Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность государства В учении Б. Н. Чичерина
Одним из самых ярких теоретиков правопонимания в России был Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Обратим внимание, на то, как Б. Н. Чичерин рассматривал сущность государства. Так как сущность государства сложно оценивать в отрыве от таких понятий как, право и личность, то следует обратить внимание на трактовку Б.Н. Чичериным данных терминов. Важным понятием, на которое опирается политико-правовая теория Б. Н. Чичерина, является человеческая личность. «...Лицо составляет краеугольный камень всякого общественного здания», - подчеркивал мыслитель. Личность для него - это непреходящее проявление мировой сущности, т.е. нечто сопричастное Абсолютному, то есть, идее, выражающей полноту всего сущего. [1, с. 26-48.] Именно свобода воли является основным определителем человека как разумного существа. В этом же и заключается, по мнению Б. Чичерина, и источник права. Право, согласно Б.Н. Чичерину, составляет необходимую часть всех обществ. По сути, право есть обоюдное добровольное ограничение свободы под единым законом, - утверждал Б.Н. Чичерин. В связи с этим он разделял право на субъективное и объективное.Субъективное право- законная свобода человека что-либо делать или требовать. Объективное право - закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения, как говорил Б.Н. Чичерин, неразделимы, поскольку свобода реализуется в форме закона, закон же создаётся с целью признания и определения свободы - «право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом». [1, с. 68.] Идеальной формой государства, способной наиболее полно осуществить его цели и решить его задачи, Б.Н. Чичерин считал конституционную монархию. Монарх преподносится в виде посредника между народом и аристократией. Монарх это начало власти, аристократия - начало закона, а демократия - начало свободы. [1, с. 389-407.] Б.Н. Чичерин считал государство своеобразным воплощением нравственного начала, выделяя его главенствующую роль в жизни народа. Сущность государства заключается в правильной организации жизни народа, которая сохраняется и обновляется в постоянной смене поколений. Отсюда следует, что государство - это союз народа, имеющего свою территорию, и обладающего единым законом. В нем народ становится юридическим лицом. Государство управляется верховной властью, а его целью является благоустройство общества. Государство представляет из себя так называемый «политический союз». Оно возникает как результат общей воли и высшего политического сознания народа, способного осознанно и добровольно подчиняться верховной власти и оказывать ей соответствующую поддержку.
В этих определениях проглядывается прямая связь с «теорией общественного договора», авторами которой считаются Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо. Образованный союз как органическое единство семейного, гражданского, церковного возникает на основе естественного закона, связывающего личную свободу с природой человека. При этом свобода, по его мнению, так или иначе, должна быть частично ограничена, до того момента, пока это ограничение не пойдёт в разрез с естественным правом. [1, с. 221- 238.] Как сторонник умеренности ученый подчеркивает отрицательное влияние односторонних начал, т.е. индивидуализма и государственного абсолютизма. В этой связи он ссылается на Ш. Монтескье, которого он хвалил за то, что он не поддался соблазну назвать свободу началом и концом всего государственного быта. «Он видел, что избыток свободы может быть столь же вреден, как и недостаток, а потому старался возвести ее к тем общим законам и условиям, которые, сдерживая ее в пределах умеренности, одни в состоянии дать ей и прочность и силу». В этом смысле полное совпадение народности и государственности не обязательно может выражать закон образования государственной жизни. Законом образования государства, по Чичерину, можно считать только естественные права человека, которые представляют собой "идеал личной свободы, а не настоящую норму жизни", что неприемлемо для народности. По этой причине образование государства не совпадает с народностью, так как, по мнению Б.Н. Чичерина, не каждый народ способен на образование государства, для этого, требуется, как он утверждал, наличие следующих факторов: способность к политической жизни и факт уважения к законному народу; присутствие исторического деятеля, которым будет призван народ; народ обязан приобрести независимость и обладать реальной силой, способной её отстоять; способность народа преобразовать свою волю в легитимную верховную власть. [1, с. 167- 175.]
Следует уточнить, что сущность государства Б.Н. Чичерин рассматривает в его взаимодействии с гражданским обществом (изображая их своеобразное противопоставление), которое он определяет, как «совокупность отношений, принадлежащих к частной сфере и определяемых частным правом». Государство и гражданское общество - два противоположных, но «равно необходимых элемента человеческого сожительства», так как без самостоятельности исчезает свобода лица, за чем впоследствии гибнет и единство, столь необходимое для существования «политического союза», т.е. государства. Именно в этой позиции (зависимость и опора государства на гражданское общество) наблюдается главное расхождение идей Б.Н. Чичерина и Г. Гегеля (последний считал, что гражданское общество должно подчиняться интересам государства). Б. Чичерин, разнится с Г. Гегелем, в том, что в системе этих отношений уделяет элементу индивидуального гораздо большее значение, делая его, фактически, обособленной от государственной власти и от политических целей сферой. «Подлинным выражением юридических начал, без всякой посторонней примеси, является право частное, или гражданское. Здесь человек представляется как свободное, самостоятельное лицо, которому присваивается известная область материальных отношений и которое состоит в определенных юридических отношениях к другим таковым же лицам. По самой природе этих отношений, в этой сфере господствует индивидуализм, здесь находится главный центр человеческой свободы». [1,с. 190 - 212.] Однако, если проанализируем развитие взглядов Б.Н. Чичерина на государство, то обнаружим следующую заметную тенденцию: государство и верховная власть все больше определяются им именно как власть, основанная на праве, обусловленная правом и полностью ему подчиняющаяся. Эту мысль Б.Н. Чичерин очень четко оформил в предисловии к третьему тому «Курса государственной науки». Одним из обязательных проявлений свободы Б. Чичерин признавал собственность. В своих трудах, он отрицал теорию социалистов, которые отводили для государства ведущую роль в организации производства и распределения ресурсов. Б. Н. Чичерин скептически относился к теориям, которые рассматривали собственность как «лишь историческую категорию, вместо того, чтобы рассматривать ее как необходимое проявление свободы, вытекающее из природы человека». [2, глава III.] Подводя итоги важно отметить, что тема государства у Б.Н. Чичерина практически неисчерпаемая, сколь сильно он был поглощён идеей идеального государства и его сущности, столь же сильно он её изучал и анализировал, благодаря чему мы и имеем такое большое количество систематизированных знаний в данной сфере, которые заключены в его многочисленных трудах.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Чичерин, Б. Н. Философия права. Избранные сочинения / Б. Н. Чичерин. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство «Юрайт», 2016. - 407 с. 2. Собственность и государство / [соч.] Б. Чичерина. - М.: тип. Мартынова, 1882-1883, 2005. - 468 с.
Студент 1 курса С.С. Коровин научный руководитель к.и.н., доц., Т.Н. Жуйкова
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.009 с.) |