Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа семнадцатая. Из реки по имени факт. Про документальность
Вы, наверное, обратили внимание на то, что сегодня во многих художественных произведениях все чаще и чаще используется документальный материал не только как подтверждение мысли автора, для придания достоверности изображаемому событию, но и как художественно-выразительное средство. Более того, достаточно вспомнить об огромной популярности у читающего люда мемуарной литературы, чтобы понять, какое огромное значение приобрел художественно осмысленный документ в наши дни. Некоторые специалисты вообще считают, что отличительной особенностью драматургии театрализованных тематических концертов, является их документальность. Трудно согласиться с такой категоричностью. Можно было бы перечислить множество театрализованных тематических концертов, в которых отсутствовала документальность и от этого их идейно-художественный и гражданский уровень нисколько не снижался. Например, заключительный концерт сельской художественной самодеятельности России, осуществленный И. М. Тумановым в Кремлевском Дворце съездов; или театрализованный тематический концерт в концертном зале Суздальского комплекса для министров культуры Ближнего Зарубежья. В них постановщики, не прибегая к конкретным документам и фактам, а художественно осмыслив события, которым эти концерты были посвящены, широко использовали принципы создания путем монтажа номеров, своеобразных игровых картин-эпизодов: сельский праздник, посиделки, околица и т.п. Вопрос включения документального материала в ткань театрализованного тематического концерта зависит, во-первых, от характера события, в честь которого он ставится, во-вторых, от его режиссерского замысла. Но документ, факт - не единственное выразительное средство в театрализованном тематическом концерте. Конечно, включение документального материала в ткань театрализованного тематического концерта - сильное выразительное средство. Прежде всего потому, что вплетенный в ход действия эпизода документ (документальный факт, предмет) значительно усиливает эмоциональное воздействие происходящего на сцене на зрителя. Вспомните, какое впечатление производят на вас кадры кинохроники, включенные в игровой фильм. Смонтированный с художественной тканью эпизода любой действительный факт не останется просто документом, а обретает образность, тем самым углубляя авторскую (режиссерскую) мысль, выявляя отношение режиссера к происходящему на сцене. В частности, документ, вызывая определенные ассоциации у зрителей, может быть использован для того, чтобы подтвердить или в сопоставлении с содержанием происходящего на сцене события, наоборот, опровергнуть его.
Так, в одном из театрализованных концертов, когда-то поставленном на сцене Рязанского областного драматического театра в одну из годовщин образования СССР, тема дружбы народов нашей страны была раскрыта и подтверждалась документальными кинокадрами о производственных, культурных и общественных связях рязанцев с братскими республиками. Например, рязанские картофелеуборочные комбайны работают на полях многих республик, но больше всего в Белоруссии. Эпизод об этой республике, построенный на народных номерах - белорусском народном танце и песне, начинался с того, что с одновременно возникшей белорусской народной мелодией на экране-портале шли документальные кинокадры: работающие на полях Белоруссии картофелеуборочные комбайны. Или в эпизоде, посвященном Украине: на фоне возникших на другом портал-экране документальных кинокадров - подписание договора о дружбе городов Рязани и Черновиц - Рязанским народным хором исполнялась украинская народная песня. Создавая сценарий концерта, режиссер может использовать местный материал. Отобранные им документы и факты помогут понять связь события, в честь которого поставлен концерт, с жизнью данного села, города, республики. Фактическим, документальным материалом могут быть помимо кинокадров фотодокументы, вынесенные на сцену реальные предметы, которые стали документами эпохи (например, каска, сабля, гильза от снаряда, репродуктор-тарелка, патефон и другие музейные экспонаты), листовки, письма земляков, отрывки из дневников, газетные сообщения, указы, декреты, постановления, зачитываемые по ходу действия. Это и фонограммы (граммофонные записи) выступлений известных людей, и выступления живых свидетелей или участников событий. Наконец, это и цифры. Но в этом случае необходимо найти выразительный образный прием, с помощью которого они «заговорят».
Конечно, действенность документа в концерте зависит, во-первых, от того, что он несет в себе, что стоит за ним, а во вторых, как он художественно осмыслен. Для режиссера каждый факт не может иметь одинаковую историческую ценность. Художник не бесстрастный летописец. В отборе, в использовании и монтаже факта с художественной тканью произведения проявляется его гражданская и художественная позиция. Из множества фактов, документов режиссер должен отобрать те, которые позволят ему наиболее точно и ярко выразить свою мысль. Когда же режиссер, увлеченный обилием интересных документов, старается использовать все (а такое чаще всего бывает с неопытными режиссерами), то он тонет, захлебываясь в них. И вот еще о чем не надо забывать. Каждый раз, когда режиссер включает тот или иной документ, факт в эпизод концерта, перед ним возникают проблемы соотношения документального материала и художественного вымысла, проблема их слияния и взаимопроникновения, которые он обязан решить.
