Разделение властей: теория и законодательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделение властей: теория и законодательство



Одним из основополагающих принципов любого демократического государства является принцип разделения властей. Значение данного принципа раскрывается через рациональную организацию деятельности государственного механизма, где посредством сдержек и противовесов исключается концентрация власти в каком-либо одном государственном органе, у какой-либо одной социальной группы или у одного должностного лица. Распределение властных полномочий между различными государственными органами позволяет исключить сосредоточение всех полномочий, либо большей их части в ведении единого органа государственной власти (должностного лица) и тем самым предотвратить произвол.

Теория разделения властей появилась не сразу, а лишь на определенном этапе развития человеческого общества, где широкие слои населения начали привлекаться к участию в социально-политической жизни государства, и где предпринлись попытки ограничения государственной власти в целях обеспечения гарантий прав общества.

Теоретические идеи об ограниченной и сложноорганизованной государственной власти стали обозначатся уже в Древней Греции. Так, Аристотель в четвертой книге своего трактата «Политика» [1, с. 514] выдвигает идею о выделении первой ветви власти – законосовещательной, где законосовещательный орган рассматривает дела государства. Вторую ветвь власти он обозначает через должности, в рамках этой ветви власти устанавливается должности, которые должны быть вообще, чем они  должны ведать, каков должен быть способ их замещения. Третья  ветвь власти – судебные органы.

Однако, родоначальниками и классическими представителями идеи разделения властей считаются Дж. Локк и Ш.Л. Монтескье.

Джон Локк  в своей работе «Два трактата о правлении» [2, с. 346] разделил власть на законодательную, т.е. власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов; исполнительную – власть исполняющая законы общества внутри его самого по отношению ко всему, что является его частями; федеративную власть, которая включает в себя руководство внешней безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми теми, от кого оно может получить выгоду или потерпеть ущерб. Однако теория Д.Локка – это еще не совсем та теория разделения властей в современном ее понимании. В своих размышлениях он приходит к выводу, что законодательная власть является верховной и все остальные власти истекают из нее и подчинены ей.

Шарль Луи Монтескье [3, с.138-140] утверждал, что в каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, в силу которой государь или учреждение создаются законы, «временные или постоянные», исправляются или отменяются существующие законы; исполнительная, в силу которой объявляется война или заключается мир, посылаются или принимаются послы, обеспечивается безопасность, предотвращаются нашествия; судебная, в силу которой караются преступления и разрешаются столкновения частных лиц. Законодательную власть он предлагал разделить между буржуазией и феодалами, создав при этом двухпалатный парламент, состоящий из собрания представителей народа и из аристократической знати. Исполнительную власть предлагал сохранить у дворянства, оставив ее правительству. Судебную власть предлагал предоставить выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия лишь на определенное время.

В современной форме теория разделения была представлена А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем – авторами «Федералиста», где власть должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную. Эти виды власти разделены и независимы друг от друга насколько это позволяет сущность свободной системы правления, но при этом они должны иметь возможность взаимно контролировать друг друга [4, 148].

Рассматриваемая нами теория находит свое выражение и в практической деятельности государств, через ее закрепление в позитивном праве. Впервые разделение властей было закреплено в Конституции США 1787 г., а затем и в законодательстве большинства государств мира.

Необходимо отметить, что концепция разделения властей в XX веке начала подвергаться модификации. Связано это со стремительным развитием и усложнением общественных отношений в мире. Такое обстоятельство отразилось на механизме государства. Так, в механизме государства начинают появляться государственные органы, которые нельзя причислить ни к законодательным, ни к исполнительным, ни к судебным. Стали появляться органы с особым политическим статусом, которые позволили формировать идеи о наличии «современных» ветвей власти, таких как «избирательная», «учредительная», «контрольная», «надзорная»  и т.д.

Конституционная доктрина некоторых стран Латинской Америки (конституции Никарагуа 1987 г., Колумбии 1991 г. и др.) исходит из существования четырех властей: дополнительно названа избирательная власть (граждане, обладающие избирательными правами и составляющие избирательный корпус). Организационное выражение эта власть нашла в создании системы специальных избирательных трибуналов (судов), которые рассматривают споры о прямых выборах в государственные органы.

В Конституции Алжира 1976 года, действовавшей до 1989 года было названо шесть властей: политическая (осуществлялась правящей в то время единственной легальной партией – Фронтом национального освобождения), законодательная (парламент), исполнительная (президента и правительство), судебная (суды), контрольная (ее осуществляли различные органы государства, не имевшие единой системы), учредительная (создание и изменение конституции).

В России формально-юридическое закрепление теория разделения властей получила в Конституции РФ 1993 г. Согласно ст. 10 государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Законодательная власть в России согласно положениям основного закона реализуется посредством Федерального Собрания РФ, исполнительная – Правительством РФ, судебная – осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция РФ не только закрепила принцип разделения властей на территории Российской Федерации, но и определила компетенцию органов власти, представляющих каждую из них. Положениями Конституции предусмотрено существование государственных органов не принадлежащих ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти, а имеющих особый статус. К ним относятся: Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссии и др.

Таким образом, мы видим, что закономерное эволюционирование общественных отношений, развитие и усложнение структуры государственного механизма неизбежно ведет к изменению взглядов на вопросы разделения властей.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Аристотель Политика / Аритотель // Собр. соч.:  в 4 т. – М.: Мысль, 1983. – Т. 4. – 830 с.

2. Локк Дж. Два трактата о правлении / Дж.Локк // Собр. соч.: в 3 т. –   М.: Мысль, 1988. – Т. 3. – С. 135-405.

