Занятие 9. «Я в своих глазах и в глазах других людей» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 9. «Я в своих глазах и в глазах других людей»



Цель: активизация процесса рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я – концепции.

Материалы: бумага, плакаты с ответами на тест, фломастеры, карандаши, клей, картинки, журналы.

 

Ход занятия

Упражнение 1. «Приветствие»

Упражнение 2. «Будь внимательным»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает внимательно посмотреть друг на друга, запомнить: кто во что одет. Затем развернуться спинами, и ведущий спрашивает участников: «Как одет …?», «Какого цвета … брюки? Кто сегодня пришел в джинсах? …».

Упражнение 3. Притча «Ворона и павлин» (по Н. Пезешкеяну)

Ведущий: В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: «Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке! С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее оперение – что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не стала носить. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица». Ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом же деле, я – все что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего огорчает меня, потому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь свои глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего нравится людям…»

Упражнение 4. «Листики за спиной» [7]

Вопросы для обсуждения: Вас интересует мнение о себе других людей? Какое мнение Вас интересует: положительное, отрицательное, нейтрально-равнодушное? Что Вас интересует в большей степени: внешний вид, ум, характер?

Ведущий: Сейчас мы узнаем мнение о нас участников группы. Каждый на листочке пишет, какое мнение он хотел бы о себе узнать:

«+» положительные стороны;

«-» отрицательные черты;

«=» все, что вы обо мне думаете.

Листочки крепятся на спину участникам. Ребята, передвигаясь по комнате, пишут на листках свое мнение с учетом пометок (+, -, =). После того каквсе встретились со всеми, группа садится в круг. Участники изучают записи.

Вопросы для обсуждения: Почему выбрали именно этот вариант (+, -, =)? Какие чувства вызывает у вас мнение других? Как вы реагируете на мнение других о себе?

Упражнение 5. «Самоанализ» [5]

Участники группы отвечают на 5 вопросов:

1. Мой успех зависит от…

2. Мое настроение зависит от…

3. Мои страхи и опасения зависят от…

4. Когда у меня с кем-то портятся отношения, это зависит от…

5. Большинство событий моей жизни зависит от…

Варианты ответов висят на стенах комнаты:

1) от меня самого;

2) от других людей;

3) от везения, погоды, обстоятельств;

4) всего понемножку; ни от чего не зависят.

Слушая вопрос, ребята выбирают ответ, становясь у какой-либо таблички. После каждого ответа группа 2-3 минуты обсуждает вопрос: «Почему я выбираю данную позицию?» и формируется мнение группы.

Упражнение 6. «Три круга внимания»

Ведущий: В течение минуты послушайте себя. Сконцентрируйте внимание на разных кругах внимания:

1 круг – мои ощущения и чувства

2 круг – мои мысли, мнения

3 круг – внешний мир 

Вопросы для обсуждения: Что чувствовал? Как распределялось ваше внимание по кругам? Удавалось ли сосредоточиться на первом круге?

Упражнение 7. «Мои окна Я»

Ведущий представляет вниманию группы модель «Окна Джогари» [6].

 

 

 


Ведущий: В начале общения «окна» выглядят следующим образом:

 

Арена Слепое пятно
Фасад Неведомое

 

    По мере развития отношений и установления отношения взаимопомощи и доверия «окна» меняются:

 

Арена Слепое пятно
Фасад Неведомое

 

Представьте, как выглядят ваши окна «Я». Какая у них форма, размер? Что вы видите через каждое из окон? Изобразите свой внутренний мир, своё «Я». Можно внутри каждого окна сделать рисунок или коллаж.

Вопросы для обсуждения: Что изображено в каждом «окне»? Какое «окно» тебе хотелось закрыть ставнями? Оформление какого из «окон» говорит о степени твоего доверия группе, о твоей искренности? 

Упражнение 8. «Декларация моей самоценности»(по В. Сатир)

Участники декламируют хором вслед за ведущим: «Я – это Я. И нет в мире такого как Я. Много всего есть у меня. Победы, успехи, ошибки, беда. Я – это Я и Я строю себя. Я – это здорово! Я – это клево! Я для меня - очень важное слово!»

Упражнение 9. «Рефлексия»

Вопросы для обсуждения: Как мнение других обо мне способствовало моему самопознанию? Что нового я узнал о себе? Чье мнение обо мне было неожиданным, чье особенно важным? Что я открыл в других?

Ритуал прощания.

Участники становятся в круг, кладут руки на плечи соседей и хором говорят: «До свидани – Мы!»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.013 с.)