Школьная газета и проблемы законодательства (1951) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школьная газета и проблемы законодательства (1951)



Развитие школьных полиграфических средств достигло своего апогея в 1950-е годы, когда качественная техника позволила ребятам выпускать газеты, которые по внешним признакам выглядели, как "настоящие". Но о чем идет речь: об упражнениях в стиле "делай, как взрослые" или о газете, главный редактор которой может быть представлен суду? Другими словами, какова степень ответственности пишущих "журналистов"?

Здесь могут быть высказаны две версии:

- признается, что дети и подростки должны иметь особый статус;

- чтобы школьная газета была настоящей газетой, она должна иметь статус, равный статусу взрослой газеты.

Именно вторую из этих версий всегда защищали инициаторы школьной газеты. Сами юные журналисты приняли позицию, требующую именно полной ответственности [44]. В 1951-53 гг. вопрос о статусе школьных газет оказался предметом обсуждения на парламентских дебатах - поводом для этого стал низкий почтовый тариф, по которому обычно пересылалась пресса и которым воспользовались учителя для обмена школьными газетами между учебными заведениями. Рассмотрим протокол заседания Национального Собрания Франции от 19 декабря 1951 года, в частности, предложение, выдвинутое Ж.-М.Фландреном, чтобы понять, как формулировалась проблема по поводу ситуации со школьными газетами и каковы были истинные цели для педагогов, обратившихся к депутатам с запросом.

Прежде всего, приведем выдержку из выступления самого Ж.-М.Фландрена: "Более пяти тысяч школ (во Франции - Ред.) издают свои газеты. Инспектора, учителя, родители и ученики интересуются этим богатым педагогическим опытом. Уже давно школьные газеты распространяются как периодические издания, и они действительно соответствуют всем тем требованиям, которые позволяют использовать льготные тарифы.

Однако мы оказались в новых условиях, вследствие обязанности, налагаемой на периодические издания, которая состоит в необходимости получения специальной визы в комиссии по делам прессы. Эта комиссия, изучив вопрос, отказывает школьным газетам в выдаче разрешения на льготный тариф по распространению, аргументируя это тем, что данные газеты не отвечают в полной мере всем необходимым условиям для получения такого тарифа.

Национальное собрание уже не первый раз интересуется этим вопросом. Так, на заседании от 20 апреля 1951 г. Национальное собрание, заслушав различные выступления, проголосовала за постановление, принятое, г-н министр, вашим предшественником. Постановление обязывало министра напрямую обратиться за разъяснением к его коллеге - министру почты, телеграфа и телефона, избегая посредничества комиссии по делам прессы.

Однако г-н министр почты, телеграфа и телефона вновь отказал в разрешении, заявив, что школьные газеты не соответствуют условиям статьи 90 Закона о финансах от 16 апреля 1930 г., где говорится, что тарифы на газеты предусмотрены для "публикаций, издаваемых в целях просвещения, образования и информирования публики".

На основании каких полномочий, каких решений - видимо, чисто произвольных - на основании каких критериев было сделано заключение, что школьные газеты не соответствуют требуемым условиям?

В то же время разрешение на льготный тариф было дано изданиям, которые никак не служат делу образования и просвещения, разве что под очень специфическим углом зрения, и которые отнюдь не информируют широкую публику, разве что чрезвычайно курьезным образом. И еще меньше служат они национальным интересам.

Итак, я прошу вас, г-н министр, впредь избегать быстрого вмешательства, которым вы создали недопустимый и опасный прецедент произвола.

Облегчая распространение школьных газет, вы прежде всего защищаете логику и помогаете развитию целой сферы внешкольного творчества, которое, на первый взгляд - впрочем, взгляд поверхностный - может показаться пустой забавой, но которое, на самом деле, является великолепным элементом самых современных педагогических методов" [45].M

