Школьная газета: януш корчак 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школьная газета: януш корчак



История особо запомнила жест Корчака, принявшего решение отправиться вместе с детьми из детского дома в Варшаве в лагерь смерти в Треблинке. Потрясающий символ для человека, так привязанного к детям, который надеялся на их возможности, чтобы изменить мир к лучшему. Похоже, в самом деле, что деятельность детского дома стала "моделью" демократии, где "школьная газета" занимала привилегированное положение.

В 1921 г. Корчак изложил в небольшом сочинении на двадцати двух страницах размышления по поводу такого рода деятельности. Работа "О школьной газете", тем не менее, заслуживает того, чтобы быть процитированной практически целиком - так можно будет усвоить передовую для своего времени практику, которая существовала в Польше в школах, открытых идеям новой педагогики.12 Мы опишем здесь лишь основные моменты из этой публикации.

ГАЗЕТА: УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Корчак начинает с того, что во многих школах предпринимаются попытки издавать газету. Эта ремарка представляет для нас особый интерес, поскольку доказывает универсальный характер такого рода практики с конца XIX века. Идея "издавать газету" в некотором роде банальна, и это одна из причин, по которой никто не может претендовать на первенство до Френе. Что предлагает Корчак? Советы для того, чтобы газета не стала бы эфемерной, без будущего: "В очень многих школах молодежь выпускала свои газеты. Их по-разному называли и по-разному начинали. К сожалению, конец всегда был один: после нескольких номеров газета переставала выходить. Я наблюдал энтузиазм в начале работы и апатию после первых неудач. Жаль мне было напрасно затраченных сил и пыла. Но мне кажется, что и эти неудачные попытки не прошли бесследно: школа приобрела опыт, ведь чему-то они должны были научить? Все же было бы куда лучше, если бы школьная газета могла прижиться" [16].

ПРЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Зачем нужны такого рода издания? Потому что необходимо, говорит Корчак, чтобы существовала пресса для детей и подростков, но такая, в которой бы участвовали сами ребята и "где затрагивались бы важные и интересные для них темы". Он также дает несколько советов и предостережений тем, кто собирается заняться выпуском школьных газет, чтобы они могли легче достичь желаемой цели.

Прежде всего избегайте делать журнал втроем или вчетвером - ведь в классе сорок учеников, и потому хорошо продуманная редколлегия должна состоять примерно из половины класса. Если же газета будет ориентирована на одного-двух умников, то это не приведет ни к чему хорошему: "Способный крикун, капризный первый ученик, самоуверенный "поэт" должны приветствоваться в редакции как сотрудники со стороны, а редакционная коллегия должна состоять прежде всего из ребят, которые не хворают, не пропускают уроков, не опаздывают, держат слово и не слишком много о себе мнят" [17].

Напротив, если, как минимум, половина класса включена в работу, то каждый может заменить при случае того, кто капризничает, или того, кто не выполняет свои обязанности. Но слишком большое число сотрудников также представляет собой опасность, поскольку может возникнуть заговор. Всякий враг опасен, и школьная газета должна иметь десяток друзей и двадцать доброжелателей. Тогда она может позволить себе иметь среди десятка равнодушных двух недоброжелателей или недовольных. Согласиться стать ответственным за газету - не простое решение. Это работа, в которой встречается много трудностей и опасностей.

"Какую же пользу приносит школьная газета? Огромную! Газета учит честно выполнять добровольно взятые на себя обязанности, учит работать по плану, опираясь на объединенные усилия самых разных учеников, учит смело высказывать свои убеждения, учит спорить, доказывая, а не ссорясь, вносит гласность туда, где без газеты кружила бы сплетня и клевета, ободряет несмелых, утирает нос зазнавшимся, направляет общественное мнение, является совестью общины. Ты недоволен? Напиши в газету. Ты сердишься? Напиши в газету. Ты обвиняешь меня во лжи или непонимании? Пожалуйста - спор при свидетелях, документ, от которого тебе не отпереться. Газета сближает, связывает класс или школу воедино, благодаря газете знакомятся между собой такие ребята, которые до сих пор ничего не знали друг о друге; газета выводит на трибуну тех сосредоточенных, кто умеет высказываться в тиши с пером в руке, но которых перекричат в шумном споре" [18].

Отметим здесь, насколько Корчак настаивает на коллективном характере газеты через общие усилия всей группы, необходимость совместного управления, как скажет Френе несколько лет спустя. О чем должна писать такая газета? "…В газете должны быть разные отделы, должен помещаться злободневный материал, хроника. У каждого сотрудника и члена редколлегии имеется свой дневник, в который он заносит сведения по своему отделу. Пусть один записывает тех, кто пропустил уроки или опоздал. Второй записывает именины и дни рождения соучеников. Третий собирает сведения о контрольных работах. Четвертый записывает события на большой перемене. Пятый - на остальных переменах. Один сообщает об уроках математики, другой - польского языка и т.д. Кто-нибудь может взять на себя отдел о книжках, кто и какие прочел книги за текущую неделю и кто был в театре. Кто-нибудь может взять отдел о преподавателях. Другой - о порядке в классе. Еще один берет "Драки и ссоры". Или хотя бы только: кто забывает приносить книжки, тетрадки и ручки. Наконец, "Разные сообщения". Если я привел здесь около двадцати отделов, то это не значит, что обязательно должны быть именно эти, и что их не может быть ни больше, и ни меньше" [19].

