Методология и методика психологических исследований в высшей школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методика психологических исследований в высшей школе.



Основные требования к учебно-воспитательному процессу в вузе, которые обусловлены бурным научно-техническим развитием нашего общества, совмещение обучения студентов с привлечением их к научно-исследовательской работе предполагают постоянное повышение качества и эффективности самого учебно-воспитательного процесса, заботу о количественном и качественном росте научно-педагогических кадров, готовящих в стенах вуза специалистов высокой квалификации для различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры. Среди научных дисциплин и всей системы подготовки специалистов с высшим образованием важное место принадлежит психологии высшей школы. Научное содержание этой дисциплины составляет необходимую часть теоретического и практического арсенала современного преподавателя и руководителя вуза. Для ускорения темпов прогресса во всех сферах жизни необходимо обеспечить воспитание и обучение всесторонне развитых и профессионально подготовленных людей. В числе наук, которые активно служат развитию главной производительной силы общества — человека, его способностей и дарований, увеличению пользы, которую он приносит обществу, одно из центральных мест принадлежит психологии. 

3. Связь психологии высшей школы с другими дисциплинами.

Будучи тесно связанной с общественными, естественными и техническими науками, она расширяет диапазон своей проблематики и включается, преодолевая известную диспропорцию в развертывании исследований, в решение задач высшего образования, в научное обоснование коммунистического воспитания студентов высшей школы, изучение особенностей их деятельности и деятельности преподавателей, в научный поиск путей и условий, реализация которых может повысить эффективность и качество подготовки высококвалифицированных специалистов. Психология изучает индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в деятельности и поведении человека. Психология высшей школы изучает психику и психологические особенности деятельности студентов, преподавателей и руководителей вуза. Психика отдельного человека включает психические процессы, состояния и свойства. Психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые. Познавательные процессы — ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление и речь — дают возможность овладевать знаниями и решать задачи, ориентироваться в обстановке, изучать отдельные объекты и среду в целом, предвидеть события. Эмоциональные процессы окрашивают всю внутреннюю жизнь человека, участвуют в активизации его сил, «дают знать» о соответствии или несоответствии происходящего потребностям и целям. Волевые процессы выражаются в саморегуляции, сознательном, мобилизующем усилии и управлении своим поведением. Наиболее ярко они проявляются при преодолении трудностей и препятствий. Психические процессы включены в поведение и деятельность людей. Нет ни одной задачи, которая могла бы быть решена ими без проявления психических процессов. Психические состояния — это временные состояния психики в целом (подъем, уверенность, готовность, удовлетворенность, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), от которых зависят уровни функционирования познавательных процессов, успехи практических действий, а также результаты внешних воздействий на человека, в том числе управляющих и воспитательных. Личность начинает складываться и проявляется тогда, «когда на основе сознания и самосознания появляется избирательное отношение к действительности, когда человек становится субъектом поведения и деятельности с определенной жизненной позицией, оценками, притязаниями, социально обусловленными качествами и свойствами. Важнейшими психическими свойствами являются направленность, характер, темперамент и способности. Направленность как свойство личности — это глубоко мотивированная целеустремленность. Мотивы выполняют в основном функции побуждения и смыслообразования. Вместе с тем они направляют поведение, участвуют в «энергетическом» обеспечении психической активности человека. Основа направленности — потребности, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Именно цели, мотивы и отношения к действительности раскрывают направленность личности, ее жизненную позицию. На форму проявления характера и все поведение человека влияет темперамент, который выражает динамику его психики и сказывается на гибкости и подвижности взаимодействия с внешней средой, на быстроте мышления, памяти, приспособлении к новым условиям жизни. Важным психическим свойством, отличающим одного человека от другого, являются способности, т. е. такие психические особенности, которые позволяют успешно заниматься одной или несколькими видами деятельности и, что важно подчеркнуть, совершенствоваться в них, овладеть ими. По психическим свойствам можно судить об индивидуальных особенностях человека. От свойств зависит протекание и проявление психических процессов и состояний, постоянство психической активности, типичной для данного человека. Психологию интересуют особенности его знаний, навыков, умений, привычек, которые условно можно назвать психическими образованиями. Они складываются благодаря фиксированию в сознании результатов функционирования психических процессов, состояний, свойств. Психические образования — важное условие успешности решения профессиональных и других задач. Наряду с индивидуальной психикой есть еще возникающие у групп и коллективов людей социально-психологические явления: традиции, оценки, интересы, вкусы и и т. п. Психология группы и коллектива характеризуется взаимоотношениями людей, их настроениями, мнениями, уровнем сознательности, товарищества, сплоченности, симпатиями, антипатиями и т. д. Личность и коллектив находятся в единстве, оказывают взаимное влияние друг на друга, мера которого зависит от их качеств. Социально-психологические явления играют важную роль в жизни вуза, в решении задач воспитания и обучения студентов, в работе кафедр и общественных организаций. Предметом психологии высшей школы являются индивидуальные, а также и социально-психологические явления, порождаемые условиями вузов. Психология высшей школы изучает