Тема 9. Гносеология: теория познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Гносеология: теория познания.



1. Сознание и познание. Структура, функции и сущность сознания.

2. Сознание и бессознательное. Философия психоанализа.

3. Уровни, формы и методы научного познания.

4. Проблема истины и её критерии.

 

1. Гносеология – это раздел теоретической философии, в котором изучается познавательная деятельность человека. Сюда входит обширный круг проблем, касающихся возможностей познания мира, уровней, форм, методов научного познания, свойств и критериев истины. Мы можем познавать мир потому, что обладаем сознанием. Поэтому в данной теме мы обратимся также к исследованию сознания, которое изначально является и онтологической категорией. Сознание относится к сфере идеального (нематериального); его можно определить как субъективный образ окружающего мира. Если естествознание опирается на изучение нейрофизиологических процессов головного мозга, то философия исходит из того, что носителем сознания является не мозг сам по себе, а человек как общественный продукт. В истории философии сознание понимали по-разному: душа, дар Божий, продукт активной творческой деятельности, социальный феномен и т. д. Во второй половине XIX в. представители вульгарного материализма (Бюхнер, Фохт) считали, что сознание – это материальный процесс: мозг вырабатывает мысль, как печень желчь. Современная наука исходит из того, что сознание – это субъективная реальность, возникшая как естественный результат эволюционного развития материальных систем. В материализме сознание понимается как процесс отражения человеком объективного мира, в идеализме – как жизненная сила, одухотворяющая безжизненную материю. Если в живой природе формами отражения выступают раздражимость и возбудимость, то у человека сознание – это высшая форма информационного отражения, продукт и регулятор общественно-трудовой деятельности. Это универсальное отражение в идеальных образах и способность пользоваться этими образами в процессе мышления.

Сознание как высшая форма отражения связано со второй сигнальной системой – языком. Это говорит нам о становлении человека разумного, что обусловлено его трудовой деятельностью. Таким образом, труд, сознание, язык неразрывно связаны между собой. Источниками сознания являются внешний предметный и духовный мир; социокультурная среда – общие понятия, этические и эстетичные установки, идеалы, правовые нормы; духовный мир человека (опыт, прошлое, будущее); мозг – природная система, которая обеспечивает функцию адекватного отражения; общее информационное поле.

Сознание – сложная идеальная система, которая имеет свою структуру и функции. Сознание означает и понимание, и мышление, т. е. способность создавать опосредованные обобщённые образы. Самосознание – это осознание себя как субъекта, а также отношение к содержанию того, что отражается. Ядро сознания составляют ощущения, восприятия, представления. Сюда так же включается акт внимания. На этой основе идет процесс абстрактного мышления. Кроме чувственной и логической, существует также эмоциональная и волевая сферы сознания.

Структура сознания определяет его функции:

1) познавательная – основная, создающая картину мира;

2) целеполагающая – выработка целей собственной деятельности и идеалов, прогнозов будущего;

3) регулятивная – активное влияние сознания и его продуктов (чувств, идей, идеалов) на отношения между людьми;

4) информационная – сознание как способ трансляции и передачи социального опыта (знаний, способов мышления, приёмов и правил деятельности);

5) прогностическая – возможность предвидеть ход развития событий;

6) оценочная – способность создавать систему оценок различных объектов;

7) творческая – способность творить и преобразовывать мир.

Основа сознания биологическая (оно обусловлено функциями мозга), но его сущность социальная: человеком можно стать только в среде себе подобных. Это было подтверждено природными «экспериментами» («дети-Маугли»), а также научным экспериментом советского философа Э. Ильенкова в Загорском интернате для слепо-немо-глухих детей. Сознание – это сознание человека, общества, во всём богатстве его проявления. Оно социально, так как носителем его является человек, живущий в обществе. Он приобретает сознание лишь включаясь в мир культуры, который является хранителем совокупного опыта человека. Таким образом, сознание создаёт необходимые предпосылки для утверждения человека в этом мире как существа познающего и самопознающего.

