Психическая патология детского возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психическая патология детского возраста



Дизонтогенез

В 1927 году Швальбе впервые употребил термин «дизонтогенез), обозначив им отклонения внутриутробного формирования структур организма от их нормального развития. Впоследствии этот термин приобрел более широкое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Дизонтогенез — это индивидуальное нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Дизонтогенез представляет собой нарушение развития психики в целом или ее отдельных сфер, а также нарушение последовательности, соотношения темпов и сроков развития психических функций или их различных компонентов. Среди причин дизонтогенеза рассматривают биологические (генетические, дизнейроонтогенетические), психосоциальные (эмоциональная и социальная депривация; социальные и психологические стрессы) факторы, а также их взаимодействие. Различные нарушения, произошедшие в раннем детском возрасте, до того момента, когда еще не произошло созревание психических функций, также могут привести к отклонениям в психическом развитии, характеризуемым как дизонтогенез.

Клинические признаки дизонтогенеза, как правило, не обладают нозологической специфичностью, они служат общей патогенетической основой различных психических расстройств и могут быть систематизированы следующим образом:

­ умственная отсталость (УМО; тотальный дизонтогенез);

­ задержка психического развития (пограничная, парциальная);

­ искажение и другие нарушения психического развития (акселерация, инфантилизм, аутистические расстройства, соматопатии);

­ дисгармонический дизонтогенез;

­ психический диатез (выраженное предрасположение к тем или иным психическим заболеваниям).

Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным необратимым недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

Задержка психического развития (пограничная, парциальная) — замедление темпа развития психики, связанное с незрелостью мозговых структур и психики. Рассматривается как отдельная группа состояний с патологией развития (специфические расстройства развития речи, учебных навыков, моторики) либо как синдром, входящий в структуру того или иного психического, неврологического и соматического заболевания.

Искаженный дизонтогенез представляет сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного, ускоренного, диссоциированного развития отдельных психических функций, приводящее к качественно новым патологическим образованиям и даже близкого к «схизису» психофизического состояния. Искаженное развитие наблюдается чаще при детском аутизме (аутистическом расстройстве, синдроме Каннера, инфантильном психозе), атипичном детском психозе (АДП), реже при синдроме Аспергера. Искаженный дизонтогенез отмечается также при психическом инфантилизме — патологическом состоянии, обусловленном социальными, наследственно-генетическими и органическими факторами. В этих случаях задержка возрастного психологического развития по темпу не менее чем на один этап характеризуется замедленным становлением физической, психической и личностной зрелости со стойкими эмоционально-личностными и поведенческими стереотипами, обусловливающими нарушения социальной адаптации без признаков тотальной недостаточности интеллекта. К нему относят психический инфантилизм как расстройство психического развития или первичное дисфункциональное ретардированно-дисгармоничное задержанное возрастное развитие, которое к периоду совершеннолетия формируется в акцентуацию характера неустойчивого типа (F89); инфантилизм как другое (задержанное) расстройство личности и поведения, которое не соответствует специфическим рубрикам, так как включает клинические признаки эксцентрического, инфантильного, пассивно-агрессивного, психоневротического расстройства личности с симптомами задержанного возрастного психологического развития (F60.8); инфантилизм как другое (задержанное) органическое расстройство личности вследствие повреждения или дисфункции головного мозга или вторичная дисфункция возрастного психологического развития в сочетании со значительным и стойким изменением личности и поведения (F07.8). Искаженное психическое развитие имеет, как правило, раннее начало. Качество жизни и возможность адекватной адаптации в ней зависят от многих причин — степени выраженности асинхронии развития, медико-психолого-социальных факторов сопровождения и курирования пациента, успешности социальной адаптации. Вопрос о длительности этого варианта нарушенного развития остается открытым.

Дисгармоническое развитие по структуре напоминает искаженный дизонтогенез, однако его основой служит не текущий болезненный процесс, а врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Отмечается часто при психопатиях, патологических формированиях личности и сохраняется на протяжении жизни.

Дефицитарное психическое развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слабовидящие, слабослышащие, больные ДЦП). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Дефицитарное развитие может начинаться с рождения (врожденная глухота, слепота); но выраженные дефекты зрения и слуха могут возникать на любом этапе онтогенеза. Возможность окончания дефицитарного типа дизонтогенеза зависит от развития медицины и появляющихся новых медицинских технологий помощи пациентам с сенсорными ограничениями, которые приводят к уменьшению степени выраженности первичного дефекта со временем, что влияет на другие составляющие сформировавшейся структуры психики.

Психический диатез как общая конституциональная предрасположенность к психическим заболеваниям представляет клинико-биологические маркеры этого предрасположения. К числу клинических признаков относят широкий спектр функциональных психических нарушений: личностные аномалии, повышенную уязвимость в отношении возникновения реактивных состояний, наличие эндогенной фазности, динамики без формирования дефекта. В раннем возрасте выделен шизотипический диатез как особая форма предрасположенности к шизофрении.

Возможны сочетания разных типов нарушенного развития у одного и того же пациента. Поврежденное развитие может «присоединяться» к любому варианту онтогенеза. Дефицитарное развитие наиболее часто сочетается как с психическим недоразвитием, так и с задержанным развитием. Таким образом, поломка как механизм нарушения развития может сочетаться с остановкой и асинхронией развития. Существенным аспектом данной проблематики остается время «присоединения» к основному типу нарушенного развития новых симптомов, характерных для другого типа дизонтогенеза. От этого во многом зависит прогноз дальнейшего развития и качество жизни пациента.

Прогноз дизонтогенеза зависит от парциальности или тотальности поражения ЦНС, а также взаимодействия этого параметра со временем начала и длительностью дизонтогенеза. Более позднее наступление даже обширного (тотального) поражения ЦНС может приводить к менее патологическим последствиям с точки зрения возможностей адаптации субъекта, чем рано возникшее и более локальное церебральное заболевание. Необходимо описание динамики, структуры изменений симптомов, характерных для разных типов дизонтогенеза на протяжении жизни пациента. Следует говорить как о «положительной», так и «отрицательной» динамике проявлений определенных типов дизонтогенеза. Как известно, при очень легкой степени умственной отсталости возможны социальная адаптация, самостоятельная жизнь, получение профессии, создание семьи. Примером «отрицательной» динамики дизонтогенеза по дисгармоническому типу служит психическая декомпенсация при психопатиях в юношеском и зрелом возрасте, которая приводит к необходимости длительного лечения в психиатрической клинике с последующими ограничениями в трудовой деятельности.

Профилактика конкретных форм. Психический дизонтогенез определяется его этиологией и нозологической принадлежностью. Психический дизонтогенез при детской шизофрении относят к негативным расстройствам, которые возникают на доманифестном этапе развития болезни в форме шизотипического диатеза. Недоразвитие когнитивных способностей, абстрактного мышления при умственной отсталости характеризуется задержкой психического развития на уровне, свойственном более раннему возрасту. Эмоционально-волевая незрелость без снижения интеллекта (парциальный психический инфантилизм), дисгармонический психический инфантилизм, органический психический инфантилизм, церебрастенический и невропатический психический инфантилизм, расстройства аутистического спектра (РАС) и другие нарушениях психического развития являются состояниями, при которых своевременная диагностика Психический дизонтогенез и его профилактика наиболее актуальны для исхода.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.227 (0.01 с.)