Программа развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через систему коррекционно – развивающих и интегрированных занятий «мир эмоций» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через систему коррекционно – развивающих и интегрированных занятий «мир эмоций»



 

Пояснительная записка

Теоретические основания и актуальность программы. Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Мир чувств пронизывает все стороны нашей жизни – отношения с другими, деятельность, общение и познание. В психолого-педагогической литературе чувства определяются как «отношение человека к миру, к тому, что он делает, что с ним происходит в его непосредственном переживании» [39; 237]; «переживание человеком своего отношения ко всему тому, что его окружает» [20; 174]; «переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает» [35; 316].

Эмоции понимаются учеными как «особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций» [39; 239]; «непосредственная форма выражения чувств» [20; 175]; «непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства» [35; 321]; «душевное волнение, душевное движение».

Переживание чувств в форме эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний, как правило, сопровождается более или менее заметными внешними проявлениями. К ним относятся выразительные движения лица (мимика), жестикуляция, позы, интонации, расширение или сужение зрачков. Эти выразительные движения в одних случаях происходят безотчетно, а в других – под контролем сознания. В последнем случае они могут намеренно использоваться в процессе общения, выступая в качестве невербальных коммуникативных средств. На протяжении жизни человек учится по различным внешним признакам судить об эмоциональном состоянии других людей и нормативно выражать собственные переживания. Без такой «школы чувств» нельзя стать эмоционально созвучным, т.е. синтонным к окружающим тебя людям. Если человек не научился правильно проявлять и в нужный момент подавлять захлестнувшие его эмоции, тогда говорят о его невоспитанности, эмоциональной ограниченности или эмоциональной распущенности.

Отечественные и зарубежные психологи единодушны во мнении, что эмоциональное развитие представляет собой непрерывный, динамический процесс, протекающий в различных видах деятельности и в повседневной жизни. Ребенок до 6,5 лет живет преимущественно своими эмоциями, живет в мире, наполовину созданном его воображением. Для эмоциональной сферы в целом (для отдельных чувств это, конечно, не вполне верно) именно раннее детство является “золотым” временем. Дети испытывают полную психическую и социально – психическую свободу в выражении своих чувств, что, как мы знаем, является условием расцвета эмоциональной сферы. Однако детские эмоциональные переживания глубже, так как детское сознание узко, память слабо и мало окрашивает то, что приносит жизнь: ребенок живет моментом [14; 78].

Развитие эмоциональной сферы ребенка требует психолого-педагогической поддержки по ряду причин. Во-первых, этой стороне развития детей не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время. При этом помимо соответствующей направленности воспитания и обучения «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Во-вторых, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других [31; 3]. Один из способов оптимизации общения ребенка в группе сверстников – научить его понимать эмоциональные состояния других и свои собственные и правильно на них реагировать.

В-третьих, в силу возрастных особенностей, маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Программа «Мир эмоций» предназначена для работы психолога в дошкольном образовательном учреждении по развитию эмоциональной сферы воспитанников.

Цель. Программа вводит ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогает ему проживать различные эмоциональные состояния, создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают, обогатить его словарь эмоциональной лексикой.

Задачи программы:

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства.

2. Научить распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

3. Повышать эмоциональную устойчивость детей и развивать навыки релаксации и саморегуляции.

4. Предупреждать и снижать тревожность, страхи, агрессивность.

Структура программы. Программа состоит из двух этапов. Первый – подготовительный. Его основная цель – адаптация и раскрепощение детей. Второй этап – основной. Он делится на три части:

1. Знакомство детей с одним эмоциональным состоянием (радость, грусть, гнев, удивление, страх);

2. Сравнение 2 – 3 эмоциональных состояний;

3. Сравнение 5 эмоциональных состояний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.004 с.)