 

2. Особую трудность представляет понимание бессознательного. Бессознательное представляет собой психические процессы, не представленные в сознании. Психика – это способность живых существ создавать чувственные обобщённые образы внешней действительности. Под психикой человека понимают всю совокупность внутреннего субъективного мира. Сознание – тоже часть психики, ибо в ней происходят и сознательные, и подсознательные, и бессознательные процессы. Бессознательное можно определить как фрагмент сознания, который в данный момент мы не можем поставить под контроль сознания. Различают два вида бессознательных действий: это те действия, которые никогда не осознавались (бредовые идеи, чувство тревоги, страха и т. д.) и те, которые осознавались и могут совершаться автоматически, т. е. они ранее формировались сознательно. Бессознательное, как правило, отрывочно, фрагментарно, и это усложняет его анализ (сновидения, навязчивые идеи, прозрение, интуиция и т. п.). В истории философии проблему бессознательного разрабатывали многие мыслители от античности до постмодернизма (Платон, Декарт, Гегель, Делез и др.). В XIX в. А. Шопенгауэр создал концепцию бессознательного как Мировой воли – абсурдной, бесцельной, «голодной», обеспечивающей абсурдность и неразумность мира в целом. Ф. Ницше разработал учение о воли к власти как бессознательного начала и закона жизни. К. Маркс создал концепцию социального бессознательного: властные структуры, обладающие скрытыми механизмами воздействия на психику людей, внушают им желаемые мыслительные и поведенческие установки.

Особое место в изучении бессознательного принадлежит австрийскому психиатру З. Фрейду и его ученикам, разработавшим философию психоанализа. Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.) предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание) и «Сверх-Я» (внутриличностная совесть, своего рода моральная цензура, впитавшая социальные нормы и правила). По Фрейду, поведением человека управляет не идеалы, не разум и не правила приличия, а инстинкты: инстинкт секса и страх смерти. Он утверждал, что в основе всех наших действий лежат тайные желания, комплексы и неврозы. Узнать о них можно, проанализировав свои сны. Фрейд считал, что не сознание, а бессознательное управляет поведением человека. Существует единый перечень врожденных влечений, которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению: это влечения жизни, сексуальные влечения, влечения к смерти. От творчества Фрейда пошли следующие направления: собственно фрейдизм, или классический психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта; психоаналитический подход, выводящий все моменты и проблемы взрослого человека из событий и переживаний его детства; психодинамический подход, выводящий происходящее в душе человека из глубинной борьбы (динамики) бессознательных сил.

Среди учеников З. Фрейда выделяются А. Адлер и К. Юнг. Так, Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы. Особое внимание ученый уделил коллективному бессознательному, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. Именно эта определённость и выражена в том, что Юнг назвал архетипами, влияющими на наши мысли, чувства, поступки. Некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, что приводит к глубокому мотивационному расколу личности.

Проблема бессознательного продолжает оставаться актуальной и вызывает глубокий интерес ученых в наши дни.

3. Познание – это активная деятельность человека, направленная на приобретение знаний. А знания – это идеальные образы (представления, понятия, теории), закреплённые в знаках естественных и искусственных языков. Познаваем ли мир, способен ли человек составить верную картину мира? Большинство философов положительно решают эту проблему. Такая позиция получила название «гносеологический оптимизм» (французские материалисты, Фейербах и Гегель, русские материалисты, марксисты, многие современные философские школы). У материалистов мир познаваем, знание есть субъективный образ объективного мира. У Гегеля абсолютная идея познаёт саму себя; в теологии познание толкуется как божественное откровение. В субъективном идеализме (Беркли) возможно познание внутреннего мира человека. Но есть философы, отрицающие возможность достоверного знания. Учение о непознаваемости мира называется агностицизм (не доступный познанию). Элементы агностицизма содержатся в релятивизме древнегреческих софистов (нет ничего истинного, как и нет ничего ложного). Это послужило источником античного скептицизма (Пиррон), кантовского учения о невозможности познать вещь в себе и т. д. Отметим, что в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставили под сомнение то, что воспринималось на веру без рационального обоснования. Ведь сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истины.

