Различие единственное, но имеющее последствия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различие единственное, но имеющее последствия



Это единственное различие несомненно объясняет иную траекторию движения за типографию в школе, организованного Френе, популярного движения, которое вскоре станет очень важным в педагогической жизни страны, в то время как Корчак, конечно, вдохновит новые эксперименты, но они останутся ограниченными. Френе на начальном этапе своей деятельности не мог знать работ Корчака, тогда как довольно рано он узнает об опыте Дьюи в США. Было бы вправе, без этой уверенности, спросить себя о возможном "заимствовании", которое могло бы произойти вокруг Корчака - настолько его педагогическая мысль связана с проектом газеты.

Так, по поводу участия взрослых в редакции Корчак уточняет: "Такая помощь желательна, но не обязательна. Самое уместное было бы попросить учителя просмотреть уже переписанный номер и в конце номера под рубрикой "Опечатки" исправить грамматические и стилистические ошибки. Газета тогда сохранит свежий и оригинальный стиль языка школьников. Нет ничего невероятного, если в будущем молодежь создаст свой собственный язык, как мы это видим у народа и в научном, и в артистическом мире. Молодежный газетный язык может быть даже ярче, свежее, красивее газетного языка взрослых. В словарном составе школьного языка имеются свои обороты и меткие словечки…

Как часто подражание стилю взрослых в школьных сочинениях производит неприятное и смешное впечатление! Пресса может себя от этого избавить.

Учительница может писать передовые. Может иногда дать в качестве классного сочинения какую-нибудь конкурсную тему. Все это обогатит портфель редакции. Тему, конечно, дает редколлегия.

Надо быть очень осторожным, чтобы не попасть в полную зависимость от взрослых. У взрослых есть тот большой недостаток, что они не признают сотрудничества с молодежью на основе равноправия и, даже когда, явно, казалось бы, высказываются за полную свободу, втайне ждут послушания. Говоря так, я думаю о взрослых вообще, а не о редких исключениях" [25].

ВЛИЯНИЕ ОВИДА ДЕКРОЛИ

Почему из всех своих предшественников, занимавшихся вопросами школьными газетами, Френе упоминал только Овида Декроли, хотя, как мы убедились, существовали и другие, часто удивительно близкие по духу? Поскольку никто не может упрекнуть Френе в предвзятости, то самое вероятное, что можно предположить - Декроли был единственным педагогом, работающим в данном направлении, опыт которого был хорошо знаком Френе в 1924 г. И для этого есть основания: доктор Декроли был известен среди небольшого круга учителей, интересующихся проблемами "нового воспитания", и когда первое издание книги "Почести Декроли" ("L'Hommage а Decroly") появится в 1931 г., можно будет измерить известность основателя "Эрмитажа" по впечатляющему списку авторов, фигурирующих в этой книге (Клапаред, Бове, Кузине, Ферьер, Пиаже, Пьерон, Валлон и др.). Этот человек и его творчество были широко известны. Вот как описывает газету "Эхо", выпускавшуюся в 1907-1910 гг. в самом первом школьном учреждении, организованном Декроли, его первая сотрудница Джулия Деган: "Это было время, когда новая группа "высших", присоединившихся к "большим" из школы, организовала свою "газету" прекрасное школьное "Эхо", начало которой было одновременно таким трудным и привлекательным, наполненное борьбой, надеждой, разочарованиями. Этот скромный "еженедельник", содержавший наивные статьи, объясняемые, интерпретируемые человеком, переживавшим вместе с детьми их насыщенную школьную жизнь, представлял собой редкий психологический документ Это было время большой лотереи, организованной для того, чтобы поддержать "газету", которая частенько имела пустую кассу, незабываемой лотереи, в рамках которой сотрудничали родители, учителя и ученики. Это было время многочисленных обществ с президентами, секретарями, казначеями, разработанными детальнейшим образом уставами и прочими документами, но абсолютно эфемерными. Это было время суда со своим удивительным уголовным кодексом и многочисленными жандармами, следившими за порядком, которых выбирали из самых драчливых и непослушных в школе" [26]..

МЕТОД ДЕКРОЛИ

Как определить "метод Декроли"? Доктор Декроли оставил после себя мало текстов, и в этом есть свой смысл.

"Метод Декроли, быстро развиваясь, сегодня не есть то, что было вчера, он не будет тем же самым и завтра. И это потому, что доктор Декроли никогда не хотел фиксировать применение своего метода, его техники. Любое применение метода Декроли есть лишь очень частный аспект, связанный с данным моментом времени, который, будучи представленным и понятым другим образом, сильно противится основным идеям своего инициатора. Речь идет не о том, как обучить чтению, письму или счету - не это главное; и не о том, чтобы штамповать "машины для слов", лишенные смысла - это очень опасно. Речь идет о том, чтобы дать возможность ребенку полноценно жить, сделать из него полноценного человека" [27]. Среди видов коллективной деятельности, играющей, по мнению директрисы "Эрмитажа" первостепенную роль в социальном развитии учащихся, можно найти детские комитеты, коллективную ответственность, спорт, игры и соревнования, театр и оркестр, типографию. Основная функция типографии - возможность публиковать журнал.

