Идеал-реализм В правопонимании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеал-реализм В правопонимании



 

Современное правопонимание связано, прежде всего, с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах. В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Последователи данного подхода в правоведении признают, прежде всего, практически-утилитарную ценность права, т.е. возможность реального использования права в регулировании общественных отношений. Сторонники «широкого» понимания права исходят из того, что право не тождественно законодательству, данный подход, прежде всего, направлен на познание сущностной (философско-ценностной) основы права, на изучение смысла права, общеправовых начал и принципов. Право здесь рассматривается как форма свободы, например, в либертарной теории права: право как форма свободы, формальная свобода. В понятие права включаются такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права. Источником и целью права признаются общественные отношения, соответствующие естественно-правовым принципам справедливости. Оба подхода сходятся в понимании права, как совокупности норм, установленных и охраняемых государством [2, с.135].

Интерес представляет философское правопонимание, особое место в котором занимает учение о идеал-реализме (онтологическое учение, возникшее в русской философии в начале ХХ века).

Идеал-реализм в правопонимании, является той материей, для которой характерно недоверие к чисто теоретической деятельности, так называемому «голому» нормативизму, которое идет в разрез с практикой, а также стремление обратить правопонимание с философского и теоретического уровня к реальной жизни, тем самым сделать способствовать решению проблем права и социальных проблем [1, с.74].

Предпосылкой для изучения правопонимании в идеал-реализме стал некий факт оторванности юридической теории от реальной жизни, и неверное понимание сущности права. Именно в реальной жизни происходит то «общение», т.е. правовая коммуникация», в результате которой появляется и существует право.

Смело можно назвать право психосоциокультурной целостностью, создаваемую непрерывностью правовой коммуникации. В контексте правовой структуры право возникает как функционирующий комплекс нормативных правоотношений. Любой другой подход, игнорирует коммуникативную сущность права. Право рождается при встрече означаемого с субъектом и переводе означаемого в социальное действие, оправданное и ожидаемое другими социальными субъектами, то есть при возникновении правовой коммуникации. Такая трактовка права, конечно, с одной стороны, отличается прагматизмом и реализмом, но, с другой стороны, нацеливает субъекта на самостоятельные действия ради воплощения собственных коммуникативных идеалов, в том числе, правовых, являясь, таким образом, концепцией и идеалистической. Такой вариант характеризуется как правовая интерпретация известной русской философской идеи «идеал-реализма»

Николай Онуфриевич Лосский, как основоположник данной идеи, в своем учении о идеал-реализме в философии говорил о том, что бытие состоит из двух неравноценных и качественно противоположных областей – реального и идеального бытия [5, с.38].

Для правоприменительной деятельности характеристика реального и идеального состоит в следующем:

1. Реальное – это конкретное временное событие, то есть единственный специфический признак реальных изменений в правоприменительной деятельности, возникающих, длящихся и прекращающихся действий и явлений; к реальному мы можем отнести законы, бесчисленную правоприменительную деятельность, отношения сходства и различия между элементами правоприменительной деятельности, причинности, средства и цели правоприменительной деятельности, ее взаимодействие с различными сферами человеческой жизни (бытия) [3, с.49].

То есть к реальному бытию идеал-реализма мы относим определенные процессы и явления, происходящие в обществе, а также действия этого общества, поскольку они имеют оформленный субъективный характер.

2. К сфере идеального мы можем отнести элементы различных содержаний права, правовых понятий, и так называемых «идеальных суждений», таких, например, как суждения о праве, и его место в человеческом обществе. При этом идеальные законы и отношения в правоприменительной сфере сами по себе лишены определенной созидательности, творческой сущности человека и общества. И для объяснения источника возникновения элементов права и в целом правоприменительной деятельности, необходимо найти некую сущность, стоящую выше идеального и реального бытия [4, с.212].

В качестве той самой сущности, которая связана в идеал-реализме с правоприменительной деятельностью, можно отнести живое существо, то есть, человеческий разум и его творческая деятельность, посредством которой возникло право и правоприменительная сфера, что в последствии связало понятие «правопонимание» в учениях о идеал-реализме.

К идеальному бытию мы также относим все то, что не имеет какой-либо временной и пространственной формы, и что стоит выше, так называемого реального, а также выше событий в реальном бытие, существующего в различное время и в различных местах.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что реальное бытие в правопонимании идеал-реализма не может существовать без идеального.

Данное мировоззрение признает существование многих процессов: механических, физиологических, социальных, и правовых в том числе. Несмотря на различие этих процессов по действию во времени, в пространстве и по месту, будучи объединены идеальными началами, они образуют реальное целое, тот самый идеал-реализм в правопонимании, имеющий единый смысл.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия; Опыт комплексного исследования/ С.С. Алексеев. – М.: Статут, 1999. – 336 с.

2.  Алексеев С.С. Теория государства и права/ С.С. Алексеев. – М.: Норма, 2005. – 458 с.

3. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии/ О.Э. Лейст. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. - 188 с.

4. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов/ В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 1997. – 340 с.

5. Лосский Н. О. Мир как органическое целое: Избранное/ Н.О. Лосский. – М., 1991. – 135 с.

 


                                                                        Студент 1 курса

                                                               А.М. Иванцов,

                                                               научный руководитель        

                                                               к.и.н., доц. Т.Н. Жуйкова 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.005 с.)