Тема 11. Социальная философия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Социальная философия.



 

1. Предмет социальной философии и ее становление.

2. Философское понятие общества, его признаки и особенности.

3. Методы философского исследования общественной жизни.

4. Общественное бытие и общественное сознание.

5. Культура и цивилизация.

6. Общественный прогресс. Глобальные проблемы человечества.

 

1. Раздел философии, в котором рассматриваются общество как специфическая форма движения материи, называется социальной философией, т. е. философией общественной жизни. Предметом социальной философии является общество как целостная система, ее законы функционирования и развития. Она рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на уровне всего общества как саморазвивающейся социальной системы.

Во-первых, социальная философия изучает общество в его историческом развитии. Она рассматривает взаимодействия различных обществ и те процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества, т. е. исторический процесс в единстве объективных и субъективных сторон.

Во-вторых, особое место в социальной философии занимает практическая деятельность людей и их общественные отношения. Именно люди в своей практической деятельности создают необходимые для своего существования материальные или духовные блага, преобразуют природу, развивают духовную и социокультурную среду.

В-третьих, социальная философия исследует всю систему общественных отношений. Это производственные, нравственные, политические и другие отношения, образующие в своей совокупности структуру общества. В рамках этих отношений люди реализуют все виды практической деятельности, создают разные социальные институты, развивают все стороны общественной культуры.

В-четвертых, важной проблемой социальной философии является сам человек как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей. Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей и отношения между этими группами.

В-пятых, она исследует потребности, цели, интересы, побудительные мотивы деятельности человека, а также особенности познания общественных явлений.

Другими словами, социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем. Она есть общая теория общественной жизни, важнейших форм её проявления.

Становление социальной философии имеет длительную историю. Представления об обществе возникли в Древней Индии и Китае (буддизм, конфуцианство), где решались проблемы общественного устройства, места и роли государства, взаимоотношений человека и общества и др.

В Древней Греции элементы научного подхода имеются в творчестве историков Геродота и Фукидида. Наиболее полно проблемы социально-исторической жизни и идеального государства представлены в философии Платона и Аристотеля.

В эпоху средневековья сложились концепции теологического понимания общества. Учение Августина Блаженного о граде божьем и граде земном стало эталоном для ралигиозных построений философии истории.

Идея естественного происхождения общества характерна для учений эпохи Ренессанса и Нового времени. Философы Нового времени пытались вскрыть закономерности и движущие силы общественных изменений. Одни видели их в корыстных интересах и ненасытном желании самой природы человека (Н. Макиавелли), другие разработали идеи исторического круговорота и цикличности развития (Д. Вико), а также идеи географического детерминизма в обществе (Ш. Монтескье), идеи безграничного совершенствования знаний (Ж. Кондорсе) и др. Здесь общество уже рассматривается как сложное сообщество людей, основанное на их согласии, на основе общественного договора для совместной деятельности и безопасности. Возникновение государства объясняется согласием людей перейти от естественного состояния к гражданскому состоянию, где государство обязано защитить право каждого на личную жизнь и собственность (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо и др.). В научный оборот вводится понятие «философия истории» (Ф. Вольтер). Источником общественного прогресса считаются разум и знание, а религия и церковь критикуются как тормоз этого процесса. Французские материалисты XVIII в. (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах), поставили вопрос о человеке как продукте общественной среды: какова общественная среда, таков и человек.

XIX-XX века – это период, когда идет формирование социальной философии как специфической отрасли гуманитарного знания. В начале XIX в. утверждается принцип историзма в понимании общества. Идеи классической немецкой философии выступают в качестве методологии гуманитарного знания. И. Кант ставит проблему достижения всеобщего правового гражданского состояния, Г. Гегель высказывает ряд ценных догадок о закономерном ходе исторического процесса, И. Фихте и Л. Фейербах уделяют особое внимание таким явлениям общественной жизни, как мораль, религия, правовые нормы.

