Тема № 4 Психология студенческой группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 4 Психология студенческой группы.



План

1. Психологические особенности студенческой группы и её структура.

2. Развитие студенческой группы, х-ка студенческого коллектива.

3.Межличностные отношения в студенческой группе.

4.Проблемы лидера и лидерства.

5. Психологические особенности студенческого самоуправления.

 

Студенческая группа – элемент педагогической системы. Функция управления осуществляется через обратную связь: преподаватель –группа, группа – преподаватель (куратор).

Студенческая группа - - относительна свободна и самодостаточна. Она способна самостоятельно решать свои вопросы, а её активность связана с социальной жизнью на факультете, ун-та.

Студент входит в состав разных малых групп.

Марисова выделяет 7 видов малых групп, в состав которых может входить студент:

1) Студенческая академическая группа – которая создается для успешного осуществления учебно-воспитательных функций.

2) Студенческие научные кружки – связана с необходимостью привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности.

3) Студенческие группы, создание которых обусловлено необходимостью развивать гражданско-политические и организаторские способности студентов, развитию политического сознания.

4) Трудовые студенческие группы – необходимость трудового воспитания (студенческие стройотряды, волонтерские отряды).

5) Группы художественной самодеятельности и спортивные команды.

6) Бытовые группы – для совместного проживания в общежитие и введения совместного хозяйства, оздоровительные группы (день здоровья)

7) Студенческие группы, которые возникают не санкционированно, на основе личных симпатий, взаимной привлекательности и носят только неформальный характер.

В структуре студенческой группы есть 2 подструктуры:

- официальная: х-ся целевым назначением – профессиональная подготовка, строится на уважении –авторитетности (деловая сфера). Есть официальный руководитель – староста группы (профорг), который назначается деканатом или выбирается группой. Эти люди осуществляют ролевое управление, организуют деловые отношения внутри группы.

- неофициальная: в группе возникают неофициальные группировки на основе интересов или симпатии или антипатий (против кого дружим).

 

Варианты социально-психологической структуры.

- отсутствии структуры (каждый сам по себе или наличие парных связей (диады).

- структура, которая ф-ся (есть микрогруппы с нескольких человек, остальные сами по себе).

- конкурирующая структура (наличие 2-3 конкурирующих между собой групп).

- взаимодействующая структура (наличие нескольких микрогрупп, которые активно сотрудничают при организации совместной деятельности).

Благоприятное положение студента в окружающей среде, в студенческом к оллективе содействует нормальному развитию личности. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек и особенности других референтных групп. Поведение людей в группе отличается от их индивидуального поведения. За счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям поведение членов группы становится схожим, однако возможно и обратное влияние. Отдельный член группы, как личность, может оказывать мощное влияние на всю группу в целом. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, выдвижения лидеров, распределения групповых ролей и т.п. Все эти процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности[87].

Исследователями выявлено, что уровень успеваемости и положение студентов в учебной группе зависит от уровня сформированности межличностных отношений в ней. Доказано, что студенту легче учиться в группе с более дифференцированной и более устойчивой структурой взаимоотношений. Деятельность студенческой группы выступает той основой, на которой складываются взаимоотношения между ее членами[18].

Таким образом, знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. Поэтому очень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив, и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Студенческая группа, как и любая другая малая группа, может расти и развиваться. В своей концепции группового развития Л.И. Уманский выделяет следующие критерии развития группы: нравственная направленность группы; организационное единство; групповая подготовленность в определенной деловой сфере и психологическое единство группы. По данным параметрам так же можно выявить уровни развития студенческой группы.

С точки зрения Ю.М. Кондратьева, говоря о становлении студенческой группы, необходимо, главным образом охарактеризовать первый, третий и пятый курсы. Это обусловлено тем, что группы первокурсников могут быть оценены как группы «становящиеся», учебные группы третьекурсников – как группы относительно «зрелые», а учебные группы пятикурсников могут быть условно обозначены как группы «умирающие», т.е. окончательно завершающие свою жизнедеятельность [46].

По мнению же С.А. Багрецова большую роль в развитии группового субъекта играет общение. Общение и деятельность – самостоятельные формы групповой активности, но они тесто связаны между собой.

Отмечается, что «субъективность группы в сфере общения проявляется в стремлении её членов принадлежать к ней не формально, а психологически иметь близкую психологическую дистанцию друг с другом, свою общность, участвовать в совместных действиях, испытывая при этом положительные эмоции.

Становление учебной группы, как субъекта общения создает внутренние предпосылки для дальнейшего ее превращения в субъект деятельности и взаимоотношений. «Взаимоотношения в малой группе – сложное образование. В их структуру входят формальные и неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные отношения » [8, с.59]. И на этой основе выделяются свойства группового субъекта взаимоотношений: сплочённость, как приверженность к группе ее членов, референтность и соподчиненность.

