Заметки на полях. О фонограмме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заметки на полях. О фонограмме



Должен заметить, что не все режиссеры - сторонники записи всей сопровождающей музыки на магнитную пленку. Не только потому, что никакое механическое звучание не заменит живого исполнения, живого звучания, а еще и потому, что перед режиссером и музыкальным руко­водителем возникает серьезнейшая проблема соединения живого звуча­ния музыки с механическим. В подавляющем большинстве даже отлич­ное качество звукозаписи не может совпасть с живым исполнением. Они, что называется, «разные по уровню звучания». И зритель, слушатель сразу это улавливает. Однако редко, когда в театрализованном концерте не нужна фонограмма, поскольку она значительно расширяет возможно­сти режиссера. Он может вплести одну мелодию в другую, наложить текст на музыку, усилить или приглушить (смикшировать) ее звучание и т.п. Не говоря о том, что все шумы, как правило, записываются на фоно­грамму. А о значении шумов в театрализованном концерте повторять не нужно.

Конечно, существуют приемы, позволяющие режиссеру в какой-то мере стереть разницу между живым и механическим звучанием. Один из них, наиболее простой - не включать фонограмму встык с живым испол­нением, выдержать паузу, чтобы дать возможность зрителю «забыть» звучание закончившейся музыки.

Правда, если еще недавно это было серьезным препятствием, кото­рое разные режиссеры и музыкальные руководители так или иначе пре­одолевали, то в последнее время с совершенствованием звуковой аппа­ратуры, и прежде всего записывающей, эта проблема практически ис­чезла.

Процесс создания фонограммы не так уж сложен, особенно для спе­циалиста, но и он требует определенных навыков, а главное - времени, большая часть которого уходит на прослушивание и отбор нужного для концерта музыкального и шумового материала. Утвердив с режиссером отобранные записи, проверив их на первых репетициях, музыкальный руководитель вместе со звукорежиссером и оператором (если таких нет, то сам) приступает к предварительному монтажу фонограммы, т.е. устанавливает порядок, в котором она будет звучать на концерте. Затем, во время первой репетиции, когда режиссер проходит эпизоды концерта подряд, устанавливается время, продолжительность, сила звучания каж­дого фрагмента, определяются точные реплики, по которым включается и выключается фонограмма. После чего все фрагменты фонограммы через ракорд монтируются на одну магнитную ленту или диск. Способ включения и выключения (сразу или с микшера), динамика звучания (на­растание, ровное, затухание звука) выверяются и окончательно устанав­ливаются на прогонной репетиции. Само собой разумеется, что приме­нение фонограммы в концерте требует искусного с ней обращения, как и со всей усилительной аппаратурой, умения вовремя ввести и увести звук и т д. Но это уже дело звукорежиссера или радиста, который будет этим заниматься во время концерта.

Используя в концерте фонограмму (если она смонтирована на маг­нитной ленте), во избежание могущих возникнуть накладок следует иметь два абсолютно одинаковых ее экземпляра и два синхронно рабо­тающих магнитофона. Тогда при одновременном их включении в случае обрыва пленки на одном, радист сможет мгновенно переключить транс­ляцию звука с другого.

Все, о чем было сказано, не означает, что роль музыкального ру­ководителя концерта сводится только к выполнению заданий режиссе­ра. Создание музыкальной ткани концерта, ее содержания, ее компо­нентов (в том числе и шумов) - дело музыкального руководителя. Ко­нечно, он действует по указанию режиссера. Но согласие достигается в процессе совместной работы, идущей параллельно с непосредственной работой режиссера над концертом, достигается в спорах, доказательст­вах, совместном поиске лучшего решения всего, что связано в концерте с музыкой, за которую в одинаковой степени с режиссером (если не в большей) отвечает музыкальный руководитель.

Значительно чаще, чем в театральном спектакле, в театрализован­ных тематических концертах используются самые разнообразные шу­мы: и грохот боя, и перезвон кремлевских курантов, и плач, и звон це­пей, и лязг засовов, и топот шагов, и многое, многое другое. Но вот, что любопытно и это, пожалуй, практически невозможно в театре - исполь­зовать «противоборство» шумов, когда они раздаются то справа, то сле­ва от зрителей. А такое в театрализованных тематических концертах возможно!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.006 с.)