Заметки на полях. Нетрадиционные выразительные средства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заметки на полях. Нетрадиционные выразительные средства



Нынешние театрализованные концерты примечательны тем, что на­ряду с традиционными выразительными средствами в них стали доволь­но широко использоваться и другие специфические выразительные сред­ства: различные дымы, пиротехника (фальшфеера, бенгальский огонь) водяные фонтаны и многое другое.

Ничего удивительного в появлении нетрадиционных выразительных средств нет. Испокон веку уже в площадных действах, в первых пред­ставлениях постановщики часто прибегали к использованию самых но­вых для их времени открытий в различных областях человеческой дея­тельности. Кстати, это не только мое мнение. Вот, что пишет выдающий­ся оперный режиссер нашего времени Борис Александрович Покров­ский: «...действа всегда отличались смелостью, неожиданностью в выбо­ре выразительных средств, расчетом на свободную от предрассудков и предубеждений импровизацию театра и фантазию зрителя, они не укла­дывались в прокрустово ложе театральных стандартов, будь то помеще­ние, где идет представление, драматургическая форма, исполнитель­ский стиль». Следовательно, если сказать, что в театрализованном тема­тическом концерте в принципе может быть использовано все, что в обычном театре не только невозможно применить, но даже вообще не затрагивает фантазию режиссера, ставящего спектакль, в этом не будет никакой ошибки.

 

Беседа двадцать третья. О музыке в те­атрализованном концерте

 

Особенно широко в системе выразительных средств тематических театрализованных концертов используется музыка.

Специфика музыки, ее способность активно воздействовать на че­ловека, на его настроение, психику и в то же время передавать эмоцио­нальное состояние людей дает возможность режиссеру использовать музыку как чрезвычайно действенное выразительное средство в театра­лизованном концерте. С ее помощью создается и нужная атмосфера номера, эпизода, концерта и задается необходимый ритм, и т.д. Более того, музыка может стать одним из действующих лиц концерта.

К этому, помимо сказанного, нужно добавить, что музыка может создать в восприятии зрителей ощущение глубины драматической сути происходящего, нужное ощущение темы и определенную эмоциональ­ную атмосферу, вызвать у зрителей размышления о прошлом и буду­щем.

Используя элементы и выразительные средства музыки (лад, ритм, метр, темп, динамику, тембр, мелодию, гармонию, характер инструмен­товки), а также ее способность вызывать определенные ассоциации, режиссер через музыку может ярко пояснить свою мысль, досказать невыраженное в номере, эпизоде, вызвать нужный ему эмоциональный настрой зрителей в тот или иной момент концерта.

Конечно, связанное с режиссерским замыслом решение об исполь­зовании музыки, о ее характере, о ее роли в действии закладывается еще на уровне создания сценария. Ведь уже на том этапе работы над театра­лизованным концертом музыка порою подсказывает режиссеру дина­мику, ритм и пластическое решение того или другого эпизода и всего представления.

Для того чтобы правильно отобрать и ввести в ткань концерта (эпи­зода) музыку, режиссеру не обязательно быть музыкантом-профессионалом. Это он делает вместе с музыкальным руководителем. Но знать, понимать, чувствовать музыку и ее особенности, уметь ею пользоваться он обязан!

Вряд ли можно назвать такой театрализованный концерт, в котором не использовалась бы музыка. Речь идет не о музыкальных номерах или номерах, связанных с музыкой (солистах, оркестрах, хорах, танцеваль­ных коллективах) или аккомпанементе, а о музыке - выразительном средстве, раскрывающем тему, идею, содержание, сквозное действие; о музыке, которая раскрывает смысл происходящего действия, так или иначе дополняя его, о музыке, связанной с режиссерским замыслом.

Приемы использования в этом качестве музыки весьма разнообра­зны. Но все они могут быть сведены к нескольким основным.

Первый: как лейтмотив всего концерта (эпизода), помогающий раз­витию действия, объединяющий одной музыкальной темой все эпизо­ды, погружая их в определенную музыкальную среду.

Второй: как характеристика действующего лица, когда определен­ная мелодия, возникая при появлении персонажа, становится его музы­кальной «визитной карточкой», раскрывающей какие-либо его внутрен­ние качества. В данном случае режиссер использует способность музы­ки (мелодии известной песни, романса и т.п.) вызывать в сознании зри­теля определенные, точно установившиеся ассоциации.

Третий: как действенный фон, когда во время эпизода музыка, соз­давая нужную атмосферу, вызывая соответствующее настроение у зри­телей, усиливает эмоциональное восприятие этого эпизода. Например, используя, как фон, мелодии времен Отечественной войны, в эпизодах боевого и героического содержания. Фоновая музыка может работать и на сценическую ситуацию, передавая внутреннее состояние исполните­лей в происходящем на сцене событии или быть контрастной по отно­шению к нему.

Четвертый: как заставки, связки между эпизодами, номерами. Из­вестная мелодия (даже одна музыкальная фраза), связанная с опреде­ленной эпохой, с определенным временем и событием, может дать по­нять зрителю, что действие начавшегося эпизода относится к другой эпохе, другому времени.

К сожалению, трудно припомнить случай, когда к тому или иному концерту была специально написана музыка. В лучшем случае это дела­ется для пролога или финала. Как правило, весь необходимый для кон­церта музыкальный материал подбирается режиссером совместно с му­зыкальным руководителем (или последним - по точному заданию ре­жиссера). Естественно, что качество такого подбора, его точность, ха­рактер и стиль целиком зависят от общей музыкальной культуры, от знания музыкальной литературы и, наконец, от вкуса как режиссера, так и музыкального руководителя. Я не случайно говорю об этом. Именно отсутствие этих качеств (либо одного из них) приводит к тому, что из концерта в концерт ходят увертюра А. Петрова к кинофильму «Укро­щение огня», в эпизодах, связанных с войной, один и тот же фрагмент из «Седьмой симфонии» Д.Шостаковича, а также последняя часть сюи­ты Г. Свиридова «Время, вперед!», «День Победы» Д. Тухманова и дру­гие. Мелодии эти действительно стали символами эпохи. Но и симво­лами надо пользоваться разумно.

Нет нужды говорить, что великолепного музыкального материала, великолепной музыкальной литературы, которую можно использовать в театрализованных концертах чрезвычайно много. Вспомните для при­мера хотя бы начало «Пятой симфонии» Д. Шостаковича. (Кстати, по всей вероятности мы с вами для финала концерта используем «Славь­ся!» из оперы «Иван Сусанин» Глинки).

Музыкальная насыщенность театрализованного концерта требует от режиссера четкой разработки каждой минуты ее звучания.

И только создав музыкальную партитуру концерта, можно присту­пать к репетициям с оркестром или музыкантами либо, не имея воз­можности использовать живое звучание из-за отсутствия музыкантов или места для них, к созданию фонограмм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.006 с.)