место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта, их проявление, развитие и функционирование в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов. В отличие от общей психологии, изучающей общие закономерности, сущность психической жизни людей, психологию высшей школы интересуют прежде всего функционирование, изменение, развитие и формирование психики студентов, психологические особенности деятельности преподавателей. Психология высшей школы — сравнительно новая отрасль психологической науки. Она синтезирует в определенных отношениях достижения педагогической, социальной, возрастной психологии, психологии труда и т. д. По своему основному содержанию она является педагогической психологией применительно к вузу. К числу ее основных задач можно отнести:1. Участие в разработке «модели» современного специалиста с высшим образованием.2. Проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, кафедр, руководящего состава вузов и выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса, вузовского воспитания и обучения.3. Изучение психологии студенческого коллектива, его влияния на учение, общественную, научную и производственную деятельность студентов.4. Выявление закономерностей формирования личности и профессионально важных качеств будущего специалиста с высшим образованием (с учетом профиля вуза и курса, возрастных и социальных особенностей).5. Разработку проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания вуза.6. Изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его педагогического мастерства и творчества.7. Исследование проблемы профориентации и профотбора в высшие учебные заведения.8. Анализ процесса адаптации бывших школьников к вузовскому обучению, а выпускников вузов — к условиям трудовой деятельности. Наиболее значительной задачей психологии высшей школы является проведение психологического анализа деятельности студентов. Поскольку личность студента проявляется и формируется в деятельности, то изучение ее особенностей, организации и содержания, темпа, уровня напряжения и т. д. выступает ключевым моментом в решении всех других психологических проблем высшего образования. Изучение функционирования и проявления психики студентов и психологии студенческих коллективов в различных видах деятельности, на различных курсах, с учетом профиля вуза необходимо для успешного управления процессом формирования личности будущего специалиста, решения вопросов планирования учебного процесса, применения технических средств обучения. Велико теоретическое и практическое значение вузовской психологии. Она содействует вскрытию закономерностей развития и формирования психики студентов в условиях высшего учебного заведения, их психологической подготовки к профессиональной деятельности. Психология высшей школы соотносит задачи и процесс формирования личности студента с содержанием образования, оказывает помощь руководству вуза в организации и планировании учебного процесса, в решении вопросов научной организации труда студентов и преподавателей. Исследование данных психологии высшей школы способствует улучшению методики преподавания различных научных дисциплин, повышению успеваемости и эффективности воспитания и обучения студентов, привлечению средств наглядности и ТСО. Овладение основами вузовской психологии положительно сказывается на педагогическом мастерстве преподавателя, позволяет ему рационально организовать свой труд, работу над собой. Психология высшей школы может оказать помощь преподавателям в нахождении средств интенсификации учебного процесса, в отыскании новых методов обучения и воспитания студентов, вместе с тем она может обогатить содержание преподавания ряда предметов. Говоря о функциях психологии, преподаваемой в системе университетского образования, Д. Г. Эльконин считает, что самая важная из них — идеологическая: воспитание материалистического мировоззрения у молодежи. Курсы философии, этики, эстетики, научного атеизма находят в психологии убедительную аргументацию для защиты ряда важных методологических положений. Решая вопросы профессиональной ориентации, отбора, конкретного определения целей воспитания и обучения студентов, участвуя в разработке модели современного специалиста, выявляя психологические условия эффективности функционирования всех звеньев вузовского организма, психология высшей школы способствует обоснованию системы подготовки кадров для народного хозяйства, науки и культуры через вузы. В последние десятилетия исследованию проблем вузовской психологии уделялось большое внимание. В Ленинградском университете организован научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований, в котором изучаются сенсорные, мнемические, моторно-двигательные реакции, структура интеллекта студентов, основной обмен в организме, биохимический состав крови, кровяное давление, гальванические реакции кожи. Полученные экспериментальные данные связываются с показателями умственной активности и поведения их в процессе деятельности (учебной, исследовательской, общественной). Такое комплексное изучение способствует конкретизации и улучшению учебно-воспитательной работы. В Московском энергетическом институте образована специальная лаборатория по изучению утомляемости и времени реакции студентов, что позволяет решать вопросы их работоспособности. В Львовском университете организован научный центр по исследованию проблем педагогики и психологии высшей школы. Основная его задача — найти наиболее эффективные пути самообучения студента и наилучшие условия выработки навыков самостоятельного творчества. В Эстонии, в Тартуском университете и Таллинском политехническом институте проводятся исследования по усовершенствованию учебного процесса. В ряде крупных педагогических вузов страны открыты лаборатории по изучению НОТ в вузе; в Московском институте стали и сплавов читается большой курс организации умственного труда. В научно-исследовательских институтах АПН СССР изучаются психологические вопросы высшего образования. Многие кафедры психологии проводят исследования по проблемам личности и умственной деятельности студентов, психологических аспектов преподавания, программированного обучения и т. д. Перспективным является создание учебных пособий по психологии высшего педагогического, технического, медицинского и другого образования.