"Журнал "Школьный курьер" выходит шесть раз в год. он издается группой школьников 13-14 лет, отвечающих за него в течение всего года. Он содержит новости из разных классов, интересующие ребят факты школьной и внешкольной жизни, протоколы общих собраний, рисунки, стихи и другие проявления свободного творчества.

Кроме того, произведения ребят публикуются в форме разного рода брошюр.

Тексты и иллюстрации создаются исключительно детьми (подбор материалов, их расположение, печатание и т.п.). Материалы набираются на линотипе и печатаются как в черно-белом, так и в цветном вариантах.

Типография выполняет также небольшие работы административного характера: приглашения и сообщения для родителей, объявления о собраниях, программки праздников и т.д" [28].

РОЛЬ ТИПОГРАФИИ

В той же самой книге преподаватель "Эрмитажа" Л.Либуа-Фонтен так определяет роль типографии: "Типография играет чрезвычайно важную роль в жизни школы, призывает к сотрудничеству, связана со множеством видов деятельности (издание журнала и произведений детей, печатание административных циркуляров и карт для уроков, программок праздников, одноцветных и многоцветных рисунков).

Тесно связанная с самовыражением в сфере абстрактного, она также требует и вполне конкретных навыков ручного труда и организационных качеств (серия заранее продуманных операций, подготовленных к строго определенному времени).

Учащиеся выполняют здесь разнообразную работу; это - общая композиция материала, постраничное распределение, печатание, распределение шрифтов, поддержание в рабочем состоянии полиграфических материалов, подготовка клише, переплет и отправление брошюр" [29].

Тексты, вошедшие в книгу "Введение в метод Декроли" ("Initiation а la mйthode Decroly"), отрывки из которой мы процитировали выше, создавались в 1930-1936 гг. Однако они описывают практику, существовавшую в 1907 г., ценность которой Френе осознал уже в 1924 г. Вновь мы не видим большого расхождения между направлением мысли двух педагогов, но у Декроли, как и у Дьюи (одну из фундаментальных работ которого - "Психология и педагогика мышления" - Декроли перевел на французский язык) типография, газета, журнал не находятся в центре проекта организации класса. Они, бесспорно, важны, но все же они, скорее, рассматриваются как помощь в передаче информации, а также как один из видов ручного труда и никогда - как средство обмена между школами, как предмет сотрудничества в классе, как свободное самовыражение. Следовательно, было необходимо "переместить" в некотором смысле эти орудия труда в центральное положение, чтобы раскрыть весь их потенциал, всю их магию. Похоже, что только Януш Корчак заметил ту роль, которую могла играть газета - его вышеупомянутая работа прекрасно доказывает это - однако, его очарование каллиграфическим экземпляром ограничивает, наверное, значение газеты. Это пересечение "типография - газета", которое придет в голову Френе (идя все же от типографии) собирает, следовательно, разнородные элементы, которые уже существуют в различных странах к началу XX века в школах, открытых для педагогики, определяемой интересом к мотивации детей, к центрам их интереса. Вклад учителя из Ле-Бар-сюр-Лу мог бы тоже показаться достаточно скромным. В самом деле, его гений будет состоять в меньшей степени в новом открытии того, что уже существовало, чем в новой организации, исходя из этих средств, целого движения международного масштаба "типография в школе", которое изменит в значительной степени отношения между учителями и учениками, благодаря школьной газете.

Впрочем, в "Почестях Декроли" Френе определяет свой вклад так - "техническая адаптация метода Декроли: типография в школе". Он уточняет: "Если наша окончательная техника в том виде, как она сейчас установилась, несколько отличается от метода Декроли, то она остается тем, что одухотворяет нас в работах великого педагога, ставя только на службу педагогической техники новое орудие - типографию в школе, которой мы пользовались как мощным и удобным рычагом для того, чтобы внедрить в народную школу наиболее характерные инновации современной педагогики" [30].

Этот исторический экскурс позволяет понять, насколько школьная газета с конца XIX века утвердилась как элемент активной педагогики, нового подхода к ребенку.

Конечно, было бы спорным свести это описание лишь к четырем педагогам, которых мы упомянули. Элиз Френе, как мы видели, цитировала также Руссо, как, впрочем, и Песталоцци, Кершенштейнера, Клапареда, Монтессори. Можно было бы добавить Ферьера, Кузине, Бове… Некоторые параллели между этими педагогами иногда даже кажутся волнующими. Заметки Франтишека Бакуле, например, очень сильно напоминают заметки Френе. Сельский учитель из Богемии, служивший мишенью для нападок австро-венгерской администрации, Бакуле, перестанет учительствовать за год до начала Первой мировой войны. Он создаст кооператив, управляемый самими детьми. Под влиянием Льва Толстого он публикует работы детей в форме журнала "Юная свобода".

Во всяком случае, поступок Бакуле нам кажется более предвещающим Корчака, чем Френе - в том смысле, что он более интересуется организацией газеты, чем типографии. Значительный вклад Френе будет состоять одновременно и в том, чтобы поместить типографию в центр деятельности класса, и в том, чтобы вовлечь тысячи учителей в движение "типография в школе", которое в значительной мере изменит школьный ландшафт.

Нам лишь остается проделать путь от этого, повторенного Френе открытия школьной газеты, выпускаемой самими детьми, чтобы понять рождение и развитие движения за типографию в школе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.009 с.)