Об эпизодах нашего концерта Само собой разумеется, что перейдя к нахождению эпизодов нашего концерта, определению их содержания и смысловых сюжетных ходов, мы с вами будем идти тем же путем, каким шли в поисках темы, идеи и сюжетного хода, только сейчас соотнося этот поиск с уже найденными нами его темой, сюжетным ходом и взятыми на заметку во время просмотра номерами. В результате у нас определились следующие эпизоды: «Взорванное воскресение», «Война Священная», «Так было», «Письма», «Кто сказал, что на войне песня не нужна», «Помним», «Победа!».
Беседа восемнадцатая. О композиции театрализованного концерта
Нет нужды говорить о том, что сюжетный ход, сквозное действие, являясь составной частью замысла, служат основой конструкции сценария (следовательно, и действия) театрализованного тематического концерта, то есть его композиции, которая является важнейшей составляющей сценария. «Искусство составления композиций из разнообразного художественного и документального материала есть особый род творческого мышления, (выделено мною - А.Р.), и одновременно синтетический метод организации... театрализованного действия» (Д. Генкин). Умение композиционно выстроить действие, обладание композиционным даром - одно из профессиональных качеств режиссера. Как мы знаем, композиция есть организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. И во многом определяет его восприятие зрителем. Но ведь мы, как известно, имеем дело с особым видом художественного произведения - со сценарием театрализованного тематического концерта. Так вот, в этом случае, оказывается, что понятие «композиция» подразумевает не только простое установление порядка эпизодов представления, а еще и такое их чередование, которое наиболее полно и образно выразило бы его тему, его главную мысль и в то же время обеспечило бы нарастание его темпоритма и эмоционального воздействия на зрителя. Совершенно прав был Сергей Дмитриевич Балухатый, который в одной из своих статей писал: «Композиция, будучи методом трактовки темы, вместе с тем является и способом раскрытия темы в слове или в словоряде, включая функцию отношения темы к своей форме». При этом, конечно, последовательность, композиция эпизодов в театрализованном действе строится таким образом, чтобы она, в конечном счете, с наибольшей полнотой выявляла действенное драматическое движение всего театрализованного тематического концерта.
Нет нужды говорить и о том, что поиск и нахождение композиции сценария как основы композиции концерта - один из важнейших этапов в процессе его создания режиссером-автором, в конкретизации его замысла, его решения. Естественно, что только после того, как режиссер-автор определит содержание каждого эпизода, его образное решение, взаимоотношение жанров и ритмов, он, соотнося поиск композиционного построения сценария с сюжетным ходом, сквозным действием театрализованного тематического концерта, выстраивает их последовательность. То есть, определив композицию каждого эпизода, по существу, выстраивает композицию сценария всего представления. В то же время, поскольку режиссер является не только автором сценария, но и его постановщиком, он, понятно, стремится не просто композиционно выстроить номера в эпизоде и композицию всего представления в логическом порядке, но и найти ключ для образного их решения. Понятное дело, что задача эта не из легких. Режиссеру-автору приходится перебирать десятки вариантов, не забывая при этом, что каждый фрагмент, каждый номер в эпизоде предстоит перед зрителями в определенном монтажном соединении и, в свою очередь, имеет свои особенности. Само собой разумеется, что содержание, текст сценария, его построение, композиция, конечно, подчиняется тем же законам, что и любое драматургическое сочинение. Какой бы мы с вами ни рассматривали сценарий театрализованного тематического концерта, в нем легко можно обнаружить и завязку, и развитие действия, и кульминацию, и развязку. Правда, чаше всего, завязка выражается в форме пролога, как бы эпиграфа концерта. А развязка, которая в театрализованном тематическом концерте, как правило, одновременно является и кульминацией, предстает, как финал всего концерта.
О прологе и финале Особую заботу, еще на уровне создания сценария, у режиссера-автора вызывают пролог и финал будущего театрализованного тематического концерта. Режиссер стремится к тому, чтобы содержание финала и особенно пролога, тональность и образное решение соответствовали высокому строю заложенных мыслей и чувств, которые присущи событию и теме, избранным для создания театрализованного концерта, и, задавая в прологе темпоритм и настрой всему действу, были яркими, зрелищными и, порой, неожиданными в режиссерском решении.
