Государственно-правовые воззрения К. А. Неволина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-правовые воззрения К. А. Неволина



 

К.А. Неволин родился 13 июля 1806 года в семье священника, его начальное образование было получено в Вятской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии. Парадоксально, но его начальное образование привело к деятельности, которая была никак не связана с религией, что не помешало К. А. Неволину в последствии стать одним из самых важных деятелей в развитии правопонимания России середины XIX века.
Его профессиональная карьера началась после окончания Московской духовной академии, и, последующим переездом в Санкт-Петербург, где он познакомился с М. М. Сперанским. М.М. Сперанский взял юное дарование под свою личную опеку, что оставило значительный след в его карьере. Вместе с ним, К.А. Неволин изучал законоведение как науку в целом, а также теорию и практику законоведения. Через несколько лет он отправился в Берлинский Университет, там он продолжил своё обучение под руководством Г. Гегеля и Ф. Савиньи. Теория государства и права, философия права, римское, германское, международное и прусское право, это малая доля того, что впитал в себя тогда ещё не до конца сформировавшийся юрист К.А. Неволин.

После возвращения в Россию, К.А. Неволин воссоединился со М.М. Сперанским для продолжения занятий по изучению законоведения. Его первая диссертация увидела свет в 1835 году и носила название "О Философии законодательства у древних". Позже он получил учёную степень доктора права.

Из его достижений можно выделить вклад в формирование основ отечественной теории, истории и философии права, кодификацию Российского права, организацию, и, впоследствии развитие юридического образования в России, подготовку квалифицированных специалистов в области юриспруденции того времени. Нельзя не отметить киевский период творчества Константина Алексеевича. В этот период была опубликована двухтомная "Энциклопедия законоведения" (1839 - 1840), а уже в 1851 году трёхтомная "История Российских Гражданских законов" - в ней были разработаны основы российской научной цивилистики.

Что же такое законоведение? Под этим определением К.А. Неволин понимает всю юриспруденцию и юридическую науку в целом. Предметом данной дисциплины являются законы. Множество различных наук законоведения изучают этот предмет с разных сторон. С учетом этого К.А. Неволин выделяет в структуре юриспруденции, так называемые разряды наук законоведения и составные части. Классификация наук по критерию - различие источников нашего познания о законах. Естественные законы - это философия законодательства. Предметом философии законодательства является естественное право (legis naturalis). В первую очередь это история самой философии законодательства, завершением которой является современный и в то же время философский взгляд на предметы законодательства. Положительные законы - это положительное законоведение. (leges positivas) История положительного законодательства (формы законов, и содержание законов), всё это «непосредственно переходит в науки законодательства действующего» [2, с. 11].

Согласно К.А. Неволину, общим предметом законоведения выступают законы. Сущность закона проявляется в правде (справедливости). Согласно его концепции философии законодательства, понятие правды (справедливости) - это проявление божественного начала в мире нравственном, где божество открывает себя при участии и посредстве людей. В процессе своего развития люди всё полнее и правильнее раскрывают идею божественной правды (опять же, справедливости) в своей жизни, бытии. В процессе общения так же раскрываются идеи справедливости на разных стадиях общественной жизни в гражданском обществе, союзе народов и государстве.

Происхождение государства из гражданского общества трактуется К.А. Неволиным по гегелевской схеме, которая выступает от восхождения абстрактного к конкретному. Государство в понимании К.А. Неволина звучит следующим образом: "Союз лиц, которые при своих особенных целях признают целью своей деятельности еще цель нравственно-всеобщую — совокупность всех высших целей человеческого духа, есть государство"[1, с. 3].
Можно сказать, что высшие морально - этические цели человечества в совокупности с деяниями и есть государство.
Он считал, что особые цели конкретно взятых индивидов общества, должны получать дальнейшее всестороннее развитие, при этом, цель деятельности слуги народа (члена государства) должна состоять не в своём личном благе, а в благе целого общества. В числе государственных органов К.А. Неволин выделяет верховную государственную власть и различные подчиненные власти, предназначенные для исполнения велений верховной власти. Верховная власть выражает и осуществляет единство государства. Она образуется и действует в сфере законодательства и управления на основе установленного порядка соответствующего идеологии государства. В этой связи К.А. Неволин в русле идей Ш. Монтескье и исторической школы права отмечает определяющее значение народного духа: «Образ правления в государствах никогда не бывает произведением человеческого произвола; он развивается по необходимости из самого характера и духа народа» [1, с. 4].

Законы государства, по мнению К.А. Неволина, выполняют только две основные функции: определительную, которая определяет права и обязанности членов государства (граждан) между собой и по отношению к государству, и, охранительную - охранительная функция выполняет задачу охраны прав и обязанностей членов государства по отношению к государству и наоборот. В числе охранительных функций можно выделить четыре отдельные меры: мера пресечения беспорядков, мера предупреждения беспорядков, мера наказания и мера поощрения.

Переходя к вопросу о войне и мире, Константин Алексеевич в очередной раз придерживается гегелевского подхода. "Как государства не признают над собой никакого высшего судьи на земле, то для решения взаимных жалоб между ними, при безуспешности мирных отношений, остается единственным средством война"[1, с. 5]. В своём изречении К.А. Неволин указывает на непогрешимость выбора, мысли, и видения государственного аппарата, его членов и политиков любой из страны того времени, из-за которых и происходит война.

Причина разрушения государств состоит, согласно К.А. Неволину, в том, что они не соответствуют своей сущности. Постепенное приближение ко все большему соответствию бытия государств их понятию совершается в истории. Вместе с государством развиваются и его законы, в которых все полнее и подробнее выражаются начала правды (справедливости). К.А. Неволин говорил, что причина стагнации и разрушения государственного строя, и, государства в целом, состоит в том, что они не соответствуют своему понятию.

Если говорить о неоценимом вкладе К. А. Неволина в юриспруденцию того времени, то можно резюмировать, что его учение о государстве, праве и правопонимании заложило прочный фундамент для начала и дальнейшего развития научной юриспруденции в России.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: учебник для ВУЗов / В.С.Нерсесянца. — 4-е изд., перераб.  и доп. — М.: НОРМА, 2004. - 944 С.

2. Ячменев Ю.В Правовая теория К.А. Неволина» (истоки естественно-правовой мысли в России): автореферат диссертации кандидата юридических наук: 12.00.01/ МВД России Санкт-Петербургский юридический университет. – 1995. – 18 С.

 


                                                                                 Студент 1 курса

                                                                       Е. А. Попова,

                                                                       научный руководитель

                                                                       к.и.н., доц. Т.Н. Жуйкова

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.004 с.)