Занятие 6. «Моя линия жизни» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 6. «Моя линия жизни»



 

     Цель: формирование способности видеть положительную перспективу жизни, формирование адекватной самооценки, осознание необходимости личностного роста, возможность оценивать свои уже совершённые поступки и будущие.

Задачи:

- активизировать ресурсы личностного роста;

- актуализировать, обобщать представления о прошлом, настоящем, будущем, о своих жизненных ценностях.

Оборудование: дневники, бланки гистограмм «Моя жизнь», бланки писем, магнитофон.

Ход занятия:

1. Упражнение «Я вчера, сегодня, завтра».

Вспомнить домашнее задание и закончить 3 предложения:

«Моё прошлое окрашено в... цвет, потому что...»

«Сегодня я чувствую себя человеком..., потому что...»

«Моё будущее представляется мне..., потому что...»

    В ходе обсуждения, при наличии негативных, отрицательных высказываний, корректировать отношение ребёнка (но ведь было и что-то хорошее, ты сможешь, у тебя получится, не всё так плохо, как ты представляешь).

 

  2. Работа с гистограммой «Моя жизнь» [10].

На индивидуальном бланке изображены 2 оси: горизонтальная «Время (года жизни)» и вертикальная «Значимость события». В виде цветных точек изображаются и оцениваются по 10-бальной шкале значимые события прошлого, настоящего и будущего (соответственно синим, красным и зелёным цветом).

   До заполнения карты попросить ребят написать 15 самых значимых событий всей своей (включая будущей) жизни, необязательно в хронометрическом порядке. Обычно дети затрудняются с событиями будущего. В этом случае оказывается помощь: «Что будет тебя волновать, какие большие, значимые события бывают у взрослых: поступление на работу, свадьба, рождение ребёнка, достижения в карьерном росте, покупка или строительство дома и т.п.».

   Затем каждое событие ранжируется по 10-бальной шкале (возможный вариант – ранжирование отдельно в прошлом, настоящем и будущем с целью диагностики самых значимых событий этих этапов жизни).

   Затем эти события размещаются в виде точек на графике. Нормальная картина предполагает приблизительно одинаковое количество красного, зелёного и синего цвета на гистограмме. Наличие у подростка проблем с будущим указывает либо полное отсутствие зелёного, либо присутствие 1-2 точек, не привязанных к определённым годам жизни.

   Ведущий: «Обратите внимание детей на блок «будущее». С этим блоком мы будем работать на следующем занятии, а сейчас мы хоть одним глазком заглянем в ваше будущее, помечтаем, пофантазируем, представим себя взрослыми, состоявшимися людьми, которым есть что о себе рассказать».

 

   3. Ведущий: «Напишите письмо своему другу детства. Чтобы облегчить эту работу, используйте бланк письма, в котором нужно заполнить пропуски.

«Здравствуй,...(укажи имя друга детства)! Сколько же лет мы не виделись? По-моему...(укажите, сколько лет прошло)! Сегодня мне уже... (укажите, сколько лет тебе будет, когда ты будешь писать это письмо). Я живу... (где) и работаю... (где и кем). Моя семья состоит из... (перечислить членов своей будущей семьи).В свободное время я обычно... (опиши свои увлечения). И вот ещё что... (допиши всё, что считаешь нужным). Кажется, я вполне счастлив, сбылись мои самые сокровенные мечты... (укажи, какие). Думаю, это произошло потому что в детстве, когда я учился в школе и жил в детском доме, я... (напиши, чтобы делаешь сейчас для того, чтобы в будущем твои мечты сбылись). Вот, пожалуй, и всё.... (подпишись).... (напиши дату написания письма, не забудь, что это произойдёт через много лет)» [9].

     По желанию детей эти письма можно зачитать.

Рефлексия: представь, что лестница в будущее состоит из 12 ступеней, подумай и напиши в своём дневнике, на какой находишься ты в данный момент.

 

   Домашнее задание: подумай, как ты будешь осуществлять задуманное тобой.

 

 

Занятие 7.«12 шагов в будущее».

 

Цель:развитие умения планировать, подчинять сиюминутные интересы стратегическим целям, прояснение временной перспективы будущего.

Задачи: развивать позитивные представления о персональном будущем, формировать умение ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, умение реалистически оценивать свои возможности.

Оборудование: личные дневники.

