Занятие 10. « Что я возьму с собой?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 10. « Что я возьму с собой?»



 

Цель: создание условий для оценки собственных достижений, возможностей, повышения представлений выпускника о собственной значимости, укрепления чувства собственного достоинства. 

Задачи:

- способствовать усвоению позитивного опыта у выпускников детского дома;

 - способствовать осознанию собственных достижений и перспектив последующих достижений у воспитанников.

Оборудование:дневники, магнитофон, анкеты выпускников.

 

Ход занятия:

1. Упражнение «Мои достижения»

 Ведущий: «На прошлом занятии вам предлагалось подумать о том, чему вы научились, проживая в детском доме. Проанализируем свои «достижения», так как любой навык, новое знание – это именно достижение – от слова «достиг», то есть «овладел, научился». Для этого заполним следующую таблицу».

Что я умел до прибытия в детский дом. Чему я научился в детском доме. Чему я буду учиться в дальнейшей жизни.

Обсуждение:

Какую графу было сложнее всего заполнять? Почему?

 

2. Упражнение «Это здорово!» [13].

Детям предлагается выбрать из второго и третьего столбиков по одному самому важному для них достижению и, выйдя в круг, назвать их:

«В детском доме я научился (меня научили)...» Стоящие в кругу поднимают и вытягивают вперед руку с выставленным большим пальцем и говорят «Это здорово!». Ребёнок продолжает: «А ещё я буду учиться...», руки стоящих поднимаются вверх вместе с рукой говорящего «Это здорово!».

 

3. Ведущий: «Давайте воспользуемся опытом наших выпускников, которые уже обучаются в училищах, работают. Как им помогли те навыки, которые они приобрели в детском доме, и каких знаний и умений им не хватило, т.е. теперь вы можете дополнить второй столбик вашей таблицы, т.к. у вас ещё есть время научиться чему-то».

В обобщённой форме зачитываются анкеты выпускников прошлых лет, отдельно можно ознакомить с анкетами тех, кто наиболее успешно устроился в жизни, обратив внимание на то, что это и есть те люди из окружения детей, которые добились успеха (занятие 5, шаг 10). Важно отметить, что эти юноши и девушки жили рядом с сегодняшними выпускниками, в равных с ними условиях, значит и у вас есть возможность, шанс добиться успеха. Надо только верить в себя и стараться!

 

4. Упражнение «Письмо благодарности»

Ведущий: «На всём вашем жизненном пути вам помогали родители, родственники, взрослые, знакомые, воспитатели, друзья, учителя, сверстники. Подумайте и постарайтесь написать коротко, кому и за что вы благодарны на сегодняшний момент, кто в вашей жизни сыграл важную роль».

По желанию дети могут рассказать о том, что они написали, поделиться информацией, своими мыслями с другими.

 

5. Упражнение «Корзина».

Ведущий: «Если представить, что все ваши «достижения» (первый и второй столбики вашей таблицы) сложить в корзину, то, наверное, корзина получится внушительной. Закройте глаза и представьте её, ответьте на вопросы:

- Все ли ваши достижения достойны того, чтобы нести их дальше, может какие-то стоит выложить?

- Корзина тяжёлая, но ещё не полная, ведь в ней должно остаться место для новых достижений, тех, которые вы описывали в третьем столбике.

- Как же вы справитесь с таким грузом, ведь нести его надо на протяжении всей жизни?

Предлагаю позвать на помощь тех, кто вам помогал наполнять эту корзину, о ком вы только что вспоминали. Расставьте их вокруг корзины, кто за ручку держится, кто сбоку помогает. Легче стало поднимать и нести корзину достижений? Со временем ваши помощники будут меняться, кто-то отойдёт, чтобы помогать другому нагружать и нести его корзину достижений, с кем-то разведёт судьба, время, расстояния, обстоятельства. Кто придёт на их место, чтобы помочь вам, зависит от вас (это могут быть новые знакомые, педагоги, родственники, сверстники).

Почувствуйте приятную тяжесть вашей корзины. Это ваши достижения!

Откройте глаза.

Вопросы для обсуждения:

- Удалось почувствовать груз достижений?