В 30-40 годы XIX века разрабатываются идеи позитивистской социологии и марксистское учение о материалистическом понимании общества и его истории. О. Конт представил концепцию социологии как учения о законах связи и развития общественных явлений. Социологию он делит на две части: социология, которая описывает условия существования общественных явлений (статика), и социология, которая рассматривает развитие общества под воздействием моральных идей «естественных законов» (динамика). Идеальное общество, по Конту, можно выразить формулой: любовь как принцип, порядок как основание и процесс как цель.

К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою теорию исторического процесса. Главное в их теоретической системе – это дух активного преобразования общества как мира человека, стремление устроить этот мир разумно и справедливо. Идеи материалистического понимания истории разрабатывали также Н. Бухарин, К. Каутский, Г. Плеханов, В. Ленин и многие другие. Проблемы марксистской социальной философии нашли свое отражение в целом ряде направлений социально-философской мысли конца XIX-XX веков, хотя их решение было на иной теоретической и методологической основе.

Здесь уместно указать на французского мыслителя Эмиля Дюркгейма (1858-1917), который рассматривает общество как единый социальный организм. Центральная проблема его философии – проблема взаимодействия человека и его социальной среды. Дюркгейм разрабатывает научный метод анализа общества, который заключается в строго логическом объяснении социальных явлений, распространении на человеческое поведение научного рационализма, т. е. в стремлении теоретически объяснить поведение и деятельность людей. Далее он решает проблему взаимодействия человека, коллектива и общества: нормы и ценности общества заставляют человека действовать в определенном направлении и тем самым выступают конечной причиной социальных явлений. Социальная жизнь вытекает из её коллективного существа, где коллективность есть фактор социальности. Люди вынуждены придерживаться определенной политической, моральной, правовой дисциплины, а это и есть существенное условие всякой общественной жизни, которая основывается на разуме и истине. Эти идеи Э. Дюркгейма актуальны и сегодня.

Следует выделить психологическое направление в социальной философии. Американский социолог Ластер Уорд (1841-1913 гг.) считает, что желание и воля – это основные природные и социальные силы, которые обеспечивают развитие общества. Под их влиянием реализуются законы и принципы социальных действий людей как законы человеческой эволюции. Французский философ Габриэль Тард (1845-1904 гг.), изучая проблему психического подражания и его роли в функционировании общества, доказывал, что движущая сила деятельности людей и общества в целом заложена в индивидуальности и групповой психике людей. Подражание Тард рассматривает как основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества, а историю – как собрание деяний, имевших наибольший успех. Итальянский мыслитель Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) развил идеи логико-экспериментального метода исследования социальных явлений. Главная идея: выводы науки об обществе должны базироваться только на точных эмпирических данных, которые могут обеспечить их научную достоверность. Цель науки об обществе – выявление и обоснование функциональных связей и зависимостей социальных явлений, которые порождаются социальными действиями людей. Другой частью его социальной философии является теория элит, где он ставит проблемы социального неравенства, борьбы за власть и способы её осуществления. В конечном счете, творческий потенциал элит определяет возможности развития любого общества. Теория элит В. Парето оказала большое влияние на развитие социальной философии Запада.

Влиятельным направлением в социальной философии конца XIX – начала ХХ в.в. было неокантианство (Вильгельм Виндельбанд (1848-1910 гг.) и Генрих Риккерт (1863-1936 гг.). По их мнению, философия выражает нормальное сознание людей, в котором сочетаются прежде всего научные и ценностные подходы к пониманию мира и самого человека. Сутью социальной философии неокантианцы считали исследование методов познания и истолкование исторических событий, составляющих культурную жизнь народов разных стран и исторических эпох. Они исходили из того, что в обществе нет устойчивых закономерных связей, социальные явления изменчивы и во многом не определены. В качестве принципа объяснения общественных явлений должны выступать только ценности как идеалы и ориентиры развития общества. Социальная философия выступает в данном случае как учение о ценностях, причем основным в истории общества считается духовное начало.

