Занятие 14. «Жить по собственному выбору» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 14. «Жить по собственному выбору»



Цель: развитие целеполагания и отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

Материалы: плакат «Я должен или выбираю», лист бумаги, спокойная музыка.

Ход занятия

Упражнение 1. «Привет, мне приятно тебе сказать…» [1].

Участники хаотично двигаются по комнате. Необходимо подойти к каждому и с улыбкой сказать несколько теплых слов, используя начало фразы: «Привет, мне приятно тебе сказать…».

Упражнение 2. Восточная легенда [5].

Ведущий: «После того как боги сотворили Вселенную – Землю, Солнце, после того как они сотворили Природу – горы, моря, океаны, леса, цветы; после того как они сотворили Человека, они создали Истину. Боги не хотели, чтобы Истина досталась человеку даром, без труда. Он должен был сам достичь, открыть ее. И тогда Боги задумались, где спрятать Истину. Сначала они хотели спрятать ее на вершине самой высокой горы, затем – в самом глубоком месте океана, затем – на самой далекой звезде, но все эти места казались им слишком доступными для человека.

И тогда они решили: «Спрячем Истину в сердце Человека. Он станет искать ее на Земле и на Небе, в лесах и воде, даже не подозревая о том, что все время носит ее с собой».

Упражнение 3. «Должен или выбираю».

Участники записывают в первую колонку таблицы по 3 окончания каждой из фраз «Я должен…», «Я не могу…», «Я боюсь». Затем заполняется вторая колонка. При этом начало фраз изменяется, концовка остаётся прежней.

1 Я должен… Я должен… Я должен… Я хочу … Я хочу … Я хочу …
2 Я не могу… Я не могу… Я не могу… Я не хочу … Я не хочу … Я не хочу …
3 Я боюсь… Я боюсь… Я боюсь… Я хотел бы… Я хотел бы… Я хотел бы…

Вопросы для обсуждения: Как изменились ваши чувства, мысли, действия?                                                       

Ведущий: Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия. Переход от «я должен» к «я хочу» означает, что вам легче будет бороться не только со своими

 

 


проблемами, но и с проблемами, возложенными на вас другими. Быть может, в настоящий момент у вас есть дела, которые вам не по душе, но которыми все равно придется заниматься: необходимо выбрать к ним другое отношение. Сознательный выбор может превратить неудачный день в день достижений.

Упражнение 4. Визуализация «Четыре двери» [12]

Ведущий: Сядьте поудобнее. Я приглашаю вас сейчас в одно воображаемое путешествие. Закройте глаза и три раза сделайте глубокий вздох…

Представь себе, что ты стоишь в пустом помещении с белыми стенами…Прямо перед тобой дверь.… На ней написано: «Прошлое». Ты читаешь надпись. Осмотри дверь получше, но не открывай пока её…(20 секунд). Теперь передвинься немного и взгляни на другую стену…. Там ты видишь дверь, на которой написано: «Настоящее». Осмотри внимательно эту дверь, но пока не открывай и её…(20 секунд). Теперь снова немного отойди и увидишь третью дверь, на ней надпись: «Будущее». Присмотрись внимательно и к этой двери, тоже не открывая…(20 секунд). Повернись еще последний разок и увидишь четвертую дверь…. Там написано: «Неизвестное». Осмотри внимательно последнюю дверь…. Подумай немного о том, что могло бы быть за каждой из этих дверей. (30 секунд).

Реши теперь, какую дверь тебе хотелось бы открыть…. Когда ты будешь готов, подойди к двери и ты заметишь, что она не захлопнута. Открой её…. Почувствуй поток воздуха, который идет из открытой двери. Какой температуры воздух, как он пахнет? Если ты сейчас хочешь изменить свой выбор, то снова закрой эту дверь и иди к другой…. Если ты верно нашел дверь, то аккуратно проходи туда. Найди маленький фонарь, которым ты сможешь пользоваться, если понадобится. Ты можешь везде походить и делать все, что тебе захочется…. Насладись этими приключениями в течение следующих 5 минут. Возможно, это время покажется тебе довольно долгим, зато его вполне достаточно, чтобы успеть сделать все, что тебе хочется. (5 минут.) Все, время истекло, пора возвращаться назад в класс. Простись со всем, что увидел. Когда я досчитаю до конца, будь уже снова здесь, отдохнувший, бодрый и внимательный. Десять… девять… восемь… и т.д. Осмотрись теперь в помещении. Хотел бы ты кому-то из нас рассказать, что пережил за дверью?

