Ритуал приветствия друг друга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритуал приветствия друг друга.



- Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева. Подарок следует изобразить мимикой и жестами так, чтобы ваш собеседник понял, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего нельзя.

 

Повторение правил поведения в группе.

Мотивы наших поступков

- Мы продолжаем разговор о мотивах наших поступков и о важности осознания этих мотивов. Вспомните два случая, в одном из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом – тот же мотив осознавался: любопытство как желание увидеть реакцию другого человека в ответ на наш поступок (возможно, желание узнать предел его терпения); стремление завоевать дружбу как желание непременно добиться расположения, симпатии другого.

После выполнения упражнения участники делятся переживаниями, связанными с процессом работы: Легко ли было осознать мотив межличностных отношений? Какие чувства возникали, когда нужно было об этом рассказывать?

 

Запретный плод

На стул в центре круга кладется какой-то предмет, например лист бумаги.

- Представьте себе, что на стуле лежит что-то очень желанное, но запретное. Сейчас каждый из вас с помощью жестов, без слов, покажет, как он поступил бы с этим предметом.

Лист бумаги символизирует для каждого участника игры что-то свое. Сначала все участники выполняют задание психолога, потом каждый рассказывает о том, что он изображал своими движениями. Упражнение постепенно переходит в общий разговор, во время которого дети делятся своими впечатлениями и мыслями о том, как порой бывает трудно заставить себя поступать хорошо.

 

Горячее место.

- Сейчас я предлагаю каждому поделиться своим мнением о нас. Высказываться друг о друге будем в такой форме: «Когда ты делаешь или говоришь …, я чувствую …». Следует избегать оценочных определений «нравится», «хорошо», «плохо».

Кто – то один, по желанию, садится в центр круга. После того, как все высказались, он коротко рассказывает, что он испытывал, когда говорили о нем. Затем все участники обсуждают, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.

 

Рефлексия всего занятия

Участники группы делятся впечатлениями о прошедшем занятии.

 

 

Занятие 10

 Завершение занятий группы

 

Цели:

- Психологическая поддержка и закрепление позитивных изменений в личностном развитии подростков.

- Оценить совместно с подростком результативность его саморазвития в рамках тренинга.

Ритуал приветствия.

Карусели

- Разделитесь на две подгруппы и встаньте в два круга лицом друг к другу. Внутренний круг стоит на месте, внешний перемещается на одного человека, улыбаясь каждому и говоря комплимент или что-то приятное.

 

Чемодан

- Один из вас выйдет из комнаты, остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан»: скоро наше расставание. В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, т.е. те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но нам необходимо будет напомнить о том, что будет мешать ему в дороге, т.е. об его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, что бы его жизнь стала более приятной и успешной. Затем отъезжающему, который все время находился в другой комнате, зачитывается и передается весь список. У него есть право задать нам любой вопрос.

Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

 

Подарки

- Каждый из вас придумает подарок, который хотелось бы подарить человеку, сидящему рядом. Главное условие заключается в том, что подарок должен как можно лучше подходить данному человеку, доставлять ему радость. Рассказывая о предполагаемом подарке, каждый объяснит, почему именно этот подарок был выбран. Участник, которому «вручили подарок», выражает свои чувства.

 

Ритуал прощания.

- Наши занятия подошли к концу, и мы расстаемся. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть конкретный участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? У вас есть этот шанс сейчас. Сделайте то, что вы не успели сделать на предыдущих занятиях. Не откладывайте свое решение на завтра. Чему вы научились, участвуя в тренинге? Какие изменения вы у себя заметили? Готов ли ты к осознанному построению своей жизни сейчас и в будущем?

 

Литература

 

1. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – 4-е изд. – М.: Магистр, 1999.

2. Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. – М.: Прометей, 1993.

3. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И. П. Лановенко. – Киев: Науковая думка,1982.

4. Воспитание трудного подростка / Под ред. М. Н. Рожкова. – М.: Владос, 2001.

5. Деев В. Г. Методы биографического изучения личности осужденного. – Рязань, 1973.

6. Игошев К.Е. Опыт социально – психологического анализа личности несовершеннолетнего правонарушителя. – М.,1967.

7. Игошев К. Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетнего. – Свердловск, 1973.

8. Игошев К. Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. – М., 1971.

9. Катаева Н. А. Социальная работа в микрорайоне с подростками, склонными к правонарушениям - М., 1997.

10. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция, 1994.

11. Ковалев А. Г. Психологические основы исправления правонарушителя. – М.: Юридическая литература, 1968.

12. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков, - М., 1999.

13. Нотанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.:Просвещение, 1984.

14. Психология современного подростка / Под ред. Фельдштейна. – М., 1987.

15. Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся / Под ред. Л. Н. Прокоменко, - М., 1989.

16. Райский Б.Ф. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении школьников, - М.,1986.

17. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. Татаенко, - М.,1989.

18. Селецкий А. Н., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев: Виша школя, 1981.

19. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996.

20. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. – Минск, 2001.

21. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М, 1998.

22. Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. Татаенко, 1985.

 

2.2. ГУБИНА Л. Г.

 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА «Я ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Пояснительная записка

 

Проблема социально – психологической адаптации воспитанников детских домов к условиям жизни в обществе становится остроактуальной в условиях нестабильной социально-экономической ситуации. На эффективность её решения влияют различные факторы. Наряду с развитием трудовых навыков воспитанников, навыков самообслуживания, знанием социальных норм, правил, законов, интеллектуальным развитием, как никогда актуальным является формирование у выпускников детских домов самостоятельности мышления, ответственности за принятое решение, умения правильно оценивать свои силы, способности, возможности, что в число приоритетных ставит задачу развития у детей навыков самопознания и саморегуляции.

Высокая степень нестабильности и неопределённости жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые, в частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни. В этих условиях становится ещё более важной задача психологической помощи в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни и самому определять цели своей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, навыков соотнесения ближней и дальней перспектив [11].

     Подростковый возраст – последний период пребывания большинства оставшихся без родителей детей в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению привычной опеки и образа жизни. Вот почему вопросы личной и социальной зрелости 14-15 летнего выпускника детского дома имеют первостепенное значение [8].

     У воспитанников детских домов представление о себе, отношение к себе, самооценка существенно отличаются от развития этих аспектов у детей из семьи. Чешские исследователи Й. Лангмейер, З. Матейчек считают такое отличие следствием депривации потребности в родительской любви, в отсутствии чувства уверенности в себе у воспитанников детских учреждений. Возникая на ранних стадиях онтогенеза, неуверенность в себе становится устойчивым образованием, характеристикой воспитанника детского дома [8].

В подростковом возрасте вопрос о становлении Я приобретает особую важность. Стремление познать себя, свой внутренний мир, понять своё сходство с другими людьми и отличие от них, возрастающая активность по отношению к самому себе и порождаемые всем перечисленным потребности в самоутверждении, самовыражении (зачастую в крайних, нелепых, с точки зрения взрослых, формах) – вот далеко не полный перечень наиболее типичных характеристик подросткового периода.

«Когда говорят: подросток открывает свой внутренний мир с его возможностями, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, - писал Л.С.Выготский, - то, с точки зрения того, что нам известно о культурном развитии ребёнка, это может быть обозначено как овладение внутренним миром» [2].

Обращённость в будущее – одно из важнейших психологических новообразований подросткового возраста [1]. Его изучение проливает свет, с одной стороны, на более широкую проблему становления временной перспективы личности как существеннейшей её характеристики, а с другой – на процесс профессионального самоопределения – сравнительно более узкий, но чрезвычайно практически значимый в этом возрасте момент личностного развития.

Профессиональная перспектива может быть полноценно сформирована лишь как часть целостной временной перспективы будущего. Сюда входят и мотивы общения с другими людьми в будущем (стремление иметь друзей, вступить в брак), и мотивы, связанные с развитием собственной личности, собственного Я.

В исследованиях, посвященных изучению психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, показано, что у таких детей отсутствуют мотивы и представления, связанные не только с будущим, но и с прошлым. Они живут только сегодняшним днём, настоящим. Более того, по-видимому, отсутствие чётких представлений о своём прошлом препятствует становлению перспективы будущего. «Удивительно, - пишут Й.Лангмейер и З.Матейчек, - насколько мало осведомлены дети, поступающие в детские дома, о себе и своём прошлом. У них обычно бывают какие-то весьма туманные представления о собственной семье, а потом уже лишь впечатления от пребывания в учреждении. Это ничтожно мало по сравнению с тем, что знают дети из семей, где альбомы фотографий запечатлевают прошлое всей семьи, мебель несёт следы творчества детских рук, традиции проявляются во всём, что происходит в доме, а забавные детские истории из прошлой жизни ребёнка снова и снова повторяются за семейным столом. Прошлое ясно, и оно постоянно присутствует. Напротив, неясность в собственном прошлом и в причинах собственного «социального» осиротения выявилась как фактор, препятствующий созданию собственной идентичности. Борьба за новую идентичность является, по-видимому, одной из основных проблем детей в период исправления депривации. Видно, что выход за границы настоящего, в котором дети почти исключительно проживали, причём выход в обоих направлениях, в прошлое и в будущее, представляет условие для приобретения новой жизненной уверенности и новой идентичности, а тем самым и условие бегства из порочного круга психической депривации»[8].