НОВОСТИ ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ

Можно заметить интерес Корчака к новостям детской жизни. Речь не идет о свободном самовыражении ребенка, но об информации. У детей и подростков есть своя характерная информация, и школьная газета будет способствовать ее распространению. Все члены редколлегии должны взять на себя обязательство сдавать секретарю дневники отделов каждую субботу в течение первого испытательного месяца, и даже тогда, когда в дневнике ничего не отмечено. После первого испытательного месяца можно дать обязательство уже на трехмесячный срок. "На заседаниях редколлегии рассматривают, как разнообразить сообщения о текущих событиях и как улучшить каждый отдел. Больше всего на заседаниях надо остерегаться одного: бессодержательной критики. Бессодержательная критика - это такая критика, когда указывают, что плохо, а как сделать лучше, не предлагают. Любую, даже самую хорошую газету можно сделать лучше. Однако пословица гласит: "Лучше синица в руке, чем журавль в небе". Сначала люди пользовались лучиной, потом стали пользоваться свечами, потом керосином - газом - электричеством. И не бросали одного, пока не выдумывали чего-нибудь другого" [20]. Совершенно бесполезно обижаться на критику. Поскольку то, что не нравится одному, может понравиться другому; кроме того, критика никогда не обескураживает умного человека - напротив, она заставляет его приложить больше усилий. И Корчак приводит латинскую поговорку: "Благодаря согласию растут дела малые, из-за несогласия идут прахом и великие". Газета должна располагать запасами материалов для публикации. От этого богатства зависит ценность всего издания. Опытный редактор всегда откладывает про запас несколько интересных статей - вместо того, чтобы поместить их сразу в одном номере: "Раньше я вам говорил: "Смотрите, не ссорьтесь". Теперь говорю: "Не спешите". Да-да, не спешите! Если мы решили, что материалы с сообщениями о текущих событиях займут половину номера, то другую половину можно готовить заранее. Я полагаю, что прежде, чем выпустить первый номер, можно подготовить еще четыре газеты (без материала о текущих событиях)" [21].

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Надо иметь и терпение: предположим, что в школе прошел спектакль или состоялась экскурсия. Четверо учеников посвятили этому событию статью. Что делать? Дать все четыре статьи в одном номере или по одной в разных номерах? Если кто-нибудь заявляет: "Пока вы этого не поместите, ничего вам нового не напишу", - надо ему объяснить, что он неправ. Газета - как букет из разных цветов. Он тем красивее, чем больше выбор исходного материала. Должен ли писать сам редактор газеты? Совсем не обязательно: "Будь я редактором школьной газеты и будь у нас в классе кто-нибудь, кто считался бы неспособным, я бы обязательно к нему обратился. А позволь себе кто-нибудь по этому поводу посмеяться и сострить, я ответил бы ему в следующем номере, что он не имел права этого делать и поступил несправедливо и неумно. Может быть, я написал бы даже резче, но тогда не назвал бы его фамилии. Вообще, когда пишешь о ком-нибудь плохо, с фамилиями приходится быть очень осторожным. И такая статья не должна быть анонимной. Под ней обязательно должна стоять подпись. Иногда редакция снабжает такую статью примечанием, что хотя она, редакция, и публикует эту статью во имя свободы слова, но она с ней не согласна, считает ее несправедливой" [22].

Редактор газеты (точнее, "главный редактор") должен быть тактичным и беспристрастным. Газета выиграет, если будет в ряде случаев высказываться о том, что может быть полезно учителям, когда это уместно. Так она сможет укрепить свое право на критику и найдет при случае поддержку со стороны учителей.

Еще одна, не менее важная задача редактора - уметь подхватить каждую идею, каждое предложение, стараться разнообразить содержание газеты. Если газета не иллюстрированная, можно хотя бы раз в год выпустить праздничный номер, украшенный рисунками. Еще Корчак приводит, как пример развлечения для рекламы, известный случай с парижской газетой, которая выставила в витрине редакции бутылку, наполненную горохом: "Приз тому, кто отгадает, сколько в бутылке горошин". Два читателя оказались победителями: извозчик и депутат парламента… Разного рода конкурсы могут обогатить газету, привлечь к ней новых читателей. Что предложить в качестве призов?

"Редакция школьной газеты небогата, поэтому награды не могут быть ценными. Опыт показал, что очень приятная награда - памятная открытка. Выбирается открытка с соответствующей картинкой, та сторона, где адрес, заклеивается чистой бумагой, и пишется примерно такая надпись: Постановлением конкурсного суда от… (число)… (имя и фамилия) присуждается памятная открытка.