Развитие социальной философии связано и с немецким мыслителем Максом Вебером (1864-1920 гг.). Он исходит из того, что социальная философия должна прежде всего изучать поведение и деятельность людей, и отсюда его теория сознательного действия. Социальные действия – это система сознательного взаимодействия людей, в которой люди учитывают влияние своих действий друг на друга. Поскольку социологу необходимо выяснить мотивы действий, понять содержание духовного мира субъектов социального действия, социология у него выступает как «понимающая». Понимание социальных действий и внутреннего мира человека может быть логическим и эмоционально-психологическим. Главное, по Веберу, – логическое понимание социальных процессов, осмысление их на уровне науки. Особое место в его социальной философии занимает концепция идеальных типов. Это идеальная модель того, что полезно человеку, отвечает его интересам в данную эпоху. Идеальными типами могут выступать моральные, религиозные, политические ценности, установки поведения и деятельности людей. Они определяют сущность общественных состояний: состояние власти, индивидуального и группового сознания. Вебер уделяет большое внимание в историческом процессе росту рациональности в действиях людей. Воплощением рациональности у него выступает правовое государство, которое целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов людей, на подчинении закону и т. п.

Представитель фрейдо-марксизма Герберт Маркузе (1898-1979 гг.), отмечая положительную роль культуры в жизни общества, в то же время представляет исторический процесс как постоянную борьбу между репрессивной цивилизацией и стремлением человека к наслаждению. Философ ставит проблему преодоления отчуждения индивида от общества и призывает к революции потребностей и влечений, которая должна привести к новой, гуманной культуре.

Заметную роль в наше время играют также технократические теории современного исторического процесса, в которых главную роль отводят технологическим факторам, науке, системе организации производства и инфраструктуры (Р. Арон, Д. Белл, А. Тоффлер и др.). Широкую известность получили учения, рассматривающие исторический процесс как развитие и смену замкнутых культур, цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин), разработанные методом структурно-функционального анализа, теории социального действия Т. Парсонса и функционализма Р. Мертона. Таким образом, в развитии социальной философии идут процессы как интеграции, так и дифференциации. Это объясняется внутренней логикой развития самого философского знания, а также потребностями современного мира.

 

2. Общество как и природа, есть воплощение стабильности и нестабильности, порядка и хаоса, покоя и изменения. Осознавая эту противоречивость, философы стали выделять в общественной жизни два аспекта: устойчивость и изменчивость (статику и динамику). Под статикой понимают сложившуюся структуру общества, его основные сферы, элементы связи, отношения между ними. Динамика выражает процессы движения, функционирования, изменения и развития. В реальной жизни эти два аспекта всегда существуют в единстве.

Понятие общества достаточно многогранно. Его можно определить как целостную, саморазвивающуюся систему, в основе которой лежат взаимоотношения людей, классов, социальных групп. Структура общества выражает совокупность устойчивых связей, которые обеспечивают его целостность. В ходе исторического развития выработалось более широкое философское понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни.

В социальной философии общество характеризуется как духовно-материальное образование, существование которого связано с разноообразными формами деятельности людей. Оно является продуктом совместной жизни многих людей, которые взаимодействуют между собой. К. Маркс подчеркивал, что общество не состоит из индивидов, а выражает ту сумму связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление и пр.) происходит в процессе деятельности. В этом смысле деятельность выступает основой всего социального, специфической формой его существования. Только в человеческой деятельности субъективное и объективное имеют свое бытие; здесь они взаимодействуют, проникают друг в друга. Таким образом, в социальной системе преобразующая социальная деятельность проявляется в виде субъект-субъектных и субъект-объектных отношений.

Общественные отношения представляют собой многообразие связей, которые складываются между социальными группами и внутри них в процессе материальной, духовной, социальной, политической деятельности. Они во многом носят объективный характер, так как возникают на основе объективных потребностей людей и условий их существования. Таким образом, мы можем сказать, что в качестве системообразующих факторов существования общества выступает деятельность людей, социальных групп и их общественные отношения.

Общество – это сверхсложная система. Носителем всех форм и проявлений общественной жизни выступает человек. Человек в социальном мире есть автор, режиссер и актер своей собственнной драмы. Общество – это единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и поступков. Также это единство больших и малых социальных групп, личностей, единство политики и экономики, науки и религии, морали и права, прошлого и настоящего. Общество является системой с упорядоченными связями и отношениями, со своей структурой и логикой развития.