В последнее время растёт число так называемых социальных сирот: детей, помещённых в детские дома или школы – интернаты, у которых живы оба или один родитель, но они лишены родительских прав или отбывают наказание в местах лишения свободы.

За 8 лет существования Свечинского детского дома из 100 детей – сирот 12 человек, остальные 88 – социальные сироты. Большинство этих детей, будучи на время (время пребывания в государственном учреждении) «вырванными» из семейных отношений, через несколько лет возвращаются в свои семьи. Неудивительно, что отношения в семье меняются. Наблюдения показывают, что у многих детей беседы о семье, родителях вызывают чувство тревоги, беспокойства, иногда агрессии, злобы, ненависти.

Цель предлагаемой развивающей программы для выпускников детских домов – помочь юношам и девушкам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу прошлого, настоящего, будущего через создание условий для личностного развития, самоопределения, для обретения собственной идентичности.

Задачи программы:

- переосмысление и принятие эмоционально-насыщенного опыта отношений ребёнка со своими родителями,

- развитие позитивного отношения к себе и окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем,

- принятие будущего и построение жизненных перспектив.

Категория участников: воспитанники детского дома, подростки 13-16 лет.

Общие направления в реализации программы:

- коррекция в отношения к прошлому,

- развитие уверенности в настоящем,

- ориентирование на будущее.

Этапы в реализации программы соответствуют возрастным периодам в развитии ребёнка с момента рождения до настоящего момента, с перспективой будущего.

Структура занятий включает следующие части:

     - вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания,

     - основная часть, направленная на формирование новых представлений и навыков,

     - заключительная часть, включающая осмысление полученного опыта, рефлексию, вопросы домашнего задания.

Как правило, выпускники к моменту начала занятий по программе знакомы с принципами работы в группе. Эти принципы находятся в аудитории, где проводятся занятия.

1. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

2. Искренность.

3. Право сказать «стоп».

4. Активность.

5. Конфиденциальность.

6. Говорить от своего имени.

7. Право на высказывание своего мнения в отсутствии критики.

Сбор информации о проблемах выпускников, о тревогах накануне выхода из детского дома, о потребности в дополнительных знаниях, умениях и навыках проводится следующими методами: тестирование, диагностическая игра, наблюдение и личные беседы. Первичная диагностика включает использование методики «Незаконченные предложения». Текущая диагностика представлена методиками, включёнными в занятия («Имя и качество», «Круги общения», «Три предложения», «Моя вселенная» и др.). Итоговая диагностика представляет собой индивидуальные беседы с воспитанниками вне группы, где обсуждаются изменения отношения ребёнка после участия в работе группы по тем «проблемным» вопросам, которые были обозначены в ходе первичной диагностики.

Регулярность проведения занятий. Возможны несколько вариантов в зависимости особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения:

- 1 раз в месяц в течение последнего учебного года,

- блоками по 3-4 занятия во время осенних, зимних, весенних каникул,

- в течение весенних каникул или в последнюю учебную четверть, непосредственно перед выпуском.

     Для занятий необходимапапка (тетрадь) для каждого ребёнка. В ней он будет хранить выполненные задания. Это его личный дневник, который никто, в том числе и психолог, ведущий занятия, не имеет права смотреть без специального «приглашения» со стороны воспитанника. Между занятиями дневники остаются у психолога. Ребёнок может взять лишь листы, необходимые для выполнения «домашнего задания». Подобное ведение личного дневника имеет большое значение: оно создаёт ощущение безопасности, а, следовательно, обеспечивает почву для самораскрытия и подчёркивает суверенность внутреннего мира человека, воспитывает уважение к собственному внутреннему миру и внутреннему миру другого человека.

Работа осуществляетсяс помощью игровых и психотехнических упражнений; социально-психологического тренинга как формы социально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников [7]; метода групповой дискуссии.

Ожидаемый результат. Упражнения программы носят прогностический, проективный характер. Участники составляют позитивный прогноз желаемого будущего. Коррекция негативного отношения к прошлому должна изменить модель поведения ребёнка в настоящем и будущем.При этом воспитанник проектирует такую систему взаимоотношений с окружающими, отношение к себе, семье, профессии, миру, которая не только будет соответствовать потребностям сегодняшнего дня, но и обеспечит возможность успешной адаптации подростка в будущей жизни.