- Закончите фразы: «Меня удивило…После этого занятия я понял (а)…Мне приятно, что…»

 

6. Упражнение «Звезда»[15]

Ведущий: «Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…(звучит музыка). А теперь представьте звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звёзд, для других – бесчисленное множество ярко светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звёзды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновения?

     Ещё раз полюбуйтесь этой звездой и попробуйте до неё дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.

     Проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, потянитесь, откройте глаза, возьмите лист бумаги, цветные карандаши, цветную бумагу и нарисуйте или сделайте, вырежьте свою звезду. Вырежьте и прикрепите её к себе на грудь. И теперь эта звезда будет светить вам всегда, излучая добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку. Вы заберёте эти звёзды с собой, они поведут вас дорогой знаний и будут сопровождать вас всегда. Посмотрите на звёзды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами.

   Это только на небе звёзды не могут встретиться, а в нашей жизни возможно всё. Наши звёзды встретятся, обнимемся. Сейчас звёзды не просто встретятся, но и могут поделиться своими мечтами, высказать друг другу свои пожелания».

     Занятие закачивается водружением звезд выпускников на «звездное небо детского дома».

Домашнее задание: вам предоставляется возможность написать письма благодарности тем людям, которые помогал вам нагружать вашу корзину.

 

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3. – М., 1984.

3. Из опыта работы по реализации федеральной целевой программы «Дети-сироты»: Сборник материалов // В помощь руководителям, воспитателям, специалистам детских домов и школ-интернатов. Вып.9; - М., 1997.

4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей. – СПб., 2002.

5. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. – Киров, 1995.

6. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Очерки // В помощь руководителям, воспитателям, специалистам детских домов и школ-интернатов. Вып.4; - М., 1995.

7. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 1996.

8. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Русской. – М., 1990.

9. Родионов В.А., и др. Я другие: Тренинги социальных навыков для учащихся 1-11-х классов. – Ярославль, 2003.

10. Родионов В.А. Я и все-все-все: Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002.

11. Руководство практического психолога. Психологические программы: развитие личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной, -2-е изд. – М., 1997.

12. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.

13. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. - М., 2000.

14. Стебенева Н. Ни свой, ни чужой: Программа социально-психологического тренинга для подростков из семей беженцев и переселенцев по повышению уровня толерантности к фрустрации // Школьный психолог, 2003, № 6.

15. Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху: Программа психолог-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену // Школьный психолог, 2003, № 29.

16. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов // В помощь руководителям, воспитателям, специалистам детских домов и школ-интернатов. - Курган, 1997.

 

2.3. СУХИХ И.А.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИАГРЕССИВНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ

«НАМ НЕ ЖИТЬ ДРУГ БЕЗ ДРУГА»

 

Пояснительная записка

 

Современные условия жизни, острота социально-экономических проблем, резкая имущественная дифференциация, образовавшийся «разрыв» в системе прошлых и новых социальных ценностей и норм, духовный кризис общества, объективно стимулируют у подростков трудности в самосознании, самоопределении, самореализации, рост неуверенности в себе и будущем, социальной апатии и асоциального поведения, рост агрессивных проявлений в поведении подростов. Агрессивное поведение - один из ярких показателей социальной дезадаптации ребенка, а также нарушения процесса социализации в целом.

В науке выделяются основные теоретические подходы к пониманию агрессии: этологический, психоаналитический, фрустрационный и бихевиористский. В этологическом и психоаналитическом подходах проявляется биологизаторское понимание природы агрессивности как врожденного инстинкта. Фрейдисты считают, что агрессия имеет внутренний источник, и чтобы не произошло неконтролируемого насилия, необходимо постоянно разряжать агрессивную энергию (наблюдение за жестокими действиями, разрушение неодушевленных предметов, участие в спортивных состязаниях, достижение позиции доминирования, власти).

В фрустрационном подходе агрессия есть всегда результат действия фрустраторов, то есть непреодолимых внешних барьеров, стоящих на пути к достижению цели, вызывающих состояние растерянности или фрустрации. Именно агрессия является одним из частных способов решения подростковых проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Агрессивными способами преодоления трудностей могут быть как прямо направленные на цель поведенческие акты, так и символические действия. Существенно, что агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, далеко не всегда адекватны ситуации.

