Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разделение властей: теория и законодательство
Одним из основополагающих принципов любого демократического государства является принцип разделения властей. Значение данного принципа раскрывается через рациональную организацию деятельности государственного механизма, где посредством сдержек и противовесов исключается концентрация власти в каком-либо одном государственном органе, у какой-либо одной социальной группы или у одного должностного лица. Распределение властных полномочий между различными государственными органами позволяет исключить сосредоточение всех полномочий, либо большей их части в ведении единого органа государственной власти (должностного лица) и тем самым предотвратить произвол. Теория разделения властей появилась не сразу, а лишь на определенном этапе развития человеческого общества, где широкие слои населения начали привлекаться к участию в социально-политической жизни государства, и где предпринлись попытки ограничения государственной власти в целях обеспечения гарантий прав общества. Теоретические идеи об ограниченной и сложноорганизованной государственной власти стали обозначатся уже в Древней Греции. Так, Аристотель в четвертой книге своего трактата «Политика» [1, с. 514] выдвигает идею о выделении первой ветви власти – законосовещательной, где законосовещательный орган рассматривает дела государства. Вторую ветвь власти он обозначает через должности, в рамках этой ветви власти устанавливается должности, которые должны быть вообще, чем они должны ведать, каков должен быть способ их замещения. Третья ветвь власти – судебные органы. Однако, родоначальниками и классическими представителями идеи разделения властей считаются Дж. Локк и Ш.Л. Монтескье. Джон Локк в своей работе «Два трактата о правлении» [2, с. 346] разделил власть на законодательную, т.е. власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов; исполнительную – власть исполняющая законы общества внутри его самого по отношению ко всему, что является его частями; федеративную власть, которая включает в себя руководство внешней безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми теми, от кого оно может получить выгоду или потерпеть ущерб. Однако теория Д.Локка – это еще не совсем та теория разделения властей в современном ее понимании. В своих размышлениях он приходит к выводу, что законодательная власть является верховной и все остальные власти истекают из нее и подчинены ей.
Шарль Луи Монтескье [3, с.138-140] утверждал, что в каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, в силу которой государь или учреждение создаются законы, «временные или постоянные», исправляются или отменяются существующие законы; исполнительная, в силу которой объявляется война или заключается мир, посылаются или принимаются послы, обеспечивается безопасность, предотвращаются нашествия; судебная, в силу которой караются преступления и разрешаются столкновения частных лиц. Законодательную власть он предлагал разделить между буржуазией и феодалами, создав при этом двухпалатный парламент, состоящий из собрания представителей народа и из аристократической знати. Исполнительную власть предлагал сохранить у дворянства, оставив ее правительству. Судебную власть предлагал предоставить выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия лишь на определенное время. В современной форме теория разделения была представлена А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем – авторами «Федералиста», где власть должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную. Эти виды власти разделены и независимы друг от друга насколько это позволяет сущность свободной системы правления, но при этом они должны иметь возможность взаимно контролировать друг друга [4, 148]. Рассматриваемая нами теория находит свое выражение и в практической деятельности государств, через ее закрепление в позитивном праве. Впервые разделение властей было закреплено в Конституции США 1787 г., а затем и в законодательстве большинства государств мира. Необходимо отметить, что концепция разделения властей в XX веке начала подвергаться модификации. Связано это со стремительным развитием и усложнением общественных отношений в мире. Такое обстоятельство отразилось на механизме государства. Так, в механизме государства начинают появляться государственные органы, которые нельзя причислить ни к законодательным, ни к исполнительным, ни к судебным. Стали появляться органы с особым политическим статусом, которые позволили формировать идеи о наличии «современных» ветвей власти, таких как «избирательная», «учредительная», «контрольная», «надзорная» и т.д.
Конституционная доктрина некоторых стран Латинской Америки (конституции Никарагуа 1987 г., Колумбии 1991 г. и др.) исходит из существования четырех властей: дополнительно названа избирательная власть (граждане, обладающие избирательными правами и составляющие избирательный корпус). Организационное выражение эта власть нашла в создании системы специальных избирательных трибуналов (судов), которые рассматривают споры о прямых выборах в государственные органы. В Конституции Алжира 1976 года, действовавшей до 1989 года было названо шесть властей: политическая (осуществлялась правящей в то время единственной легальной партией – Фронтом национального освобождения), законодательная (парламент), исполнительная (президента и правительство), судебная (суды), контрольная (ее осуществляли различные органы государства, не имевшие единой системы), учредительная (создание и изменение конституции). В России формально-юридическое закрепление теория разделения властей получила в Конституции РФ 1993 г. Согласно ст. 10 государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Законодательная власть в России согласно положениям основного закона реализуется посредством Федерального Собрания РФ, исполнительная – Правительством РФ, судебная – осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция РФ не только закрепила принцип разделения властей на территории Российской Федерации, но и определила компетенцию органов власти, представляющих каждую из них. Положениями Конституции предусмотрено существование государственных органов не принадлежащих ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти, а имеющих особый статус. К ним относятся: Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссии и др. Таким образом, мы видим, что закономерное эволюционирование общественных отношений, развитие и усложнение структуры государственного механизма неизбежно ведет к изменению взглядов на вопросы разделения властей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аристотель Политика / Аритотель // Собр. соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1983. – Т. 4. – 830 с. 2. Локк Дж. Два трактата о правлении / Дж.Локк // Собр. соч.: в 3 т. – М.: Мысль, 1988. – Т. 3. – С. 135-405. 3. Монтескье Ш.Л. О духе законов [Текст] / Ш.Л. Монтескье. – М.: Мысль, 1999. – 672 с. 4. Гамильтон А. Федералист [Текст] / А. Гамильтон, Дж.Мэдисон, Дж. Джей. – Пер. с англ. – Под общ. ред., с предисл. Н.Н. Яковлева, коммент. А.Л. Степановой. – М.: Издательская группа Прогресс-Литера, 1994. – 592 с.