Программа может быть использована психологами детских домов и школ-интернатов.

Тематическое планирование

 

    Тема занятия Цели   Кол-во часов
  1.   2.     3.     4-5     6.     7.   8.   9.   10. Раздел «Ура! Я родился!»     Ура! Я родился!   Что в имени тебе моём?     Это всё – Я.     Раздел «Я и мир вокруг»     Я и моя семья.     Моя линия жизни.     12 шагов в будущее.   Я и другие.   Я и мир профессий.   Что я возьму с собой.     Выстраивание у ребёнка положительного индивидуального прошлого, составляющего психологическое время личности.   Формирование позитивного отношения ребёнка к себе.   Осознание ребёнком своих способностей, возможностей, повышение самооценки, стремление к саморазвитию.   Формирование убеждения в важности семьи, освобождение от чувства вины и агрессии в отношении родителей.   Формирование способности видеть положительную перспективу жизни, адекватной самооценки.   Развитие умения планировать, прояснение временной перспективы будущего.   Формирование стремления к конструктивному взаимодействию с людьми.   Осознанный выбор будущей профессии, ответственность этого выбора.   Оценка собственных достижений, укрепление чувства собственного достоинства.     1   1     1     2     1     1   1   1   2    

 

Содержание занятий

 

 

Занятие 1 «Ура! Я родился!»

(позитивный проективный миф об индивидуальном прошлом)

Цель: выстраивание у ребёнка, лишённого родительского попечительства, положительного индивидуального прошлого, составляющего психологическое время личности.

Задачи:

- развитие стремления к самопознанию, саморазвитию,            самоуважению через выстраивание положительного образа;

- дать ребёнку установку на обеспечение психологической защиты и достижения в настоящем и будущем.

Подготовительный этап: изучение личного дела и медицинской карты воспитанников; перед занятием попросить детей вспомнить самые первые и яркие впечатления из самого раннего детства, принести на занятия свои детские фотографии, вспомнить свои любимые детские игрушки.

Оборудование: карта области, личные дневники воспитанников, магнитофон.

 

Ход занятия:

1. Ведущий рассказывает по очереди обо всех воспитанниках, показывая его детские фотографии.

Предоставляемые сведения:

- место рождения (дать, по возможности, описание местности, где родился ребёнок, отметить это место на карте флажком с его именем);

- число, год, месяц рождения;

- вес при рождении, рост (на ростомере показать рост новорожденного и сравнить его с сегодняшним ростом ребёнка), можно рассказать о поведении малыша в утробе матери;

- состояние здоровья ребёнка в момент рождения. Развитие ребенка – когда ребёнок начал сидеть, когда появились первые зубы, произношение первых слогов, слов, когда начал ползать первые шаги. Объяснить, почему это важно.

      Если есть фотографии родственников, можно сопровождать рассказ демонстрацией фотографий, совместным рассматриванием и выражением доброжелательного сопереживания.

     Примечание: По ходу рассказа дети могут записывать заинтересовавшие их сведения в свой дневник.

 

   2. Попросить детей рассказать, вспомнить самые яркие, запоминающиеся моменты детства, самые ранние воспоминания (их можно зафиксировать, обозначить в дневниках). В ходе беседы подчёркивается, как мало умеет новорожденный ребёнок, и как много он сейчас может сделать, чему он научился незаметно для самого себя (ходить, говорить, баловаться, кушать и т.д.), а чему он учился сознательно (чтение, езда на велосипеде, плавание, стирка и т.д.), чем больше умений и навыков было перечислено ведущим и самим ребёнком, тем лучше для повышения его самооценки, положительного отношения к своим навыкам, самоуважения. Самое главное в этой беседе – сформировать у ребёнка эмоционально-ценностное отношение к себе в раннем возрасте.

   При отрицательном отношении ребёнка к воспоминаниям раннего детства, рассказать о проявлении лучших качеств маленького ребёнка, забавные случаи об этом периоде жизни, типичные для возраста в целом. Если ребёнку рассказ о нём и обсуждение неприятны, перенести этот разговор на индивидуальную беседу в щадящем режиме.

Рефлексия занятия:

- Узнал ли ты что-то новое о себе?

- Стал ли ты за себя более горд? (если да – изобрази свою гордость за свои достижения – мимикой, пантомимикой, жестом, возгласом, позой).

 

Домашнее задание:

1. Что вы знаете о своём имени и дате своего рождения?

2. Придумайте свою версию того, почему родители назвали вас именно таким именем?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.051 с.)