Занятие 12. «Толерантное общение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 12. «Толерантное общение»



Цель: показать, как толерантное общение вырастает из толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе; показать, какими способами можно сделать общение толерантным.

Материалы: карточки с заданиями.

 

Ход занятия

Упражнение 1. «Приветствие»

Упражнение 2. «Да» [11].

Участники стоят в кругу. Ведущий дает задание группе, участники, принимая задание, должны громко сказать: «Да!». Затем инициативу может перехватить любой участник. Примеры заданий: пройдитесь по комнате во всех направлениях; давайте плавать; погладим рубашку.

Вопросы для обсуждения: Легко ли перехватывать инициативу? Как команда реагировала на ваши предложения? Толерантно/интолерантно поступали участника группы по отношению к ведущему (принимали, игнорировали, перекрывали задание).

Упражнение 3. «Общение – это…» [11].

Ведущий: Общение – это умение не только передать информацию (вербальное общение), но и умение читать невербальную информацию, умение слышать и слушать, также умение заинтересовать, расположить к себе собеседника. От того насколько мы владеем этим, зависит наш успех в общении.

Участники выполняют следующие задания ведущего:

а) сесть в две шеренги друг напротив друга: передать фразу невербально;

б) сесть в круг спинами друг к другу. Ведущий дает задание участнику описать внешний вид, настроение кого-нибудь из группы (можно проводить смену водящего несколько раз);

в) разбиться на пары

- сесть спиной друг к другу и пообщаться 2-3 мин. на какую-нибудь интересную тему;

- сесть лицом к лицу, при этом один говорит, а второй слушает, держа его за руку, смотрит в глаза.

Вопросы для обсуждения: Кому было легко/трудно выполнять задание? Почему? В какой ситуации общаться легче?

Упражнение 4. «Застольная беседа»

Часть 1. Дискуссия.

Вопросы для обсуждения: Чем определяется успех в общении. От чего он зависит? (Ведущий фиксирует предложенное группой, а затем дополняет).

Ведущий: Успех определяется знаниями (компетентностью человека), эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «общий язык», умением слушать собеседника. Вот некоторые рекомендации:

- говорите с улыбкой;

- открыто проявляйте интерес к другому человеку (задавайте вопросы, смотрите заинтересовано);

- сами говорите меньше, а больше слушайте;

- отвечайте на каждый заданный вам вопрос;

- говорите четко, членораздельно мелодичным голосом;

- внимательно слушайте собеседника;

- запоминайте то, что говорил собеседник;

- проявляйте сердечность и понимание, будьте терпимы и невозмутимы, спокойны и уверенны в себе.

Часть 2. Игра.

Ведущий предлагает представить, что группа пришла в ресторан. Участники беспорядочно двигаются по комнате и по команде ведущего «столик на 2х» объединяются в пары и начинают вести беседу на предложенную тему. Возможные темы:

столик на 2-х – любимое блюдо;

столик на 4-х –любимое занятие в свободное время;

столик на 6-х – куда хочется съездить отдохнуть.

Вопросы для обсуждения: Что нового ты узнал о членах группы? Какую роль ты чаще избирал в общении (заводила, слушатель, …)? Применял ли правила успешного общения?

Упражнение5. «Я - высказывание» [7;9].

Ведущий: На прошлом занятии мы говорили, что высказывания, мнения, суждения, доказательства – это речевое (вербальное) поведение. Так же говорили о конструктивных и деструктивных способах реагирования в эмоционально сложных ситуациях. Есть ли разница в этих двух высказываниях? Какие чувства вызывают?

 

«Я – высказывание» «Ты – высказывание»
«Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»                        «Ты опять пришел домой в 11 часов вечера»
«Я – высказывание» предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, и позволяет человеку спокойно Вас выслушать и спокойно       вам ответить.                                                                   «Ты – высказывание» нацелено                 на то, чтобы обвинить другого.          А человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду.

 «Я - высказывание» - это способ толерантного речевого поведения поведения, когда человек выражает свои чувства, сохранив собственное достоинство, не обижая и не унижая другого, и тем самым пытается достойно выйти из ситуации. Структура «Я - высказывания»:

-  Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты …» (действие другого);

-  Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе «… я чувствую (почувствовал себя)…»;

-  Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «… и я хочу (я считаю; поэтому в следующий раз я прошу тебя)….»;

-  Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: «тогда я …».

Упражнение 6. «Я - высказывание».

Участники разбиваются на пары. Им предлагаются карточки с описанием ситуаций, которые они разыгрывают дважды: сначала так, как действуют обычно, а затем – используя «Я – высказывание». «Я – высказывание» необходимо предварительно составить и записать.

Содержание карточек

1. Твой друг (подруга) попросил (а) у тебя одежду и порвал (а) её.

2. Твой младший брат изрисовал твои учебники.

3. Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.

4.Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал контрольную работу у соседа.

5. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал его полчаса, а он так и не пришел.

6. Соседский ребенок проткнул твой футбольный мяч.

7. Тебе поставили двойку за контрольную работу. Учитель не захотел дать дополнительной время, чтобы ты смог дописать её.

8. Вы решили не ходить на концерт и помочь своему другу подготовиться к экзамену. Вы прождали его в библиотеке 2 часа, но он так и не пришел.

9. Тебя уговаривают друзья уйти с урока, а тебе очень нравится предмет и учитель.

10. Ты поделился с другом секретом и узнал, что он рассказал о нем другим.

Вопросы для обсуждения: Чей выход из ситуации оказался наиболее удачным? Почему?

Упражнение 7. «Рефлексия»

Вопросы для обсуждения: Какое поведение характерно для вас в эмоционально трудных ситуациях? О каком способе толерантного общения вы сегодня узнали? Каковы преимущества толерантного общения?

Ритуал прощания «Да, а еще я…»

Участники садятся в круг и говорят комплимент соседу, который отвечает на это «Да я…, а еще я…», добавляя еще какое–либо своё позитивное качество.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.006 с.)