Существуют такие уровни познания, как чувственное и рациональное. Чувственное познание включает в себя три формы: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это субъективный образ предмета, первичная информация о мире. Восприятие – целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения, в нём отражаются различные свойства вещи как одно целое. Представление – это опосредованный целостный образ, сохраняемый и воспроизводимый с помощью памяти. Оно базируется на прошлых восприятиях, воображении, мечте, фантазии и т. д. Рациональное познание – это, прежде всего мышление, которое опирается на чувственное познание и даёт обобщённое знание. Оно осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это обобщённое логическое выражение существенных свойств предметов. В них закрепляются результаты познания. Научные понятия выражают внутренние связи и отношения, служат ступенями познания. Понятия подвержены изменениям в результате практики. Практика закрепляется в сознании в форме понятий. Понятия возникают и существуют в сознании в виде суждений. Суждение – это форма, в которой совершается мыслительный процесс: мыслить означает высказывать суждения. Они могут быть утвердительными или отрицательными. Элементами всякого суждения являются понятия, а содержание самих понятий раскрывается путём суждения. Умозаключение – это вывод из нескольких суждений. Умозаключения на основе имеющихся знаний дают нам новые знания. Здесь совершается переход от известного к неизвестному, путём выведения одних суждений из других. Уровни познания существуют в неразрывной связи и образуют диалектический путь познания: от живого созерцания, к абстрактному мышлению, и от него – к практике. Итог познания – достижение истинного знания.

В научной философии познание рассматривается как процесс взаимодействия объекта и субъекта в материально-чувственной деятельности человека. Субъект и объект познания выступают как стороны практического отношения. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, которое связывает его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие. Исходная характеристика субъекта – активность, объекта приложение активности. Активность носит осознанный характер, она опосредована целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Человек может быть и объектом, и субъектом. Он становится субъектом, когда включён в социальную деятельность. Субъект – это человек в обществе и общество в человеке. Он берётся одновременно как субъект познания и как субъект практического действия. Объект – часть объективной реальности, которая включена в практическое преобразование субъектом, и в этом смысле без субъекта нет объекта. Общество выступает субъектом познания через способы познавательной деятельности и систему накопленного знания. Индивид становится субъектом познания, когда может овладеть миром культуры и превратить достижения человечества в свои силы и способности (язык, логические категории знаний). Таким образом, процесс познания есть единство объекта и субъекта.

Существуют две основные формы познания: эмпирическая и теоретическая. Эмпирическое познание включает в себя наблюдение, сравнение, эксперимент; здесь выясняются научные факты, эмпирические законы. Теоретическое познание включает в себя такие составляющие, как идеализация (мысленная реконструкция эмпирического объекта), логическая модель, формализация. Содержание теоретического уровня – научные понятия, категории, законы науки, научные теории. Сначала ставится проблема, решение которой представляет практический или теоретический интерес. Затем выдвигается гипотеза – обоснованное предположение с целью выяснения закономерностей и причин исследуемого объекта. После этого обосновывается теория – форма организованности достоверного знания, предметной области, объясняющая, предсказывающая функционирование и развитие объектов данной области. Требования к научной теории:

1) адекватность своему объекту;

2) максимальная полнота описания данной предложенной области;

3) внутренняя непротиворечивость, согласованность с фактами;

4) связь всех положений и выводов, их логическое обоснование;

5) принципиальная проверяемость;

6) простота теории, то есть способность объяснить все факты из одного исходного положения.

Современная наука обладает мощным материальным и интеллектуальным потенциалом. Она отличается от обыденного познания объектом, целью, средствами и уровнем познавательной деятельности. Научная преемственность – неотъемлемое условие прогресса научного знания.

Методы научного познания делятся на три группы: специально-научные, общенаучные и философские. Специально-научные не являются универсальными и применяются только в отдельных науках (например, метод спектрального анализа). Общенаучные методы применяются в любых науках по мере необходимости. К ним относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, исключение и т. д. Философские методы делятся на диалектические, метафизические, герменевтические, позитивистские, а также включают в себя открытия синергетики. Диалектические методы включают в себя такие принципы, как восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, принцип всеобщей связи и развития, принцип историзма и др. Диалектика в данном случае является теорией познания, которая рассматривает предмет исторически, переходя от незнания к знанию. Метафизические методы предполагают пристальное изучение отдельного предмета вне его связей с иными объектами, что бывает полезно на начальных стадиях исследования. В герменевтике ставится требование совпадения внутренних миров интерпретатора и интерпретируемого, познание идет по принципу соответствия частей целому и целого части. В неопозитивизме и постпозитивизме разработаны принципы верификации (правильность теории доказывается путем опыта) и фальсификации (правильность теории проверяется путем ее опровержения). В синергетике исследуются общие закономерности процессов самоорганизации открытых систем, которые могут подвергаться случайным отклонениям (флуктуациям), расшатывающим структуру и приводящим к изменениям системы в целом. Случайные отклонения, флуктуации ведут к нелинейному процессу развития, т. е. система может развиваться по одному из многих возможных путей. Синергетика дополняет и уточняет ряд положений диалектики, по-новому трактует такие понятия, как саморазвитие, порядок и беспорядок, устойчивость и неустойчивость. Здесь развитие не однолинейное, не однонаправленное, связанное с необходимостью, а развитие, содержащее в себе возможность выбора, который определяется случайностью. В синергетике неустойчивость и хаос не являются отклонением от магистрального пути развития, а выступают необходимым её этапом, ведущим к организации новых, более сложных систем. Синергетика создаёт условия для создания универсальной концепции глобальной эволюции, а также эволюции во Вселенной. Она формирует общую парадигму исследований, расширяет и углубляет диалектическую концепцию развития. Управление сложными системами оказывается эффективным, если оно согласуется с внутренними процессами самоорганизации. Природу надо не покорять, а жить с ней в согласии, учиться резонансному воздействию. Это же следует делать и в экономике, политике, культуре, социальных отношениях.

