Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы организации педагогического процесса.
Организация педагогического процесса на всех ступенях и уровнях системы современного образования РФ основывается на системе принципов, включающей: 1.Группу общепринятых мировых принципов развития образования, закрепленную документами ЮНЕСКО. 2. Группу принципов, закрепленную в нормативно-правовых документах в области образовательной политики РФ. 3. Группу принципов региональных систем российского образования. 4. Группу принципов, принятых уставом каждого образовательного учреждения. 5. Группу или отдельные принципы педагога, закрепленные в его рабочей авторской программе и утвержденные педагогическим советом образовательного учреждения. Первая группа представлена принципами самоорганизации, гуманизации, гуманитаризации, фундаментализации, оптимизации знаний, практической направленности, непрерывного образования в течение всей жизни, диверсификации, вариативности и др. Принцип гуманизации образования понимается как преодоление обезличенности образования, его поворот к человеку, его проблемам и интересам. Гуманизация - философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей образовательной деятельности; очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие его способностей, индивидуальности. Гуманитаризация образования – процесс изменения типа образования (технократического), заключающийся в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию и пониманию других людей. Гуманитаризация образования - система форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сделать обучение составной частью формирования личности. К таким аспектам культуры относится совокупность отношений людей к природе, к человеку, к духовным ценностям (литературе, искусству, истории страны). Вариативность образования в широком и узком смысле – организация процесса обучения, которая позволяет предложить обучающимся индивидуальные варианты учебных планов, соответствующие индивидуальным особенностям обучающихся и их интересам. Д иверсификация системы образования – построение разнопрофильной и многоуровневой образовательной системы, представленной различными видами образовательных учреждений. Дифференциация обучения – учет индивидуальных особенностей учащихся в форме, предполагающей их объединение в группы по определенным признакам, обусловливающим специфику процесса обучения. Индивидуализация - система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, это помощь ученику в личностном самоопределении. Индивидуальность - неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других, принадлежащих к тому же виду. Это самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях ее жизнедеятельности. Индивидуализация обучения – учет в процессе обучения индивидуальных особенностей во всех формах, независимо от того какие особенности и в какой степени учитываются. Принцип инновационности обучения – характеристика обучения, относящаяся не только к дидактическому построению занятий, но и к его социально значимым результатам Инновационное обучение – нетрадиционное представление учебного процесса или обучение по новым моделям. Принцип компетентностного подхода. Компетентность – уровень образованности, характеризующийся способностью ориентироваться в определенном круге вопросов. Компетентность допрофессиональная – уровень образованности, достаточный для самообразования обучающихся, самостоятельного решения возникающих при этом проблем; их ориентация в ценностях культуры и оценочная деятельность. Компетентность методологическая – уровень образованности, позволяющий самостоятельно решать мировоззренческие проблемы, исследовательские и творческие задачи.
Вторая группа принципов приведена в Федеральном компоненте образования – это совокупность аналитических материалов и вытекающих из них стартегических и тактических принципов государственной образовательной политики. В условиях концепции устойчивого развития страны стратегической линией развития образования является культурологическая концепция личностно-ориентированного образования РФ. Концепция - исходный замысел, в котором концентрированно сформулированы смысл проекта, цель его реализации и предполагаемы результаты. ЛОО концепция включает: принцип здоровьесбережения, поликультурности образования, компетентностный, деятельностный, личностный подходы и др.). Поликультурное образование - 1.процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам; 2. учебные программы и организация учебной деятельности учащихся (студентов), направленные на повышения уровня обучения лиц, представляющих этнические меньшинства, и иммигрантов
Третья группа принципов обусловлена условиями региона, города и школы. Региональная педагогическая наука - самостоятельное направление в педагогике, реорганизующее отдельные структуры образовательных систем и обеспечивающее устойчивую адаптацию системы образования региона к изменяющимся условиям поликультурного пространства. Региональная педагогическая теория - функциональная система, выступающая как взаимосвязанная совокупность понятий, каждое из которых связано с какой-либо теорией. Региональный компонент в образовании - создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса. Избранные региональным образованием принципы могут быть связанны с тем или иным философским направлением, не противоречащим выше названным принципам. Такими принципами могут быть: герменевтический, синергетический, феноменологический, рационалистический, эстетический, принцип коллизийности мышления, антропологический, акмеологический, прагматический, адаптивный, принцип саморазвития и др. обретая педагогический контекст, философские направления интерпертируются как педагогические. Так, п едагогическая феноменология - знание, рассматривающее образование как атрибут человеческого бытия, педагогический процесс - "как бытие человека в образовании", перевод искусственной социопедагогической системы в естественное природосообразное состояние. Последняя группа принципов - принципы педагога, важная составляющая методологии образования. Наличие авторских принципов в рабочей программе педагога указывают на уровень его методологической культуры. Методологическая культура учителя - особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения. Методологический поиск – это деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления как личностно значимых для своего саморазвития, так и для последующего развития личностных структур сознания своих учеников. Наличие данного вида педагогической культуры обнаруживает и демонстрирует новое педагогическое мышление - проблемно-вариативное мышление, предполагающее возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания, как одной из исходных своих посылок; мышление с позиций ученика, как субъекта учебно-воспитательного процесса, ориентированное на его интересы, потребности и развитие.
При планировании профессиональной деятельности или при разработке авторских рабочих программ педагог выбирает те методологические или организационные принципы, которые лягут в основу его теоретико-методической или практической работы. Педагог может выбрать для реализации как целый подход, так и отдельный принцип. Ниже предложен ряд подходов и принципов, которые может взять в разработку педагог. Личностно-ориентированный подход - целостный педагогический процесс, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания "произведений" индивидуального и коллективного творчества. А нтропологический подход – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Адаптивный подход - процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, ее умение приспособиться к своеобразию социума и одно из условий социализации. Показателем адаптации человека является его успешность в деятельности и взаимоотношениях. Комплексный подход к воспитанию - один из типов системного подхода, представляющий собой единство идейно-политического, трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса. Культурологический подход - конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира; видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей. Личностный подход - ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности Системный подход - метод, применяемый к анализу объектов, которые имеют множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Цивилизационный подход - один из основных концептуальных ориентиров педагогического процесса; способ осмысления целей, средств, механизмов, условий результатов воспитания; один из путей раскрытия гуманистической сущности и перспектив мирового педагогического процесса. Принцип культурной идентификации - это установление духовной взаимосвязи между собой и свои народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интериоризация (принятие в качестве своих) ее ценностей, построение собственной жизни с их учетом. Принцип гуманизма - принципы, определяющие общий характер отношений учителя и учеников. Человек, ученик является главной ценностью со всем своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и способностями. Принцип индивидуально-личностного подхода - принципы, определяющие положение ребенка в образовании и означающие признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Принцип культуросообразности - принципы, определяющие отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность, а также отношение между воспитанием и ребенком как человеком культуры. Принцип народности - принципы, определяющие народные традиции в качестве основы воспитания; врастание нового поколения в жизнь взрослых (самостоятельное освоение детьми культурных ценностей) и целенаправленную передачу культурного (хозяйственного, духовного) опыта старшими младшим Принципы эстетической направленности. Принцип ценностно-смысловой направленности - принцип, направленный на реализацию сущностной характеристики личностно-ориентированного образования культурологического типа - создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни. Принцип природосообразности - означает отношение к ребенку как к части природы, стремление сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития, ядром любых воспитательных отношений,.
· Задание 23 Разработайте раздел методологические основания в пояснительной записке к рабочей программе по дисциплине, которую вы предполагаете преподавать.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.005 с.) |