Тема 7. Современная западная философия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Современная западная философия.



 

1. Современные модели философского мышления.

2. Позитивизм: эволюция и основные идеи.

3. Иррационалистические школы в философии.

 

1. С наступлением нового века люди связывают свои надежды на лучшее будущее, которое может обеспечить гуманизацию всех общественных отношений, новую интеграцию народов и наций в решении всех глобальных проблем человечества. Кардинальные социальные изменения приводят к новым философским поискам, которые ориентируются на проблемы человеческого бытия и его ценности. Для современной цивилизации характерно взаимодействие различных культур, и, в то же время, в каждом типе культуры существует свой специфический категориальный строй общественного сознания, который включает в себя как общечеловеческие ценностные установки, так и идеи, выражающие исторически определенный тип общества, интересы определенных социальных и национальных групп. Например, категории бытия и небытия, жизни и смерти, смысла жизни человека являются фундаментальными в любой культуре. Но любая категориальная модель мира, которая складывается в культуре, наполняется своим мировоззренческим содержанием в зависимости от исторических форм ее развития. Поэтому всегда существуют различные способы философского осмысления мира и его познания.

Философские модели мышления формируются в различных формах общественного сознания и в человеческой профессиональной деятельности – литературе, искусстве, науке, политическом и правовом сознании, а также в обыденном сознании. Поэтому авторами различных философских моделей являются не только профессиональные философы, но и писатели, психологи, лингвисты, историки, юристы.

Классическая философия исходила из посылки, что в мире существует скрытый порядок, который человек способен познать с помощью разума. Полагали, что рационально можно познать все, включая человека и его историю. Разумное решение общих вопросов должно было привести к решению проблем конкретного человека. Современное развитие науки, невиданные возможности информационных технологий в ХХ веке поставили вопрос об ограниченности классических подходов в науке и культуре. Многие философские школы порвали с классической теорией, отдав приоритет иррациональному началу, анализу бессознательного внутреннего мира человека, где главным считают не разум, а чувства страха, отчаяния, тоски, заботы, любви.

Наиболее жизнестойкими оказались такие парадигмы современного философского мышления, как позитивизм, марксизм, экзистенциализм, неотомизм, интуитивизм, постмодернизм и ряд других. Все они рассматривают проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность: роль философского и научного познания; человек и его жизнедеятельность; взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного; проблема свободы и необходимости, свободы и ответственности и т. д.

Современный позитивизм представлен «критическим рационализмом» К. Поппера, «теорией научных революций» Т. Куна, теориями структурализма, концепциями герменевтики, идеями научного материализма и др. Марксизм также выступает в разных концепциях – от догматического до творческого, который содержит в себе самые различные мировоззренческие ориентации. Даже современный неотомизм претерпел существенные изменения: в нем появились концепции аналитической философии религии, философско-антропологические концепции, эпистомология религии и др. Философской реакцией на позитивизм явились философия жизни и экзистенциализм. Они возникают как антропологические по своей направленности и их центральной проблемой является человеческое существование в этом мире. Последнее направление в философии ХХ века – постмодернизм, иронически переосмысливающий проблемы философского знания.

 

2. Позитивизм – это философское направление, которое утверждает, что источником подлинного (положительного) знания могут быть только отдельные конкретные науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование действительности.

Позитивизм сформировался в 30-40 годы XIX века. Это классический позитивизм. Основателем его был французский социолог Огюст Конт (1798-1857). Именно основные принципы философии позитивизма, сформулированные Контом в курсе «Позитивной философии», являются той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций XIX-XX вв.

Вторая историческая форма позитивизма возникла в конце XIX – начале XX веков и получила название махизм. Яркой фигурой этого периода был Эрнст Мах (1838-1916). Представители махизма претендовали на «третью линию» в философии, заявляя, что это не философия материализма или идеализма, а философия рационализма, и любое положительное (научное) знание есть само по себе знание философское. Значит, философия не может иметь своего отдельного от наук предмета. В этой форме позитивизма доминируют субъективно-идеалистические идеи.

Третья форма позитивизма возникает в 20-е годы ХХ ст. под общим названием неопозитивизм. В нем объединяются различные теории: логический позитивизм, логический эмпиризм, логический атомизм, философия лингвистического анализа, аналитическая философия, критический рационализм. Наиболее известные представители: Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Альфред Айер, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн.

Основные идеи позитивизма: 1. Философия должна заниматься аналитической деятельностью, т. е. выяснением логического смысла языка конкретных наук. 2. Главное в философии не метод познания, а истолкование знаний, полученных конкретными науками. Вместе с тем, позитивизм поставил важные проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Он и сегодня привлекает ученых, для которых главным является научное познание мира.

В 60-70 годы ХХ века появляется философия структурализма, которая развивается в русле позитивизма и является его моднейшей модификацией. Она привлекла внимание не только естествоиспытателей, но и различных слоев научной интеллигенции. Структурализм поставил целый ряд интересных проблем: возникновение и развитие языка, мифологии, религии, культуры и их влияние на социальные структуры; проблемы взаимосвязей психического и социального, социального действия, структуры личности и ее самосознания и другие.

