Сущность государства В учении Б. Н. Чичерина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность государства В учении Б. Н. Чичерина



  Одним из самых ярких теоретиков правопонимания в России был Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Обратим внимание, на то, как Б. Н. Чичерин рассматривал сущность государства. Так как сущность государства сложно оценивать в отрыве от таких понятий как, право и личность, то следует обратить внимание на трактовку Б.Н. Чичериным данных терминов.    

Важным понятием, на которое опирается политико-правовая теория Б. Н. Чичерина, является человеческая личность. «...Лицо составляет краеугольный камень всякого общественного здания», - подчеркивал мыслитель. Личность для него - это непреходящее проявление мировой сущности, т.е. нечто сопричастное Абсолютному, то есть, идее, выражающей полноту всего сущего. [1, с. 26-48.] Именно свобода воли является основным определителем человека как разумного существа. В этом же и заключается, по мнению Б. Чичерина, и источник права.

Право, согласно Б.Н. Чичерину, составляет необходимую часть всех обществ. По сути, право есть обоюдное добровольное ограничение свободы под единым законом, - утверждал Б.Н. Чичерин. В связи с этим он разделял право на субъективное и объективное.Субъективное право- законная свобода человека что-либо делать или требовать. Объективное право - закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения, как говорил Б.Н. Чичерин, неразделимы, поскольку свобода реализуется в форме закона, закон же создаётся с целью признания и определения свободы - «право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом». [1, с. 68.]

    Идеальной формой государства, способной наиболее полно осуществить его цели и решить его задачи, Б.Н. Чичерин считал конституционную монархию. Монарх преподносится в виде посредника между народом и аристократией. Монарх это начало власти, аристократия - начало закона, а демократия - начало свободы. [1, с. 389-407.]

Б.Н. Чичерин считал государство своеобразным воплощением нравственного начала, выделяя его главенствующую роль в жизни народа.

Сущность государства заключается в правильной организации жизни народа, которая сохраняется и обновляется в постоянной смене поколений. Отсюда следует, что государство - это союз народа, имеющего свою территорию, и обладающего единым законом. В нем народ становится юридическим лицом. Государство управляется верховной властью, а его целью является благоустройство общества. Государство представляет из себя так называемый «политический союз». Оно возникает как результат общей воли и высшего политического сознания народа, способного осознанно и добровольно подчиняться верховной власти и оказывать ей соответствующую поддержку.

В этих определениях проглядывается прямая связь с «теорией общественного договора», авторами которой считаются Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо.

Образованный союз как органическое единство семейного, гражданского, церковного возникает на основе естественного закона, связывающего личную свободу с природой человека. При этом свобода, по его мнению, так или иначе, должна быть частично ограничена, до того момента, пока это ограничение не пойдёт в разрез с естественным правом. [1, с. 221- 238.]

Как сторонник умеренности ученый подчеркивает отрицательное влияние односторонних начал, т.е. индивидуализма и государственного абсолютизма. В этой связи он ссылается на Ш. Монтескье, которого он хвалил за то, что он не поддался соблазну назвать свободу началом и концом всего государственного быта. «Он видел, что избыток свободы может быть столь же вреден, как и недостаток, а потому старался возвести ее к тем общим законам и условиям, которые, сдерживая ее в пределах умеренности, одни в состоянии дать ей и прочность и силу». В этом смысле полное совпадение народности и государственности не обязательно может выражать закон образования государственной жизни. Законом образования государства, по Чичерину, можно считать только естественные права человека, которые представляют собой "идеал личной свободы, а не настоящую норму жизни", что неприемлемо для народности.

По этой причине образование государства не совпадает с народностью, так как, по мнению Б.Н. Чичерина, не каждый народ способен на образование государства, для этого, требуется, как он утверждал, наличие следующих факторов: способность к политической жизни и факт уважения к законному народу; присутствие исторического деятеля, которым будет призван народ; народ обязан приобрести независимость и обладать реальной силой, способной её отстоять; способность народа преобразовать свою волю в легитимную верховную власть. [1, с. 167- 175.]

Следует уточнить, что сущность государства Б.Н. Чичерин рассматривает в его взаимодействии с гражданским обществом (изображая их своеобразное противопоставление), которое он определяет, как «совокупность отношений, принадлежащих к частной сфере и определяемых частным правом». Государство и гражданское общество - два противоположных, но «равно необходимых элемента человеческого сожительства», так как без самостоятельности исчезает свобода лица, за чем впоследствии гибнет и единство, столь необходимое для существования «политического союза», т.е. государства. Именно в этой позиции (зависимость и опора государства на гражданское общество) наблюдается главное расхождение идей Б.Н. Чичерина и Г. Гегеля (последний считал, что гражданское общество должно подчиняться интересам государства). Б. Чичерин, разнится с Г. Гегелем, в том, что в системе этих отношений уделяет элементу индивидуального гораздо большее значение, делая его, фактически, обособленной от государственной власти и от политических целей сферой. «Подлинным выражением юридических начал, без всякой посторонней примеси, является право частное, или гражданское. Здесь человек представляется как свободное, самостоятельное лицо, которому присваивается известная область материальных отношений и которое состоит в определенных юридических отношениях к другим таковым же лицам. По самой природе этих отношений, в этой сфере господствует индивидуализм, здесь находится главный центр человеческой свободы». [1,с. 190 - 212.]

Однако, если проанализируем развитие взглядов Б.Н. Чичерина на государство, то обнаружим следующую заметную тенденцию: государство и верховная власть все больше определяются им именно как власть, основанная на праве, обусловленная правом и полностью ему подчиняющаяся. Эту мысль Б.Н. Чичерин очень четко оформил в предисловии к третьему тому «Курса государственной науки».

Одним из обязательных проявлений свободы Б. Чичерин признавал собственность. В своих трудах, он отрицал теорию социалистов, которые отводили для государства ведущую роль в организации производства и распределения ресурсов. Б. Н. Чичерин скептически относился к теориям, которые рассматривали собственность как «лишь историческую категорию, вместо того, чтобы рассматривать ее как необходимое проявление свободы, вытекающее из природы человека». [2, глава III.]

   Подводя итоги важно отметить, что тема государства у Б.Н. Чичерина практически неисчерпаемая, сколь сильно он был поглощён идеей идеального государства и его сущности, столь же сильно он её изучал и анализировал, благодаря чему мы и имеем такое большое количество систематизированных знаний в данной сфере, которые заключены в его многочисленных трудах.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Чичерин, Б. Н. Философия права. Избранные сочинения / Б. Н. Чичерин. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство «Юрайт», 2016. - 407 с.

2. Собственность и государство / [соч.] Б. Чичерина. - М.: тип. Мартынова, 1882-1883, 2005. - 468 с. 

 


Студент 1 курса

                                       С.С. Коровин

                                       научный руководитель                                                                                                                      

                                       к.и.н., доц., Т.Н. Жуйкова                    

                             



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.009 с.)