Юснатурализм или классическое естественное право: истоки и современность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юснатурализм или классическое естественное право: истоки и современность



 

Юснатурализм (от лат. «jus» - право) - философское и юридическое учение, методология познания права, в основе которой лежит идея объяснения и обоснования права посредством обращения к законам природы. Природа выступает в таком контексте как сущностное основание права и как критерий справедливости существующих норм права. В рамках естественно-правового учения возникли такие важнейшие социально-политические проекты, как гражданское общество, правовое государство, концепции индивидуализма и либерализма, теория общественного договора.

Юснатурализм как тип правопонимания имеет глубокие исторические корни. Идеи о естественном праве возникли еще в древний период развития человеческого общества. Первые идеи о том, что человек обладает определенными правами, данными ему от природы, упоминаются в работах таких античных философов и мыслителей как Сократ, Платон, Аристотель. Правда, понимание естественных прав в ту эпоху было в известном смысле ограниченным. Так, по мнению Аристотеля, разделение людей на свободных граждан и рабов объясняется тем, что таковыми они являются от природы (с рождения), поскольку именно природа наделила одних людей (свободных) правом владеть другими, и именно поэтому последние должны подчиняться первым [1]. В Древнем Риме в системе права, помимо важнейших jus quiritium (квиритское право) и jus gentium говорится и о jus naturale – праве естественном [2, с.34]. В частности, в таком известном источнике римского права как «Дигесты Юстиниана» закреплено положение о том, что «естественное право – это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права» [3, с.83]. В этом же источнике, в книге 14-ой «Комментариев к Сабину», понятие «естественное право» означает то, что всегда является справедливым и добрым»[3, с.87].

С эпоху Средневековья теоретическое обогащение юснатурализма получило новый виток развития. В частности, основу естественного права известный итальянский философ и теолог Фома Аквинский видел в законе Божественном, который получает у него роль универсального закона вселенной. Фома Аквинский создает при этом довольно сложное разделение, отделяя закон Божественный и вечный, естественный и человеческий. Особенность его суждения, в сравнении с римским и античным, состоит в том, что у него подчеркивается идеальное значение естественного права, как нормы, определяющей достоинство существующих установлений. Человеческий закон имеет силу лишь постольку, поскольку он согласен с естественным [8, с. 27—39].

В эпоху Нового времени у естественного права наступает так называемый «золотой век». Буржуазные революции провозглашали по всему миру естественные (неотъемлемые) права и свободы, закрепляя их в правовых актах. Так, американская Декларация независимости от 1776 года закрепила положение о том, что «все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью»[4]. «Естественные, неотъемлемые и священные права человека»[5] получили закрепление и в французской Декларации прав человека и гражданина от 1789 года.

Свое теоретическое обоснование идея естественного права получает благодаря таким известным западноевропейским мыслителям как Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза (Голландия), Томас Гоббс, Джон Локк (Англия), Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо (Франция).

В отечественной правовой мысли существенный вклад в развитие идеи о естественном праве и его значимости в жизнедеятельности человеческого общества внесли Александр Николаевич Радищев, Иван Александрович Ильин, Борис Николаевич Чичерин, Владимир Сергеевич Соловьев, Павел Иванович Новгородцев и др. Так, по мнению Федора Васильевича Тарановского, «естественное право познается представителями юснатурализма Нового времени на основе разума, правил формальной логики — дедуктивного рассуждения от общих полаганий к логическим следствиям, теориям: сначала в социальном мире, подобно миру естественному, юснатуралисты должны были найти определенные аксиомы, очевидные точки опоры, из которых, путем дедуктивного метода, они бы вывели более сложные воззрения, требующие демонстрации «непрерывной логической нити»» [9, с. 209-211].

В современной теоретико-правовой науке сторонники естественно-правового подхода разграничивают естественное и позитивное право. Но при этом они, конечно же, не отвергают позитивного права вовсе. Больше обращается внимание на проблему качества самого закона: если он не отвечает ценностям естественного права, его нельзя считать правовым [7, с.-378]. Другими словами, если позитивное право основывается на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права — это человек, его естественные, прирожденные, а значит, неотъемлемые права. Это главная идея современного естественно-правового подхода.

Большое внимание уделяется проблеме конвергенции естественного и позитивного права. Данное сближение особенно ярко продемонстрировал в своем изречении Роман Зиновьевич Лившиц, предложивший следующую формулу: «если сугубо условно уподобить право живому организму, то позитивное право можно считать тело, а естественное право – душой… Естественное право объективно нуждается в нормативном облачении, иначе оно остается совокупностью прекраснодушных идей…. Целью естественного права остается достижение нормативного закрепления» [9, с.146]. Данной точки зрения придерживается и Михаил Иосифович Байтин, считающий, что «естественное право практически неосуществимо без позитивного, а духовная основа, нравственная сила и стабильность позитивного права коренятся в праве естественном» [2, с.140]. Действительно, сама свобода с позиций естественно-правового подхода трактуется как пространство человеческой активности, реализации природных задатков людей, как естественная возможность поступать по собственному усмотрению, сообразно своей воле и интересу. Одновременно с этим, и это подчеркивают юснатуралисты, свобода не может быть безграничной. Такой свободы нет. Нерегулируемая свобода обязательно оборачивается своей противоположностью — беззаконием, произволом, которые ведут человека к границе самоистребления (вы сами могли бы привести немало примеров проявления безграничной «свободы»). Есть основание сделать вывод, что необходимость четкого закрепления границ свободы делает неразрывной связь между естественным и позитивным правом.

Одной из самых острых проблем естественно-правовой теории на современном этапе ее развития является то, что очень затруднительно установить, какие именно нормы должны считаться частью естественного права. Толкование естественного права неизбежно основывается на субъективной оценке той или иной нормы как естественно-правовой со стороны лица, осуществляющего такое толкование.

Таким образом, по своей социальной роли естественное право служит первоосновой, первоисточником позитивного права, постоянно подпитывает его идеями цивилизационного общества (гуманизма, свободы, справедливости). В свою очередь, позитивное право наделяет эти идеи силой всеобщей, обязательной, охраняемой государством нормы поведения — силой закона, делая тем самым желанную свободу реальной.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс] // Философы Греции. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1997. - Режим доступа: www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt

2. Аверин А.В. Истина и судебная достоверность (Постановка проблемы) [Текст]/ А.В.Аверин. 2-е изд., доп. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. - 466 с.

3.Дигесты Юстиниана. Перевод с латинского [Текст] / Отв.ред. Л.Л.Кофанов. – М.: Статут, 2002. – 584 с.

4.Декларация независимости США 1776 года. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Декларация_независимости_США

5. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Декларация_прав_человека_и_гражданина

6. История политических и правовых учений: Учебник [Текст] / Под ред. В.С.Нерсесянца. - М., 1987. - 343 с.

7. История политических и правовых учений [Текст]. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. - М., 1996. – 620 с.

8. Кофанов Л. Л. Основы римского частного права [Текст]/ Л.Л. Кофанов. - М., ИВИ РАН, 2000. - 26 с.

9. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права [Текст]/ В.Ф. Тарановский. -3-е изд. - СПб.:Лань, 2001. – 560 с.

 

 


Студент 2 курса

С.М. Беседин,

Научный руководитель

К.ю.н., доц. Р.Р. Палеха



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.009 с.)