Социальная философия выделяет в обществе как целостной системе ряд сфер или подсистем.

Во-первых, это экономическая сфера, или мир материального производства, место создания человеком материальных благ с помощью знаний, специальных орудий труда, техники. Экономику в широком смысле слова определяют как способ производства материальной жизни, включая совокупность производственных отношений, присущих данному общественному строю. В экономику также включают всю совокупность народного хозяйства, создание средств производства и предметов потребления, сферу материальных услуг: материально-техническое снабжение, производственную связь, торговлю, общественное питание и др. Экономика имеет и глобальное измерение, которое учитывает все мировые хозяйственные связи, разделение труда, мировую торговлю. Ядром экономики выступает материальное производство. Здесь создается совокупный общественный продукт и национальный доход. По учению К. Маркса, способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни.

Во-вторых, в обществе выделяют социальную сферу, или мир социальных групп. Она возникает и существует на конкретно-исторической экономической основе. В социальную структуру включаются группы, которые различаются по разным социальным признакам: классовым, профессиональным, демографическим и т. д. Это и исторические общности (род, племя, народность, нация), и социальные классы, социальные прослойки, городское и сельское население, сословия, социально-демографические группы: молодежь, женщины, мужчины и др. Таким образом, социальная сфера есть совокупность социальных групп людей с их интересами и взаимоотношениями.

В-третьих, особое место в обществе занимает политическая сфера или мир управления. Она регулирует существующие в обществе политические отношения. Это та область жизнедеятельности людей, которая связана с их участием в управлении государством и другими общественными организациями, которые прямо или опосредованно связаны с проблемой власти. Политика – это борьба классов, социальных групп, партий за обладание государством как центром власти в обществе. Наиболее важными институтами политической системы общества являются институты политической власти, права и идеологии. Ведущей организацией здесь выступает государство, так как оно является аппаратом законодательной, исполнительной и судебной власти, которая осуществляется в интересах господствующих в обществе социально-классовых сил.

В-четвертых, в обществе существует духовная сфера, мир чувств и идей. Она прежде всего обеспечивает сознательность исторического процесса. Духовная жизнь общества многогранна. Это не только сознание людей, их мысли и чувства, сюда включаются все формы общественного сознания, духовные потребности людей, направленные на создание и потребление духовных ценностей и т. д. Основу духовной жизни составляет духовная деятельность. Она включает процессы воспитания и образования человека, информационные процессы, пронизывает все сферы общественной жизни. В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражается общественная сущность самого человека.

Все названные сферы общества представляют собой те области, в которых человек действует и реализует свою сущность.

Условием существования общества как целостного организма является природа. Она дает возможность функционирования и развития социума. Общество живет, активно преобразуя природу согласно своим потребностям. Труд является исходным элементом общественной жизни, он универсален, так как позволяет использовать любые способы действий, создавать необходимые человеку вещи. Масштабы орудийной деятельности растут, и история человеческого рода давно стала всемирной. Образовалось единое общепланетарное сообщество. С возникновением общества природа раздвоилась. Благодаря знаниям человек стал цивилизованным существом, обрел власть над окружающим миром.

Общество имеет многообразные источники и движущие силы развития. Это народные массы, классы, политические партии и движения, общественные организации и коллективы людей. Они создают материальную и духовную культуру, решают общественные проблемы. Нельзя забывать и о роли выдающихся личностей в истории, которые предвидят ход исторического развития и способны решать узловые вопросы общезначимого характера. Но человеческий разум не только стал источником творчества, но и оказался причастным к различным проявлениям зла и разрушения (войны).

И, наконец, особенность общественной жизни проявляется в том, что человек создает мир культуры как особую сферу хранения и передачи социального опыта. Это знание, язык, способы и орудия деятельности, способствующие преемственности в историческом процессе, сохранение общества как целостной системы, а значит и бессмертие человеческого рода. Разрушить культуру означает подорвать основы существования общества.

3. В истории социальной философии сложился ряд методологических подходов к исследованию общественной жизни. Мы остановимся на трех из них: формационном, цивилизационном и культурологическом.