Теперь вы можете описать, что вы нашли за выбранной вами дверью. Возможно, ваши заметки будут выглядеть как рассказ о сне, возможно – как история или, может быть – как документальный репортаж. Для этого у вас есть 20 минут.

Вопросы для обсуждения: Насколько отчетливо ты видел картинки в месте, которое выбрал себе? Как ты себя ощущал при этом? Что было самым интересным для тебя? Какую дверь ты выбрал? Узнал ли ты при этом что-нибудь важное? Какая история понравилась тебе больше других?       

Упражнение 5. «Цели»

Участники делят лист бумаги на 4 части и пишут на нём цели: на ближайшие 6 месяцев, на год, на 3-5 лет. Цели могут быть любые: личные, профессиональные, связанные со здоровьем, отдыхом, с родителями, друзьями. Затем в свободной части листа пишут цели, которые повторяются, т.е. самые главные цели в жизни (или 3 самые заветные цели).

Ведущий: Нарисуйте себя на перекрестке дорог (или 3-х целей). Обозначьте направление своего движения. Какое направление выберешь в первую очередь? Что дает тебе эта дорого? Напиши шаги для реализации этих целей. Вернитесь к целям, которые вы ставили на первом занятии.

Принципы целеполагания: 1) Используйте в формулировке целей фразы уверенной, толерантной личности: «я хочу, я могу, я буду», 2) Обязательно осуществляй продвижение к цели по шагам.

Первый шаг: Проанализируйте цель: что значит достичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться?

Второй шаг: Оцените и запишите: на каком этапе осуществления цели вы сейчас находитесь, что вы уже знаете, умеете, можете.

Третий шаг: Оцените свои возможности.

Четвёртый шаг: Решите, что вам нужно сделать, чтобы достичь цели.

Пятый шаг: Точная конкретизация каждого из действий по времени.

Шестой шаг: Осуществление того, что вы наметили.

Седьмой шаг: Проверка и контроль результатов.

Лучше всего ежедневно отмечать: что вы делаете, сколько времени тратите, каков результат работы (можно ставить + -, рисовать веселые или грустные рожицы). Важно, чтобы вы сами увидели, удается ли вам что-нибудь или нет, и вовремя поняли, почему ничего не получается. Возможно, выбранный вами путь ведет в тупик. Но существует множество других путей. Вернитесь немного назад. Проанализируйте, с чем связана неудача, в чем причина, где ошибка. Выберите новый путь. Действуйте! Ошибайтесь, проваливайтесь, но действуйте! Активное действие – главное, что отличает неудачника от победителя.

Упражнение 6. «Рефлексия»

Вопросы для обсуждения: Каким образом ты используешь знания, полученные на этом занятии? Что именно ты готов сделать уже сегодня?

Ритуал прощания «Пожелания на будущее»

На воздушном шарике (или на открытке) участники группы пишут пожелания, мечты о будущем и отпускают в небо.

 

Занятие 15. «Звездная карта моей жизни. Итоговое задание»

Цель: закрепить представлений о своей уникальности, актуализировать личностные ресурсы.

Материалы: бумага.

 

Ход занятия

Упражнение 1. Приветствие.

Упражнение 2. «Морская фигура - замри» [1].

Группа хаотично двигается по комнате, по команде водящего замирают, а он пытается рассмешить кого-то из заколдованных. Расколдованный присоединяется к водящему. Играют до тех пор, пока не будут расколдованы все участники.