(дата) … (подпись) Или: Постановлением редакционной коллегии… (название газеты)… (имя и фамилия) присуждается памятная открытка. (дата) … (подпись) Можно также написать, за что присуждается открытка. А значит: "За участие в конкурсе", "В память годичной (полугодичной) совместной работы", "В юбилей десятой (двадцатой) статьи" [23].

И снова необходимы такт и равновесие. Памятные открытки - это символы, которые надо уметь преподнести с умом: ни слишком много, ни слишком мало.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР

Школьная газета, говорит Корчак, выходит в одном экземпляре. Здесь необходимо процитировать весь отрывок о "копии" газеты, поскольку затрагивается единственное серьезное различие между Корчаком и Френе: для Корчака каллиграфия есть искусство, которое возвышает мысль; для Френе напечатать что-либо - обессмертить его: "В средние века, когда не знали еще печати, переписчики пользовались не меньшим уважением, чем ученые и поэты. Отношение между письмом и печатью такое же, как между портретом, написанным художником, и фотографией, ручной вышивкой и машинной, пением и звучанием граммофонной пластинки. Хороший почерк это тоже талант, и, добавлю, талант, который не часто встретишь.

Школьная газета, как я говорил, не может держаться на одних особо одаренных сотрудниках, поэтому пусть редакционный комитет не очень уж беспокоится, если у секретаря не будет исключительных каллиграфических способностей. И опять повторяю: тот, кто пишет всех красивее, пусть возьмет на себя переписку юбилейного, праздничного или иллюстрированного номера.

А на постоянную работу в качестве секретаря и его заместителя надо пригласить самых добросовестных, честных и аккуратных ребят в классе. Кто из вас видел, как бережно обращаются с ротационной машиной, на которой печатают газеты, тот поймет, каким уважением должен пользоваться секретарь школьной газеты. Он не машина, которой все равно, что на ней ни печатай, а ведь он из недели в неделю переписывает все, вплоть до запятых, - и то, что менее интересно, и то, что совсем неинтересно, что читатели прочтут, лишь бы отделаться. Имей машина душу, он походил бы на машину.

О работе секретаря забывают, а ведь это не только работа руки, которая пишет, но и глаз, которые смотрят; это постоянная напряженная работа мысли - как бы получше закончить строку; внимания - как бы не вышло ошибки; тут буквы, чтобы поместились, написаны потеснее, там - в заголовке - покрупнее; а переносы, а забота о том, как кончить страницу? Обращайте внимание на эстетическую сторону газеты, но дайте секретарю время набраться опыта, не требуйте, чтобы у него совсем не было ошибок - иногда помарка, иногда пропуск, даже целая пропущенная страница. Это не только может, но и должно случиться, и особенно вначале. Будьте ему благодарны, будьте снисходительны и помните: не перегружайте работой. Секретарь имеет право не принять статью, написанную неразборчиво, в кляксах и почеркушках, автор обязан думать о секретаре.

Насколько мне не изменяет память, большинство школьных газет переставало выходить потому, что никто не хотел переписывать. Нужно помнить об этом.

Секретарь должен иметь заместителя и помощь со стороны. Длинные статьи могут переписывать в заранее подготовляемые номера сами авторы, может быть, это научит их писать короче.

Секретарю нужно хорошо рассчитать время и определить величину газеты: целая ли тетрадка раз в неделю или на один номер - половинка. Это важно. Менее опытные горячие секретари часто берут на себя обязательства, с которыми не могут справиться. Надо с часами в руке подсчитать, сколько уйдет времени на переписывание одной страницы, сколько часов займет переписывание всего номера и сколько времени может уделять ежедневно газете секретарь. Бывали случаи, когда каждый номер переписывал кто-нибудь другой. Тут есть свои хорошие стороны, но в начале работы это опасно. Если кто-нибудь из вас остановится на этом способе, хорошо, но тогда должен быть один ответственный секретарь. И обязательно надо отделить редакцию от администрации газеты. У редактора не будет хватать времени, и то или другое он запустит. А помните, провал газеты всегда начинается с того, что номера не выходят во время и газета запаздывает - сначала на день, потом на несколько дней, на неделю, а под конец и вовсе перестает выходить. Газета, как и человек, может умереть внезапно или скончаться после длительной болезни.

Я знаю случай, когда родители, видя, что старательный секретарь забросил свои школьные занятия, запретили ему переписывать газету. Это редакции надо учесть. Вот потому-то я и говорю, что не надо торопиться с выпуском первого, хотя бы даже уже подготовленного номера, пока не будет учтено все до последних мелочей" [24].

Вся парадоксальность Корчака проявляется в этих последних параграфах: педагог, предоставляющий детям такую свободу в организации школьной газеты - можно было бы сказать "самоуправление", которое даже Френе не отпустил бы так далеко, этот педагог не представляет себе, что газета может быть отпечатана. Более того, он сравнивает печатание с потерей художественного качества по отношению к единственному каллиграфическому экземпляру, так же как он считает фотографию эрзацем живописного произведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.015 с.)