Формационный подход к исследованию общества сформулировался в классическом марксизме XIX в., где развивались основные идеи философского материализма. Центральным здесь является понятие общественно-экономической формации. Это общество в единстве всех его сторон, существующее на основе конкретно-исторического способа производства. Данное понятие используется для обозначения определенной ступени в развитии общества (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая), сущность которой составляет способ производства материальной жизни. К. Маркс считал, что буржуазной формацией завершается предыстория человеческого общества и начинается подлинная история. Социалистическая революция есть скачок в светлое будущее.

Формационное учение подчеркивало особую роль экономического фактора в истории. Анализируя взаимосвязи социальных отношений, К. Маркс важнейшим их содержанием считал производство материальных благ, где человек удовлетворяет различные материальные потребности. Способ производства материальных благ обусловливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества, он выступает как системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни. В связи с этим развитие общества предстает как естественноисторический процесс смены формаций, который подчиняется объективным законам развития общественного производства. Познав объективные законы развития общества, люди могут действовать с учетом данных законов, и таким образом происходит переход от стихийности к сознательности в развитии общества, решается проблема взаимодействия объективных условий и субъективного фактора в историческом процессе.

Общественное сознание здесь представлено как отражение общественного бытия в ходе общественной практики. Но оно имеет свою логику развития, активно влияет на различные стороны общественной жизни. Подчеркивается огромная роль знаний, передовых идей в развитии экономики, морали, политики, права и общества в целом.

Говоря о формационном подходе, следует выделить идею системности общества, принципы историзма и конкретности, выделение формационных ступеней и соответствующих им форм общественной жизни. Но этот подход не всегда отвечает современным требованиям с учетом новых факторов общественного развития. Конкретная история многих народов и стран говорит о том, что в своем развитии они не знали тех или иных формационных ступеней. Историческая деятельность в каждую эпоху пестрит разнообразием общественных отношений и форм у разных народов. С учетом нового опыта развития выдвинута гипотеза о том, что эпоха свободной конкуренции является предшественницей монополистического капитализма, а он, в свою очередь, есть адекватная форма капиталистического способа производства.

Сложным оказался и переходный период от капитализма к социализму. Лозунг полной и окончательной победы социализма, декларация «развитого социализма» не соответствовали реальности и были чужды идеалам и принципам теории социализма. Когда мы наблюдаем в ряде государств Восточной и Юго-Восточной Европы возврат от социализма к капитализму, то убеждаемся, что история вновь доказывает нелинейность своего развития и противоречивость социальной синергии, способность общества изменять ход прогресса.

Все это требует глубокого изучения внутриформационных фаз, прогнозирования форм и способов взаимодействия сосуществующих, но разных формаций.

В последние годы в социальной философии активно утверждается цивилизационный подход к пониманию общества, основы которого заложил Арнольд Тойнби (1889-1975 гг.). Для исследования общества и его истории вводится понятие цивилизации. А. Тойнби, представив историю как процесс смены цивилизаций (от древности до XX в.), причинами их гибели указывал природные катаклизмы, войны и внутренние социальные конфликты. Ответственность за выживание цивилизации он возлагал на творческое меньшинство (элиту), а спасение усматривал в возрождении религиозных ценностей.

Отметим, что само по себе понятие цивилизации имеет несколько смысловых значений.

1. Цивилизация представляет собой некое духовно-материальное образование, которое складывается на базе отдельного народа или региона (индийская, европейская цивилизация и т. д.);

2. Цивилизация как ступень развития человечества, которая закономерно пришла на смену дикости и варварству, став естественным (гражданским) состоянием общества;

3. Цивилизация как крупная эпоха в истории человечества, которая отражает степень развития человека как творца истории. Здесь мы будем употреблять данную категорию именно в этом значении.