В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Возникает такое понятие, как постпозитивизм. Особое место здесь занимает критический рационализм, основоположником которого был английский философ Карл Поппер (1902-1994 гг.). Согласно его концепции, существует 3 мира: 1) философский, 2) ментальный, 3) мир объективной истины. Третий мир понимается как мир теорий, гипотез, идей, мир роста научного знания. Истина у Поппера – адекватность знаний фактам. Истину можно сравнить с горной вершиной, которая постоянно закрыта облаками. Но это не влияет на существование вершины. Этим сравнением Поппер подчеркивает, что объективное знание не зависит от возможностей нашего познания и добыть его трудно. Увлекаясь проблемой относительности знаний, он приходит к агностицизму: «Мы не знаем, мы можем только предполагать». Но он убежден в необходимости создания «теории научной рациональности», некой системы стандартов и норм «роста научного знания» и отделения его от ненаучного. Это позволит решить три задачи: 1) избегать наивного эмпиризма; 2) не допускать спекулятивных рассуждений в духе классической немецкой философии; 3) не впадать в иррационализм.

Другим представителем постпозитивизма является американский философ и историк науки Томас Кун (1922-1996 гг.) В книге «Структура научных революций» он излагает свою концепцию философии науки. Кун считает, что развитие науки – это борьба научных парадигм, т. е. моделей теоретического мышления со своими понятиями, законами, теориями, с помощью которых идет процесс развития науки. Революция в науке – это смена парадигм, и критерием прогресса научного знания является «количество решенных проблем». Таким образом основные идеи постпозитивизма таковы: 1) ослабление внимания к формальной логике; 2) обращение к истории науки; 3) отсутствие жестких границ между эмпирией и теорией, наукой и философией.

Современный позитивизм привлекает внимание ученых, для которых поиск истины есть главный вопрос их деятельности. Во всех его разновидностях позитивизм является формой выражения неудовлетворенности традиционными философскими системами и отражает попытку исследователей усилить опору философии на достижения науки путем их отождествления и абсолютизации.

 

3. Наряду с различными формами рационального знания в философии четко выявляется иррационалистическое направление. Главными проблемами исследования здесь выступают чувства и переживания, инстинкты человека, его интуиция, эмоционально-волевые процессы, т. е. иррациональное. Культ разума и активности человека заменяется негативным отношением к нему, знание – верой, исторический оптимизм – пессимизмом, идея общественного прогресса – неверием в него. В этот период возникает и постепенно усиливается учение, получившее название «философия жизни». Основы этой философии были заложены Ф. Ницше и В. Дильтеем в Германии, А. Бергсоном во Франции. «Философия жизни» отличается активным иррационализмом. Это выражается, во-первых, в отрицании познавательного значения разума и в признании мира, человека и его истории иррациональными по своей природе. Во-вторых, в этой философии главное внимание уделяется вопросам истории общественной жизни, культуре, мировоззрению человека, «вечным вопросам» о смысле жизни, о природе всего сущего.

Самой заметной фигурой в этом философском течении был немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900 гг.), испытавший, по его признанию, большое влияние А. Шопенгауэра и Ф. Достоевского. Он развивал идею о том, что сущностью и законом мира является воля к власти, то есть воля к самоутверждению. Жизнь – это абсолютная ценность, поэтому ослабевание жизни означает ее качественное понижение, которому способствует мораль декаданса. Отрицая жизнь, декаданс подавляет и жизненные силы человека, заставляя бежать от мира как синонима греховности и зла. Общество, в котором торжествует мораль стада, ставит препоны благородной изобретательности и постановке героических целей. Тем самым вытравливается воля человека к бытию и вырабатывается рабское сознание. В этой связи и социализм предстает учением, в котором плохо спрятана воля к отрицанию жизни. Ницше протестует против христианской морали, заставляющей человека ощущать себя ничтожеством и расплачиваться за естественные здоровые инстинкты. Борясь с ханжеством так называемых «жрецов», он выступает против человеческого самоуничижения, порождающего у рабов морали жажду мести. Выступив как европейский нигилист, философ настаивает на активной жизненной позиции, напрямую связывая величие человека с его способностью к самосозиданию. Необходимо совершить переоценку ценностей и возродить духовную аристократию, которая подготовит рождение сверхчеловека, наделенного высшими доблестями и способного стать творцом более совершенных форм жизни.

Анри Бергсон считается основателем интуитивизма. Под интуицией он понимал мистическую способность творческих людей к получению истины путем внезапного озарения, без необходимой цепи логических доказательств. Жизнь, по Бергсону, представляет собой бесконечный поток становления, который нельзя постичь разумом. Жизнь – это переживания, непрерывная смена ощущений, эмоций, это и есть единственная подлинная реальность, которая и составляет предмет философии.