3. Монтескье Ш.Л. О духе законов [Текст] / Ш.Л. Монтескье. – М.: Мысль, 1999. – 672 с.

4. Гамильтон А. Федералист [Текст] / А. Гамильтон, Дж.Мэдисон, Дж. Джей. –  Пер. с англ. – Под общ. ред., с предисл. Н.Н. Яковлева, коммент. А.Л. Степановой. – М.: Издательская группа Прогресс-Литера, 1994. – 592 с.

 


Курсант 1 курса

С.В. Чубарова,

Научный руководитель

К.ю.н. И.С. Малышева

ПРАВОПОНИМАНИЕ И ЗАКОННОСТЬ

 

Право – это уникальное, сложное и многозначное явление общественной жизни, без которого человеческое общество существовать не может. К тому же «право» позволяет определять такие правовые явления, как норма права, форма (источник) права, юридическая ответственность, правонарушение, правосознание, соотношение права и закона и т.д. Особенностью данной дефиниции является то, что ее однозначного определения в настоящее время не существует. Только в отечественной литературе насчитываются сотни его определений.

В связи с этим вопрос о правопонимании не теряет своей актуальности, практической значимости не только во внутригосударственной плоскости, но и, как верно замечают ученые, «в масштабе мировой общности» [1, с. 17].

Правопонимание – это процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению [2, с. 222].

Научные представления о сущности права складывались на определенном этапе развития государственно-правовых явлений и представ­ляют собой набор из трех направлений. Представители первого направления рассматривают право как совокупность правовых норм (Н.В. Крыленко и др.). В рамках второго направления, право начинает пониматься не только как совокупность правовых норм, но и как система правоотношений (С.Ф. Кечекьян, А.К. Стальгевич, А.А. Пионтковский и др.). И наконец, представители третьего направления видят в праве форму (и меру) свободы (Д.А. Керимов, Л.С. Мамут, В.С. Нерсесянц и др.). Эти подходы к праву обычно рассматриваются как противоположные, и они действительно таковы, но ни как абсолютно отрицающие друг друга, а как диалектически взаимосвязанные концепции единого процесса познания права.

Следует заметить, что от выбранного направления по определению понятия «право», т.е. от правопонимания зависит и понятие «законность». Соответствующие интерпретации «законности» могут быть сведены к следующему.

1. Законность – это отождествление права и закона. Термин «законность» напрямую раскрывается через соблюдение существующего в государстве права. Если человек, общество соблюдают право, выраженное в различных правовых источниках (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.), то тогда мы можем говорить и о законности в государстве. 

Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Отсюда законность есть неукоснительное, полное и точное соблюдение и исполнение законов всеми субъектами права [4, с. 310].

2. Законность – это упорядоченная система правовых отношений и их свойств. Норма права сама по себе идеальна и абстрактна, начинает работать только при наступлении определенных жизненных ситуаций. Таким образом, при таком подходе мы рассматриваем право не в статике, а в динамике. Законность – это есть правоотношение, которое представляет собой норму права в действии.

Такой точки зрения придерживался в частности С.Ф. Кечекьян, который писал, что норма права воплощается в определенных правоотношениях через предусмотренные ей правовые обязанности для граждан и определенные дозволения [3, с. 13].

Устойчивые правоотношения приводят к выполнению требования законности и тем самым обеспечивают правовой порядок в государстве.

Правоотношения порождаются правомерными и неправомерными действиями физических лиц. Совершенные правомерные действия мы всегда отождествляем с законностью. Однако, законность при реализации правоотношения может сохраняться и при совершенном правонарушении. Так, законность в государстве нарушается если совершается преступление или издается незаконное решение государственного органа. Однако, если виновные наказаны и права потерпевших восстановлены, или незаконное решение отменено, то в этих случаях мы говорим, что законность восторжествовала.

Данной точки зрения в своих работах придерживались С. Г. Дробязко и В.С. Козлов.  Они предложили своё определение: «Законность – это торжество закона, такое состояние взаимоотношений в государстве и обществе, при котором предпринимается всё возможное, чтобы закон никем не нарушался, а в случае нарушения опять-таки делается всё возможное, чтобы без промедления восстановить нарушенные права и наказать виновных» [5, с. 432].

3. Законность  –  это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные как писанным, так и естественным правом.

В качестве примера данной точки зрения можно привести ситуацию, когда в 90-х годах XX века Б. Н. Ельцин нарушил действующее на тот момент законодательство и Конституцию, апеллируя к нормам естественного права: «...Безопасность России и ее народов более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти...»[6]. Как видим, в этой ситуации возникла проблема и конфликт между нормами писаного и естественного права.

Таким образом, правопонимание непосредственно влияет на трактовку понятия «законность».

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Марченко М.Н. Проблемы право­понимания в связи с исследованием источ­ников права [Текст] / М.Н. Марченко // Вестник Московского уни­верситета. Сер. 11: Право. 2002. – № 3. – С. 3.

2. Перевалов В.Д. Теория государства и права [Текст]: учеб. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М., 2001. – С. 222

3. Ломоносова А.А. Правопонимание в Российской юридической науке как основа правовой политики – (http://law-journal.ru/files/pdf/201412/201412_11.pdf)

4. Бошно С. В. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие. / С.В. Бошно – М., 2007. – 400 с.

5. Дробязко С. Г. Общая теория права.  [Текст] / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск, 2005. – 464 с.

6. О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации   [Текст]: Указ Президента РФ от 21 сен. 1993 г. № 1400 – (http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=40589&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.08315793019141404#03394276044513429)

 


Магистрант 1 курса

ЦФ ФГБОУВО «РГУП»

В. Бирюкова

Научный руководитель

К.ю.н., доц. Л.Л. Соловьева



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.024 с.)