернета - Психология, каталог образовательных Интернет-ресурсов http://www.psychol.ras.ru, Психологический каталог http://www.psy.msu.ru/, http://pirao.ru/;

Портал фундаментального психологического образования России http://www.rsuh.ru/win/ fac/psych/index.shtml;

Психологические серверы, http://www.nsu.ru/psych/internet/. http://www.psychology-online.ru/http://www.vspu.ac.ru/

Институт психологии Российской Академии наук http://www.ipran.ru http://ipras.ru/

Психологический институт Российской академии образования http://www.pirao.ru

Институт специальной педагогики и психологии http://walle.nberg.ru/

Группа компаний «ИМАТОН» http://www.imaton.ru

Институт групповой и семейной психологии и психотерапии http://www.igisp.ru

Европейская федерация ассоциаций студентов-психологов (EFPSA) http://www.efpsa.org/ Российское Психологическое Общество http://rpo.sfedu.ru/.

Санкт-Петербургское психологическое общество http http://www.spbpo.r://www.psychology.ru/rpo/

Американская Психологическая Ассоциация (АРА) http://www.apa.org/

Флогистон http://flogiston.ru/

Психология — Вся Россия http://www.psycho.all.ru/

Новости психотерапии и психологии http://marks.on.ufanet.ru

Сайт для учителей и родителей http://inter-pedagogika.ru

Психологические страницы и тесты http://psy.agava.ru

Психология: описание тестов и пр. http://azps.ru/

Библиотека Гумер-психология http://www.gumer.info/bibliote k_Buks/Psihol/dict/intro.php Психологическая библиотека http://psylib.org.ua/books/index.htm

Пси-диагноз http://www.psy-diagnoz.com/

Профессиональные психологические тесты http://vsetesti.ru/

 

                  

             Методические рекомендации по изучению учебного курса

«Психология высшей школы» является одним из основных курсов в системе подготовки магистрантов. Изучение данного курса призвано способствовать расширению теоретических основ психолого-педагогических знаний у будущих преподавателей высшей школы и формирование у них первоначальных навыков психологического анализа конкретных ситуаций процесса обучения и воспитания и профессиональной педагогической деятельности. Курс имеет большое значение в формировании личности специалиста, способного к инновационной работе, творческому поиску путей совершенствования учебно-воспитательного процесса (УВП).

Психолого-педагогические основы методов обучения и воспитания, учет возрастных особенностей учащихся, социализация и индивидуализация, проблемы дифференциации, организация психолого-педагогического сопровождения УВП, вопросы специфики и особенности педагогической деятельности - это далеко не полный перечень ключевых вопросов данного курса.  

Особое внимание уделяется современным подходам к пониманию и организации УВП в вузе и профессиональной педагогической деятельности. Достижение конечных результатов в изучении курса должно базироваться на знаниях студентов, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам без дублирования их содержания. Наиболее значимым для них является изучение и усвоение разделов и тем, направленных на изучение психологии личности и коллектива, деятельности в различных видах учебно-воспитательного процесса.

 

Методические рекомендации по выполнению практических работ и семинарских занятий.

  Практические (семинарские) занятия предназначены для уточнения, более глубокой проработки и закрепления знаний, полученных на лекциях. Кроме того, на семинар могут быть вынесены вопросы, не затронутые лектором. Как правило, это вопросы, направленные на расширение исторического контекста, касающиеся биографий ученых и тому подобное. Информация подобного характера позволяет лучше усвоить материал, провести параллели истории и современного состояния методологии науки.

  При подготовке к практическим занятиям желательно соблюдать следующую последовательность. Если тема семинара совпадает с темой лекции, необходимо в первую очередь внимательно прочитать конспект лекции. При чтении в конспекте выделяются (цветом, подчеркиванием и т.п.) основные смысловые блоки, ключевые термины, даты, фамилии ученых. Желательно постоянно пользоваться однотипной системой выделения – это облегчает последующую работу с текстом и запоминание информации. Как правило, лекция отражает основной смысл, «каркас» темы, и при подготовке к семинару его нужно просто дополнить.