Предложение было принято единогласно. Другими словами, начиная с этого момента, можно считать, что школьная газета приравнивается к "публикациям, издаваемым в целях просвещения, образования и информирования публики". И к школьной газете теперь применимы те же законы, что регулируют деятельность большой прессы. Это положение нам представляется фундаментальным, особенно если сопоставить статус школьной газеты во Франции с ее статусом в соседней Федеративной Республике Германии, где действует крайне запутанное законодательство, предусматривающее, в частности, вопросы разрешения конфликтов между различными участниками и партнерами школьной газеты (конфликт между журналистами и руководителем учебного заведения, между журналистами и руководителем редакции, между учениками и "преподавателем-советником" и др.), последовательно прорабатывалось, начиная с 1950-х годов с существенными различиями в разных землях ФРГ. Ничего подобного нет во Франции, где до сих пор действуют единые законы для всей прессы, включая школьную. В 1972 г. состоялось судебное разбирательство по делу лицейской газеты "Хлюп", где на первой полосе была опубликована статья под заголовком "Как за урок взорвать лицей", в которой содержалась ссылка на параграф учебника по химии о нитроглицерине. Суд города Понтуаза принял решение о выплате лицеистами штрафа в размере 500 франков. В тексте решения утверждалось, что журналисты несут ответственность за подстрекательство к разрушению публичных зданий. Независимо от того, насколько справедливым или несправедливым может со стороны показаться это решение, оно заслуживает внимания, как факт признания статуса лицейской газеты и приравнивания его к статусу взрослой газеты. По французскому законодательству для полноправной деятельности школьных газет требуется зарегистрировать издание и выполнить еще несколько формальных действий. Рассмотрим их. Регистрация издания

(из Закона о свободе печати от 29 апреля 1881 г. с поправкой от 25 марта 1953 г.). "Статья 7. До начала выхода любой газеты или другого печатного периодического издания необходимо представить в Прокуратуру Республики заявление, содержащее следующее:

1. Название газеты или другого печатного периодического издания и способ его публикации; 2. Фамилия, имя и адрес руководителя издания (это должен быть совершеннолетний гражданин);

3. Указание типографии, где издание будет печататься.

Об изменении любого из перечисленных условий необходимо уведомить в течение 5 дней. Статья 8. Заявление должно быть подано в письменном виде на гербовой бумаге и подписано руководителем издания. По получении заявления должен быть выдан сертификат".

Рекомендуемый образец заявления для предоставления в Прокуратуру Республики выглядит следующим образом:

"Во исполнение статей 7 и 8 закона от 29 июля 1881 г. (с поправкой от 25 марта 1953 г.): Я, нижеподписавшийся (фамилия, имя, дата и место рождения, домашний адрес, национальность)……………………., пользуясь своими гражданскими и политическими правами, заявляю, как руководитель издания, о намерении выпускать газету под названием……………………………………………….. (указать полное название газеты), которая начнет выходить….. (указать периодичность) и будет печататься в…………….. (указать фамилию, имя и адрес владельца типографии). Составлено в……………………………………… (место, дата)

Подпись

Обязательная рассылка

"Все газеты и другие печатные периодические издания должны выполнить ряд обязанностей, обычно именуемых "обязательная рассылка". Она включает в себя несколько формальностей. Это:

1. Обязательная рассылка в собственном значении слова.

Она регулируется актом, называемым "Закон от 21 июня 1943 г"., и касается всех без исключения печатных изданий. Она обязывает типографию (статья 5 упомянутого закона) направить два экземпляра издания в Национальную библиотеку или в одну из публичных библиотек; она также обязывает издателя (статья 8) направить один экземпляр издания в местную префектуру и четыре экземпляра - в Национальную библиотеку.

2. Административная рассылка.

Она вытекает из статьи 10 Закона от 29 июля 1881 г., параграфов 2 и 3, измененных Законом о финансах от 31 декабря 1945 г., статья 150. Данная рассылка касается только газет и других печатных периодических изданий. Она вменяется в обязанность руководителю издания и предполагает рассылку: а) 2-х подписанных экземпляров в Прокуратуру Республики или в мэрию по месту нахождения издания в тех населенных пунктах, где нет судов малой инстанции. б) 10-ти экземпляров в Министерство информации для изданий, выпускаемых в департаментах: Париж, О-де-Сен, Сен-Сен-Дени, Валь-де-Марн, а в случае других департаментов - в префектуру, суперпрефектуру или мэрию в тех городах, которые не являются административными центрами департаментов или округов. Это число экземпляров временно уменьшено до 6-ти для изданий, выходящих по меньшей мере раз в неделю, и 4-х - для остальных.

С точки зрения применимости положения о почтовых тарифах к "газетам и другим печатным периодическим изданиям" относятся публикации, издаваемые в целях просвещения, образования и информирования публики.

