Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеал-реализм В правопонимании
Современное правопонимание связано, прежде всего, с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах. В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Последователи данного подхода в правоведении признают, прежде всего, практически-утилитарную ценность права, т.е. возможность реального использования права в регулировании общественных отношений. Сторонники «широкого» понимания права исходят из того, что право не тождественно законодательству, данный подход, прежде всего, направлен на познание сущностной (философско-ценностной) основы права, на изучение смысла права, общеправовых начал и принципов. Право здесь рассматривается как форма свободы, например, в либертарной теории права: право как форма свободы, формальная свобода. В понятие права включаются такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права. Источником и целью права признаются общественные отношения, соответствующие естественно-правовым принципам справедливости. Оба подхода сходятся в понимании права, как совокупности норм, установленных и охраняемых государством [2, с.135]. Интерес представляет философское правопонимание, особое место в котором занимает учение о идеал-реализме (онтологическое учение, возникшее в русской философии в начале ХХ века). Идеал-реализм в правопонимании, является той материей, для которой характерно недоверие к чисто теоретической деятельности, так называемому «голому» нормативизму, которое идет в разрез с практикой, а также стремление обратить правопонимание с философского и теоретического уровня к реальной жизни, тем самым сделать способствовать решению проблем права и социальных проблем [1, с.74]. Предпосылкой для изучения правопонимании в идеал-реализме стал некий факт оторванности юридической теории от реальной жизни, и неверное понимание сущности права. Именно в реальной жизни происходит то «общение», т.е. правовая коммуникация», в результате которой появляется и существует право. Смело можно назвать право психосоциокультурной целостностью, создаваемую непрерывностью правовой коммуникации. В контексте правовой структуры право возникает как функционирующий комплекс нормативных правоотношений. Любой другой подход, игнорирует коммуникативную сущность права. Право рождается при встрече означаемого с субъектом и переводе означаемого в социальное действие, оправданное и ожидаемое другими социальными субъектами, то есть при возникновении правовой коммуникации. Такая трактовка права, конечно, с одной стороны, отличается прагматизмом и реализмом, но, с другой стороны, нацеливает субъекта на самостоятельные действия ради воплощения собственных коммуникативных идеалов, в том числе, правовых, являясь, таким образом, концепцией и идеалистической. Такой вариант характеризуется как правовая интерпретация известной русской философской идеи «идеал-реализма»
Николай Онуфриевич Лосский, как основоположник данной идеи, в своем учении о идеал-реализме в философии говорил о том, что бытие состоит из двух неравноценных и качественно противоположных областей – реального и идеального бытия [5, с.38]. Для правоприменительной деятельности характеристика реального и идеального состоит в следующем: 1. Реальное – это конкретное временное событие, то есть единственный специфический признак реальных изменений в правоприменительной деятельности, возникающих, длящихся и прекращающихся действий и явлений; к реальному мы можем отнести законы, бесчисленную правоприменительную деятельность, отношения сходства и различия между элементами правоприменительной деятельности, причинности, средства и цели правоприменительной деятельности, ее взаимодействие с различными сферами человеческой жизни (бытия) [3, с.49]. То есть к реальному бытию идеал-реализма мы относим определенные процессы и явления, происходящие в обществе, а также действия этого общества, поскольку они имеют оформленный субъективный характер. 2. К сфере идеального мы можем отнести элементы различных содержаний права, правовых понятий, и так называемых «идеальных суждений», таких, например, как суждения о праве, и его место в человеческом обществе. При этом идеальные законы и отношения в правоприменительной сфере сами по себе лишены определенной созидательности, творческой сущности человека и общества. И для объяснения источника возникновения элементов права и в целом правоприменительной деятельности, необходимо найти некую сущность, стоящую выше идеального и реального бытия [4, с.212].
В качестве той самой сущности, которая связана в идеал-реализме с правоприменительной деятельностью, можно отнести живое существо, то есть, человеческий разум и его творческая деятельность, посредством которой возникло право и правоприменительная сфера, что в последствии связало понятие «правопонимание» в учениях о идеал-реализме. К идеальному бытию мы также относим все то, что не имеет какой-либо временной и пространственной формы, и что стоит выше, так называемого реального, а также выше событий в реальном бытие, существующего в различное время и в различных местах. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что реальное бытие в правопонимании идеал-реализма не может существовать без идеального. Данное мировоззрение признает существование многих процессов: механических, физиологических, социальных, и правовых в том числе. Несмотря на различие этих процессов по действию во времени, в пространстве и по месту, будучи объединены идеальными началами, они образуют реальное целое, тот самый идеал-реализм в правопонимании, имеющий единый смысл. ЛИТЕРАТУРА: 1. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия; Опыт комплексного исследования/ С.С. Алексеев. – М.: Статут, 1999. – 336 с. 2. Алексеев С.С. Теория государства и права/ С.С. Алексеев. – М.: Норма, 2005. – 458 с. 3. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии/ О.Э. Лейст. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. - 188 с. 4. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов/ В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 1997. – 340 с. 5. Лосский Н. О. Мир как органическое целое: Избранное/ Н.О. Лосский. – М., 1991. – 135 с.
Студент 1 курса А.М. Иванцов, научный руководитель к.и.н., доц. Т.Н. Жуйкова
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.005 с.) |