  Следующим этапом подготовки к семинару является работа с основной литературой. При этом ни один из источников, как  правило, не содержит ответ на все вопросы семинара. Таким образом, для полного охвата темы необходимо работать одновременно с несколькими книгами.

  После прочтения материала желательно составить краткий конспект или план ответа на каждый вопрос. Конспектирование параллельно с чтением не является целесообразным: в этом случае затруднено выделение главной мысли, в конспекте оказывается много второстепенной информации. При конспектировании необходимо указывать источник, из которого взята та или иная информация. Для более полного усвоения материала, охвата всех важных для будущего преподавателя- исследователя (магистранта) необходимо ознакомится с дополнительной литературой.

   Помимо книг, указанных после каждой темы, желательно обращаться к журналам и Интернет-ресурсам, перечисленным в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины». При работе с дополнительной литературой желательно делать краткие выписки, дополняющие основной конспект. Таким образом, на подготовку одного вопроса семинара требуется не менее одного часа, а при работе с дополнительной литературой – порядка двух часов. При этом студент должен быть готов выступить по всем вопросам, отраженным в плане семинара.

 

                              Планы семинарских занятий

(для дист.курса – краткий конспект по любым двум вопросам каждого семинара)

План

План

1.Современные требования к личности специалиста с высшим образованием.

2. Цель и задачи воспитания студенческой молодежи.

3. Этапы становления нравственного самосознания и критерии нравственной воспитанности.

4.Основные цели реализации воспитательных функций в ВУЗе.

 

Литература:

1. Барабаш Н., Тульчинский М. Психофизиологические особенности студентов с различными типами «коронарного поведения» / Н. Барабаш, // Вестник высшей школы.– 2000. – № 3. С. 32 – 33.

2. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов/ Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука образование.-2004. – № 2.-С. 82 – 86.

3. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности студента / А. Н. Леонтьев // Психология в вузе. – 2003. – № 1 – 2. – С. 232 – 241.

4. Мещерякова И. А., Иванова А. В. Проблемное поле и переживания студентов / И. А. Мещерякова // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 2.-С. 6 – 10.

                                         Вопросы к зачёту

 

1. Предмет психология высшей школы, его задания, основные категории.

2. Роль психолого-педагогической подготовки будущего преподавателя высшей школы.

3.Тенденции развития отечественной и зарубежной психологии высшей школы.

4. Методология научно-психологических исследований. Классификация методов психологии высшей школы и их общая характеристика.

5.Психологические принципы и механизмы эффективного учебного процесса.

6.Психологические особенности юношеского возраста.

7.Развитие личности студентов в процессе обучения и воспитания.

8.Возрастные закономерности юношеского развития. Периодизация юношеского возраста.

9.Социализация личности: стадии, ведущая сторона социализации и ведущая деятельность.

10. Адаптация студента первокурсника к обучению в высшей школе.

11.Требования к личности специалиста с высшим образованием.

12.Психологические особенности студенческой группы и её структура.

13.Психологические механизмы эффективного взаимодействия преподаватели с аудиторией.

14.Психологические технологии коррекции неэффективной деятельности преподавателя высшей школы.

15.Психологические закономерности оптимизации учебного процесса.

16.Психологические компоненты деятельности студента, реализуемые в учебном процессе.

17.Формирование жизненной перспективы студенческой молодежи.

18.Научное творчество студентов.

19. Вузовская лекция: требования к ней.

20. Система практической подготовки студента в ВУЗе.

21. Самостоятельная работа студента в ВУЗе.

22. Контроль знаний студентов в учебном процессе ВУЗа.

23. Самоконтроль студентов в учебном процессе ВУЗа.

24. Профессиональная и педагогическая культура преподавателя ВУЗа.

25. Основные направления реализации воспитательных функций в высшей школе.

26.Мотивация обучения студента.

