Релаксация «Порхание бабочки» (см. занятие № 5) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Релаксация «Порхание бабочки» (см. занятие № 5)



 

Литература:

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Августова Л. И. Психология здоровья. СПб., 2000.

3. Генри Паренс. Агрессия наших детей. Пер. с англ.-М.: Издательский Дом «Форум»,1997г.

4. Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях.-М.:Педагогическое общество России,2003.

5. Изард К. Эмоции человека.: Пер. с англ.- М.: Издательство Московского Университета,1980.

6. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Издательство Речь, 2001.

7. Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми

8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис,2003.

9. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Ярославль: Академия развития,2000.

10. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками / Л.И. Катаева.-М.: «Линка-Пресс»,2000.

11. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ,2001.

12. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М.: Издательство ГНОМ и Д,2002.

13. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В.Дубровиной.- 4-е изд. – М.: Издательский центр Академия, 2000.

14. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

15. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника.- М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс,2001.

16. Хухлаева О. В. Счастливый подросток.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.

17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем.; в 4 томах. Т.4. 2-е изд-е.- М.: Генезис,2001.

18. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Владос, 1995.

19.

 

РАЗДЕЛ 2.

ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

2.1. ОРЛЕНКО И. В.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Пояснительная записка

В последнее десятилетие отмечается увеличение числа общественно-опасных действий, совершаемых несовершеннолетними Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющихся в уголовно-ненаказуемых асоциальных действиях – таких, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, мелкое хулиганство, вандализм, бродяжничество, нарушение общественного порядка. С одной стороны, у подростков назрело множество серьезных социальных проблем, решать которые самостоятельно они не в силах. С другой стороны, общество справедливо беспокоит запоздалое гражданское созревание части молодежи, трудовая пассивность.

Учитывая, что воспитание молодых людей с девиантным поведением процесс очень сложный, воспитание необходимо рассматривать не просто как целенаправленное воздействие на личность в традиционных формах, а как широкое общественное влияние через все социальные институты, воздействие среды и активность самой личности как субъекта этого процесса.

Все отчетливее проявляется одна из актуальнейших проблем – организация действенной профилактики девиантного поведения детей и подростков, выявление психолого-педагогических механизмов коррекции личностного развития, психологическая поддержка подростков и молодежи на пути их саморазвития и самоопределения.

У истоков исследования девиантного поведения находился Э.Дюркгейм. Проблема социального становления личности изучалась в работах психологов философской (Е.В.Шорохова, М.И.Бобнева, И.С.Кон), а затем и прикладной педагогической и психологической ориентации (В.А.Кан-Калик, А.А.Бодалев). Образ ученика, недостаточно восприимчивого к традиционным формам и способам обучения и воспитания, из сферы поведения и его девиаций сместился в сферу отношений и субъективных переживаний (А.В.Петровский).Оказалось, что диапазон возможностей, которые школа в состоянии предложить развивающейся личности, далеко невелик, как это представлялось. Выдвинулась проблема социальной адаптации учащегося как одно из ведущих условий успешности его воспитания и обучения (А.Г.Асмолов, Ю.М.Плюснин). Следует заметить, что в отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны, главным образом, с «трудными» детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. В науке существуют несколько понятий, характеризующих эту социальную группу подростков: «трудновоспитуемые», «кризисные», «педагогически запущенные», «дезадаптивные», «асоциальные» и другие. Подростковый возраст – это возраст «социального импринтинга» – повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этих обстоятельств ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию (Д.Миллер).Первичная девиация – это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка, стремление к самореализации, которое почему-то не осуществляется в рамках нормативного поведения). Вторичная девиация – подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.

В подростковых девиациях наиболее ярко выступают следующие особенности: высокая аффективная заряженность поведенческих реакций, импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию, кратковременность реакций с критическим выходом, низкий уровень стимуляции, недифференцированная направленность реагирования, высокий уровень готовности к девиантным действиям.

Актуальность исследуемой проблемы, с одной стороны, обусловлена изучением механизмов формирования личности в подростковом возрасте, а с другой стороны, практическими задачами преодоления отрицательных явлений в становлении личности подростка.

Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть призванным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее эффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие.

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

У подростков субъективный образ “Я” складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

Подросток активно “примеряет” на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации (Эрик Эриксон).