Наша программа базируется на идеях поведенческого подхода к пониманию агрессии, где фрустрация определяется как блокирование процесса инструментального поведения. А. Басс вводит понятие атаки акта, поставляющего организму враждебные стимулы. Он выделяет ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек. Во-первых, это частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен. Во-вторых, это частое достижение успеха путем агрессии, что приводит к сильным атакующим привычкам. В-третьих, это культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые могут обеспечить развитие у него агрессивности.

Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическое – вербальное, активное – пассивное, направленное – ненаправленное. В первом случае указывается на использование той или иной системы органов: либо речевые средства, либо произвольная мускулатура, основное звено которой приходится у человека на группу мышц кисти и руки. Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Цель агрессии может быть и косвенной: воздвигается барьер, применяемый для притеснения другого. Вербальной агрессией можно считать отрицательные отзывы и критические замечания, выражение отрицательных эмоций в форме брани, затаенной обиды, недовольства и ненависти, высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания, оскорбления, угрозы, принуждение и вымогательство, упреки и обвинения.

Многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

Под агрессией понимается в одних случаях сильная активность, стремление к самоутверждению (Л. Бендер), внутренняя сила, дающая возможность противостоять внешним силам; в других – это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу, объекту (Х.Дельгадо).

Басс определяет агрессию как реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние; знать его феноменологию, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компонент. Так, актуален в работе психолога с подростками процесс осознания эмоционального компонента агрессии, который является основой самоконтроля поведения. Это может быть сильная эмоция гнева в подростковом возрасте, иногда принимающая форму аффекта, ярости; переживание недоброжелательности, злости, мстительности, а порой чувство своей силы, уверенности. Бывает и так, что подросток переживает радостное, приятное чувство в ситуации своей агрессии, крайним выражением которого может быть садизм.

Мы далеки от мысли ортодоксальных фрейдистов об исключительно внутреннем источнике агрессивности. И хотя эмпирические данные свидетельствуют о том, что агрессия родителей по отношению к детям может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции (включая овладение формами агрессивных действий), мы убеждены, что на присвоение норм поведения и нравственных ценностей в целом существенно влияет та забота, которую ребенок получил со стороны взрослых в детстве, и эмоциональная связь между ребенком и взрослым. Эти факторы предопределяют формирование у ребенка потребности в эмоциональных контактах с окружающими людьми, развитие у него способности к сопереживанию.

Цель программы: содействие снижению агрессивности у подростков, обучение конструктивным способам взаимодействия с одноклассниками и родителями через включение их в ситуацию нравственного выбора в ходе решения тренинговых задач.

Задачи программы

содействовать осознанию подростками мотивационного, эмоционального и волевого аспекта своей агрессивности и создать условия для личностного саморазвития подростка по неагрессивному типу;

развивать навыки самоорганизации (саморегуляция психического состояния, самостоятельность в планировании, самоконтроль деятельности);

развивать способности к взаимопониманию в общении, терпимость по отношению к другим и обучить конструктивным формам общения;

развивать навыки осознанного выбора форм поведения (уверенное, агрессивное, неуверенное) в условиях решения жизненных проблем (в ситуации фрустрации);

содействовать безопасному проживанию стадии групповой агрессии в условиях тренинга для активизации стадии групповой сплоченности и развивать навыки сотрудничества в группе;

содействовать позитивному изменению отношений и поведения родителей и подростков во взаимодействии друг с другом.

Принципы проведения заняти й.

1. Личностно - ориентированный стиль общения психолога с учащимися.

2. Эмоциональный комфорт (создание на занятии атмосферы поддержки и доверия, способствующей саморазвитию подростка и активизации его творческого потенциала).

3. Вариативность, гибкость содержания (готовность психолога учитывать нестабильность и непредсказуемость поведения подростков).

4. Сотрудничество (усвоение новых знаний и норм поведения в ходе совместной работы учащихся и психолога).

5. Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии.

Структура программы

Программа содержит следующие тематические блоки: «Знакомство», «Позитивное общение», «Доверие и взаимопонимание», «Мы».

На первом этапе даются упражнения на знакомство, самопознание и сплочение, которые помогают участникам лучше узнать друг друга и себя, включиться в деятельность, создаются особые условия доверительного взаимодействия в группе, в которых у агрессивного подростка формируется готовность к изменениям. Здесь группа учится работать вместе и помогать друг другу. На этом этапе начинается процесс осознания подростками деструктивности своего поведения, и возникают предпосылки к изменению.

