Принципы организации педагогического процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации педагогического процесса.



Организация педагогического процесса на всех ступенях и уровнях системы современного образования РФ основывается на системе принципов, включающей:

1.Группу общепринятых мировых принципов развития образования, закрепленную документами ЮНЕСКО.

 2. Группу принципов, закрепленную в нормативно-правовых документах в области образовательной политики РФ.

 3. Группу принципов региональных систем российского образования.

4. Группу принципов, принятых уставом каждого образовательного учреждения.

5. Группу или отдельные принципы педагога, закрепленные в его рабочей авторской программе и утвержденные педагогическим советом образовательного учреждения.

Первая группа представлена принципами самоорганизации, гуманизации, гуманитаризации, фундаментализации, оптимизации знаний, практической направленности, непрерывного образования в течение всей жизни, диверсификации, вариативности и др. Принцип гуманизации образования понимается как преодоление обезличенности образования, его поворот к человеку, его проблемам и интересам. Гуманизация - философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей образовательной деятельности; очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие его способностей, индивидуальности. Гуманитаризация образования – процесс изменения типа образования (технократического), заключающийся в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию и пониманию других людей. Гуманитаризация образования - система форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сделать обучение составной частью формирования личности. К таким аспектам культуры относится совокупность отношений людей к природе, к человеку, к духовным ценностям (литературе, искусству, истории страны). Вариативность образования в широком и узком смысле – организация процесса обучения, которая позволяет предложить обучающимся индивидуальные варианты учебных планов, соответствующие индивидуальным особенностям обучающихся и их интересам. Д иверсификация системы образования – построение разнопрофильной и многоуровневой образовательной системы, представленной различными видами образовательных учреждений. Дифференциация обучения – учет индивидуальных особенностей учащихся в форме, предполагающей их объединение в группы по определенным признакам, обусловливающим специфику процесса обучения. Индивидуализация - система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, это помощь ученику в личностном самоопределении. Индивидуальность - неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других, принадлежащих к тому же виду. Это самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях ее жизнедеятельности. Индивидуализация обучения – учет в процессе обучения индивидуальных особенностей во всех формах, независимо от того какие особенности и в какой степени учитываются. Принцип инновационности обучения – характеристика обучения, относящаяся не только к дидактическому построению занятий, но и к его социально значимым результатам Инновационное обучение – нетрадиционное представление учебного процесса или обучение по новым моделям. Принцип компетентностного подхода. Компетентность – уровень образованности, характеризующийся способностью ориентироваться в определенном круге вопросов. Компетентность допрофессиональная – уровень образованности, достаточный для самообразования обучающихся, самостоятельного решения возникающих при этом проблем; их ориентация в ценностях культуры и оценочная деятельность. Компетентность методологическая – уровень образованности, позволяющий самостоятельно решать мировоззренческие проблемы, исследовательские и творческие задачи.

Вторая группа принципов приведена в Федеральном компоненте образования – это  совокупность аналитических материалов и вытекающих из них стартегических и тактических  принципов государственной образовательной политики. В условиях концепции устойчивого развития страны стратегической линией развития образования является культурологическая концепция личностно-ориентированного образования РФ. Концепция - исходный замысел, в котором концентрированно сформулированы смысл проекта, цель его реализации и предполагаемы результаты. ЛОО концепция включает: принцип здоровьесбережения, поликультурности образования, компетентностный, деятельностный, личностный подходы и др.). Поликультурное образование - 1.процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам; 2. учебные программы и организация учебной деятельности учащихся (студентов), направленные на повышения уровня обучения лиц, представляющих этнические меньшинства, и иммигрантов

Третья группа принципов обусловлена условиями региона, города и школы. Региональная педагогическая наука - самостоятельное направление в педагогике, реорганизующее отдельные структуры образовательных систем и обеспечивающее устойчивую адаптацию системы образования региона к изменяющимся условиям поликультурного пространства. Региональная педагогическая теория - функциональная система, выступающая как взаимосвязанная совокупность понятий, каждое из которых связано с какой-либо теорией. Региональный компонент в образовании - создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса. Избранные  региональным образованием принципы могут быть связанны с тем или иным философским направлением, не противоречащим выше названным принципам. Такими принципами могут быть: герменевтический, синергетический, феноменологический, рационалистический, эстетический, принцип коллизийности мышления, антропологический, акмеологический, прагматический, адаптивный, принцип саморазвития и др. обретая педагогический контекст, философские направления интерпертируются как педагогические. Так, п едагогическая феноменология - знание, рассматривающее образование как атрибут человеческого бытия, педагогический процесс - "как бытие человека в образовании", перевод искусственной социопедагогической системы в естественное природосообразное состояние.

     Последняя группа принципов - принципы педагога, важная составляющая методологии образования. Наличие авторских принципов в рабочей программе педагога указывают на уровень его методологической культуры. Методологическая культура учителя - особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения. Методологический поиск – это деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления как личностно значимых для своего саморазвития, так и для последующего развития личностных структур сознания своих учеников. Наличие данного вида педагогической культуры обнаруживает и демонстрирует новое педагогическое мышление - проблемно-вариативное мышление, предполагающее возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания, как одной из исходных своих посылок; мышление с позиций ученика, как субъекта учебно-воспитательного процесса, ориентированное на его интересы, потребности и развитие.

  При планировании профессиональной деятельности или при разработке авторских рабочих программ педагог выбирает те методологические или организационные принципы, которые лягут в основу его теоретико-методической или практической работы. Педагог может выбрать для реализации как целый подход, так и отдельный принцип. Ниже предложен ряд подходов и принципов, которые может взять в разработку педагог. Личностно-ориентированный подход - целостный педагогический процесс, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания "произведений" индивидуального и коллективного творчества. А нтропологический подход – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Адаптивный подход - процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, ее умение приспособиться к своеобразию социума и одно из условий социализации. Показателем адаптации человека является его успешность в деятельности и взаимоотношениях. Комплексный подход к воспитанию - один из типов системного подхода, представляющий собой единство идейно-политического, трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса. Культурологический подход - конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира; видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей. Личностный подход - ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности Системный подход - метод, применяемый к анализу объектов, которые имеют множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Цивилизационный подход - один из основных концептуальных ориентиров педагогического процесса; способ осмысления целей, средств, механизмов, условий результатов воспитания; один из путей раскрытия гуманистической сущности и перспектив мирового педагогического процесса. Принцип культурной идентификации - это установление духовной взаимосвязи между собой и свои народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интериоризация (принятие в качестве своих) ее ценностей, построение собственной жизни с их учетом. Принцип гуманизма - принципы, определяющие общий характер отношений учителя и учеников. Человек, ученик является главной ценностью со всем своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и способностями. Принцип индивидуально-личностного подхода - принципы, определяющие положение ребенка в образовании и означающие признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Принцип культуросообразности - принципы, определяющие отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность, а также отношение между воспитанием и ребенком как человеком культуры. Принцип народности - принципы, определяющие народные традиции в качестве основы воспитания; врастание нового поколения в жизнь взрослых (самостоятельное освоение детьми культурных ценностей) и целенаправленную передачу культурного (хозяйственного, духовного) опыта старшими младшим Принципы эстетической направленности. Принцип ценностно-смысловой направленности - принцип, направленный на реализацию сущностной характеристики личностно-ориентированного образования культурологического типа - создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни. Принцип природосообразности - означает отношение к ребенку как к части природы, стремление сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития, ядром любых воспитательных отношений,.  

· Задание 23

Разработайте раздел методологические основания в пояснительной записке к рабочей программе по дисциплине, которую вы предполагаете преподавать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.005 с.)