Основываясь на подходах Ю.М.Кондратьева и С.А. Багрецова, можно дать следующую характеристику основных этапов развития учебных групп в вузе. Пе рвый курс. Группа выступает как субъект общения. На высоком уровне развиты эмоциональная и волевая стороны. Проявляется направленность на формирование кооперативного типа взаимодействия. Начинает формироваться групповое сознание и самосознания, а также перцептивное единство. Наблюдаются средние показатели психологической дистанции. Ещё не сформированы целенаправленность и мотивированность, то есть отсутствуют единые цели, нет общего побуждения к совместной деятельности. Отсутствует чёткое распределение задач, функций, обязанностей, прав и ответственности. Наблюдается отсутствие лидеров, но большое количество аутсайдеров (это объясняется недостаточным знанием ценностных ориентаций и личностных особенностей друг друга). Деловое лидерство преобладает над эмоциональным [8].

Высокостатусные первокурсники при оценке и сравнении своих соучастников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. Среднестатусные первокурсники стараются не различать себя с высокостатусными, но в это время подчёркивают свою несхожесть с аутсайдерами». Низкостатусные первокурсники, легко различают статусное неравенство между высокостатусными и среднестатусными, не признают своё несходство с неофициальными лидерами.

Второй курс. Группа выступает как сформированный субъект совместной деятельности. Адаптационные процессы уже завершены, но целенаправленность и структурированность ещё развиты недостаточно. Доминирует не общение, а взаимоотношения, что является характеристикой групп с низкой эффективностью. При этом взаимоотношения не обязательно благополучны.

Факт поступления в вуз укрепляет веру студентов в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности.

Третий курс. В это время начинается деление на специализации, что способствует усилению учебного процесса, увеличению групповых форм учебной работы. В группах доминируют интегративные процессы, что создаёт психологическое и организационное единство в группах. Теперь доминирует фактор общения. На этом этапе группу можно охарактеризовать как сформировавшийся субъект совместной деятельности. Снижается референтность учебных групп для их членов. Складывается авторитет официальных лидеров. Высокостатусные третьекурсники, так же как и высокостатусные первокурсники, при оценке и сравнении своих участников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. В то же время в ряде случаев неофициальные лидеры и условиях «зрелых» групп при оценке соучастников подчёркивали свою схожесть с некоторыми среднестатусными студентами (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и низкую несхожесть с конкретными, такими как они высокостатусными членами группы – конкурентами. Среднестатусные студенты третьекурсники являются явными приверженцами способа оценивания соучастников через призму их принадлежности к тому или иному интрагрупповому статусному слою. «Аутсайдеры» проявляют ещё большую готовность рассматривать своих соучастников через призму статусной принадлежности, чем их среднестатусные одногрупники.

Четвёртый курс. Доминируют взаимоотношения, перестраиваются отношения по симпатиям, носящее более индивидуальный характер, что связано с приближающимся окончанием обучения в вузе. Субъектность групп в сфере деятельности выражена слабо.

Пятый курс. Субъектность групп в общении выражена слабо. Направленность на общение отсутствует. Перцептивное единство, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность снижены. Наблюдается выраженная критичность в самовосприятии групп пятикурсников, что выражается в занижении групповых самооценок. Система взаимоотношений в группах постепенно распадается. Повышается привлекательность собственных групп, пятикурсников удовлетворяют группы, не предъявляющие к ним высоких требований, допускающую низкую сплочённость, позволяющие каждому из них достигать собственные цели и реализовать собственные интересы, независимо от своей общности, обеспечивающие психологическую независимость.

Высокостатусные и среднестатусные пятикурсники, являясь членами завершающих свою жизнедеятельность студенческих сообществ, ориентируются на интрагрупповую статусную иерархию, оценивая своих соучастников лишь в тех случаях, когда дело касается «аутсайдеров». Низкостатусные студенты этих групп вообще не учитывают при одиночном сравнении соучастников наличие интрагрупповой неформальной статусной иерархии.

Таким образом, нужно подчеркнуть, что на каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней. Группа может проявлять себя либо субъектом общения, либо субъектом взаимоотношений, либо субъектом деятельности, а также возможны сочетания.

Также отношения между членами группы во многом зависят от климата в группе, поэтому важно изучить социально-психологический климат каждой группы и выяснить по каким параметрам определяется его благоприятность.

Когда ведут речь о социально-психологическом климате в целом (СПК) коллектива, подразумевают следующее:

-совокупность социально-психологических характеристик группы;

-преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;

-характер взаимоотношений в коллективе;

-интегральная характеристика состояния коллектива.

Наиболее близко к глубинной сущности социально-психологического климата подошел К.К. Платонов, представив его как «взаимодействие физической и социальной среды и личности, которое стойко отражается ее сознанием, формируя ее психическое состояние...», выступая при этом как одна из структурных характеристик группы. «Социально-психологический климат для каждого члена группы — это объективная реальность, которую он отражает, включаясь в эту группу; отраженный психологический климат становится одновременно и его субъективной реальностью, и объективной реальностью для других членов этой группы».Для уяснения природы климата необходимо принимать во внимание не просто то, что влияет на людей, но прежде всего сам факт влияния. При анализе и понимании климата внимание следует сосредоточить на феномене влияния группы на личность, на каналы и механизмы этого влияния, среди которых заражение, обучение, давление и пр.

Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

Тема № 5. Психологический анализ обучения студентов.

План

1. Студент как субъект собственной учебно-профессиональной деятельности.

2. Роль мотивации в учебно-профессиональной деятельности.

3. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов.

4. Развитие творческого потенциала студентов.

5. Причины неуспешности студентов и пути их устранения.

 

Деятельность – основная категория психологической науки. Д – это динамическая система активного взаимодействия субъекта с миром, во время которой субъект целенаправленно влияет на объект, с помощью чего удовлетворяет свои потребности, сознательно и целенаправленно изменяет мир и себя.

Деятельность состоит из ряда действий. Существует деятельность практическая и теоретическая.

Понятие «деятельность студента» является интегрированным, т.к. его содержание соединяет в себе разные виды деятельности студента: учебная, познавательная, семейно-трудовая, физкультурно-оздоровительная, художественная, научно-исследовательская, общественно-политическая, досуговая.

Ведущую роль в решении задач профессиональной подготовки студентов, становлении личности будущих специалистов играет процесс обучения в высшей школе. Процесс обучения - это специальная форма передачи и усвоения общественно-исторического опыта, который составляет сложное единство деятельности ученого-преподавателя и студента и направленная на достижение общей цели – овладение студентами научными знаниями, умениями и навыками и разнообразным развитием будущих специалистов как личностей. Учебная деятельность преподавателя обычно называется преподаванием, а учебная деятельность студента – учением.

Особенности учебной деятельности студентов

· Усвоение научной информации и приобретение практического опыта имеет профессиональную направленность, т.е рассматривается как подготовка к будущей профессиональной деятельности, выполнения важных социальных ролей, овладение необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, развитие личности специалиста.

· Предметом деятельности студента является изучение наук в её развитии, овладение процессом формирования научных знаний и методами самой науки, а также овладения способами профессиональной деятельности и содержания профессиональных ролей взрослого человека, который работает.

· Особенные способы деятельности (научная литература, учебники, методические пособия, интернет и мультимедийные средства, лабораторное оборудование и технические средства обучения, реальные и теоретические модели будущей профессиональной деятельности, общение с ровесниками, преподавателями и представителями профессии.

· Деятельность студента осуществляется в предварительно запланированных условиях (ограниченный срок обучения и четкий график учебного процесса, содержание учебной деятельности определяется учебными планами и программами, своеобразием работы ВУЗА.

· В обучении студентов существенно увеличивается количество часов на самостоятельную работу (самостоятельный поиск научной информации, аннотирование и конспектирование литературы, выполнение практических заданий, осуществление профессиональных функций во время практике, проведение научных исследований.

· Соединение учебного и научного процессов, самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов протекает вместе с исследовательской их работой (курсовые, дипломные, магистерские работы) под руководством преподавателей.

· Процесс обучения в Вузе – процесс сложный, который требует от студентов высокой сознательности и активности, чрезвычайно большого интеллектуального напряжения, сосредоточения внимания, мобилизация волевых усилий и повышенной работоспособности, самоорганизации, рационального распределения времени на обучение и отдых.

· Сложность задач и содержание учебно-профессиональной деятельности может привести к психическому переутомлению, стать причиной возникновения стрессовых состояний.

Исследование показали, что наибольшую трудность вызывает отсутствие умения рационально распределять собственное время -65, 8% студентов, неумение самостоятельно работать с литературой – 4,8% студентов, 19,8 % - затрудняются ориентироваться в учебном материале.

Однако, в обучении студентов есть серьезные недостатки. Традиционно ВУЗ ориентирует студента не на самостоятельное овладение знаниями, а на усвоение их с помощью преподавателя, что и объясняет безынициативное, пассивное состояние студента. А во-вторых, необходимо создавать молодым специалистам условия для самостоятельного поиска знаний и приобретения социального опыта.

Какие рекомендации можно сформулировать для ВУЗов.

1. Специалист с высшим образованием не только не может решить профессиональную проблему, он не может её выявить.

2. Педагогические университеты готовят предметников, а не педагогов (или вчерашних педагогов для завтрашней школы).

3. Молодые педагоги отказываются от классного руководства, от воспитательной работы.

Что требует профессия от специалиста с Высшим образованием.

1. Знать общую теорию науки и использовать её при анализе конкретных производственных заданий.

2. Необходимо понимать профессиональную терминологию, которая характерна для данной профессии, а еще знать язык символики, условных обозначений.

3. Владеть понятийным аппаратом той отрасли науки, по которой студенты готовятся как специалисты.

4. Знать факты, их классификацию и уметь их пояснить применительно к законам данной науки.

5. Уметь видеть, пояснять и разрешать производственные проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.035 с.)