Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа первая. Эстрада. Что это такое?Стр 1 из 39Следующая ⇒
Как и всякое искусство, эстрада (слово «эстрада» (исп.) - «настил» (помост, возвышенная площадка). В русском толковании слово «эстрада» означает искусство малых форм, область зрелищ, концертов. На Западе же слово «эстрада» означает только специальные подмостки) есть художественное отражение реальной действительности и утверждение определенной идеи в определенной форме. Естественно, что она, как и все другие виды искусства, эмоционально воздействуя на человека, обращается к его духовному началу. Ведь, как правило, эстрадное произведение несет в себе мощный заряд прогрессивных идей и мыслей. О происхождении русской эстрады в российском театроведении существуют две точки зрения. Сторонники одной утверждают, что истоки русского эстрадного искусства лежат в скоморошьих игрищах. Другие же, что русская эстрада родилась в первой четверти XX века под непосредственным влиянием западной эстрады, в частности, французской. Мне представляется, что истина лежит где-то посередине. Конечно, русская эстрада испытывала и испытывает огромное влияние западной. Но еще с середины X века в России на ярмарках и во время народных гуляний широкое распространение получили выступления скоморохов и различные зрелища, преимущественно комического характера (например, балаганы). Было бы неправильным отрицать влияние последних (в частности, их репертуара) на многие стороны русской эстрады, как и влияние скоморохов. Вот почему с первых же дней своего существования эстрада сформировалась как близкое и понятное народу демократическое искусство. Ведь возникла-то она в недрах народа. Скоморохи, острословы, балаганные деды-зазывалы, народные гуляния, празднества с хороводами, частушками, плясками - вот та почва, на которой стремительно развивалось и выросло искусство русской эстрады. Собственно, именно в нем, в народном творчестве, лежат ее демократические корни. Здесь же истоки и ее зрелищности, занимательности, сочности и яркости красок (при целомудренности ее грубоватых забав, игр, шуток). Здесь же и приемы народной игры, идущие от стихии празднеств и балаганов; здесь и корни одной из основных особенностей эстрады: непосредственный, прямой контакт исполнителя с аудиторией, со зрителями. Именно здесь родились открытость, доверительность и откровенность манеры исполнения, открытость актерского мастерства.
Как известно, еще скоморохи, петрушечники, бродячие музыканты строили свои выступления с учетом настроения и реакции, окружающих их зрителей, которые не только ждали от них чего-то нового, интересного, но и становились активными участниками действия. Можно говорить и о том, что именно тогда родилось и принципиальное отличие эстрады от театра: почти полное отсутствие отделения сцены (подчеркнутое рампой) от зрительного зала. Для эстрадного действия нет нужды в оборудованной занавесом, кулисами, штанкетами, софитами и пр. сцене-коробке. Исторически сложилась и многожанровость эстрады. Родилась она еще в старинных народных гуляниях, скоморошьих игрищах, где наряду с плясками, песнями, игрой на различных инструментах (дудках, домрах, гудках, гуслях), наряду с вождением медведей, которые показывали, как пьяный барин или купец в луже валяется, звучали частушки, а Петрушка торговал у цыгана-барышника беззубую клячу, расплачиваясь с ним тумаками или же расправлялся с квартальным надзирателем. Разнообразие форм, жанров и тем, множество исполняемых номеров, их синтез (сочетание в одном концерте) - не количественная, а качественная особенность, определяющая природу эстрады, ее специфическая черта. При этом следует заметить, что некоторые теоретики, основываясь на расцвете в последние годы сольных шоу-концертов, считают, что отсутствие сборных концертов - признак коренных изменений, произошедших ныне в эстрадном искусстве. Я не могу согласиться с таким мнением, которое, как мне представляется, есть дань моде, влияние шоу-бизнеса. Да, сегодня действительно на центральных подмостках (прежде всего Москвы и Петербурга) царствуют грандиозные эстрадные феерии. Но если обратить внимание на жизнь эстрады вообще, и в частности, в провинции, то можно увидеть, что в своей массе жизнь сборных концертов продолжается. Конечно, эстрада, как и любое искусство, находится в непрерывном развитии. Что-то рождается, что-то отмирает, что-то возрождается вновь, что-то видоизменяется, что-то обогащается. Идет постоянный процесс поиска новых форм, стремление к оригинальности, к самобытности. Но глубинная суть искусства эстрады - многожанровость, многоликость и разнообразие - остается неизменной. Да, сегодня наиболее распространенная форма эстрадной программы — сольный концерт. Но и при этом именно многожанровость не исчезла. Она сохраняется в различного рода ревю (обозрениях), в мюзик-холльных и шоу-программах.