ТВОРЧЕКАЯ РАБОТА:

Вариант 1

1. Продолжите предложение:

Предметом изучения психологии является…

а) сознание

б) душа

в) психика

г) поведение

2. Соедините название метода психологии и его определение:

 1) наблюдение

 2) опрос

 3) эксперимент

 4) тестирование

а) метод психологического исследования, при помощи которого целенаправленно и продуманно создаётся ситуация, когда изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается

б) метод психологического исследования, использующий стандартизованные задачи и вопросы, имеющие определённую шкалу значений

в) преднамеренное и целенаправленное зрительное восприятие психологических особенностей и поведения человека

г) метод исследования, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов

3. Продолжите предложение

Сознание – это…

а) наивысшая форма отражения в животном мире, которая позволяет представить объект целиком и полностью

б) высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям

в) функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах

4. Продолжите предложение

Восприятие – это…

а) процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой

б) процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации

в) процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире

5. Выберите свойства восприятия

 а) категориальность

б) устойчивость

в) предметность

г) целостность

д) константность

6. Продолжите предложение

Воображение – это…

а) процесс создания представлений (образов) и ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности

б) высший познавательный процесс, итогом которого является не образ, а мысль, идея

в) процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой

7. Продолжите предложение

Память – это…

а) высший познавательный процесс, итогом которого является не образ, а мысль, идея

б) процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации

в) процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой

8. Продолжите предложение

Внимание – это…

а) процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой

б) процесс приёма и преобразования информации

в) процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации

9. Продолжите предложение

Мышление – это…

а) процесс создания представлений (образов) и ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности

б) процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации

в) высший познавательный процесс, итогом которого является не образ, а мысль, идея

10. Выберите формы мышления а) умозаключение

б) суждение

в) ощущение

г) понятие

11. Соедините название эмоционального процесса и его определение:

 1) эмоции

 2) настроение

 3) аффекты

 4) чувства

а) сложные соединения разнообразных соединений и аффектов, связанные у человека с различными событиями в его жизни, с людьми и предметами

б) особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека

в) сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела

г) переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия

Вариант 2

1. В инновационных учебных заведениях повышенная эффективность достигается за счет…

- селекции учителей и учащихся

- повышения нагрузок на учителей и учащихся

- увеличения длительности обучения

- внедрения более совершенных технологий

- смены названий и ориентации

2. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются…

значительные инвестиции

- полная перестройка педагогической системы

- желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, видение перспектив улучшения

- согласие учителей и родителей

- административный нажим

3. Движущими силами процесса обучения является(ются) …

- образовательная активность ученика

- закономерности и принципы его построения

- противоречия, возникающие в ходе обучения

- профессионализм педагога

4. Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется …

- непрерывным образованием

- образованностью

- образованием

- системой образования

5. Учебное занятие, организуемое в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, называется …

- семинаром

- беседой

- уроком систематизации и обобщения знания

- факультативом

6. Содержание образования как общественного явления определяется …

- социально-экономическим и политическим строем данного общества, уровнем его материально-технического и культурного развития

- совокупностью знаний, умений и навыков, составляющих государственные стандарты образования

- уровнем развития общественных наук

- уровнем развития педагогической науки и педагогической деятельности

7. Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика, называется …

- игнорирующим

- демократическим

- авторитарным

- попустительским

8. Основным заказчиком образовательных учреждений выступает(ют)…

- родители учащихся

- государство и его ведомства

- педагогический коллектив

- учащиеся

9. К эмпирическим (практическим) методам педагогического исследования относится …

- наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент

- беседа, классификация, синтез, шкалирование

- эксперимент, моделирование, рейтинг, тестирование

- наблюдение, анализ, эксперимент, интервьюирование

Проект «Преподаватель глазами студента». (выполнение для дист. Курса- письменно!)

На основе наблюдения за педагогической деятельностью наилучшего, по вашему мнению, преподавателя университета, определите особенности его индивидуальности и педагогического мастерства, которые наиболее благоприятно влияют на профессиональное обучение студентов».

                                     Конспекты лекций.

План

1. Предмет и задачи психологии в высшей школе.

2. Методология и методика психологических исследований в высшей школе.