Переход от детства к юности связан с серьезной переоценкой ценностей. Это выражается в том, что представления и взгляды, свойственные детскому возрасту, заменяются более зрелыми, самостоятельными суждениями, новыми оценками окружающих людей и условий. Усиливается стремление к самоутверждению, к самостоятельной деятельности. При этом наблюдаются расхождения между старыми и новыми суждениями и оценками, между окончательно не сформировавшимися новыми чертами духовного мира и действиями, носящими еще характер детского озорства, противоречия духовного мира, острая восприимчивость и впечатлительность подростка, поверхность самосознания и самооценки, неустойчивость интересов определяет его особую подверженность влиянию непосредственных условий.

Именно в этом возрасте изменения в интеллектуальной, эмоциональной и волевой деятельности приводят к образованию главной психологической предпосылки ответственности – разумности. Это выражается в том, что подросток становится способным обдуманно решать вопросы в конфликтных ситуациях, глубоко проникать в сущность явлений. Мораль и правовой опыт позволяет молодым людям рассудочно выбирать линию поведения, трезво взвешивать посредством своих поступков, соотносить их с требованиями нравственных и правовых норм.

Но эти черты не отменяют и не могут отменить закономерно свойственной подросткам тяги к общению со сверстниками и со взрослыми. Она выражает свойственное подросткам ожидание от взрослых помощи, взаимопонимания и эмоциональной близости, на чем и базируется данная программа.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность. Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского deliquo – провиниться, совершить проступок). Обычно девиантное поведение начинается с прогулов – уклонение от учебы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками – обычный набор девиантных поступков. Под девиантностью понимают отклонение от принятых в обществе норм. По определение девиантное поведение попадает как девиантные, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

Девиантное поведение нередко объясняется тем, что подросток не может правомерными средствами удовлетворить свои социально – психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении.

Цель программы: коррекция личностного развития подростков с девиантным поведением через психологическую поддержку.

Задачи программы:

1) активизация самопознания подростков c девиантным поведением, которое включает понимание себя, своих чувств, мотивов своих поступков;

2) психологическая поддержка в решении проблем подростка в сфере взаимоотношений, как в установлении позитивных контактов, так и в избежании конфликтов, развитие навыков общения;

3) психологическая поддержка в формировании навыков самоконтроля поведения у подростков.

Программа содействует снижению уровня агрессивности, тревожности, способствует доверительной и дружеской атмосфере в коллективе, поддержанию эмоционального комфорта подростков.

Программа используется для работы с подростками 11-13 лет с девиантным поведением, которое проявляется в пропусках уроков в школе, нарушении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вследствие чего имеющих – статус «отверженных» в школьных коллективах. При этом подросток может иметь низкую самооценку, повышенный уровень тревожности и неуверенность в себе. Возможно использование программы в работе психолога с подростками при комиссии по делам несовершеннолетних.

Первичное обследование подростков проводится при наборе в группу с использованием следующего инструментария

1.Тест «Несуществующее животное»;

2.Опросник ПДО (Шмишек, Леонгард);

3.Методика «Самооценка» (А. Прихожан);

4.Опросник «Оценка уровня тревожности» (Спилбергер, Ханин);

5.Методика «Незаконченные предложения»

6. «Кактус»

7.Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей.

Такое обследование позволяет выявить особенности личностного и эмоционального развития подростка, являющиеся источником девиантного поведения: адекватность самооценки, уровень тревожности, значимые сферы, уровень агрессивности, признаки социально-педагогической запущенности.

Промежуточная диагностика представляет собой наблюдение за поведением подростка в группе и выявление направленности и темпов изменений в его личностном развитии. Итоговая диагностика предполагает использование диагностического пакета, примененного при наборе в группу.

В данной программе условно можно выделить 3 этапа: ознакомительный, этап самораскрытия, развивающий.

Программа рассчитана на 10 полуторачасовых занятий, которые рекомендуется проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, основное содержание, рефлексию каждого занятия и ритуал прощания.

В ходе работы используются игровые технологии, метод групповой дискуссии, психогимнастика, проективние методики рисуночного и вербального типов, элементы арт-терапии, мини-лекции, работа в парах.

В групповой дискуссии участники группы имеют возможность высказывать свое мнение по обсуждаемой проблеме, учатся формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спорить, не оскорбляя своих оппонентов, критиковать точку зрения других, «не переходя на личности».

После каждой игрыпроводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали в той или иной роли, осознавая мотивы своих поступков. Игры на интенсивное физическое взаимодействиеслужат для усиления интереса участников, повышения работоспособности, снятия напряжения, отдыха, улучшения взаимоотношений в группе.

