Психические нарушения при соматических заболеваниях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические нарушения при соматических заболеваниях



Между соматическим и психическим здоровьем существует тесная взаимосвязь. При рассмотрении феномена взаимодействия соматической и психической сферы акцент делается на аффективных расстройствах. Выявлена четкая корреляция между ухудшением соматического состояния и выраженностью депрессии. Особое значение придается соматическому заболеванию как провоцирующему фактору манифестации или обострения уже имеющегося психического заболевания (шизофрении, аффективного расстройства и др.).

Взаимоотношения между состоянием психической сферы и физическим здоровьем выражаются в 5 основных вариантах:

1. Психологические факторы, психические нарушения оказывают влияние на развитие и течение соматического заболевания;

2. Психические отклонения выступают в роли реакции личностина соматическое заболевание;

3. Психическое расстройство является результатом физиологических изменений при соматическом заболевании;

4. Соматические проявления затушевывают психические нарушения (истерия, маскированная депрессия);

5. В виде психосоматических заболеваний.

Последнее выделяется в самостоятельную научную дисциплину «Психосоматика»; в данном издании кратко рассматривается в главе «Психосоматические заболевания».

Наиболее часто встречаются первый, второй и взаимосвязанный с ним третий варианты.

При соматических заболеваниях психические расстройства наблюда­ются довольно часто и выступают в виде: реактивных личностных образований в связи с переживанием болезни, неврозоподобных расстройств, обусловленных соматическими факторами, аномального развития личности. Наиболее частыми являются астено-депрессивные реакции и ипохондрические переживания. Существует определенная связь между длительностью течения болезни и частотой ее приступов, с одной стороны, и выраженностью психических изменений — с другой.

В.В. Ковалевым предложена схема кольцевой зависимости соматопсихического и психосоматического факторов, которая на примере сердечно-сосудистой патологии выглядит в виде следующей цепочки: соматическое заболевание --- психогенная реакция --- психосоматическое нарушение --- вторичные психогенные рас­стройства --- ухудшение соматического состояния.

Психопатологические нарушения уже на ранних этапах заболевания бывают тесно связаны с течением болезни, с ремиссиями и обострениями соматического процесса, возрастными органическими изменениями. Клиническая картина на начальных стадиях характеризуется преимущественно неврозоподобной симптоматикой: астено-депрессивными, астено-ипохондрическими, тревожно-обсессивными и депрессивными расстройствами со сверхценными образованиями. Как правило, в первую очередь страдает эмоциональная сфера. С течением времени возможно патологическое развитие личности.

Варианты психосоматического развития при соматических заболеваниях чаще всего представлены в виде «чистого» астенического, астено-обсессивного, астено-ипохондрического и других синдромов. Основой этого выступает не столько тип соматической патологии, сколько затяжное течение болезни. На более поздних стадиях заболевание может проявиться амнестическим слабоумием, бредовыми идеями и симптомами помрачения со­знания.

Психические расстройства, возникающие на фоне основного заболевания (соматического, инфекционного, эндокринного), называются симптоматическими психозами. Психические симптомы могут развиваться на фоне основного заболевания или выявляться после перенесенной болезни. Соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут приводить к нарушению функции нервной системы в результате изменения обменных процессов, всасывания токсических веществ, авитаминоза и гипоксии.У многих детей, часто болеющих соматическими заболеваниями в раннем детском возрасте, отмечается в последующем задержка физического и психического развития.

После перенесенного соматического заболевания у детей наблюдаются явления астении: повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы, головные боли периодически наступающие, вялость, сонливость. Из психических нарушений в этот период отмечается нестойкость активного внимания, ослабление памяти, нарушение поведения,что сказывается на общем состоянии ребенка и его успеваемости в школе. Хронические соматическиезаболевания могут провоцировать активизацию вялотекущих эндогенных психических заболеваний, к которым относятся шизофрения, эпилепсия, маниакально‑депрессивный психоз.