Естественно, что и успех нашего концерта во многом зависит от его начала. Ведь пролог выполняет двойственную функцию: он одновременно является его эпиграфом и завязкой. Точно также финал одновременно является его кульминацией и развязкой. Как мне представляется, такое внимание к прологу представления вызвано не только законами драматургического, композиционного построения сценария, но и законами зрительского восприятия, в том числе и знанием психологии зрителя. Дело в том, что как бы ни была выстроена композиция театрализованного тематического концерта, его успех во многом зависит от его начала Это я знаю по собственному опыту, и не только постановок концертов и представлений. Вспомните «об ожидании и настороженности зрителя», о которых я говорил, беседуя о композиции дивертисментного (сборного) концерта. Точно так же и в театрализованном тематическом концерте. Помимо того, что начало концерта должно быть ударным, эффектным, неожиданным, оно должно быть эпиграфом, то есть раскрывать главную мысль концерта, в образной форме выразить событие, которому такой концерт посвящен. Невольно вспоминается афоризм В.Э. Мейерхольда: «Когда открывается занавеска, зрителю надо дать по морде». К сожалению, желание «поразить» зрителя приводило некоторых режиссеров-авторов к мысли, что начало театрализованного тематического концерта, его пролог обязательно следует начинать пышно, торжественно: с фанфар, огромного сводного хора и т.п. Хочу вам сказать, что такое понимание начала театрализованного тематического (да и любого) концерта не только штамп, но и глубочайшее заблуждение, не понимание того, что содержание и форма пролога зависят от темы, идеи, от образного решения всего представления, от режиссерского замысла, что даже торжественное представление можно начинать иначе. Вот и мы начнем наш театрализованный тематический концерт, посвященный 60-летию Победы, не с показной парадности и помпезности, а с простой, но очень близкой каждому человеку мысли: «Сказки два слова: «Война», «Победа», и в каждом сердце что-то отзовется».
Беседа девятнадцатая. О связках эпизодов и опять о темпоритме
Последовательность непрерывно развивающегося действия эпизодов для режиссера-автора еще не означает, что сценарий театрализованного тематического концерта стал целым, единым. Вот почему режиссер-автор ищет прием, который бы дал возможность связать все эпизоды в целостное зрелище, создать из них не только неразрывную цепь последовательно и логически развивающегося действия, но и зримо выразить задуманный сюжетный ход и сквозное действие всего представления
И тогда выясняется, что таких приемов, так же, как и сюжетных ходов, может быть великое множество. Все зависит от замысла, от той образной формы, в которую «одето» представление и от действенной фантазии режиссера-автора Одни режиссеры-авторы предпочитают связывать эпизоды «закадровыми», как правило, женским и мужским голосами, произносящими по ходу представления специально написанный текст. Вторые – вводят в ткань представления одного, двух, трех и больше «ведущих» (их количество зависит от замысла режиссера-автора), которые произносят специально написанный или подобранный текст. В этом случае, я сторонник персонификации ведущих, когда ведущие предстают перед зрителями, как определенные персонажи, наделенные не только профессией (студент, школьник, архивариус, репортер, солдат и т.д.), характерами, но и игровой функцией. Это дает возможность создать образ, сыграть роль. Ибо ведущий, просто объявляющий номера, воспринимается как что-то чужеродное для театрализованного концерта. Ведущий как определенный персонаж приобретает дополнительную силу воздействия на зрителей. Вспомните, что говорилось о театрализации. Причем, зритель воспринимает такой персонаж, как обобщенный образ, как некий живой символ поколения, группы людей, от имени которых он ведет концерт. Именно он или они, введенные режиссером-автором в ткань действия, став определенными его персонажами, произнося написанный или специально подобранный текст, ведя диалог, или разыгрывая сценки, связывают эпизоды представления между собой. Например, газетчики, сообщающие последние новости, или историки-летописцы, или аллегорическая группа современников события и т. д. Бывают случаи, когда ведущие предстают в образе исторических персонажей, наделенные характером и характерностью, естественно, требующими создания сценического образа. Но полагать, что ведущие выполняют в театрализованном концерте вспомогательные функции - серьезно ошибиться. Ведущие в театрализованном тематическом концерте обретают значение действующих лиц, которые по ходу представления могут и вести концерт, и вводить в него зрителей, и комментировать происходящее на сцене, могут и вмешиваться в действие. Любопытно, что в «Толковом словаре» В. Даля слово «вести» разъясняется не только в значении «вести за собой, указывать путь», что, конечно, для строящего непрерывное действие режиссера-автора немаловажно, а и «раздумывать, задумываться» о чем-то. Словом, задачи ведущего как действующего лица весьма широки. Но все