В отличие от общественно-экономической формации, понятие цивилизации символизирует степень развития всего общества, а не только его экономической сферы. Оно показывает, насколько человек в своем развитии сумел выйти из чисто животного состояния. С помощью этой категории общество рассматривается как мир, где человек самореализуется в различных формах творчества, раскрывает себя как человек. Здесь большое познавательное значение имеет понятие «деятельность». Ведь общество по своей сути есть деятельность человека в разнообразных формах её проявления (материальное производство, политическая деятельность, художественное творчество и т. д.) Теория цивилизации не противостоит формационному учению, а дополняет его положительные стороны. Она делает акцент не на социально-экономической, а на человеческой (антропологической) стороне исторического процесса. Без такого подхода трудно объяснить и проследить появление в истории нового, что делает общественную жизнь более жизнеспособной в изменившихся условиях. При цивилизационном подходе общество предстает как органическое единство объективного и субъективного, стабильного и изменчивого, а исторический процесс – как взаимосвязь общего и особенного.

Выделяют целый ряд цивилизаций; мы остановимся на некоторых из них.

Собирательная цивилизация. Это период становления человека как существа разумного и деятельного. Здесь человек находится почти в полной зависимости от природы, её стихии.

Аграрная цивилизация. Это уже первые ростки власти человека над природой, использование простых орудий труда, приручение животных.

Промышленная цивилизация. В её основе лежит систематическое применение научного знания, технических устройств, т. е. индустриальный труд. Человек расширяет степень своей свободы и возможностей. Рост городов как центров науки, техники и культуры раздвинул рамки социального производства.

Постиндустриальная цивилизация (информационная). Для этой цивилизации характерна не механическая система машин, а автоматизация производства, основанная на микроэлектронике и информатике, новейшей интеллектуальной технологии, которая меняет весь образ жизни общества и человека. Актуализируется проблема развития духовной цивилизации, именно она определяет лицо технической цивилизации. Важно понять, что развитие постиндустриальной цивилизации связано с тем, каким способом происходит овладение новыми материалами и духовными ценностями.

Существуют и другие типологии цивилизаций, например западная и восточная. Западная (европейская) основана на интенсивном промышленном производстве, частной собственности и автономности индивида, высоких темпах прогресса. Для восточной (азиатской) цивилизации характерны экстенсивное производство, приспособление к природе и общинный образ жизни, большая роль обычаев и традиций. Эти два типа цивилизаций отражают принципиально разные уклады жизни людей, характер их общественного сознания и механизмов развития.

Культурологический подход к изучению общества получил название исторического релятивизма, так как он отвергает общие для всех народов закономерности. Немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936 гг.) считал, что каждая социальная общность (культура) – это уникальный организм, который расцветает подобно полевому цветку на строго определенной местности. Каждая культура имеет свою душу – первоначало, из которого развертывается все богатство социальных явлений. Каждая душа уникальна, значит, история инвариантна: каждая культура имеет собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь и собственную смерть. У каждой свой ритм, жест, вкус и т. д. Для античной (аполлоновской) культуры характерно «евклидово переживание телесности». Отсюда пластичность в искусстве и геометрии, скульптурные идеи Платона и обозримые формы города-государства (полиса). В европейской (фаустовской) культуре доминирует музыка в искусстве, одиночество в этике, учение о бесконечности в физике и политический динамизм. Взаимодействие между культурами отсутствует, они непроницаемы. Шпенглер выделяет 8 культур: Египетская (культура молчания), культура Майя, Греко-римская (аполлоновская), византийская (магическая), индийская, вавилонская, китайская, западноевропейская (рассудочная). Следует ожидать появления русско-сибирской культуры.

Культура проходит три стадии в своем цикле: юность (мифология), расцвет (философско-религиозная культура), упадок (окостеневшая культура). Умирая, она перерождается в цивилизацию; это переход от творчества к бесплодию, от становления к механической работе. Культура уникальна, а цивилизация означает утрату индивидуальности, все приобретает общие черты. Интеллект вытесняет богатство переживаний, начинает умирать сама душа культуры, наступает закат Европы.

Если формационный подход рассматривает общественное развитие с материалистической позиции, то цивилизационный и культурологический методы строятся на идеалистической точке зрения.

 

4. В социальной философии важное место занимают такие понятия, как общественное бытие и общественное сознание.

Под общественным бытием принято понимать совокупность всех материальных отношений, реальный процесс жизни людей. Ядром общественного бытия являются экономические отношения, на их основе развёртывается вся система общественных отношений. Сюда включается социально-классовые и национальные, экономические, политические, бытовые и прочие отношения.

