Тема № 6 Психология воспитания студенческой молодёжи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 6 Психология воспитания студенческой молодёжи.



План.

1. Современные требования к личности специалиста с высшим образованием и задачи воспитания студентов.

2. Цель и содержание воспитания студенческой молодежи.

3. Основные направления реализации воспитательных функций в высшем учебном заведении и их характеристик а.

4.   Выскажите свое мнение по поводу высказывания: «Самая глупая и трагическая идея XX века – формирование нового человека» М. Мамардашвили.

 

1.Современные требования к личности специалиста с высшим образованием и задачи воспитания студентов.

Каждый педагог берет на себя ответственность за молодое поколение, вместе с тем за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом.

    Современные ученые выделяют доминантные качества личности преподавателя, отсутствие которых влечет за собой невозможность эффективной и результативной педагогической деятельности. Среди них можно выделить следующие: социальная активность, целеустремленность, уравновешенность, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, гуманность, эрудиция, педагогический такт, толерантность, педагогический оптимизм и др.

       Опираясь на мнения студентов, было установлено, что для студентов важны такие качества личности, как справедливость – 82%; честность – 75,5%; доброта – 62,5%; отзывчивость – 59%; требовательность – 49,5%; понимание – 43,5%; современность – 40%; чувство юмора – 38,5%; простота в общении – 21%; умение увлечь – 18,5%; тактичность – 12%; общительность – 11,5%; объективность – 11%; заботливость и доверие – 10,5%.

Главной задачей в воспитательной работе со студентами в следует считать создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии.

Наиболее актуальными для вузов являются следующие задачи воспитательной работы со студентами:

1. Формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.

2. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

3. Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.

4. Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры.

5. Привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления.

6. Сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственность в воспитании студенческой молодежи.

7. Приобщение к университетскому духу, формирование корпоративной культуры и чувства солидарности.

8. Укрепление и совершенствование благополучного физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, курению, антиобщественному поведению.

 

2.    Цель и содержание воспитания студенческой молодежи

Система высшего образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности, значимость которой неуклонно возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Образование в высших учебных заведениях не должно сводиться исключительно к передаче знаний. Оно должно выполнять и функции формирования личностных качеств студентов: критическое отношение к себе, формирование ценностных ориентаций, гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество, интеллигентности, ибо в вузах молодые люди проходят важнейший этап социализации, приобщаются к делам отрасли, страны. Нельзя изолировать воспитание от процесса профессиональной подготовки. Профессиональное обучение и целенаправленное воспитание должны слиться в органический процесс формирования личности студента, будущего специалиста и гражданина.

Общей целью воспитания студентов является разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина – патриота.

В соответствии с общей целью воспитания студентов в вузе в качестве основных приняты три интегрированных направления: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное. Эти три направления воспитания должны присутствовать во всех составляющих деятельности вуза: на лекциях, семинарах, курсовом и дипломном проектировании, на производственной практике, в студенческом самоуправлении, а также на занятиях в кружках и секциях, в работе кураторов со студентами, в делах студенческих общественных организаций, в планах воспитательной работы на всех уровнях с тем, чтобы формировать целостную личность выпускника вуза как Специалиста, Гражданина, Интеллигента с большой буквы.

 

3.    Этапы становления нравственного сознания и критерии нравственной воспитанности личности студента

                   Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры является одной из важнейших задач в процессе становления личности. Культурно-нравственное воспитание включает в себя нравственное, эстетическое, этическое и физическое воспитание.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, принятой обществом, образовательным социумом, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

Критерием нравственной воспитанности студента могут также выступать духовность, культура студента, интеллигентность.

Под духовностью студента понимается наличие у него совокупности тех ценностей, на которые он ориентируется, его внутренняя свобода, способность делать нравственный выбор, принимать решения со знанием

дела и ответственностью за возможные последствия.

Под общей культурой студента понимается освоение им общечеловеческих ценностей, выработка хорошего эстетического вкуса,

манер, стремление творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны, критическое, осознанное отношение к культурному наследию и современной отечественной и мировой культуре.

Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости личности проявляется в образовании и культуре, честности и

порядочности человека, неравнодушии к боли и страданиям окружающих.

Подлинную интеллигенцию всегда отличало высокое сознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.007 с.)