2.Успех решения задач, стоящих перед психологией высшей школы, зависит от методологии и методики проводимых и организуемых психологических исследований. Под методологией понимается учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания и к практике. Методология указывает науке путь познания, получения и объяснения необходимых фактов, нахождения и раскрытия закономерностей исследуемых явлений. Различают общую методологию (всех наук) и специальную (конкретной науки). Функции первой выполняет философия. Советская психология, все ее отрасли, включая и психологию высшей школы, имеют единый методологический фундамент — марксистско-ленинскую философию, которая представляет собой науку о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого сознания. Основными ее положениями являются: 1. Материя первична, а психика, сознание вторичны, возникают в результате развития материи и являются ее продуктом. 2. Все явления причинно обусловлены. 3. Предметы и явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. 4. Все явления и предметы развиваются и изменяются. В общей методологии важное место занимают законы диалектики: 1. Единства и борьбы противоположностей. 2. Перехода количественных изменений в качественные. 3. Отрицания отрицания. Важными в методологическом отношении для всех наук являются категории материалистической диалектики: понятия о содержании, структуре, форме, причине, следствии, необходимости, случайности, свободе, особенном, единичном, общем и т. д. Специальная методология строится на основе общей, но включает ряд специфических принципов, теорий, способов исследования, относящихся именно к конкретной науке, ее предмету. Это особенно ярко проявляется в психологии, которая тесно связана с философией. Методология психологической науки как общетеоретическое учение о сущности психики, путях и методах ее исследования строится на основе диалектического материализма, его мировоззренческих принципов, гносеологии и диалектической логики. Вместе с тем она включает ряд общих положений психологии, социологии, биологии, физиологии и других наук о человеке, деятельности, причинах развития и изменения личности. Методология психологии высшей школы наряду с диалектическим материализмом основывается на положениях общей психологии, психологии студенческого возраста, социальной психологии личности студента, преподавателя, студенческого и кафедрального коллектива. Советская психологическая наука, в том числе и психология высшей школы, руководствуется положениями о том, что: психика человека — это высший продукт развития материи, функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности; психические процессы — это субъективные образы объективной реальности; личность и деятельность человека находятся в единстве, психика проявляется и формируется в деятельности; важнейшие стороны психики человека социально обусловлены. Это не дар природы, а результат воздействия общества, воспитания, обучения, которые приводят к развитию логического мышления, высших чувств, воли, мотивов поведения человека и, следовательно, его сознания; внешние воздействия влияют на человека через его внутренний мир (психические состояния, опыт, качества и т.д.). Методологические вопросы изучения той или иной психологической проблемы могут носить как теоретический, так и более узкий, конкретный или просто прикладной характер. Общая и специальная методология позволяет создать концепцию исследования того или иного явления и, следовательно, анализировать экспериментальные и другие факты с точки зрения, определенного общетеоретического их понимания. При этом важно руководствоваться марксистскими принципами познания: объективности, партийности, детерминизма, историзма, развития, единства теории и практики. Применительно к высшей школе это означает, что личность и деятельность студента, преподавателя, весь вузовский учебный процесс должны изучаться с точки зрения обусловленности общественными отношениями, потребностей народного хозяйства, классовой направленности образования. Это целиком относится к осуществлению системного подхода в психологических исследованиях проблем высшего образования. Расчленяя изучаемое психологическое явление, процесс вузовского образования на составляющие, раскрывая характер их взаимосвязи, нельзя упускать из виду цели подготовки специалистов, социальные и профессиональные требования к ним и т. д. Исследователю необходимо различать объект и предмет исследования. Объект исследования — это часть объективной реальности, т. е. реальности, существующей независимо от нашей воли, нашего сознания, которую надлежит исследовать. Предмет исследования, как и объект, определяются самим исследователем. Предметом исследования обычно является какая-то сторона, часть, какое-то свойство, отношение объекта исследования. Предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению. «Объект исследования» — понятие более широкое, чем понятие «предмет исследования». Объект исследования — это целое, предмет же исследования — его часть, его свойства, признаки, отношения. Например, объектом исследования может быть студент, а конкретным предметом исследования — его успеваемость, его характер, способности. Направленность исследования на один объект предполагает возможность исследования и других предметов. Важным является определение показателей изучаемого явления, процесса. Для целей психологического исследования полезно найти объективные показатели психических явлений. Обычно в качестве показателей берутся действия (их темп, точность и т. п.), результаты решения задач, тестов, величины физиологических сдвигов (частоты пульса, дыхания, величина кровяного давления и т. д.).