На втором этапе подростки получают опыт анализа конфликтных ситуаций и себя в них, учатся осознавать и регулировать эмоциональный компонент своего агрессивного поведения, знакомятся с различными способами разрешения ситуаций фрустрации, учатся эффективному общению.

Третий этап посвящен доверию и взаимопониманию, причем не только между подростками, но и их родителями, поэтому занятия с подростками совмещаются с занятиями «Родительского клуба» (Приложение). Этот этап учит концентрировать внимание на своих действиях и действиях другого, помогать людям и рассчитывать на помощь с их стороны. Сложность работы на данном этапе обусловлена наличием негативных (порой собственно агрессивных) стереотипов взаимодействия между подростками и их родителями.

Четвертый этап характеризуется тем, что объектом пристального внимания психолога становится не только агрессивность и агрессивное поведение отдельных подростков, но в первую очередь групповая агрессия. На этом этапе группа в своем развитии совершает движение от стадии агрессии к стадии сплоченности. Участники становятся командой, в которой нет места злобе, неприязни, раздорам. Задания выполняются слажено, дисциплинированно и с юмором. Участники группы вместе разрабатывают и согласуют план деятельности, распределяют обязанности для каждого по силам.

Характеристика программы. В коррекционную группу принимаются подростки 12 – 14 лет с высоким уровнем агрессивности или враждебности. Возможна работа с целыми классами, отличающимися агрессивными формами поведения. Основание - результаты психодиагностического исследования.

  Программа рассчитана на один учебный год и состоит из 33 занятий. Продолжительность занятий 40 минут (исходя из специфики некоторых тем, их продолжительность может достигать 2-х часов). Занятия проводятся поурочно один раз в неделю в учебном помещении. Желательно деление класса на две подгруппы.

       Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть занятия - это установочное упражнение, организованное по принципу «круга общения», способствующее снятию напряженности участников, активизирующее творческий потенциал и создающее необходимую комфортную атмосферу в группе. Во второй части проводится собственно коррекционная работа. Третья заключительная часть закрепляет достигнутое в группе, повышает сплоченность группы и формирует установки на следующее занятие.

В работе с подростками, опираясь на возрастные особенности, мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. С нижение уровня агрессивности не может осуществляться напрямую путем морализации. Наиболее эффективным способом коррекции агрессивности является специально организованная ситуация включенности подростка в условия нравственного выбора в ходе решения тренинговых задач. Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Оценка результативности программы. По данной программе нами была проведена коррекционная работа в классах с выраженным уровнем агрессивности, которая подтвердила нашу уверенность в том, что эффективным способом коррекции агрессивности является специально организованная ситуация включенности подростка в условия нравственного выбора в ходе решения тренинговых задач и упражнений.

В диагностировании использовались 2 основные методики: тест Басс-Дарки в обработке Цукерман (первичная – итоговая), социометрия по методу Дж.Морено (первичная – итоговая). Текущее диагностирование осуществлялось с использованием теста «Пути выхода из гнева», социометрического упражнения «Я желаю тебе…», проективных методик «Острова», «Личный герб и девиз».

В экспериментальном 6 классе динамика в сторону снижения уровня агрессивности или враждебности составила 68% (15 человек) и лишь у 32% (7 человек) никаких серьезных изменений не замечено. Анализ изменения уровня агрессивности и враждебности в экспериментальном классе показал, что в результате коррекционных занятий уровень агрессивности и враждебности значительно снизился, в то время как в контрольном классе произошло незначительное увеличение уровня агрессивности и враждебности.

В экспериментальном классе наблюдается явная динамика в сторону повышения статуса учащихся, а в контрольном классе каких-либо значительных изменений не произошло, в сравнении с результатами первоначальной диагностики.

Помимо количественных изменений у испытуемых экспериментального класса отмечались и некоторые качественные изменения. В ходе занятий в классе установились доброжелательные отношения между участниками. На смену агрессивным формам поведения пришло сотрудничество и взаимопомощь. Наблюдалось явное предпочтение конструктивных способов разрешения различных ситуации деструктивным.