Общественное сознание – это сложная система существующих в обществе чувств и настроений, художественных и религиозных образов, привычек и традиций, идей, взглядов и идеалов, учений и теорий, отражающих различные стороны общественной жизни. Общественное сознание, будучи противоречивым процессом отражения общественного бытия, имеет социальную природу. Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. У общественного сознания есть своя внутренняя логика развития. Оно не просто следует за общественным бытием, а осмысливает его, раскрывает суть общественных процессов и обладает относительной самостоятельностью, которая воплощена в его функциях и некоторых закономерностях. Общественное сознание может опережать общественное бытие, предвосхищать будущее на основе анализа общественных явлений, его противоречий и тенденций. Отставание общественного сознания от логики развития общественного бытия проявляется прежде всего в его инертности. Отсталые архаичные идеи и лозунги, обычаи и традиции очень часто препятствуют решению назревших проблем.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется и в его активном воздействии на общественную жизнь. Это влияние носит двоякий характер. Оно может быть негативным, если речь идет о воздействии ложных идей, реакционных учений, идеалов. Но активность может носить и позитивный характер; здесь необходимо учитывать, насколько те или иные взгляды, научные теории, моральные принципы отвечают подлинным интересам людей.

Общественное сознание имеет сложное внутреннее строение. Его структурные элементы можно выделить, прежде всего, по носителю сознания: индивидуальное, групповое, массовое и т. п. Общественное сознание как совокупная духовная реальность, присущая обществу в конкретный исторический период, включает в себя способы мышления, духовный опыт, традиции людей, сознание социальных групп и отдельного человека.

Индивидуальное сознание – это внутренний мир личности, в котором сочетаются общие черты сознания данной эпохи, социальной группы и уникальные особенности сознания субъекта, обусловленные обстоятельствами его жизненного опыта. Важно понимать, что общественное сознание не является арифметической суммой индивидуальных сознаний, как и общество не является суммой проживающих в нем субъектов. Природа сознания общественно-индивидуальная, и разрывать их нельзя.

Рассматривая элементы сознания с учетом глубины отражения общественных и природных процессов, можно говорить об обыденном и теоретическом сознании.

Обыденное сознание – это житейское сознание, непосредственное отражение людьми условий их повседневной жизни. Оно включает в себя эмпирические навыки, элементарные нормы нравственности, формы сопереживания, межличностные общения, чувства, настроения, привычки и естественно-эстетическое восприятие окружающего мира, которое запечатлено в народном творчестве. Это несистематизированное освоение личностью общественных отношений; оно отражает действительность на уровне эмпирического мышления, ограниченного рамками повседневного опыта и базируется на здравом смысле. Обыденное сознание формируется стихийно и содержит множество полезных советов, мнений, оценок, которые необходимы для ориентации человека в окружающем мире, для различных форм деятельности. Но в нем достаточно много иллюзий, предрассудков и ошибочных суждений.

Теоретическое сознание – это научное сознание, система логически взаимосвязанных положений, научных теорий, идеалов, общественных представлений о будущем. В отличие от обыденного, оно обладает строгостью мышления, логичностью, опирается на научные факты и всегда письменно оформляется. В рамках гносеологического соотношения обыденное и теоретическое сознание отличаются как низший и высший уровни, что связано с различием их происхождения (непосредственно и опосредованно отражают человеческий опыт), качеством (осмысление мира на уровне явления и сущности), формами выражения (несистематизированное и систематизированное знание), по степени распространенности (обыденное – достояние всех людей, теоретическое – определенных групп). Но оба уровня общественного сознания играют важную роль в жизнедеятельности людей. Первый порождает общественную психологию, второй –  идеологию.

Общественная психология отражает действительность с позицией определенных классов, социальных групп, наций. Это отражение непосредственных условий жизни людей в формах их эмоционально-волевой деятельности: чувств, эмоций, восприятий, настроений. По сути, это эмоциональное сознание. Следует заметить, что в ходе осуществления государственной политики необходимо учитывать общественную психологию различных социальных групп и слоев населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.044 с.)