В групповой работе с подростками с девиантным поведением следует учитывать следующие взаимосвязанные факторы, обуславливающие проявление отклоняющегося поведения:

- индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию подростков,

- психолого – педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

- социально – психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье, на улице, школе,

- личностный фактор, который прежде всего проявляется в активно – избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личностных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

- социальный фактор, определяющийся социальными и социально – экономическими условиями существования общества.

Программа может реализовываться профессиональным психологом, имеющим опыт ведения подростковых тренинговых групп.

Эффективность программы выражается в частичном или полном отказе подростка от девиантных форм поведения. Опыт использования программы показывает, что подростки стали меньше пропускать уроки, интересуются школьными и внешкольными мероприятиями. Некоторые подростки начали посещать спортивные секции. Отмечается появления познавательного мотива и улучшение успеваемости. Подростки демонстрируют навыки самоконтроля поведения.

Опыт обучения и общения в группе позволяет подростку становиться сдержаннее, корректнее и терпимее к окружающим, чаще в конфликтной ситуации находить конструктивный выход.

В период посещения занятий психологической поддержки никто из подростков не совершал противоправных действий.

 

Тематическое планирование

 

Тема занятия Цели Кол-во часов
1 Знакомство. Создать условия эмоциональной безопасности в тренинговой группе. Ознакомить участников с основными принципами тренинга. Начать освоение активного стиля общения.  
2 Общение   Психологическая поддержка подростка в анализе коммуникативных сторон его личности. Раскрыть качества, важные для эффективного общения. Привлечь внимание подростка к реакции собеседника на коммуникативную стратегию самого подростка. Закрепить активный тренинговый стиль общения.  
3 Умение слушать. Содействовать развитию навыков слушания и привлечение внимания подростка к личности собеседника в общении. Способствовать осознанию и вербализации подростками чувств, связанных с общением с близкими людьми. Профилактика конфликтов с родителями и психологическая поддержка подростка в поиске конструктивного стиля взаимодействия в семье.  
4 Преодоление Развивать у участников умение видеть свои проблемы и ресурсы для их решения. Психологическая поддержка подростка в процессе принятия на себя ответственности за свои проблемы. Коррекция страха негативной оценки и стереотипов агрессивной реакции на критику у подростков с девиантным поведением.  
5 Идеал Психологическая поддержка подростков с девиантным поведением в переосмыслении своих ценностных ориентаций через анализ «подросткового идеала». Закрепить навыки эффективного общения через развитие его невербальной стороны. Психологическая поддержка подростков в обретении адекватной самооценки и принятии себя как личности.  
6 Среди людей Психологическая поддержка подростков с девиантным поведением в осознании своей позиции в коллективе сверстников и ее зависимости от коммуникативной стратегии. Способствовать анализу подростками своих коммуникативных проблем: манипулирование в целях привлечения внимания, эгоизм, зависимость и др.  
7 Мотивы наших поступков Психологическая поддержка подростков в осознании мотивов их девиантного поведения. Совершенствовать коммуникативные навыки подростков через развитие умения выражать свои чувства.  
8 Благодарность   Актуализировать в сознании подростка проблемы благодарности, долга и ответственности за другого. Коррекция отношения девиантного подростка к близким людям. Содействовать развитию позитивных чувств благодарности к ним.  
9 Мотивы наших поступков Психологическая поддержка подростков в осознании мотивов их девиантного поведения. Совершенствовать коммуникативные навыки подростков через осознание индивидуальной коммуникативной стратегии средствами позитивной обратной связи.  
10 Завершение занятий группы. Психологическая поддержка и закрепление позитивных изменений в личностном развитии подростков. Оценить совместно с подростком результативность его саморазвития в рамках тренинга.  

 

 

Конспекты занятий

 

 

Занятие 1

Знакомство

Цели:

- Создать условия эмоциональной безопасности в тренинговой группе.

- Ознакомить участников с основными принципами тренинга.

- Начать освоение активного стиля общения.

Материалы: небольшие листки бумаги с булавками для именных табличек, лист ватмана, стулья.

 

Знакомство.

 Участники тренинговой группы расположились по кругу.

– Мы начнем с того, что каждый назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по табличке и написать на ней имя, не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя иначе. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом поясните, почему вы решили его сменить. Через одно-два занятия мы запомним, имена друг друга и сможем обходиться без табличек.

 

Глаза в глаза

– В обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой человек. Сейчас мы с вами установим контакт с каждым членом нашей группы. Для этого мы будем смотреть в глаза друг другу в течение 3-5 минут”.

Участники группы выполняют упражнение, разбившись на пары, затем обсуждают трудности, возникшие в процессе работы и их причины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.035 с.)