3. Связь психологии высшей школы с другими дисциплинами.

 

Практические задачи.

Среди актуальных научно-исследовательских задач психологии высшей школы можно выделить следующее:

-психологическое обоснование профессиограмы современного специалиста высокой квалификации (инженера, учителя, менеджера, врача, юриста, агронома и т. д.), на основе
Среди актуальных научно-исследовательских задач психологии высшей школы можно выделить следующее:

-психологическое обоснование профессиограмы современного специалиста высокой квалификации (инженера, учителя, менеджера, врача, юриста, агронома и т. д.), изучение психологических основ научного творчества, усовершенствования профессионализма и повышения педагогического мастерства преподавателей.

К диагностико-коррекционным задачам психологии высшей школы относятся:
-диагностика установок студентов на формирование позитивной «Я-концепции». «Яконцепция» – это динамичная, более или менее осознанная система представлений человека о себе;
-определение уровня психологической готовности первокурсников к обучению в высшей

в высшей школе и выработка предпосылок для успешной их адаптации;
-изучение состояния взаимоотношений преподавателей и студентов, с целью установления оптимального педагогического взаимодействия;

-психологический анализ деятельности студентов. Изучение функционирования и проявления психики студентов, психологии их коллективов во всех видах деятельности, на различных курсах и с учётом профиля вуза, необходимо для успешного управления процессом особенности профессионально-педагогического общения и взаимоотношений преподавателя и студентов. Таким образом, можно сказать, что предметом психологии высшей школы являются индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в деятельности и поведении преподавателей студентов.

Предметом науки выступает та сторона, или свойство объекта которые надлежит исследовать. Следовательно, объект науки представляет собой понятие более широкое, чем предмет, поскольку один и тот же объект может относиться сразу к нескольким наукам. Например, студент или преподаватель как человек может быть объектом для изучения с позиций педагогики, медицинских наук, антропологии и т.д. Предмет же науки, как правило, присущ только данной науке и никакой другой. Так, психология высшей школы, направляя свою деятельность на студента и преподавателя как объекты исследования, изучает

 

План

1. Психологическая характеристика студенчества как период поздней юности или ранней взрослости.

2. Противоречия и кризис студенческого возраста.

3. ВУЗ- один из основных факторов социализации личности студента как специалиста.

4. Адаптация студента к обучению в высшей школе, её виды и условия эффективности.

5. Типологические особенности современных студентов.

Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

В переводе с латыни слово \"студент\" означает \"добросовестно работает\", \"тот, кто желает знания\" В древнем Риме и в средние века студентом называли каждого, кто был занят процессом познания. С появлением университетов термин «студент» стали использовать для характеристики лиц, которые учились в высших учебных заведениях.

Считается, что студентов, в сравнении с другими группами молодежи этого возраста, отличают такие черты:

 -высокий образовательный уровень;

-большое стремление к знаниям;

-высокая социальная активность;

-высокое гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.

       А.С. Власенко определяет: «студенчество - это особая социальная группа, которая формируется из разных социальных образований общества и характеризуется особыми условиями жизни, труда, быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы в общественном производстве, науке и культуре является главным и в основном единственным занятием».

Студенчество - это в первую очередь особый возрастной период, период перехода \"от старшего школьного возраста к взрослости\", мостик между детством и взрослой жизнью. Этот период характеризуется наступлением психологической и физической зрелости. Однако личностное формирование молодого человека происходит достаточно сложно, имеет свои противоречия и трудности, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются "ножницы" между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Студенчество – золотая пора человека, сензитивный период для развития основных социогенных потенций человека как личности.

-формирование профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств будущего специалиста;

-развитие профессиональных способностей;

-центральный период становления интеллекта и стабилизация черт характера;

-изменение мотивации и всей системы ЦО;

-интенсивно формируются социальные ценности в связи с профессионализацией.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В. Т. Лисовским, лишь 64% старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов - от восторженного в первые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т.п.

Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Поэтому профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими в высшую школу, чрезвычайно важна.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.17 с.)