Курсант 1 курса С.В. Чубарова, Научный руководитель К.ю.н. И.С. Малышева ПРАВОПОНИМАНИЕ И ЗАКОННОСТЬ
Право – это уникальное, сложное и многозначное явление общественной жизни, без которого человеческое общество существовать не может. К тому же «право» позволяет определять такие правовые явления, как норма права, форма (источник) права, юридическая ответственность, правонарушение, правосознание, соотношение права и закона и т.д. Особенностью данной дефиниции является то, что ее однозначного определения в настоящее время не существует. Только в отечественной литературе насчитываются сотни его определений.
В связи с этим вопрос о правопонимании не теряет своей актуальности, практической значимости не только во внутригосударственной плоскости, но и, как верно замечают ученые, «в масштабе мировой общности» [1, с. 17]. Правопонимание – это процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению [2, с. 222]. Научные представления о сущности права складывались на определенном этапе развития государственно-правовых явлений и представляют собой набор из трех направлений. Представители первого направления рассматривают право как совокупность правовых норм (Н.В. Крыленко и др.). В рамках второго направления, право начинает пониматься не только как совокупность правовых норм, но и как система правоотношений (С.Ф. Кечекьян, А.К. Стальгевич, А.А. Пионтковский и др.). И наконец, представители третьего направления видят в праве форму (и меру) свободы (Д.А. Керимов, Л.С. Мамут, В.С. Нерсесянц и др.). Эти подходы к праву обычно рассматриваются как противоположные, и они действительно таковы, но ни как абсолютно отрицающие друг друга, а как диалектически взаимосвязанные концепции единого процесса познания права. Следует заметить, что от выбранного направления по определению понятия «право», т.е. от правопонимания зависит и понятие «законность». Соответствующие интерпретации «законности» могут быть сведены к следующему. 1. Законность – это отождествление права и закона. Термин «законность» напрямую раскрывается через соблюдение существующего в государстве права. Если человек, общество соблюдают право, выраженное в различных правовых источниках (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.), то тогда мы можем говорить и о законности в государстве. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Отсюда законность есть неукоснительное, полное и точное соблюдение и исполнение законов всеми субъектами права [4, с. 310].
2. Законность – это упорядоченная система правовых отношений и их свойств. Норма права сама по себе идеальна и абстрактна, начинает работать только при наступлении определенных жизненных ситуаций. Таким образом, при таком подходе мы рассматриваем право не в статике, а в динамике. Законность – это есть правоотношение, которое представляет собой норму права в действии. Такой точки зрения придерживался в частности С.Ф. Кечекьян, который писал, что норма права воплощается в определенных правоотношениях через предусмотренные ей правовые обязанности для граждан и определенные дозволения [3, с. 13]. Устойчивые правоотношения приводят к выполнению требования законности и тем самым обеспечивают правовой порядок в государстве. Правоотношения порождаются правомерными и неправомерными действиями физических лиц. Совершенные правомерные действия мы всегда отождествляем с законностью. Однако, законность при реализации правоотношения может сохраняться и при совершенном правонарушении. Так, законность в государстве нарушается если совершается преступление или издается незаконное решение государственного органа. Однако, если виновные наказаны и права потерпевших восстановлены, или незаконное решение отменено, то в этих случаях мы говорим, что законность восторжествовала. Данной точки зрения в своих работах придерживались С. Г. Дробязко и В.С. Козлов. Они предложили своё определение: «Законность – это торжество закона, такое состояние взаимоотношений в государстве и обществе, при котором предпринимается всё возможное, чтобы закон никем не нарушался, а в случае нарушения опять-таки делается всё возможное, чтобы без промедления восстановить нарушенные права и наказать виновных» [5, с. 432]. 3. Законность – это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные как писанным, так и естественным правом. В качестве примера данной точки зрения можно привести ситуацию, когда в 90-х годах XX века Б. Н. Ельцин нарушил действующее на тот момент законодательство и Конституцию, апеллируя к нормам естественного права: «...Безопасность России и ее народов более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти...»[6]. Как видим, в этой ситуации возникла проблема и конфликт между нормами писаного и естественного права. Таким образом, правопонимание непосредственно влияет на трактовку понятия «законность».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Марченко М.Н. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права [Текст] / М.Н. Марченко // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2002. – № 3. – С. 3. 2. Перевалов В.Д. Теория государства и права [Текст]: учеб. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М., 2001. – С. 222 3. Ломоносова А.А. Правопонимание в Российской юридической науке как основа правовой политики – (http://law-journal.ru/files/pdf/201412/201412_11.pdf) 4. Бошно С. В. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие. / С.В. Бошно – М., 2007. – 400 с. 5. Дробязко С. Г. Общая теория права. [Текст] / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск, 2005. – 464 с. 6. О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации [Текст]: Указ Президента РФ от 21 сен. 1993 г. № 1400 – (http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=40589&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.08315793019141404#03394276044513429)
Магистрант 1 курса ЦФ ФГБОУВО «РГУП» В. Бирюкова Научный руководитель К.ю.н., доц. Л.Л. Соловьева
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.024 с.) |