 

Ход занятия:

1. Обсуждение домашнего задания. Каждый воспитанник говорит об одной цели, как он будет пытаться её достичь, или как он уже пытается это сделать.

     Ведущий: «Так как же ответить на самый главный и самый трудный вопрос – чего ты хочешь? Как научиться формулировать свои цели? Как фиксировать это в своём сознании? Попробуем составить алгоритм [11].

1) Возьмите бумагу и карандаш, устройтесь удобно, почувствуйте себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких ограничений, нарисовать или описать свою будущую жизнь – так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти.

   Начните со списка того, о чём вы мечтаете, кем хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь и в течение 5-10 минут заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королём. Дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения.

Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:

- Формулируйте свои мечты в позитивных терминах, не пишите, чего бы вы не хотели, но только то, к чему вы стремитесь.

- Будьте предельно конкретны, постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, чем богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели.

- Постарайтесь составить ясное представление о результате, что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете чувствовать, что и кто вас будет окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что вы достигли того, к чему стремились.

- Важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас, не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать и тогда всё будет хорошо.

- Подумайте, не нанесут ли ваши цели ущерба другим людям, ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим, они должны быть «экологически чисты».

Эти правила надо помнить и учитывать при дальнейшей работе.

На данном этапе можно воспользоваться и другим эффективным приёмом – рисунком.

2) На следующем этапе следует просмотреть составленный ранее список, присмотреться к нарисованному портрету и определить, в какой временной сетке вы работаете. Хотите ли вы всё то, о чём писали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдалённому будущему. Соответственно, в первом случае надо подумать о дальней перспективе, а во втором – о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге, и о последнем.

3) Из всего того, что вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует. А затем напишите, почему вы точно уверены, что для вас так важно.

4) Теперь, когда составлен список из четырёх главных, ключевых целей, необходимо вновь просмотреть их через призму сформулированных выше правил (в п.1). Если появится необходимость что-то исправить, надо эти исправления внести.

5) Составьте список тех необходимых для достижения целей ресурсов, которыми вы уже обладаете. Опишите, что у вас уже есть – это могут быть какие-то черты характера, друзья, финансовые ресурсы. Уровень вашего образования, ваша энергия, наконец, время, которым вы располагаете.

6) Когда вы это сделали, попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это не обязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть всё, что угодно, от удачного ответа на уроке, до вечера, проведённого с друзьями. Припомните 3-4 таких случая. Какие свои качества, возможности, ресурсы вы тогда использовали?

7) После этого опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, или раскованным, уверенным. Опишите этого человека.

8) Сформулируйте в виде тезисов, что препятствует иметь всё, о чём вы мечтаете, к чему стремитесь, прямо сейчас. Что конкретно вам мешает, что вас ограничивает?

9) На этом этапе надо для каждой из 4 выбранных целей составить черновик пошагового плана её достижения. Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня. Как говорит Д.Карнеги, всё, что в принципе ты можешь сделать в жизни, ты можешь сделать только сегодня.

Итак, первый, очень важный шаг сделан. Вы точно знаете, чего хотите, вы описали этот процесс, как в его конечном результате, так и на начальных стадиях, вы определили, какие стороны вашей личности помогают, а какие мешают достичь цели.

 Задача следующего шага – разработка собственно стратегии достижения успеха. Попытаемся смоделировать кого-то, кто уже достиг того, к чему вы стремитесь.

10) Воспользуйтесь такими моделями. Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели их к успеху. После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих людей собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цель. Запишите эти советы. А теперь проделайте следующее полезное упражнение. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко. Обратите внимание на то, где у вас помещена эта картинка: справа, слева, вверху, посередине. Обратите внимание также на размер, точность, качество этой картинки, на те движения. Звуки, переживания, которые её создают. Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали. Создайте внутреннюю картину – что будет, если вы достигнете этого результата. Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте её того же размера, яркости, раскрашенности. Постарайтесь сделать это как можно лучше. Заметьте, как вы себя при этом чувствуете. Скорее всего, вы уже сейчас ощутите себя по-другому – более уверенным в успехе, чем это было, когда вы впервые формулировали вашу цель. Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы ваш мозг мог создавать картину будущего успеха даже с большей лёгкостью, чем уже пережитого.                                                                                                                                                     

11) Нарисуйте мысленно свой идеальный день. Кто с вами, чем вы заняты? Когда, как вы проснулись, что происходит дальше вплоть до самого вечера, когда вы снова ляжете спать? Что вы будете чувствовать, ложась в постель?   

