Занятие 11. «Я во взаимодействии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 11. «Я во взаимодействии»



Цель:  учить чувствовать, понимать другого, взаимодействовать в паре, группе.

 Материалы: лист бумаги, краски, фломастеры, восковые мелки, музыка, цветные нитки – зеленая (60 см), разноцветные (10 см).

 

Ход занятия

Упражнение 1. «Приветствие»

Упражнение 2. «Разожми кулак»

Группа разбивается на пары. Один крепко сжимает кулак. Второй должен, используя любые способы, разжать этот кулак.

Вопросы для обсуждения: Какие способы взаимодействия вы использовали (сила, подкупы, лесть, обман, попытка договориться)?

Упражнение 3. «Неожиданные картинки»

Каждый в течение 2-3 минут рисует на листе бумаги какую-нибудь картинку. По команде ведущего рисунок передается соседу слева, который продолжает рисовать начатую картину.

Вопросы для обсуждения: Что хотел нарисовать сам и что получилось в итоге? Совпадают ли замыслы? Какие чувства возникают по поводу рисунка? Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

Упражнение 4. «Речевое поведение»

Ведущий: Снова вернемся к схеме, которую мы обсуждали раньше.

Событие        мысли        чувства      поведение


                                     как воспринимаю     как реагирую на событие

                                                  событие

                                    

Мы реагируем на событие либо невербально (мимика, жесты), либо на вербальном уровне – речевое поведение (высказывания, мнения, суждения, доказательства…). Наши слова, содержание нашей речи значат не меньше, чем наши реальные действия и поступки. Не случайно об этом говорится в народных пословицах: «Слово пуще стрелы разит», «От слова спасенье, от слова погибель», «От одного слова – да навек ссора». Мнение влияет на поведение не только того, кому оно адресовано, но и на поведение говорящего.

Вопросы для обсуждения: Расскажите о ситуациях, когда негативные мнения о вас заставляли вас вести себя негативно. С какими вашими чувствами это было связано? Что думали вы в этот момент?

Упражнение 5. «Слова, которые причиняют боль»

Ведущий: События детства во множестве записываются в нашем сознании так же, как звуки записываются на магнитофонную пленку. Эта запись воспроизводится в нашем сознании снова и снова на протяжении всей жизни. Иногда эти высказывания (мнения) болезненны для нас.

Негативные высказывания могут быть изменены так же, как может быть изменена запись на кассете. Позитивная запись помогает создать позитивное представление о себе. Например, «Ты эгоист» - «Ты оптимист»; «Ты закончишь свою жизнь в тюрьме» - «Ты достигнешь успеха в жизни»; «Как можно быть такой тупой» - «С годами люди мудреют».

Вам предстоит принять участие в визуализации «Слова, которые причиняют боль»[3].

Ведущий: Представьте себя входящим в большие богато украшенные ворота. Это ворота в ваши детские воспоминания. Толкните эти ворота и прислушайтесь к звуку, с которым они открываются. Проходя в ворота, вы слышите стук щеколды за вашей спиной. Вы оказались на тропинке, которая ведет в дом вашего детства. Теперь вы видите этот дом. Вы поднимаетесь по лесенке и смотрите через окно на сцену из вашего детства. Кого вы там видите: родителей, друзей, одноклассников? Может быть эта шумная сцена с проявлением гнева, в которой важный для вас человек с ненавистью кричи на вас. Это может быть и безмолвная сцена, где присутствует только малыш, не согласившийся с замечанием, доставившим ему большую боль. Что за слова вас так ошеломили? Возьмите эти слова с собой и покиньте место ваших детских воспоминаний. Вернитесь по тропинке назад к большим и богато украшенным воротам. Пройдите сквозь ворота, услышьте звук щеколды у себя за спиной. Вернитесь в наше время, в нашу комнату, вернитесь к нам.

Участники группы записывают слова, которые вспоминались во время упражнения, по схеме:

 

Мнение Мысли Чувства Поведение
       

 

Затем участники переформулируют отрицательные мнения и мысли таким образом, чтобы они приобрели позитивный характер. Группа помогает тем, кто испытывает затруднения. Участникам предлагается для облегчения перестройки фраз использовать рифмовку.

Упражнение 6. «Способы реагирования на негативное мнение другого»

Вопросы для обсуждения: Какие способы выхода из эмоционально трудных ситуаций вы знаете? Как обычно вы реагируете на мнение других?

Участники записывают в тетради предлагаемые группой способы. Ведущий дополняет записанное.

Ведущий: Мы по-разному относимся к мнению другого: не воспринимаем и не реагируем; не воспринимаем, но внешне реагируем; болезненно воспринимаем, не показывая внешнюю реакцию; болезненно воспринимаем и бурно реагируем.

Способы выхода из эмоционально трудных ситуаций можно разделить на конструктивные и деструктивные. Конструктивные способы предполагают, проблема разрешается и самому становится лучше. При деструктивных способах проблема не решается, и состояние не улучшается.

Вопросы для обсуждения: Какие из записанных в тетрадь способов поведения являются деструктивными, а какие - конструктивными? Как будет реагировать, и воспринимать мнение другого человека толерантная личность?

Ведущий: То, что мы о себе думаем, влияет на то, как мы себя чувствуем и на то, как мы поступаем. На мнение другого человека необходимо реагировать толерантно. Толерантная личность – устойчивая, независимая, свободная, адаптивная, уравновешенная, уверенная в себе, имеющая свое собственное мнение, способная противостоять влияниям социума, адекватно воспринимающая мнение о себе, вычленяя из него позитивный аспект для саморазвития.

Упражнение 7. «Шатер желаний»

Один участник лежит на полу, остальные держат над ним ткань. Участник называет, а остальные исполняют его желание (например, изобразить ветер, поезд).

Упражнение 8. «Толерантная личность» (коллективная работа)

Участники создают образ толерантной личности, используя разнообразные средства: рисунок, коллаж, объемные предметы, мебель и т.д.

Вопросы для обсуждения: Какие негативные и позитивные мнения о том, что ты делаешь в коллективной работе, высказывали другие? Какие мысли и чувства это у тебя вызывало? Как ты реагировал на эти мнения? Как мнения других людей о твоем участии в совместной работе влияли на твое желание продолжать деятельность, на твои высказывания?

Упражнение 9. «Рефлексия»

Ритуал прощания «Бархатное ожерелье»

Каждый участник в виде ожерелья завязывает на шею зеленую нить. Затем участники подходят друг к другу и привязывают к зеленой нити по одной своей разноцветной ниточке, произнося при этом пожелания. Необходимо весь набор разноцветных нитей раздать в группе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.006 с.)