равно, и в этом случае, главным для них является словесное действие. Чаще всего для ведущего пишется или подбирается стихотворный текст. Это не режиссерская авторская прихоть. Дело в том, что в стихах предельно сконцентрирована мысль, выраженная в лаконичной форме, имеющая четкую ритмическую основу. И еще, что очень важно, стихи несут в себе определенный строй чувств, высокий эмоциональный накал. Связывать эпизоды в единое целое действие может не только слово. Современный сценический язык, выразительные средства, находящиеся в руках режиссера-автора, да и сами зрители, легче всего воспринимающие ассоциативные связи, позволяют для этой цели использовать мелодию соответствующего по содержанию музыкального произведения или песни, проходящую лейтмотивом через все представление. Например, в одном из представлений так был использован фрагмент из «Пятой симфонии» Д. Шостаковича. В другом лейтмотивом стала популярная в довоенные годы мелодия «Рио-риты». Еще в одном в качестве такого приема режиссер-автор обратился к мелодии песни И. Дунаевского «Широка страна моя родная» и т.д. Можно использовать для этой же цели специально поставленные пластические (пантомимические, хореографические) миниатюры-композиции, «живые картины». Кстати, с моей точки зрения, это наиболее современный выразительный режиссерско-авторский прием. Так, например, в одном из памятных мне представлений между шестью эпизодами возникавшие каждый раз новые по содержанию композиции не только связывали фрагменты представления, но и играли роль пластических эпиграфов к последующему эпизоду. Нередко режиссеры-авторы связывают эпизоды представления не одним каким-либо приемом, а прибегают к их синтезу. Например, используя в сочетании с идущей фоном музыкой слово или пантомимические миниатюры. Я не так просто говорю о многообразии форм связок в зависимости от фантазии режиссера-автора. Кто бы мог подумать, что в качестве связок между эпизодами может быть использован звуко-шумовой ряд! А ведь такое было в одном из упомянутых мною представлений. В конечном счете, прием связок зависит от образной формы, в которую «одет» театрализованный тематический концерт. Скажем, он задуман, как торжественная песня, как гимн Родине. Естественно, что в этом случае режиссер-автор в качестве связок между эпизодами использует стихи и музыку. Но в любом случае он ищет такие способы связи эпизодов, которые подчинялись бы сверхзадаче представления. Вот и мы с вами, обдумывая, каким приемом связать наши эпизоды, помня, что сюжетным ходом нашего театрализованного концерта является «Сказание о Победе», поначалу пришли к тому, что напрашивалось само собой: появление ведущего в образе Сказителя. Но такое решение лежит на поверхности и, по существу, не сможет выразить, раскрыть задуманную нами внутреннюю масштабность события. А потом, сказитель, в силу сложившихся стереотипов, ассоциируется со старцем, ведущим беспристрастный рассказ о том, чему он был свидетель, или пересказывающим какую-либо легенду. Не знаю, как вас, но меня такой персонаж не устраивает. Я вижу, что рассказ о 60-летии Победы сегодня должен вести человек нашего времени, олицетворяющий нынешнее поколение начала XXI века, умеющий не только осмыслить всю глубину события с сегодняшних позиций, но в то же время, как бы видящий событие «изнутри», который мог бы душевно и очень по человечески глубоко как бы спеть песню о Победе, о 1418 днях Священной войны. И тогда у меня невольно возник образ барда, сегодняшнего человека с гитарой. Причем, не одного, а группы бардов, не только связывающих эпизоды концерта, но так или иначе комментирующих словом и песней происходящее в этих эпизодах. То есть они должны быть если не главным, то одним из главных действующих лиц, чем-то вроде хора из древнегреческих трагедий. И тут же возникла шальная мысль: а не назвать ли нам наш театрализованный концерт «Песня о Победе»? Нет, не стоит. «Сказание» больше соответствует нашему внутреннему ощущению события - 60-летие Победы. И в то же время, мне в придуманном приеме наших связок не хватает выражения еще одной стороны «сказания» - повествования свидетеля события. Но не конкретного человека, а какой-то вещественной метафоры. А что, если такой метафорой, но звуковой, будут колокола. А что, если каждый эпизод концерта будет начинаться с торжественного колокольного звона? В этом что-то есть и масштабное, и возвышенное, и в то же время что-то очень личное. Конечно, это решение возникло у меня раньше, чем мы начали говорить о создании концерта, как единого целого непрерывно развивающегося действия. Интересно, что нахождение связок эпизодов не обязательно начинается после определения сюжетного хода представления. Бывает и наоборот, даже у одного и того же режиссера-автора прием соединения эпизодов подсказывает сюжетный ход всего представления. А случается то и другое происходит одновременно. Хочу подчеркнуть, творческий процесс работы режиссера-автора, как и любого художника, не однозначен. Многое в нем идет «не по правилам».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.021 с.) |