Эти издания должны выполнять следующие условия:

1. выходить регулярно; время между выходами двух следующих друг за другом номеров не должно превышать трех месяцев;

2. выполнять требования Закона о печати;

3. получить специальный сертификат, выдаваемый Паритетной комиссией изданий и информационных агентств, предусмотренный декретом от 25 марта 1950 года;

4. быть предварительно зарегистрированными в департаментальном управлении почты и телекоммуникаций, которому подчинено почтовое отделение, указанное издателем для обеспечения рассылки. Эта регистрация осуществляется бесплатно.

Статья D.19

"Льготным тарифом пользуются школьные газеты, издаваемые под руководством учителей в целях воспитания детей и информирования о жизни школы родителей и учащихся, а также другие учебные заведения, с которыми осуществляется обмен изданиями".

Следует отметить, что выполнить все требования этого документа довольно затруднительно. Этим объясняется тот факт, что большая часть этих требований вообще не выполняется. На практике чаще всего руководители издания передают один экземпляр в мэрию (в частности, в случае газет начальных классов) и один экземпляр инспектору в управление народного образования департамента.

Установившаяся традиция позволила также сохранить несколько десятков этих газет в городе Кане, в Кооперативном институте современной школы (Institut coopйratif de l'йcole moderne), поскольку был принят специальный закон, разрешающий распространять школьные газеты, издаваемые по методике Френе (закон 50.60 от 3 февраля 1953 года, Journal officiel от 4 февраля 1953 года, стр.1061-1062, статья 4:

"Льготный почтовый тариф, предусмотренный статьей 90 Закона о финансах от 16 апреля 1930 г. в пользу газет и других печатных периодических изданий, публикуемых в целях просвещения, образования и информирования публики, может быть применен к школьным публикациям, предназначенным для школ, семей школьников и педагогической общественности".

Почтовые тарифы, распространение периодических изданий

"Статья D.18 - (Кодекс почты и телекоммуникаций) "Газеты и другие печатные периодические издания пользуются специальным тарифом".

Для регистрации школьной газеты в Паритетной комиссии изданий и информационных агентств необходимо запросить специальный формуляр в Кооперативном институте современной школы в городе Кане и заполнить этот формуляр, чтобы получить номер "школьного периодического издания". Затем надо подать заявление в департаментальное управление почты, предоставив следующие сведения: название; школа; фамилия, имя и адрес руководителя; периодичность выхода издания; дата регистрации издания в Прокуратуре Республики; дата и номер выпуска школьного периодического издания; номер почтового отделения отправки (нельзя менять почтовое отделение без специального разрешения местного управления почты и телекоммуникаций). К заявлению необходимо приложить копию сертификата Паритетной комиссии изданий и информационных агентств.

Обязательные атрибуты обложки периодического издания - Название, периодичность, номер и дата выхода, фамилия и имя руководителя, адрес школы, цена.

- Номер "школьного периодического издания".

В таком случае - хотя это и необязательно - на обложке выставляется надпись "Педагогика Френе", помещаемая рядом с номером периодического издания.

Условия отправки

"Каждый экземпляр, имеющий вышеуказанные атрибуты обложки, может быть отправлен простой бандеролью или письмом. На бандероли или конверте письма необходимо поместить атрибуты обложки. Добавить надпись: "хранение на месте". Оформить пятидесятипроцентную скидку (обычно этот тариф распространяется на одновременную пересылку более 100 экземпляров, но в случае школьных периодических изданий, как правило, принимается и меньшее число, поскольку они крайне редко выпускаются таким тиражом)".

Изменения

"Если меняется руководитель издания, необходимо уведомить об этом Прокуратуру Республики и почту. Если меняется название издания, то все следует начинать сначала, поскольку для администрации это будет новое издание".

Итак, законодательство приравнивает школьную газету к газете или другому печатному периодическому изданию, публикуемых с целью просвещения, образования и информирования публики. Дебаты 1950-х годов по-прежнему актуальны - с тех пор в этом плане ничего не изменилось. Поэтому нам представляется своевременным показать развитие данного законодательства именно в историческом контексте - оно есть следствие движения идей - нежели рассматривать его обособленно, в качестве самостоятельного предмета изучения. И все потому, что движение издателей школьных газет было достаточно широко распространено и хорошо структурировано, начиная с 1950-х гг. Это сыграло немаловажную роль для того, чтобы в дальнейшем газета, выпускаемая школьниками, стала элементом коммуникации между детьми и взрослыми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.021 с.)