В ХХ веке философия не утратила интереса к проблемам человека. Это особо проявилось в таком течении, как экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование). Его идейными предшественниками были С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Э. Гуссерль. Основными представителями экзистенциализма были в Германии К. Ясперс и М. Хайдеггер, во Франции – Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю.

Эта доктрина делит мир на неподлинный, отчужденный, в который человек уходит, чтобы убежать от самого себя, и мир подлинный, в котором он сам себя выбирает – мир индивидуального внутреннего Я. Основная категория этой философии – существование, но это не эмпирическое бытие человека, а сверхсуществование – переживание, самосознание, то, что является стимулом человеческой деятельности. Оно глубоко индивидуально и не поддается научному определению. Существовать – значит выбирать себя во всех жизненных ситуациях, испытывать чувства, быть вечно в ценностном поиске. Обыденная жизнь (неподлинное существование) лишена свободы: человек плывет по течению и подчиняется законам большинства. Подлинное существование сопряжено с утверждением себя как личности, а не как явления из толпы. Обрести свободу чаще всего можно в пограничной ситуации, между жизнью и смертью. В этом случае жизнь определяется внутренним духовным выбором личности. Истолковывая роль науки как угрозы человеческому существованию, экзистенциализм основной упор делает на философию, которая должна заняться человеком, помочь избежать деперсонализации личности.

По Карлу Ясперсу (1883-1969 гг.), человек, утративший связь с Богом, находится в состоянии свободного падения. Творение остается без Творца, происходит утрата смыслов. Выход – в экзистенциальной коммуникации. По Мартину Хайдеггеру (1889-1976 гг.), в технизированном мире гасится человеческая уникальность, господствует власть всеобщего. Вместо вечного вопроса «Что делать?» надо поставить вопрос «Как начать думать?». Человек должен стать не потребителем, а «пастухом» бытия. Жан-Поль Сартр (1905-1980 гг.), провозгласивший: «Человек обречен на свободу», призвал к такой же тотальной личностной ответственности. Свобода определяется возможностью действовать, а выбор цели – это выбор своего бытия: человек таков, каким он себя выбирает (трус, герой и т. д.). Альбер Камю (1913-1960 гг.), исследовавший историю «бунтующего человека», пришел к выводу, что необходимо бороться с абсурдным миром. Для этого нужна солидарность: «Я бунтую, следовательно, мы существуем».

В целом экзистенциализм, обращаясь к проблемам жизни, смерти, смысла жизни, призывает человека к постоянному самопреодолению.

Во второй половине ХХ века возникла философия постмодернизма, получившая в наше время широкое распространение. Наиболее известными представителями философии постмодернизма являются Мишель Фуко (1926-1984), Жиль Делез (1925-1995), Жак Деррида (1930-2004), Ричард Рорти (1931-2007). Постмодерн – это то, что следует за модерном, т. е. за современностью. Однако слово «пост» имеет два значения: после и в оппозиции. Исходя из такого представления, слово «современный» («модерн») меняет смысл и обозначает теперь нечто отжившее, устаревшее. «Модернизм» (совокупность философских мыслей, начиная с Декарта) отбрасывается как понятие, причастное к иллюзорному поиску основы знания и человеческой идентичности. Теории рассматриваются как правительственные инструменты, потому что они неминуемо разделяют общество. Поэтому «современность» предстает как некий провал, а в общественном отношении как нечто разрушительное. Если «современные» мыслители рассматривали мир как основу и первопричину себя, то «постсовременные» пропагандируют идею случайности и конечности человечества (включая случайности нашего языка и речи). В социальном плане постмодернизм отмечен привязанностью к свободе, правам человека, стремлением к терпимости и сотрудничеству в рамках плюралистического общества.

Постмодернизм отличается двумя плановыми чертами (двумя типами отношений) – иронией и либерализмом. Главным тезисом философии постмодернизма является борьба с логоцентризмом как с любым жестким собирательным началом. Реальность предстает системой письменных знаков, бесконечно отсылающих к следам предыдущих текстов. Постмодернизм претендует на статус эксперимента «конца истории»: подводится черта под всей предыдущей историей мысли, ибо все уже было сказано, и мы можем только заново прочитать тексты прошлого. Прошлое воспринимается как история ошибок; бытие, истина и логика понимаются не как самодостаточные понятия, а как «события», то есть то, что постоянно переосмысливается, переписывается и переделывается. Все эти понятия превращаются в потенциально вымышленный эксперимент, к которому невозможно применить критерий достоверности. Отвергается диктат централизующего начала, утверждается полифоничность смыслов, отсутствие в мире стабильности и гармонии воспринимается скорее иронически, чем эсхатологически. Знаменуя собой завершение современной неклассической философии, постмодернизм отказывается от веры в линейный прогресс, абсолютную истину и разумное планирование общественных порядков.

Завершая рассмотрение вопросов темы, можно отметить, что все новое, появившееся в современной философии, так или иначе связано с человеком, с положением личности в обществе, с анализом возможностей и условий общественного прогресса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.014 с.)