 

Тематическое планирование

№ занятия и тема Цели Кол-во час

«Знакомство» (1 четверть)

1-2 «Знакомство» Создать атмосферу доверия и поддержки в группе, актуализировать проблемы агрессивного общения в группе и потребности в групповом сплочении. 2
3 «Приветствие» Развить навыки неагрессивного взаимодействия в ситуации вступления в контакт. 1
4 «Самопознание Способствовать самопознанию и самоидентификации учеников с классом в условиях «неагрессивного» взаимодействия в группе. 1
5 «Зачем нужно знать себя» Развивать мотивацию к самопознанию и содействовать осознанию подростками познавательных, эмоциональных и волевых сторон своей агрессии. 1  
6 «Я глазами других» Продолжать развивать способность к самоанализу и способность к принятию друг друга.   1
7 «Самооценка» Содействовать формированию адекватной самооценки в атмосфере поддержки и доверия в группе. 1
8 «Личный герб и девиз» Содействовать осознанию уникальности каждого участника группы. 1  
9 «Ищу друга» Развивать мотивацию к установлению искреннего, доброжелательного общения со сверстниками. 1

«Позитивное общение» (2 четверть)

10 «Пойми меня» Формировать мотивацию к пониманию другого человека для установления позитивного общения. 1
11 «Почему люди ссорятся» Содействовать осознанию подростками особенностей своего поведения в конфликтных ситуациях, обучить способам выхода из конфликта. 1
12 «Обиды»   Содействовать осознанию чувства обиды как эмоционального источника агрессивного поведения, обучить навыкам противостояния обиде. 1
13 «Барьеры общения»   Содействовать осознанию подростками агрессивных особенностей своего речевого поведения, являющихся источниками противостояния партнеров по общению. 1
14 «Предотвращение конфликтов» Содействовать отработке подростками навыков узнавания и осознания в ситуации фрустрации первых признаков собственной агрессии. 1  
15 «Пути выхода из состояния гнева» Развить навыки регуляции эмоционального состояния и управления своим гневом. 1
16 «Нужна ли агрессия» Содействовать осознанию позитивных сторон агрессивного поведения. 1

«Доверие и взаимопонимание» (3 четверть)

17 «Я желаю вам…» Развить способность агрессивного подростка к эмпатии, учить видеть мир глазами другого и учить доставлять радость другому. 1
18 – 19 «Нам не жить друг без друга» Содействовать взаимопониманию и прояснению взаимных ожиданий родителей и подростков по отношению друг к другу. 2
20 – 21 «Доверие к себе» Содействовать отказу от позиций «жертвы» или «агрессора» (развивать веру в себя и в свои возможности отстоять себя и свою безопасность неагрессивным способом), развивать доверие к группе (учить видеть мир «не угрожающим»). 2
22- 23 «Дети и родители глазами друг друга» Развивать доверительные отношения между родителями и детьми.   2
24 «Путь доверия» Развивать взаимопонимание и сотрудничество в классе, учить подростков доверительному стилю общения, опираясь на свою открытость в чувствах и эмпатию по отношению к другому. 1
25-26 «Родители – дети»   Закрепить доверительный стиль общения подростков с родителями, развить навыки взаимной поддержки. 2

«Мы» (4 четверть)

27 «Катастрофа»   Стимулировать развитие групповой сплоченности через активизацию групповой динамики и содействовать осознанию структуры группы. 1
28 «Психологическая робинзонада» Стимулировать развитие групповой сплоченности через активизацию навыков принятия группового решения в совместной творческой деятельности. 1
29-30 «Психологическая робинзонада»   Стимулировать развитие групповой сплоченности через создание экстремальных условий для проявления подлинных личностных качеств участников и осознание соотношения личных и групповых целей поведения. 2
31-32 «Психологическая робинзонада» Активизировать развитие групповой сплоченности и саморазвитие подростков через создание экстремальных условий в игре; развить навыки компромисса и договора в условиях неструктурированной дискуссии. 2
33 «Сердце класса» Создать условия для получения подростком психологической поддержки от одноклассников; предоставить возможность ощутить себя уважаемым, достойным любви и внимания; закрепить восприятие класса как сплоченной группы через создание эмоционального символа; оценить удовлетворенность участников работой по программе «Нам не жить друг без друга». 1

Конспекты занятий

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.036 с.)