В отличие от театра, в эстраде в одном концерте, представлении может быть показано все: и песня, и танец, и интермедия, и акробатика, и вентрология (чревовещание), и мнемотехника, и иллюзии, и куклы, и игра на самых различных музыкальных и не только музыкальных инструментах (бутылках, пиле, поленнице дров, стиральной доске, колокольчиках и т.п.). Словом, по своей сути эстрадное искусство — есть своеобразное соединение всех видов временных и пространственно-временных искусств. Именно в синтетичности эстрадного искусства, объединяющего различные, казалось бы, несоединимые формы и стили художественного творчества, заключается его существенное отличие от театра. Несмотря на то, что большинству эстрадных жанров, как и театру, присущи зрелищная природа и лицедейство, все же отождествлять эстраду с театром было бы неверно. Более того, в последние годы мы становимся свидетелями того, что театр заимствует у эстрады ее способность к острому, броскому репризному характеру творчества, ее афористическую яркость, открыто включая ее в ткань драматургии (в этом, например, одна из особенностей пьес Г. Горина). Заимствование можно проследить во многих спектакля Марка Захарова в Лейкоме, в спектаклях Марка Розовского в театре «У Никитских ворот», да и в спектаклях многих других театров. В свою очередь, и эстрада испытывает очевидную тягу к театрализации, доверительной интонации, к психологической точности и тонкости. Влияние театра проявляется и в том, что сегодня все больше и больше появляется эстрадных представлений, объединенных какой-либо единой темой, забавным сюжетным ходом. Скажем, эстрадные спектакли Е. Шифрина (не случайно в наши дни существует «Шифрин-театр», театры Е.Петросяна, В.Винокура, В.Толкуновой и других). В этом же ряду и представление «Моя Одесса» М.Жванецкого в исполнении Р.Карцева. Можно вспомнить и М.Миронову с А.Менакером, которые, по выражению Б. Поюровского, «явились родоначальниками «Театра двух актеров». Если Л.Миров и М.Новицкий, Ю.Тимошенко и Е.Березин всегда выступали в образах персонажей, не меняющих не только своего внешнего облика, но и характеров, то М.Миронова и А.Менакер, выходя на сцену, каждый раз создавали совершенно разные образы в зависимости от драматургии исполняемого произведения. В этих спектаклях они действовали по законам театра, как по этим же законам жил и творил легендарный Аркадий Исаакович Райкин. Было бы ошибкой не заметить, пройти мимо этого явления в эстрадном искусстве. Вот почему, когда я говорю о зрелищности искусства эстрады, то я имею в виду не измену строгим вкусам, а то, что открытое и сформулированное К.С. Станиславским учение о сверхзадаче и сквозном действии, о жизни на сцене «человеческого духа», как основе зрелищного искусства, не чужды и эстрадному искусству. Только используются они не школярски, а творчески. Эстраде весьма близка вахтанговская школа с ее игровым началом, ироническим отношением к создаваемым сценическим образам. Причина этой общности в одних и тех же истоках театра и эстрады. Ведь то и другое искусство родились на площади. Затем, в зависимости от «условий игры» (о последних - дальше), их дороги принципиально разошлись не только в общественном сознании, в восприятии зрителей, но и в особенностях приемов игры.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.005 с.) |