 

4. Целью любого научного поиска является достижение истины. Истина – это достоверное знание, соответствие наших знаний действительности. Свойствами истины являются ее абсолютность и относительность, объективность и субъективность, а также конкретность.

Истина представляет собой непрерывный процесс накопления знаний, и понятия абсолютной и относительной истины раскрывают взаимоотношения между бесконечным процессом познания и исторической обусловленностью этого процесса на отдельной ступени его развития. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, её разновидностью являются вечные истины. Она познаётся не сразу, не целиком, а через относительные истины. Абсолютная истина – это бесконечный процесс, отдельными звеньями которого являются относительные истины, неполные и неточные знания. Истина есть процесс движения мысли от неполного знания к более полному, абсолютному. Игнорирование этого тезиса приводит к релятивизму или догматизму. Но полные, исчерпывающие знания о мире в целом недостижимы, так как мир бесконечен и неисчерпаем. Поэтому абсолютная истина предстаёт как бесконечная сумма относительных истин, которые формирует человечество на протяжении всей своей истории. Следовательно, в рамках человеческого познания истина относительна.

Важнейшим принципом познания является принцип объективности рассмотрения объекта. Однако каждый ученый мыслит по-своему; нет ничего объективного, не пропущенного через субъективное сознание человека. Поэтому понятие «объективная истина» обозначает личное отражение объективного мира в сознании. С одной стороны, истина не зависит от каждого конкретного человека и даже от человечества в целом. С другой стороны, любая истина формулируется человеком, а, как известно, человек может ошибаться. Следовательно, истина объективна по содержанию, но субъективна по способу существования.

Вопрос о том, абстрактна истина или конкретна, можно прояснить на простом примере. Если нас спросят, полезен или вреден дождь, и потребуют однозначного ответа, мы окажемся в затруднении: дождь полезен, если он увлажняет почву и способствует хорошему урожаю, но он вреден, если приводит к наводнению. Значит, абстрактная постановка вопроса не дает ответа на все случаи жизни. Это доказывает, что абстрактных истин нет. Истина конкретна, так как истинность понятий и умозаключений надо рассматривать в зависимости от условий, места и времени их возникновения. С изменением исторических условий меняется и истинность положений и выводов. Таким образом, истина – это не только результат познания, но и средство, и способ реализации его целей. Истина возможна только в неразрывной связи с практикой. Она есть единство познания, преобразования и освоения мира человеком.

Проблема истины связана с поиском её критериев. В истории науки существовали различные критерии истинности знания. У эмпириков и сенсуалистов критерием выступает соответствие знаний опыту, у рационалистов – интеллектуальная интуиция. Логический критерий предусматривает выведение знаний из общих истинных положений. Но критерием должна быть не духовная познавательная деятельность, а практика, то есть целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. Она имеет социально-историческую природу. Чувственный и рациональный, логический и эстетический критерий опосредованы практикой. Практика – решающий и всеобщий критерий, но она не всегда в данный исторический момент может подтвердить или опровергнуть истинность знания. В тех случаях, когда практика невозможна, критерием истины выступает разум, способный к рациональному мышлению и формулирующий убедительные логические умозаключения. Но необходимо помнить, что процесс познания не имеет границ, и наши знания о мире постоянно углубляются и дополняются.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.022 с.)