Задержки психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задержки психического развития



Задержка психического развития (пограничная, парциальная) — замедление темпа развития психики, связанное с незрелостью мозговых структур и психики. Рассматривается как отдельная группа состояний с патологией развития (специфические расстройства развития речи, учебных навыков, моторики) либо как синдром, входящий в структуру того или иного психического, неврологического и соматического заболевания.

Обычно выделяют 4 группы задержек темпа психического развития или пограничной интеллектуальной недостаточности.: 1) дизонтогенетические формы, обусловленные задержанным или искаженным психическим развитием (варианты психического инфантилизма (См. «Синдром психического инфантилизма»), 2) формы, обусловленные органическим поражением мозга на ранних этапах онтогенеза, 3) интеллектуальная недостаточность, зависящая от дефицита информации в раннем возрасте, 4) интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов органов чувств.

Задержки развития в связи с ранним органическим поражением головного мозга. Для этой формы задержек развития характерно неравномерное недоразвитие интеллекта, причем больше страдают внимание и память. Интеллектуальная недостаточность сочетается с психопатоподобными расстройствами в виде двигательной расторможенности, эмоциональной лабильности, характерна астеническая симптоматика с быстрой истощаемостью. Эти особенности способствуют замедлению психического развития и школьной адаптации.

Психогенно обусловленные задержки развития. Наиболее отчетливым проявлением психогенной задержки развития является госпитализм, под которым понимают психические расстройства, возникающие у детей при эмоциональной депривации (длительное пребывание ребенка в больнице, разлука с родителями, нахождение в доме ребенка, в закрытом интернате). В этих случаях имеет значение не только эмоциональная депривация, но и дефицит информации.

Задержки развития в связи с педагогической запущенностью наблюдаются при безнадзорности, отсутствии условий для обучения ребенка, при жизни в условиях эмоциональной изоляции и информационного голода. При создании благоприятных условий для обучения и воспитания возможна обратимость расстройств.

Задержки развития при сенсорной депривации. Задержки развития при разных видах сенсорной депривации имеют некоторые особенности.

При глухоте наряду с интеллектуальной недостаточностью наблюдается эмоционально-волевая незрелость, несамостоятельность, наивность, внушаемость, подражательность наряду с необщительностью, склонность к реакциям протеста.

У слепых чаще страдает двигательная активность, имеют место заторможенность и замедленность движений, двигательные стереотипии. В мышлении выявляются вязкость, обстоятельность, склонность к детализации, инертность психических процессов и истощаемость. Характерный для слепых депривационный синдром включает: массивную невротическую симптоматику на ранних этапах онтогенеза, двигательные стереотипии, феномен патологического фантазирования, стойкие идеи отношения, ипохондрические сверхценные идеи, разнообразно и рано возникающие патохарактерологические реакции, стремление к одиночеству.

Депривационный синдром у глухих представлен следующими признаками: ретардация психического развития вследствие непонимания речи окружающих, повышенная ипохондричность, патохарактерологические реакции, которые возникают в препубертатном и пубертатном возрастных периодах.

Психический инфантилизм

Психический инфантилизм (вариант искаженного дизонтогенеза) — патологическое состояние, обусловленное социальными, наследственно-генетическими и органическими факторами. В этих случаях задержка возрастного психологического развития по темпу не менее чем на один этап характеризуется замедленным становлением физической, психической и личностной зрелости со стойкими эмоционально-личностными и поведенческими стереотипами, обусловливающими нарушения социальной адаптации без признаков тотальной недостаточности интеллекта. К нему относят психический инфантилизм как расстройство психического развития или первичное дисфункциональное ретардированно-дисгармоничное задержанное возрастное развитие, которое к периоду совершеннолетия формируется в акцентуацию характера неустойчивого типа (F89); инфантилизм как другое (задержанное) расстройство личности и поведения, которое не соответствует специфическим рубрикам, так как включает клинические признаки эксцентрического, инфантильного, пассивно-агрессивного, психоневротического расстройства личности с симптомами задержанного возрастного психологического развития (F60.8); инфантилизм как другое (задержанное) органическое расстройство личности вследствие повреждения или дисфункции головного мозга или вторичная дисфункция возрастного психологического развития в сочетании со значительным и стойким изменением личности и поведения (F07.8).