Детские инфекции. На высоте заболеванияпри высокой температуре может наблюдаться инфекционный делирий, который характеризуется расстройством сознания, галлюцинациями (дети видят мелких зверюшек, героев сказок и фильмов), бредом (произносят отдельные слова), страхом и возбуждением. Если инфекционное заболевание осложняется симптомами менингита или менингоэнцефалита, то клиническая картина общего инфекционного заболевания протекает тяжелее, могут наблюдаться судорожные состояния, парезы, параличи. Течение болезни затягивается. После перенесенного инфекционного заболевания у детей и подростков сохраняется астеническое состояние, которое характеризуется головными болями за счет гипертензионного синдрома, повышенной утомляемостью и истощаемостью, слабостью активного внимания и памяти, неустойчивостью эмоциональной сферы в форме депрессивных или невротических реакций. Со стороны нервной системы могут сохраняться явления вегетативных нарушений (лабильность пульса, яркий дермографизм), непереносимость громкого звука и яркого света (гиперпатия), болевые ощущения в теле, снижение сухожильных рефлексов, легкие парезы, речевые нарушения. Психические расстройства наблюдаются в течение длительного времени: выраженная астения и адинамия, ослабление активного внимания и памяти, что приводит к задержке речевого и психического развития.

В связи с разнообразием остаточных явлений после перенесенных инфекций, тем более цепочки инфекций, на длительный срок дети остаются с выраженным астеническим синдромом, раздражительной слабостью, двигательным беспокойством или адинамией.

Нейроинфекции (менингиты, энцефалиты). В клинической картине острого периодазаболевания отмечаются симптомы расстройства сознания разной степени выраженности: оглушенность, онейроид (сновидные изменения сознания) с фантастическими переживаниями, массовыми зрительными и слуховыми галлюцинациями и делирий с чувством страха и психомоторным возбуждением. Осложнениями цереброспинального менингита,протекающем в раннем возрасте, могут быть расстройства зрения и слуха, нарушение речи, разная степень выраженности задержки психического и физического развития. После перенесенного менингита остается гидроцефальный синдром. В стадии остаточных явлений имеют место различные психические изменения - различной степени выраженности нарушения интеллекта, эмоционально‑волевые и различные психопатологические расстройства.парезы, параличи, речевые расстройства.

Проявления психических нарушений при энцефалите во многом зависят от локализации очага. К остаточным явлениям перенесенного энцефалита относятся изменения психической деятельности, характеризующиеся распадом мыслительной деятельности, высвобождением низших влечений.

Энцефалопатия. Это обобщающее название разнообразных по своему генезу патологических процессов, основу которых составляет дегенерация нейронов головного мозга вследствие нарушения их метаболизма. Энцефалопатия проявляется полиморфными неврологическими расстройствами, нарушениями в интеллектуально-мнестической и эмоционально-волевой сфере.

Перинатальная энцефалопатия обусловлена гипоксией мозга или кровоизлиянием в мозг при длительных родах или акушерском вмешательстве. Постепенно общемозговые симптомы исчезают и проявляются признаки очагового поражения головного мозга. Со стороны психической сферы отмечается нарушение внимания и памяти, эмоциональная неустойчивость, нарушение работоспособности.

Травматическая энцефалопатия обусловлена кровоизлиянием в мозг при травме. Также может быть сочетание общемозговых и очаговых симптомов. В более сложных случаях у больных выявляются отклонения в психической деятельности: перепады настроения, склонность к внезапным аффектам, трудности осмысления. После компрессионной травмы из психических расстройств ведущими являются расстройства ощущений, восприятия, внимания, памяти, представления, мышления, эмоционально‑волевой сферы. При ослаблении регулирующей функции коры наблюдаются различные патологические состояния: в одних случаях – расторможенность, импульсивность и аффективность действий, конфликтность, некритичность к своему поведению. Степень интеллектуального снижения может быть различной: от легких степеней задержки психического развития до выраженных форм умственной отсталости. При травматической энцефалопатии могут наблюдаться и другие состояния: повышенная заторможенность, адинамия, истощаемость нервных процессов, малый контакт с окружающими. Наиболее сложную форму отдаленных последствий черепно‑мозговой травмы представляет травматическое слабоумие. При тяжелой травме мозгового вещества в период внутриутробного развития или во время родов у ребенка может сформироваться поражение или недоразвитие мозговых структур, которое приводит к разной степени интеллектуальной недостаточности, проявляющейся в форме задержки психического развития (ЗПР) или к умственной отсталости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.74.88 (0.01 с.)