Общие подходы к правопониманию: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие подходы к правопониманию:



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Обращаясь к рассмотрению понимания права, следует указать, что в юридической науке существует множество теорий дающих различное толкование права. Рассмотрим наиболее весомые из них.

Теория естественного права, представителями которого являются Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Дж. Локк, Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев. Суть теории заключается в следующем: главное в праве - это духовное, идейное, нравственное начало. Устанавливается его приоритет над нормативным и реальным началами.

Право - это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано Богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). Нужно отметить, что после Второй мировой войны начался процесс возрождения естественного права и в настоящее время его нормы легли в основу международных правовых актов и национального законодательства большинства стран мира [4, c. 128].

Историческая школа права, сторонниками которой были Г. Гуго, Савиньи, Пухта, определяет право – как историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности (многопартийность в парламенте), создание норм международного права - нормы договора (фиксированное согласие) или обычай (молчаливое согласие). Творец права - не законодатель, а народ. Народ-правотворец - основной источник права, а основа такого права это обычай. Данная теория негативно относится кодификации права. Такая кодификация вредна, так как законодатель может исказить волю народа [5, c. 145].

Психологическая теория права, представителями которой были: Э.Р. Бирлинг, Л. Кнапп, Г. Тард, Л.И. Петражицкий, А. Росс, З. Фрейд. Согласно этой теории, психика людей - это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и права. Делится на два вида права - позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна [2, c. 98].

Социологическая школа права, представителями которой являлись: О. Эрлих, С.А. Муромцев, Р. Паунд, Дж. Фрэнк, Р. Иеринг. Суть данной теории состоит в том, что право - это не то, что задумано, и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего. Есть право в текстах «мёртвое право» и есть право поведения субъектов правоотношений «живое право». Формулируют такое «живое» право, прежде всего судьи, в процессе своей деятельности (Р. Паунд говорил: «Право - то, что решил судья»). Источник познания права - это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов таких как договоры, завещания или сделки [1, c. 194].

 Позитивная теория, представителями которой являлись: К. Бергбом, Т. Гоббс, Г.Ф. Шершеневич. Эта теория возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». По ней право - это принуждение, приказ, исходящий от государства. Право возникает с государством, не будет государства - не будет права. Кто нарушает нормы позитивного права – подвергается санкции (кара, наказание) [3, c. 76].

Теория нормативизма (неопозитивизма), яркими представителями которого являлись Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен, провозглашает, что право исходит только от государства - право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Таким образом, оно не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы, юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть. [8, c. 377].

Материалистическая теория права была создана К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. Лениным. В рамках нее право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете, определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством [2, c. 149],

Интегративная теория, разрабатываемая А.С. Ященко, Б.А. Кистяковским, Р.З. Лившиц, В.В. Лазаревым, В.Г. Графским, Р.А. Ромашов, В.П. Казимирчуком, В.Н. Кудрявцевым, В.В. Ершовым утверждает, что право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. Интегративная юриспруденция родилась из естественно-правовой и социологической, создаёт синтетическую теорию права. Основной признак права в ней нормативность, в чем заключается его единство с моралью и религией [6, c. 342].

Отдельного упоминания заслуживает реалистический позитивизм Р.А. Ромашова. Согласно Ромашову право - система справедливых, гуманных, разумных норм и принципов права, которые оптимально эффективно реализуются на практике что делает эту теорию ближе к социологической школе. Право составляют действующие нормы, разумные и эффективные, они выражают интересы общества [7, c. 109].

В заключении следует сказать, что вопрос правопонимания видится плюралистическим, и потому подходы к его рассмотрению всегда будут различаться в зависимости от мировоззрения автора конкретного исследования.

 Однако представляется возможным выделить основные принципы, которые в той или иной степени присущи всем подходам к правопониманию.

Право - выражает представления общества или социальной группы его создающей. Право - обеспечивается принудительной силой. Право - непостоянно по своей сути и постоянно изменяется, в зависимости от множества социальных факторов.

Кроме того нужно отметить что формирование права происходит на основе опыта накопленного обществом в прошлом, таким образом ему свойственен эволюционизм. Например, современное право Российской Федерации основывается на положениях заложенных Естественной, Исторической, Неопозитивистской, Психологической теориях. То есть оно является сложной иерархической, динамически развивающейся системой обеспечивающей устойчивое функционирование государства путем защиты интересов общества и удовлетворение его потребностей в постоянно меняющихся условиях окружающего мира.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Лейст О.. Сущность права: Проблемы теории и философии права/ МГУ им. М.. Ломоносова. - М.: Зерцало-М, 2002. - 279 с.

2. Нерсесянц В.., Общая теория права и государства. М.: Норма, 2002.

3. Четвернин В.А. Проблемы теории права и государства. Краткий курс лекций. М., 2007 г.

4. Синха С.П. (Surya Prakash Sinha) Юриспруденция. Философия права. Краткий курс / Пер.с англ.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.- 304 с.

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 541 с.

6. Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход: Курс лекций /А.В. Поляков; Ассоциация юридический центр; Кафедра теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета. − 2-е изд., учеб. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. - 845 с.

7. Современные проблемы правопонимания: Обсуждение монографии А.В. Полякова: «Общая теория права: Курс лекций» (СПб.: Юридический центр Пресс, 2001).

8. Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. 1998.

 

 


Студентка 3 курса

Н.Р. Саврасова,

Научный руководитель

К.ю.н., доц. Р.Р. Палеха



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.008 с.)