Упражнение 3. «То, что никогда не кончается»

Ведущий: В книге «Воин света» Пауло Коэльо есть такие строки: «Воин света не боится показаться безумным. Вслух и в полный голос разговаривает он сам с собой. Некто внушил ему, что это – наилучший способ общения с ангелами, и вот он рискнул вступить с ними в связь. Поначалу ему представляется это очень трудным. Он думает, что ему нечего сказать им, что он будет лишь повторять бессмыслицу и чушь. И все же воин настаивает и упорствует и каждый день ведет беседу с собственным сердцем. И произносит то, с чем не согласен, и говорит глупости.

Но вот в один прекрасный день он замечает, что голос его звучит иначе. И понимает тогда, что открыл путь для достижения высшей мудрости…».

Обращаясь к самому себе, к свому Я, начинаешь принимать себя таким, какой ты есть, осознаешь уникальность своей судьбы. Каждый в большей или меньшей степени готов отстаивать собственную неповторимость, дорожит ею и стремится лучше понять её.

Давайте совершим увлекательное путешествие по вселенной нашего Я.

Упражнение 4. «Моя вселенная» (рисунок, коллаж).

Участники изображают на листе бумаги в центре солнце «Я», вокруг звезды и планеты.

· Мое любимое: занятие, цвет, животное, друг, звук, запах, игра, одежда, музыка, время года, певец или группа, …

· Место, где я больше всего на свете люблю бывать…

· Я чувствую у себя способности …

· Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете….

· Лучше всего я умею….

· Я знаю, что смогу…

· Моя главная цель…

· Мой девиз…

· Я уверен в себе, потому что …

У каждого из нас много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным. Любить себя – это значит понимать свои слабости и недостатки и даже отвратительные черты для того, чтобы иметь силы и возможности их преодолеть, становиться лучше, сильнее, независимее.

Ведущий развешивает на стены рисунки «вселенных» каждого участника. Группы хаотично движется по комнате, читает.

Вопросы для обсуждения: Что узнал нового об участниках группы?

Упражнение 5. «Автопортрет»

Каждый рисует с закрытыми глазами, не отрывая карандаша от бумаги, свой автопортрет, затем раскрашиваются замкнутые пространства, рисунки раскладывают для просмотра.

Вопросы для анализа и обсуждения: Найдите, какой портрет чей и обоснуйте. Сравните с прежним автопортретом? Какие чувства вызывает портрет? Изменились ли портреты?

Упражнение 6. Круг обратной связи [12].

Участники подводят итоги работы по курсу.

Вопросы для обсуждения: Какие цели ты ставил? Что смог решить на занятиях? Чего добился? Что изменилось в тебе и в группе? Чему научился на занятиях? Над чем размышляешь сейчас? Что больше всего понравилось, запомнилось в тренинге? Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе? Какую игру вы бы провели еще раз?

Упражнение 7. «Портфолио»

Впереди расставание и группа собирает каждому человеку по портфолио:

а) то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, т. е. положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке;

б) то, что мешает человеку, т. е. его отрицательные качества, с которыми необходимо работать.

Один выходит за дверь, группа обсуждает и составляет список по 5-7 качеств. Затем зачитывают и вручают участнику.

Список литературы

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: Питер, 2002.

2. Вачков И.В. Основы психологии группового тренинга: психотехники. – М.: Ось-89, 1999.

3. Керрел С. Групповая психотерапия подростков. Пер. с англ. А.С. Маслов. – СПб.: Питер, 2002.

4. Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. Пер. с англ. Е. Рачковой. – М.: Издательство «Эксмо», 2002.

5. 5.Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

6. Рудестам К. Групповая психотерапия. Пер. с англ. А. Голубев. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999.

7. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? Пособие для психолога и педагога. – М.: Генезис, 2003.

8. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999.

9. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2003. – 138 с.

10.  Терапевтические сказки / Под ред. Хухлаевой О.В.- М.: Академический проект, 2001.

11. Фоппель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения /Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002.

12. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем. В 4-х томах.- М.: Генезис,1998.

 

Е. А. Зуева

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.032 с.)