К признакам психического инфантилизма относятся: несамостоятельность, повышенная внушаемость, наивность, преобладание в мотивационной сфере игровых интересов и гедонизма, стремление к удовольствию, что нередко приобретает характер основной мотивации, беспечность, трудности в выполнении прогностических функций (а порой и невозможность их выполнения), прогнозировании результатов своего поведения и поступков, незрелость чувства долга и ответственности, значительно уменьшенная способность подчинять свое поведение требованиям ситуации и группы, неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей. Все это часто сочетается с незрелостью моторики, затруднениями в выполнении тонких мануальных действии (почерк: «пишет, как курица лапой»), избыточностью сопутствующих лишних движений и более-менее выраженным примитивизмом как вариантом интеллектуальной нормы.

Первые признаки психического инфантилизма обнаруживаются в младшем школьном и подростковом возрасте. Выделяют два варианта психического инфантилизма: простой (неосложненный), осложненный.

Простой вариант психического инфантилизма. Психический инфантилизм проявляется признаками психической незрелости, охватывающей все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако с преобладанием проявлений эмоционально-волевой задержки. Такие дети повышенно беспечны, беззаботны, неутомимы в играх; им свойственна живость воображения, жизнерадостность. При сохранном интеллекте отмечается недостаточность интеллектуальных интересов с доминированием стремления к игровой деятельности и удовольствиям. При предъявлении к ним возрастных требований возникает дезадаптация, чаще проявляющаяся в школьном возрасте в виде неуспеваемости. Зачастую психический инфантилизм сочетается с признаками соматической незрелости, задержкой в росте,.аномалий развития отдельных органов и систем.

Осложненный вариант психического инфантилизма характеризуется сочетанием психического инфантилизма с другими психопатологическими проявлениями. Так, в сочетании с психоорганическим синдромом при органическом инфантилизме отсутствует эмоциональная живость, яркость эмоций. Они скорее эйфоричны, благодушны, расторможены, а эмоциональные проявления менее глубоки и дифференцированы. Интеллектуальная деятельность их характеризуется инертностью, тугоподвижностью, персеверативностью мыслительных процессов и нарушением так называемых предпосылок интеллекта (внимание, память, психическая работоспособность). При сочетании с церебрастеническим синдромом отмечаются повышенная возбудимость, истощаемость, выраженная неустойчивость внимания и соматовегетативные нарушения (расстройства сна, аппетита, вазовегетативные проявления).

В практической психиатрии часто выделяют гармоничный, дисгармоничный и органический инфантилизм.

Для так называемого гармоничного инфантилизма характерны: детскость, узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках, преобладание впечатлительности над рассудочностью. Суждения незрелы, логика эмоциональная, мышление конкретное, образное, эмоциональная неустойчивость, легкая ранимость, нецеленаправленность деятельности, отсутствие творчества, временами беспомощность. Наряду с этим отмечается незрелость психомоторики и вегетативных реакций. Мимика неуверенная, выражение лица приветливо-доверчивое, движения быстрые, порывистые, быстрая утомляемость при целенаправленной деятельности. Среди личностных особенностей отмечаются черты незрелости, робости, нерешительности, тревожности. У таких детей долго сохраняются игровые интересы, они отличаются детской бесцеремонностью, капризностью, наивностью при достаточном запасе знаний.

Дисгармоничный инфантилизм характеризуется неравномерностью физического и психического формирования. Познавательные процессы обычно развиваются соответственно возрасту, но эмоциональные и волевые функции задерживаются в своем развитии.

Органический инфантилизм обусловлен ранним органическим поражение центральной нервной системы. Наблюдается недоразвитие познавательной деятельности с преобладанием конкретного мышления, истощаемости, взрывчатости.

Психический инфантилизм у взрослых характеризуется следующими особенностями личности: наивностью и прямодушной восторженностью, эгоизмом и эгоцентризмом, эмоциональной лабильностью ярким фантазированием, формально обязательным исполнением долга и подчиняемостью, беззаботностью и равнодушием, неустойчивостью интересов и отвлекаемостью, обидчивостью, робостью и застенчивостью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.4.44 (0.008 с.)