     12) Опишите ваше идеальное окружение. Акцентируйте значение места, не ставя себе никаких ограничений: где вы, в лесу, на берегу озера, в шикарном офисе, на своей квартире? Что под рукой – компьютер, чашка кофе, книга? Какие люди вас окружают? Помните при этом, что мозгу необходим чёткий, ясный, сфокусированный сигнал, чтобы заработал механизм автоматического наведения на цель».

Рефлексия:

После такого «детального разбора» твоих целей они изменились или остались прежними?

     Ведущий: «Полезно регулярно просматривать – опять с карандашом и бумагой – свои жизненные цели и менять их, если в жизни, в вас что-то изменилось. Говорят, что японцы, которые умеют добиваться своего, 95% времени тратят именно на планирование и лишь 5% - собственно на реализацию. Это оказывается выгодным».

 

Домашнее задание:

Ведущий: «Мы много говорили с вами о самих себе. А всегда ли окружающие люди разделяют с нами наше мнение? Почему так происходит? Подумайте, какими нас видят люди «со стороны».

 

 

Занятие 8. «Я и другие».

 

Цель: Формирование стремления к конструктивному взаимодействию с людьми, независимо от многообразия проявлений их индивидуальности.

Задачи:показать закономерность индивидуальных различий окружающих, формирование умения видеть ситуацию глазами другого человека.

Оборудование: листы с рисунками (облака и солнце), магнитофон, дневники.

 

Ход занятия:

1. Упражнение «Те, кто…» [9].

Дети сидят на стульях по кругу. Предлагается встать:

- тем, кто сегодня чистил зубы;

- у кого имя начинается на гласную букву, на согласную;

- кто родился в Свечинском районе (любом другом);

- чья будущая профессия связана с техникой, людьми и т.п.

Часть вопросов желательно ориентировать на будущее:

- те, кто после училища планирует учиться дальше;

- для кого в будущей профессии самое важное – деньги;

- кто планирует сдать экзамены без «троек».

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что есть качества общие для всех, а есть уникальные, которые делают человеческую натуру самобытной, неповторимой, индивидуальной.

 

2. Воспитанникам предлагается на рисунках с изображением неба на одном из облаков написать свое имя и фамилию, а на другом – имя, которым им бы хотелось, чтобы их назвали. В центре солнца предлагается изобразить символический автопортрет и на 2-3 лучах солнца написать качества, присущие ребенку и помогающие ему преодолевать сложные жизненные ситуации. Задание выполняется под оптмистическую негромкую музыку.

Заполнив лист, воспитанники передают свои рисунки по кругу. При этом каждый, получив чужой лист, надписывает на одном луче название качества, подчёркивающее, на его взгляд, индивидуальность автора рисунка. Листы, пройдя круг, возвращаются владельцу.

Дети знакомятся с результатами, затем им предлагается поставить «+» рядом с качеством, наиболее выраженным в нём, и «–» с наименее [5].

 

3. Упражнение «Доставь радость» [14].

Группа сидит в кругу. В центр приглашается один из участников. Задача остальных – доставить ему радость. Можно его похвалить, подарить ему что-нибудь. Тому, чей подарок, похвала больше всего понравились стоящему в центре, он дарит свою улыбку. Тот, кому адресована улыбка, входит в центр круга, теперь ему дарят приятные слова. Игра продолжается.

 

4. Групповая дискуссия.

Зачитывается высказывание Вильяма Джеймса: «Когда встречаются 2 человека, то на встрече присутствуют шестеро – каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или её) видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле» [10].

В ходе обсуждения цитаты предлагается поговорить о проблемах, возникающих в связи с тем, что окружающие могут воспринимать нас не так, как мы предполагаем.

Обсуждение завершается выводами:

- зачастую мы видим себя не так, какими нас видят другие;

- если человек не понимает вас, это не значит, что он непонятлив, попытайтесь объяснить ему ещё раз другими словами;

- не всегда то, что мы видим – отражение того, что есть на самом деле (не всегда «придирки» – это злость, агрессия, зачастую это проявление опеки, заботы, помощи).

Рефлексия: закончи предложения: «Мне приятно было узнать о себе… Теперь я знаю, что…»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.041 с.)