 

Тема № 2 Психологическая характеристика студента. Факторы социализации личности студента. Индивидуально-типологические особенности личности студента.

План

1. Психологическая характеристика студенчества как период поздней юности или ранней взрослости.

2. Противоречия и кризис студенческого возраста.

3. ВУЗ- один из основных факторов социализации личности студента как специалиста.

4. Адаптация студента к обучению в высшей школе, её виды и условия эффективности.

5. Типологические особенности современных студентов.

Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

В переводе с латыни слово \"студент\" означает \"добросовестно работает\", \"тот, кто желает знания\" В древнем Риме и в средние века студентом называли каждого, кто был занят процессом познания. С появлением университетов термин «студент» стали использовать для характеристики лиц, которые учились в высших учебных заведениях.

Считается, что студентов, в сравнении с другими группами молодежи этого возраста, отличают такие черты:

 -высокий образовательный уровень;

-большое стремление к знаниям;

-высокая социальная активность;

-высокое гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.

       А.С. Власенко определяет: «студенчество - это особая социальная группа, которая формируется из разных социальных образований общества и характеризуется особыми условиями жизни, труда, быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы в общественном производстве, науке и культуре является главным и в основном единственным занятием».

Студенчество - это в первую очередь особый возрастной период, период перехода \"от старшего школьного возраста к взрослости\", мостик между детством и взрослой жизнью. Этот период характеризуется наступлением психологической и физической зрелости. Однако личностное формирование молодого человека происходит достаточно сложно, имеет свои противоречия и трудности, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются "ножницы" между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Студенчество – золотая пора человека, сензитивный период для развития основных социогенных потенций человека как личности.

-формирование профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств будущего специалиста;

-развитие профессиональных способностей;

-центральный период становления интеллекта и стабилизация черт характера;

-изменение мотивации и всей системы ЦО;

-интенсивно формируются социальные ценности в связи с профессионализацией.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В. Т. Лисовским, лишь 64% старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов - от восторженного в первые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т.п.

Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Поэтому профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими в высшую школу, чрезвычайно важна.

Для определения способностей, необходимых для овладения той или иной профессией, которой обучают в вузе, требуется предварительное описание профессиограмм. В соответствии с требованиями, предъявляемыми профессиограммой к психике человека, выделяются три уровня: 1) абсолютно необходимые; 2) относительно необходимые; 3) желательные. Использование этих профессиограмм дает положительные результаты.

Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен. В разных вузах эти уровни слегка различаются, но в общем они близки между собой, даже если сравнивать столичные и периферийные вузы, так называемые престижные и непрестижные профессии. Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, превышающим невербальный в среднем на 16 условных единиц интеллекта. Гуманитарии должны характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление. Специалисты гуманитарного профиля постоянно живут, образно выражаясь, "в мире слов", в то время как специалисты технического и естественного профиля относительно чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей.

Молодые люди, претендующие на поступление на естественные факультеты, должны обладать в первую очередь высокоразвитым логическим и абстрактным мышлением, способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами, т.е. быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального. Последнее возможно лишь при наличии высокой степени концентрации внимания. Строгость и логичность суждений у них должны быть безупречны. Качества ума, необходимые для овладения естественными профессиями, должны быть хорошо сформированы уже ко времени поступления в вуз.

Студенческий возраст – период романтики, живого оптимизма, активной социальной позиции. 70-80 х годах – студ. отряды покоряли трудовые вершины; начало 90-х годов припал пик политической активности студенческой молодежи; с середины 90-х активность студентов перемещается в процессы рыночных изменений и реализация себя в бизнесе.

Так, как студенчеству присуще чувство нового, смелость и решительность, максимализм и творчество, то именно с ними связывают надежду на социальный прогресс.

Студенческий возраст – золотая пора в личной жизни человека, время влюбленности, зануривание в свое «Я», духовного взлета и сексуальной активности, создание семьи и счастливых родительских забот.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.026 с.)